ВЗГЛЯДЫ М. ФРИДМЕНА, Ф. ХАЙЕКА, П. САМУЭЛЬСОНА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развитие неоклассического направления в XX веке. (М. Фридмен, Ф. Хайек). Господство идей государственного регулирования рыноч­ной экономики в середине XX в. сменилось в 70-е годы возрождением традиций неоклассического направления, связанным с появлением теории монетаризма. Специфика монетаризма по сравнению с тради­ционными неоклассическими идеями состоит в том, что монетаризм осо­бое значение придает сфере денежного обращения: деньги - главная дви­жущая сила рыночной экономики. Наиболее известный теоретик монетаризма - М. Фридмен.

Милтон Фридмен (1912) - американский экономист, профессор Миннесотского и Чикагского университетов, советник президента Р. Ник­сона по экономическим вопросам. Основные работы: «Капитализм и сво­бода» (1962), «Доллар и дефицит» (1968), «Деньги и экономическое рав­новесие» (1973), «Становление денежной системы в США, 1867-1960». В этих работах излагаются основные положения теории монетаризма. Основывается на теоретическом положении о рынке как саморегулиру­ющейся системе и количественной теории денег. Отстаивает положение об ограниченном прямом воздействии государства на макроэкономиче­ские процессы, отводя первостепенную роль денежно-кредитной поли­тике. Для стимулирования деловой активности необходимо поддержи­вать устойчивый (но низкий, не вызывающий инфляцию) темп роста массы денег в обращении. Предлагается поддерживать темп прироста денежной массы на уровне 3-5% в год. В противном случае нарушается механизм частного предпринимательства, нарастает инфляция. Таким образом, приоритет отдается регулируемому росту денежной массы, а не стимулированию экономического роста и занятости.

Фридрих Август Хайек (1899-1992) - английский экономист, воз­главлял Австрийский институт экономических исследований, профес­сор Чикагского университета. К важнейшим открытиям Ф. Хайека мож­но отнести: определение границ познания и принципиальных возможностей целенаправленного воздействия на общественные яв­ления, выяснение природы товарно-денежных отношений, форм и мас­штабов государственного регулирования экономики, исследование проблем взаимодействия хозяйственных, социальных и политических институтов. В отличие от многих современных экономистов, он пытался решать конкретные вопросы в контексте более общих теоретических, методологических и нравственных проблем, проявляя большую эру­дицию и склонность к философскому обоснованию своих идей.

Неоклассический синтез. (50-60-е гг.) Пол Антони Самуэльсон (1915)- американский экономист, профессор экономики Массачуссет-ского технологического университета. В разное время совмещал пре­подавательскую деятельность с работой в различных государствен­ных учреждениях (в 1961-1968 гг. - советник Белого дома по вопросам экономики), член Американской академии искусств, Американской экономической ассоциации, Международной экономической ассоци­ации, Американского эконометрического общества. Автор одного из наиболее распространенных учебников «Экономикс». Теоретические взгляды П. Самуэльсона базируются на соединении различных школ и направлений экономической мысли на основе так называемого «нео­классического синтеза». Стержневая концепция неоклассического синтеза - синтез микроэкономических идей классиков и макроэконо­мического анализа кейнсианства. Исходит из того, что в современных экономических традиционных теориях господствуют два течения: нео­классическое и кейнсианское направление. У каждого есть слабые и сильные стороны. С точки зрения теории неоклассического синтеза, основная задача экономической теории - поиск оптимального соче­тания рыночного регулирования с государственным воздействием на экономику, использование в период глубокого спада бюджетных ры­чагов, в условиях подъема - кредитно-денежных.

Вопросы для повторения

1. «Долларизация» российской экономики: причины и последствия для экономического развития страны.

2. Назовите основные цели денежно-кредитной политики государ­ства.

3. Чем определяется спрос на деньги?

4. Какие процессы происходят в реальной экономике, если нарушается равновесие на денежном рынке?

5. Как норма процента влияет на уровень инвестиционного спроса?

6. Опишите цепочку причинно-следственных связей между изменениями в денежно-кредитной политике и изменением номинального объема ВНП:

а) с точки зрения кейнсианского подхода к данному вопросу;

б) с точки зрения монетаризма.

7. Сформулируйте «монетарное правило» М. Фридмена.

8. Чем обусловлена специфика денежно-кредитной политики государства в России?

