Развитие неоклассического направления в XX веке. (М. Фридмен, Ф. Хайек). Господство идей государственного регулирования рыночной экономики в середине XX в. сменилось в 70-е годы возрождением традиций неоклассического направления, связанным с появлением теории монетаризма. Специфика монетаризма по сравнению с традиционными неоклассическими идеями состоит в том, что монетаризм особое значение придает сфере денежного обращения: деньги - главная движущая сила рыночной экономики. Наиболее известный теоретик монетаризма - М. Фридмен.
Милтон Фридмен (1912) - американский экономист, профессор Миннесотского и Чикагского университетов, советник президента Р. Никсона по экономическим вопросам. Основные работы: «Капитализм и свобода» (1962), «Доллар и дефицит» (1968), «Деньги и экономическое равновесие» (1973), «Становление денежной системы в США, 1867-1960». В этих работах излагаются основные положения теории монетаризма. Основывается на теоретическом положении о рынке как саморегулирующейся системе и количественной теории денег. Отстаивает положение об ограниченном прямом воздействии государства на макроэкономические процессы, отводя первостепенную роль денежно-кредитной политике. Для стимулирования деловой активности необходимо поддерживать устойчивый (но низкий, не вызывающий инфляцию) темп роста массы денег в обращении. Предлагается поддерживать темп прироста денежной массы на уровне 3-5% в год. В противном случае нарушается механизм частного предпринимательства, нарастает инфляция. Таким образом, приоритет отдается регулируемому росту денежной массы, а не стимулированию экономического роста и занятости.
Фридрих Август Хайек (1899-1992) - английский экономист, возглавлял Австрийский институт экономических исследований, профессор Чикагского университета. К важнейшим открытиям Ф. Хайека можно отнести: определение границ познания и принципиальных возможностей целенаправленного воздействия на общественные явления, выяснение природы товарно-денежных отношений, форм и масштабов государственного регулирования экономики, исследование проблем взаимодействия хозяйственных, социальных и политических институтов. В отличие от многих современных экономистов, он пытался решать конкретные вопросы в контексте более общих теоретических, методологических и нравственных проблем, проявляя большую эрудицию и склонность к философскому обоснованию своих идей.
Неоклассический синтез. (50-60-е гг.) Пол Антони Самуэльсон (1915)- американский экономист, профессор экономики Массачуссет-ского технологического университета. В разное время совмещал преподавательскую деятельность с работой в различных государственных учреждениях (в 1961-1968 гг. - советник Белого дома по вопросам экономики), член Американской академии искусств, Американской экономической ассоциации, Международной экономической ассоциации, Американского эконометрического общества. Автор одного из наиболее распространенных учебников «Экономикс». Теоретические взгляды П. Самуэльсона базируются на соединении различных школ и направлений экономической мысли на основе так называемого «неоклассического синтеза». Стержневая концепция неоклассического синтеза - синтез микроэкономических идей классиков и макроэкономического анализа кейнсианства. Исходит из того, что в современных экономических традиционных теориях господствуют два течения: неоклассическое и кейнсианское направление. У каждого есть слабые и сильные стороны. С точки зрения теории неоклассического синтеза, основная задача экономической теории - поиск оптимального сочетания рыночного регулирования с государственным воздействием на экономику, использование в период глубокого спада бюджетных рычагов, в условиях подъема - кредитно-денежных.
Вопросы для повторения
1. «Долларизация» российской экономики: причины и последствия для экономического развития страны.
2. Назовите основные цели денежно-кредитной политики государства.
3. Чем определяется спрос на деньги?
4. Какие процессы происходят в реальной экономике, если нарушается равновесие на денежном рынке?
5. Как норма процента влияет на уровень инвестиционного спроса?
6. Опишите цепочку причинно-следственных связей между изменениями в денежно-кредитной политике и изменением номинального объема ВНП:
а) с точки зрения кейнсианского подхода к данному вопросу;
б) с точки зрения монетаризма.