Примерный план лекции

1. Современные теории денег и денежно-кредитная политика госу­дарства.

2. Понятие денежного рынка. Специфика спроса и предложения денег. Графическое отображение спроса и предложения денег.

3. Денежно-кредитная политика государства: концептуальный аспект.

4. Инструменты денежно-кредитного регулирования экономики и особенности их использования в России.

5. Специфика современной денежно-кредитной политики России.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1. Кейнсианство и монетаризм: истоки противоречий.

2. Уравнение обмена и спрос на деньги.

3. Графическое отображение денежного рынка и определение равновесной «цены денег» при изменении спроса на деньги и их предложения под влиянием денежно-кредитной политики государства.

4. Факторы, влияющие на спрос и предложение денег.

5. Механизм денежно-кредитной политики государства. Инструменты и специфика их использования в различных странах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонов Н.Г., Песселъ МА. Денежное обращение, кредит и банки.-М., 1995.

2. Акулова Т.Н. Международные валютно-финансовые организации и страны. - М., 1988.

3. Банки и банковские операции / Под ред. Жукова Е.Ф. - М., 1997. Банки на развивающихся рынках: В 2-х т.- М., 1994. Банковская система России. - М., 1995. Банковский портфель 1. - М., 1994.

4. Банковское дело /Под ред. Колесникова В.И., Кроливецкой Л.П. -М., 1995.

5. Бор М.З., Пятенко В.В. Менеджмент банков: организация, страте­гия, планирование. - М., 1997.

6. Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России / Под ред. Лалидуса М.Х. - М., 1996.

7. Бухвальд Б. Техника банковского дела. - М., 1995.

8. Василишен Э.Н. Регулирование деятельности коммерческого банка. -М., 1995.

9. Волынский B.C. Кредит в условиях современного капитализма. - М., 1991.

10. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. - М., 1999.

11. Долан Э. и др. Деньги, банковское дело и кредитно-денежная полити­ка. -М. - СПб., 1994.

12. Долан ЭД. Макроэкономика. - СПб., 1994.

13. Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. - М, 1997.

14. Зайдель X., Теммен Р. Основы учения об экономике / Пер. с нем. -М., 1994.

15. Камаев ВД. и коллектив авторов. Учебник по основам экономичес­кой теории. - М., 1999.

16. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег /Пер. с англ. -М., 1978.

17. Лэйард Р. Макроэкономика: Курс лекций для российских читателей /Пер. с англ. - М., 1994.

18. Мату к Жан. Финансовые системы Франции и других стран. - М., 1994.

19. Международные валютно-финансовые отношения / Под ред. Л.Н.Красавиной. -М., 1998.

20. Матук Жан. Финансовые системы Франции и других стран. - М., 1994.

21. Носкова ИЛ. Международные валютно-кредитные отношения. - М., 1995.

22. Нуреев P.M. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. - М., 1995.

23. Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова -М., 1995.

24. Поляков В.П., Московкина Л А. Структура и функции Центральных банков: зарубежный опыт. - М., 1996.

25. Рузавин Т.Н., Мартынов В.Т. Курс рыночной экономики. - М., 1994.

26. СинкиДж.Ф. Управление финансами в коммерческих банках /Пер. с англ., под ред. Ливаты Р.Я., Пинскера Б.С. - М., 1994.

27. Усоскин В.М. Денежный мир Милтона Фридмена. - М., 1989. Фишер С. и др. Экономика. - М., 1994.

28. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Л.А. Дробози-ной. - М., 1999.

29. Фридмен М. Если бы деньги заговорили... - М., 1999. Харрис Л. Денежные теории. - М., 1990.

30. Ширинская Е.Б. Операции коммерческих банков. - М., 1996.


 

 

Глава 16. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

 

§ 1 .Сущность и функции финансов

 

Основные понятия финансов

Финансы - это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физически­ми лицами, между отдельными государствами по поводу фор­мирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.

Таким образом, финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Однако не всякие денежные отношения являются финансовыми отношениями. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Финансы - экономический инструмент распределения и пе­рераспределения валового внутреннего продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Сущность финансов проявляется в их функциях: распреде­лительной, контрольной, стимулирующей, фискальной.

Распределительная функция финансов заключается в обеспе­чении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ре­сурсами, которые используются в форме денежных фондов целе­вого назначения. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение на­роднохозяйственных проблем, как производственных, так и со­циальных, финансирование крупных межотраслевых, комплек­сных целевых программ - научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть при­были предприятий, фирм, доходов граждан, направляя ее на раз­витие производственной и социальной инфраструктуры, на инве­стиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат.

Финансы, связанные с движением стоимости общественно­го продукта, выраженного в денежной форме, обладают свой­ством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) ото­бражать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Это позволяет систематически контролировать склады­вающиеся в обществе экономические пропорции, что отражает другую функцию финансов - контрольную.

Стимулирующая функция финансов проявляется в следу­ющем: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафа­ми, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. С помощью нало­гов, льгот, санкций государство может стимулировать техни­ческий прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства.

Выполнение финансами фискальной функции связано с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов пред­приятий и граждан для содержания государственного аппара­та, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая либо вообще не имеет собственных источников дохо­дов (библиотеки, архивы), либо обладает недостаточными ис­точниками доходов для обеспечения должного уровня разви­тия (фундаментальная наука, театры, музеи).

Понятие финансовой системы государства и ее структура

Совокупность финансовых отношений национальной эконо­мики образует финансовую систему государства. С точки зре­ния социально-экономических отношений, она складывается из централизованных, децентрализованных финансов и финан­сов домохозяйств.

Централизованные финансы - это государственная бюджет­ная система, государственный кредит, специальные внебюд­жетные фонды, фонды имущественного и личного страхования. Они используются в качестве инструмента регулирования на­циональной экономики в целом, решения целого ряда важней­ших экономических и социальных задач.

Децентрализованные финансы - финансы фирм и предпри­ятий различных форм собственности. Это финансовые отноше­ния между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическими и физическими лицами. В своей стимулирующей функции они используются для регулирова­ния экономических и социальных отношений в рамках отдель­ных хозяйственных субъектов. Финансы фирм, предприятий и отраслей народного хозяйства составляют основу финансов. Здесь формируется подавляющая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий различных форм собствен­ности во многом зависит общее финансовое положение страны.

В условиях рыночных отношений предприятия осуществ­ляют свою деятельность на основе коммерческого расчета, при котором доходы должны соответствовать расходам, а главным источником производственного и социального развития коллек­тивов является прибыль. За счет прибыли формируются про­изводственные и социальные фонды, средства для инвестиро­вания. Используются, в том числе, и ресурсы финансового рынка.

Финансы домохозяйств - это личные финансы, т.е. финан­совые отношения между физическими лицами, совместно про­живающими и ведущими общее хозяйство. (В отличие от се­мьи, домохозяйство может включать, кроме родственников, также людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также состоять и из одного человека, обеспечивающего себя материально.)

Каждый элемент финансовой системы особым образом вли­яет на производство, имеет свои, присущие ему функции. Так, с помощью централизованных финансов мобилизуются ресур­сы в основной централизованный фонд государства и происхо­дит их распределение и перераспределение между отраслями национального хозяйства, экономическими регионами, отдель­ными группами населения. Внебюджетные фонды в рамках централизованных финансов имеют строго целевое назначение: крупнейший социальный Пенсионный фонд РФ мобилизует средства на выплату пенсий гражданам страны. Фонды имуще­ственного и личного страхования предназначены для возмеще­ния ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприя­тиям и населению, а также для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая. Государственный кредит как элемент цент­рализованных финансов представляет собой форму кредитных отношений между государством и юридическими и физически­ми лицами, при которых государство выступает, главным об­разом, в качестве заемщика средств.

Финансы фирм обслуживают производство. При их участии создается ВНП, распределяемый внутри фирм и отраслей на­родного хозяйства.

Финансы домохозяйства являются материальной основой их жизни, так как предполагают контроль за предстоящими доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячейки общества.

Таким образом, каждое звено финансовой системы представ­ляет собой определенную сферу финансовых отношений, а фи­нансовая система в целом - совокупность различных сфер фи­нансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

С точки зрения макроэкономического анализа и роли госу­дарства в развитии национальной экономики, особое значение имеют государственные финансы. Принципом их построения, характерным для финансовых систем современных развитых стран, является фискальный федерализм, при котором осуще­ствляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы. В соответствии с данным принципом в уни­тарных государствах местные бюджеты не входят в государ­ственный бюджет, в федеративных государствах местные бюд­жеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в государственный федеральный бюджет.

В результате проведенных реформ в области финансов госу­дарственные финансы РФ также строятся в соответствии с принципом фискального федерализма.