7. Сформулируйте «монетарное правило» М. Фридмена.
8. Чем обусловлена специфика денежно-кредитной политики государства в России?
Примерный план лекции
1. Современные теории денег и денежно-кредитная политика государства.
2. Понятие денежного рынка. Специфика спроса и предложения денег. Графическое отображение спроса и предложения денег.
3. Денежно-кредитная политика государства: концептуальный аспект.
4. Инструменты денежно-кредитного регулирования экономики и особенности их использования в России.
5. Специфика современной денежно-кредитной политики России.
Вопросы для обсуждения на семинарском занятии
1. Кейнсианство и монетаризм: истоки противоречий.
2. Уравнение обмена и спрос на деньги.
3. Графическое отображение денежного рынка и определение равновесной «цены денег» при изменении спроса на деньги и их предложения под влиянием денежно-кредитной политики государства.
4. Факторы, влияющие на спрос и предложение денег.
5. Механизм денежно-кредитной политики государства. Инструменты и специфика их использования в различных странах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонов Н.Г., Песселъ МА. Денежное обращение, кредит и банки.-М., 1995.
2. Акулова Т.Н. Международные валютно-финансовые организации и страны. - М., 1988.
3. Банки и банковские операции / Под ред. Жукова Е.Ф. - М., 1997. Банки на развивающихся рынках: В 2-х т.- М., 1994. Банковская система России. - М., 1995. Банковский портфель 1. - М., 1994.
4. Банковское дело /Под ред. Колесникова В.И., Кроливецкой Л.П. -М., 1995.
5. Бор М.З., Пятенко В.В. Менеджмент банков: организация, стратегия, планирование. - М., 1997.
6. Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России / Под ред. Лалидуса М.Х. - М., 1996.
7. Бухвальд Б. Техника банковского дела. - М., 1995.
8. Василишен Э.Н. Регулирование деятельности коммерческого банка. -М., 1995.
9. Волынский B.C. Кредит в условиях современного капитализма. - М., 1991.
10. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. - М., 1999.
11. Долан Э. и др. Деньги, банковское дело и кредитно-денежная политика. -М. - СПб., 1994.
12. Долан ЭД. Макроэкономика. - СПб., 1994.
13. Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. - М, 1997.
14. Зайдель X., Теммен Р. Основы учения об экономике / Пер. с нем. -М., 1994.
15. Камаев ВД. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории. - М., 1999.
16. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег /Пер. с англ. -М., 1978.
17. Лэйард Р. Макроэкономика: Курс лекций для российских читателей /Пер. с англ. - М., 1994.
18. Мату к Жан. Финансовые системы Франции и других стран. - М., 1994.
19. Международные валютно-финансовые отношения / Под ред. Л.Н.Красавиной. -М., 1998.
20. Матук Жан. Финансовые системы Франции и других стран. - М., 1994.
21. Носкова ИЛ. Международные валютно-кредитные отношения. - М., 1995.
22. Нуреев P.M. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. - М., 1995.
23. Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова -М., 1995.
24. Поляков В.П., Московкина Л А. Структура и функции Центральных банков: зарубежный опыт. - М., 1996.
25. Рузавин Т.Н., Мартынов В.Т. Курс рыночной экономики. - М., 1994.
26. СинкиДж.Ф. Управление финансами в коммерческих банках /Пер. с англ., под ред. Ливаты Р.Я., Пинскера Б.С. - М., 1994.
27. Усоскин В.М. Денежный мир Милтона Фридмена. - М., 1989. Фишер С. и др. Экономика. - М., 1994.
28. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Л.А. Дробози-ной. - М., 1999.
29. Фридмен М. Если бы деньги заговорили... - М., 1999. Харрис Л. Денежные теории. - М., 1990.
30. Ширинская Е.Б. Операции коммерческих банков. - М., 1996.
Глава 16. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
§ 1 .Сущность и функции финансов
Основные понятия финансов
Финансы - это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.
Таким образом, финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения являются финансовыми отношениями. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной, стимулирующей, фискальной.
Распределительная функция финансов заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий, фирм, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат.
Финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта, выраженного в денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Это позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе экономические пропорции, что отражает другую функцию финансов - контрольную.
Стимулирующая функция финансов проявляется в следующем: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. С помощью налогов, льгот, санкций государство может стимулировать технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства.
Выполнение финансами фискальной функции связано с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая либо вообще не имеет собственных источников доходов (библиотеки, архивы), либо обладает недостаточными источниками доходов для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи).
Понятие финансовой системы государства и ее структура
Совокупность финансовых отношений национальной экономики образует финансовую систему государства. С точки зрения социально-экономических отношений, она складывается из централизованных, децентрализованных финансов и финансов домохозяйств.
Централизованные финансы - это государственная бюджетная система, государственный кредит, специальные внебюджетные фонды, фонды имущественного и личного страхования. Они используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом, решения целого ряда важнейших экономических и социальных задач.
Децентрализованные финансы - финансы фирм и предприятий различных форм собственности. Это финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическими и физическими лицами. В своей стимулирующей функции они используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйственных субъектов. Финансы фирм, предприятий и отраслей народного хозяйства составляют основу финансов. Здесь формируется подавляющая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий различных форм собственности во многом зависит общее финансовое положение страны.
В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на основе коммерческого расчета, при котором доходы должны соответствовать расходам, а главным источником производственного и социального развития коллективов является прибыль. За счет прибыли формируются производственные и социальные фонды, средства для инвестирования. Используются, в том числе, и ресурсы финансового рынка.
Финансы домохозяйств - это личные финансы, т.е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. (В отличие от семьи, домохозяйство может включать, кроме родственников, также людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также состоять и из одного человека, обеспечивающего себя материально.)
Каждый элемент финансовой системы особым образом влияет на производство, имеет свои, присущие ему функции. Так, с помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства и происходит их распределение и перераспределение между отраслями национального хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения. Внебюджетные фонды в рамках централизованных финансов имеют строго целевое назначение: крупнейший социальный Пенсионный фонд РФ мобилизует средства на выплату пенсий гражданам страны. Фонды имущественного и личного страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а также для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая. Государственный кредит как элемент централизованных финансов представляет собой форму кредитных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает, главным образом, в качестве заемщика средств.
Финансы фирм обслуживают производство. При их участии создается ВНП, распределяемый внутри фирм и отраслей народного хозяйства.
Финансы домохозяйства являются материальной основой их жизни, так как предполагают контроль за предстоящими доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячейки общества.
Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.
С точки зрения макроэкономического анализа и роли государства в развитии национальной экономики, особое значение имеют государственные финансы. Принципом их построения, характерным для финансовых систем современных развитых стран, является фискальный федерализм, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы. В соответствии с данным принципом в унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет, в федеративных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в государственный федеральный бюджет.
В результате проведенных реформ в области финансов государственные финансы РФ также строятся в соответствии с принципом фискального федерализма.
Бюджетная система РФ
Рассмотрим государственную бюджетную систему России в рамках централизованных финансов.
Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюджетное устройство определяется государственным устройством - в унитарных государствах это два уровня: государственный и местные бюджеты, в федеральных - 3 звена: федеральный бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты. Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
В соответствии с Федеральным законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» бюджетная система нашей страны представляет собой совокупность бюджетов трех уровней - федерального, субъектов Федерации и административно-территориальных образований. Бюджетная система РФ основывается на экономических отношениях и принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности трех бюджетов.
В бюджетную систему Российской Федерации (консолидированный бюджет) в качестве самостоятельных частей включаются:
- Федеральный бюджет;
- 21 бюджет субъектов федерации; 55 краевых и областных бюджета, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; 10 окружных бюджетов автономных округов и бюджет Еврейской автономной области;
- около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, сельских).