Бюджетная система РФ

Рассмотрим государственную бюджетную систему России в рамках централизованных финансов.

Бюджетное устройство представляет собой организацион­ные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюджетное устрой­ство определяется государственным устройством - в унитарных государствах это два уровня: государственный и местные бюд­жеты, в федеральных - 3 звена: федеральный бюджет, бюдже­ты членов федерации и местные бюджеты. Бюджеты нижесто­ящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах бюд­жетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» бюджет­ная система нашей страны представляет собой совокупность бюджетов трех уровней - федерального, субъектов Федерации и административно-территориальных образований. Бюджетная система РФ основывается на экономических отношениях и принципах единства, полноты, реальности, гласности и само­стоятельности трех бюджетов.

В бюджетную систему Российской Федерации (консолиди­рованный бюджет) в качестве самостоятельных частей вклю­чаются:

- Федеральный бюджет;

- 21 бюджет субъектов федерации; 55 краевых и областных бюджета, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; 10 окружных бюджетов автономных округов и бюджет Еврей­ской автономной области;

- около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, сельских).

Все эти бюджеты функционируют автономно, каждый из них имеет законодательно определенный источник доходов и направления расходования средств. Так, правительство полно­стью независимо в целях, касающихся нации в целом: расхо­дах на оборону, космос. Местные органы власти финансируют развитие школ, охрану общественного порядка и т.п.

Ведущим звеном государственной бюджетной системы яв­ляется государственный (федеральный) бюджет - основной фи­нансовый план формирования и использования централизован­ного денежного фонда государства. Именно с его помощью государство осуществляет в основном территориальное и ме­жотраслевое распределение и перераспределение валового на­ционального продукта (до 40% национального дохода).

Основными доходами государственного бюджета выступа­ют налоги и неналоговые платежи. За государственным бюд­жетом в РФ (так же, как и в странах с развитой рыночной эко­номикой) закреплены главные налоги - налог на прибыль юридических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины. К на­логовым доходам государственного бюджета относятся также штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законо­дательства. К неналоговым доходам относятся как обязатель­ные платежи: доходы от использования имущества, находяще­гося в федеральной собственности, доходы от продажи принадлежащего государству имущества, доходы от реализа­ции государственных запасов, доходы от внешнеэкономичес­кой деятельности, - так и штрафы, взимание которых не свя­зано с налоговым законодательством, доходы от продажи кон­фискованных товаров и т.п.

В соответствии с Конституцией и законами РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закреп­ленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кре­дитных ресурсов.

Закрепленные доходы поступают полностью в соответству­ющие бюджеты (налогом субъекта Федерации является налог на имущество предприятий; местные налоги; налог на имуще­ство физических лиц; земельный налог и т.п.).

Регулирующие доходы - средства, передаваемые из выше­стоящего бюджета в нижестоящий, сверх закрепленных до­ходов для покрытия его расходов, исходя из размеров процен­тных отчислений.

Дотации - твердые суммы, передаваемые вышестоящими бюджетами нижестоящим для пополнения доходов и миними­зации дефицита бюджета.

Субвенции представляют собой средства строго целевого на­значения, также передаваемые в нижестоящие бюджеты.

Кредитные ресурсы - средства, передаваемые на возмезд­ной основе под проценты или без них.

Функции по составлению и исполнению бюджетов закреп­лены за органами исполнительной власти. Рассмотрением и ут­верждением бюджета занимаются законодательные органы власти. В соответствии с законами правительство Российской Федерации принимает постановление о разработке бюджетной системы на предстоящий финансовый год (в России это кален­дарный год). Далее организуется работа по составлению проек­та бюджета: прогнозируется социально-экономическое разви­тие, прорабатываются и согласовываются основные показатели развития.

Государственный бюджет Российской Федерации, его расходы и доходы

Главным звеном российской бюджетной системы является Федеральный бюджет Российской Федерации. В нем аккуму­лируется основная часть ресурсов бюджетной системы страны. Централизация средств в Федеральном бюджете дает возмож­ность маневрировать ресурсами, направлять их на определяю­щие участки экономического и социального развития, осуще­ствлять единую социально -экономическую политику в стра­не.

При переходе к рынку средства государственного бюджета должны направляться прежде всего на финансирование струк­турной перестройки экономики, решение целевых программ, социальную защиту наименее обеспеченных слоев населения.