Все эти бюджеты функционируют автономно, каждый из них имеет законодательно определенный источник доходов и направления расходования средств. Так, правительство полностью независимо в целях, касающихся нации в целом: расходах на оборону, космос. Местные органы власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка и т.п.
Ведущим звеном государственной бюджетной системы является государственный (федеральный) бюджет - основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства. Именно с его помощью государство осуществляет в основном территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта (до 40% национального дохода).
Основными доходами государственного бюджета выступают налоги и неналоговые платежи. За государственным бюджетом в РФ (так же, как и в странах с развитой рыночной экономикой) закреплены главные налоги - налог на прибыль юридических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины. К налоговым доходам государственного бюджета относятся также штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законодательства. К неналоговым доходам относятся как обязательные платежи: доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности, доходы от продажи принадлежащего государству имущества, доходы от реализации государственных запасов, доходы от внешнеэкономической деятельности, - так и штрафы, взимание которых не связано с налоговым законодательством, доходы от продажи конфискованных товаров и т.п.
В соответствии с Конституцией и законами РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.
Закрепленные доходы поступают полностью в соответствующие бюджеты (налогом субъекта Федерации является налог на имущество предприятий; местные налоги; налог на имущество физических лиц; земельный налог и т.п.).
Регулирующие доходы - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в нижестоящий, сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов, исходя из размеров процентных отчислений.
Дотации - твердые суммы, передаваемые вышестоящими бюджетами нижестоящим для пополнения доходов и минимизации дефицита бюджета.
Субвенции представляют собой средства строго целевого назначения, также передаваемые в нижестоящие бюджеты.
Кредитные ресурсы - средства, передаваемые на возмездной основе под проценты или без них.
Функции по составлению и исполнению бюджетов закреплены за органами исполнительной власти. Рассмотрением и утверждением бюджета занимаются законодательные органы власти. В соответствии с законами правительство Российской Федерации принимает постановление о разработке бюджетной системы на предстоящий финансовый год (в России это календарный год). Далее организуется работа по составлению проекта бюджета: прогнозируется социально-экономическое развитие, прорабатываются и согласовываются основные показатели развития.
Государственный бюджет Российской Федерации, его расходы и доходы
Главным звеном российской бюджетной системы является Федеральный бюджет Российской Федерации. В нем аккумулируется основная часть ресурсов бюджетной системы страны. Централизация средств в Федеральном бюджете дает возможность маневрировать ресурсами, направлять их на определяющие участки экономического и социального развития, осуществлять единую социально -экономическую политику в стране.
При переходе к рынку средства государственного бюджета должны направляться прежде всего на финансирование структурной перестройки экономики, решение целевых программ, социальную защиту наименее обеспеченных слоев населения.
Учитывая ситуацию, сложившуюся в настоящее время в нашей стране, следует отметить задачи, которые выполняет российский бюджет на данном этапе развития экономики:
- преодоление последствий финансового кризиса, поддержание уровня жизни населения и обеспечение функционирования реального сектора экономики;
- прекращение спада экономики и обеспечение экономического роста;
- стабилизация кредитно- денежной системы и курса рубля;
- снижение налоговой нагрузки, создание льготных условий для производственного инвестирования, повышения уровня собираемости налогов;
- осуществление реструктуризации государственного долга РФ;
- минимизация государственных заимствований Российской Федерации на финансовых рынках и сокращение дефицита государственного бюджета;
- снижение неплатежей, сокращение ненадежных форм расчетов, в том числе с использованием бартера;
- полномасштабный переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, переход на эту систему исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- полное исполнение государством своих обязательств. Бюджет Российской Федерации как основной финансовый
план государства основывается на показателях прогноза социально-экономического развития страны на очередной год. Общие показатели и структура доходов и расходов связываются с объемом общественного производства и определяются налоговой системой и экономической политикой государства.
Государственный бюджет взаимосвязан с финансовыми планами предприятий и организаций, денежными доходами и расходами населения.
Доходы Федерального бюджета формируются за счет:
- налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным ставкам в соответствии с законодательством РФ;
- подоходного налога с физических лиц;
- налога на игорный бизнес;
- НДС на товары, производимые на территории РФ;
- НДС на товары, ввозимые на территорию РФ;
- акцизов на нефть, природный газ, легковые автомобили, бензин автомобильный, спирт этиловый;
- лицензионных и регистрационных сборов;
- налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
- единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
- налога на операции с ценными бумагами;
- платежей за пользование недрами;
- платежей за пользование лесным фондом;
- платы за пользование водными объектами;
- земельного налога и арендной платы за земли городов, поселков и земли сельскохозяйственного назначения в частях, аккумулируемых в федеральном бюджете для финансирования централизованных мероприятий;
- платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ;
- таможенных пошлин и таможенных сборов и иных таможенных платежей, доходов от внешнеэкономической деятельности;
- государственной пошлины;
- дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности;
- прибыли Центрального Банка РФ;
- консульского сбора, взимаемого на территории РФ;
- прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей.
Налоговые доходы составят 84% Федерального бюджета, неналоговые доходы - 7%, доходы целевых бюджетных фондов -9%.
Неналоговые доходы складываются из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности: перечисление прибыли Центрального банка РФ, дивиденды по акциям, принадлежащим государству, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, консульский сбор, доходы от проведения всероссийских государственных лотерей.
Расходы бюджета Российской Федерации включают следующие основные группы затрат:
- государственное управление;
- международная деятельность;
- национальная оборона;
- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
- Федеральная судебная система;
- фундаментальные исследования;
- промышленность, энергетика, строительство;
- сельское хозяйство и рыболовство;
- образование;
- культура и искусство;
- средства массовой информации;
- здравоохранение и физическая культура;
- социальная политика;
- обслуживание государственного долга;
- финансовая помощь субъектам РФ и закрытым административно-территориальным образованиям;
- другие расходы.
Республиканские (бюджеты субъектов федерации) и местные бюджеты имеют свои источники средств и направления на расходования.
За республиканскими и местными бюджетами закреплены второстепенные налоги (в основном имущественные). В этих бюджетах, по сравнению с государственным бюджетом, более высокая доля средств направляется на социальные нужды.
Таким образом, доходы и расходы бюджетов республик в составе РФ и местных бюджетов не повторяют доходов и расходов федерального бюджета. Кроме того, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты получают необходимые им средства путем субсидий и кредитов из государственного бюджета и выпуска местных займов, гарантированных правительством, а также за счет зачисления в доходную часть этих бюджетов (на законодательной основе) определенной доли поступлений от целого ряда федеральных налогов.
Очевидно, что основной проблемой эффективного использования принципа фискального федерализма при формировании финансовой системы государства является определение оптимального размера финансовых ресурсов, идущих в федеральный бюджет, с одной стороны, и в региональные и местные бюджеты - с другой.
Важную роль в структуре централизованных финансов играют внебюджетные фонды. В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупными внебюджетными фондами являются фонды национального страхования, образуемые за счет страховых взносов работников предприятий, предпринимателей и дотаций из государственного бюджета. Средства этих фондов используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, в случае потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, по безработице.
В рамках финансовой системы России в настоящее время насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и производственного назначения. Все внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение: для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительных ресурсов приоритетных отраслей экономики.
В соответствии с Указом Президента, в целях усиления контроля за расходованием государственных финансовых ресурсов в республиканском бюджете РФ должны быть консолидированы все государственные целевые бюджетные фонды, доходы которых формируются за счет обязательных платежей фирм, предприятий, учреждений, организаций, за исключением Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования с сохранением целевой направленности консолидируемых фондов. К этим фондам относятся: Федеральный дорожный фонд, Фонд развития таможенной системы РФ, Межведомственный фонд развития налоговой системы и налоговой службы РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью, Федеральный экологический фонд РФ.