Учитывая ситуацию, сложившуюся в настоящее время в на­шей стране, следует отметить задачи, которые выполняет рос­сийский бюджет на данном этапе развития экономики:

- преодоление последствий финансового кризиса, поддер­жание уровня жизни населения и обеспечение функциониро­вания реального сектора экономики;

- прекращение спада экономики и обеспечение экономичес­кого роста;

- стабилизация кредитно- денежной системы и курса рубля;

- снижение налоговой нагрузки, создание льготных усло­вий для производственного инвестирования, повышения уров­ня собираемости налогов;

- осуществление реструктуризации государственного дол­га РФ;

- минимизация государственных заимствований Российс­кой Федерации на финансовых рынках и сокращение дефици­та государственного бюджета;

- снижение неплатежей, сокращение ненадежных форм рас­четов, в том числе с использованием бартера;

- полномасштабный переход на казначейскую систему ис­полнения федерального бюджета, переход на эту систему ис­полнения бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- полное исполнение государством своих обязательств. Бюджет Российской Федерации как основной финансовый

план государства основывается на показателях прогноза соци­ально-экономического развития страны на очередной год. Об­щие показатели и структура доходов и расходов связываются с объемом общественного производства и определяются налого­вой системой и экономической политикой государства.

Государственный бюджет взаимосвязан с финансовыми пла­нами предприятий и организаций, денежными доходами и рас­ходами населения.

Доходы Федерального бюджета формируются за счет:

- налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным ставкам в соответствии с законодательством РФ;

- подоходного налога с физических лиц;

- налога на игорный бизнес;

- НДС на товары, производимые на территории РФ;

- НДС на товары, ввозимые на территорию РФ;

- акцизов на нефть, природный газ, легковые автомобили, бензин автомобильный, спирт этиловый;

- лицензионных и регистрационных сборов;

- налога на покупку иностранных денежных знаков и пла­тежных документов, выраженных в иностранной валюте;

- единого налога на вмененный доход для определенных ви­дов деятельности;

- налога на операции с ценными бумагами;

- платежей за пользование недрами;

- платежей за пользование лесным фондом;

- платы за пользование водными объектами;

- земельного налога и арендной платы за земли городов, поселков и земли сельскохозяйственного назначения в частях, аккумулируемых в федеральном бюджете для финансирования централизованных мероприятий;

- платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ;

- таможенных пошлин и таможенных сборов и иных тамо­женных платежей, доходов от внешнеэкономической деятель­ности;

- государственной пошлины;

- дивидендов по акциям, находящимся в федеральной соб­ственности;

- прибыли Центрального Банка РФ;

- консульского сбора, взимаемого на территории РФ;

- прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей.

Налоговые доходы составят 84% Федерального бюджета, не­налоговые доходы - 7%, доходы целевых бюджетных фондов -9%.

Неналоговые доходы складываются из доходов от внешне­экономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности: перечисление прибыли Центрального банка РФ, дивиденды по акциям, при­надлежащим государству, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, консульский сбор, доходы от проведения всероссийских государственных лотерей.

Расходы бюджета Российской Федерации включают следу­ющие основные группы затрат:

- государственное управление;

- международная деятельность;

- национальная оборона;

- правоохранительная деятельность и обеспечение безопас­ности государства;

- Федеральная судебная система;

- фундаментальные исследования;

- промышленность, энергетика, строительство;

- сельское хозяйство и рыболовство;

- образование;

- культура и искусство;

- средства массовой информации;

- здравоохранение и физическая культура;

- социальная политика;

- обслуживание государственного долга;

- финансовая помощь субъектам РФ и закрытым административно-территориальным образованиям;

- другие расходы.

Республиканские (бюджеты субъектов федерации) и мест­ные бюджеты имеют свои источники средств и направления на расходования.

За республиканскими и местными бюджетами закрепле­ны второстепенные налоги (в основном имущественные). В этих бюджетах, по сравнению с государственным бюдже­том, более высокая доля средств направляется на социальные нужды.

Таким образом, доходы и расходы бюджетов республик в со­ставе РФ и местных бюджетов не повторяют доходов и расхо­дов федерального бюджета. Кроме того, бюджеты субъектов фе­дерации и местные бюджеты получают необходимые им средства путем субсидий и кредитов из государственного бюд­жета и выпуска местных займов, гарантированных правитель­ством, а также за счет зачисления в доходную часть этих бюд­жетов (на законодательной основе) определенной доли поступлений от целого ряда федеральных налогов.