Одним из звеньев финансовой системы государства является государственный кредит. Главная форма экономических отношений в рамках государственного кредита - это ситуация, когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.
Как экономическая категория, государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений: финансов и кредита - и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.
Государственный кредит выполняет две функции: фискальную и регулирующую. Через фискальную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. В странах с развитой рыночной экономикой займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.
Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется «рефинансированием государственного долга».
Государственные займы классифицируются:
- по субъектам заемных отношений: размещаемые центральными и местными органами управления;
- в зависимости от места размещения: на внутренние и внешние;
- в зависимости от обращения на фондовом рынке: рыночные, которые свободно продаются и покупаются, и нерыночные, которые не подлежат обращению на рынке ценных бумаг;
- в зависимости от срока погашения: краткосрочные (срок обращения до года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет);
- по характеру выплачиваемого долга: выигрышные (на основе лотереи), процентные и с нулевым купоном. С нулевым купоном обычно выпускаются краткосрочные ценные бумаги государства, они реализуются с дисконтом, т.е. ниже стоимости, а погашаются по номиналу.
§ 2. Теория и практика налогообложения
Сущность налогов
В системе финансовых отношений в государстве немаловажную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на национальную экономику в целом и на отдельные ее сферы, играют налоги. Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства. Налоги выражают обязанность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны также «гасить» возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать деятельность тех или иных экономических субъектов.
В соответствии с этим налоги выполняют следующие функции: регулирующую, стимулирующую, распределительную и фискальную.
Налоговая система базируется на соответствующем законодательстве, которое устанавливает конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяет конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:
- субъект налога - лицо, которое по закону обязано платить налог;
- носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;
- объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, недвижимое имущество и т.д.);
- ставка налога - величина налоговых начислений на единицу объекта налога (денежная единица доходов, единица земельной площади, единица измерения товара и т.п.).
Различают твердые ставки (устанавливаются в абсолютной сумме на единицу отложения, независимо от размеров дохода, например, на тонну нефти), пропорциональные (действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины), прогрессивные (предполагают возрастание ставки по мере роста дохода), регрессивные (предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода). При прогрессивной шкале налогообложения налогоплательщик платит не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю. Прогрессивные налоги - это те налоги, которые сильнее всего «давят» на лиц с большими доходами. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.
В практике налогообложения используются различные виды налогов.
1. По способу платежа различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности. Это подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, налог на землю и др.
При косвенном налогообложении субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей. Так, например, акцизы на табачные и алкогольные товары уплачиваются производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно, покупатель этих товаров и становится фактическим плательщиком налога. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, монопольный налог.
2. Налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные (целевые). Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определенное назначение, например налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.
3. В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог, различают федеральные налоги, региональные налоги субъектов Федерации и местные налоги.
Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным собранием. К ним относится налог на прибыль предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины и др.
К региональным налогам относится налог на имущество предприятий, налог на добычу природных ресурсов.
К местным налогам относится налог на недвижимое имущество граждан, налог на транспортные средства, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, другие сборы.
Принципы и концепции налогообложения
Сколько веков существует государство, столько же веков существуют налоги и столько же государство ищет принципы и способы оптимального налогообложения, т.е. как организовать сбор налогов таким образом, чтобы налогоплательщики платили налоги, а казна получала все больше доходов. Шотландский экономист и философ А. Смит сформулировал четыре основополагающих (ставших классическими) принципа налогообложения, желательных в любой экономической системе.
1. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого принципа или, наоборот, пренебрежение им приводит к равенству (справедливости) или неравенству в налогообложении.
2. Налог, который обязан уплатить отдельный субъект налога, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).
3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику уд<
Дата: 2016-10-02, просмотров: 278.