Очевидно, что основной проблемой эффективного исполь­зования принципа фискального федерализма при формирова­нии финансовой системы государства является определение оп­тимального размера финансовых ресурсов, идущих в федеральный бюджет, с одной стороны, и в региональные и ме­стные бюджеты - с другой.

Важную роль в структуре централизованных финансов иг­рают внебюджетные фонды. В странах с развитой рыночной эко­номикой наиболее крупными внебюджетными фондами явля­ются фонды национального страхования, образуемые за счет страховых взносов работников предприятий, предпринимате­лей и дотаций из государственного бюджета. Средства этих фон­дов используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалид­ности, в случае потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, по безработице.

В рамках финансовой системы России в настоящее время на­считывается более 30 внебюджетных фондов социального и про­изводственного назначения. Все внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение: для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфра­структуры, обеспечения дополнительных ресурсов приоритетных отраслей экономики.

В соответствии с Указом Президента, в целях усиления кон­троля за расходованием государственных финансовых ресурсов в республиканском бюджете РФ должны быть консолидирова­ны все государственные целевые бюджетные фонды, доходы ко­торых формируются за счет обязательных платежей фирм, пред­приятий, учреждений, организаций, за исключением Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования с сохранением целе­вой направленности консолидируемых фондов. К этим фондам относятся: Федеральный дорожный фонд, Фонд развития тамо­женной системы РФ, Межведомственный фонд развития нало­говой системы и налоговой службы РФ, Государственный фонд борьбы с преступностью, Федеральный экологический фонд РФ.

Одним из звеньев финансовой системы государства являет­ся государственный кредит. Главная форма экономических от­ношений в рамках государственного кредита - это ситуация, когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение дру­гих обязательств, взятых физическими и юридическими лица­ми, оно является гарантом.

Как экономическая категория, государственный кредит на­ходится на стыке двух видов денежных отношений: финансов и кредита - и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использо­вание централизованных денежных фондов государства, т.е. го­сударственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.

Государственный кредит выполняет две функции: фискаль­ную и регулирующую. Через фискальную функцию государ­ственного кредита осуществляется формирование централизо­ванных денежных фондов государства. В странах с развитой рыночной экономикой займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.

Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется «рефинанси­рованием государственного долга».

Государственные займы классифицируются:

- по субъектам заемных отношений: размещаемые цент­ральными и местными органами управления;

- в зависимости от места размещения: на внутренние и внешние;

- в зависимости от обращения на фондовом рынке: рыноч­ные, которые свободно продаются и покупаются, и нерыноч­ные, которые не подлежат обращению на рынке ценных бумаг;

- в зависимости от срока погашения: краткосрочные (срок обращения до года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосроч­ные (свыше 5 лет);

- по характеру выплачиваемого долга: выигрышные (на ос­нове лотереи), процентные и с нулевым купоном. С нулевым купоном обычно выпускаются краткосрочные ценные бумаги государства, они реализуются с дисконтом, т.е. ниже стоимо­сти, а погашаются по номиналу.

 

§ 2. Теория и практика налогообложения

 

Сущность налогов

В системе финансовых отношений в государстве немаловаж­ную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на нацио­нальную экономику в целом и на отдельные ее сферы, играют налоги. Налоги - обязательные платежи, взимаемые государ­ством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства. Налоги выражают обязанность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны также «гасить» возни­кающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдер­живать деятельность тех или иных экономических субъектов.

В соответствии с этим налоги выполняют следующие функ­ции: регулирующую, стимулирующую, распределительную и фискальную.

Налоговая система базируется на соответствующем законо­дательстве, которое устанавливает конкретные методы постро­ения и взимания налогов, т.е. определяет конкретные элемен­ты налогов. К элементам налогов относятся:

- субъект налога - лицо, которое по закону обязано платить налог;

- носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;

- объект налога - доход или имущество, с которого начис­ляется налог (заработная плата, недвижимое имущество и т.д.);

- ставка налога - величина налоговых начислений на еди­ницу объекта налога (денежная единица доходов, единица земельной площади, единица измерения товара и т.п.).

Различают твердые ставки (устанавливаются в абсолютной сумме на единицу отложения, независимо от размеров дохода, например, на тонну нефти), пропорциональные (действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины), прогрессивные (предполага­ют возрастание ставки по мере роста дохода), регрессивные (предполагают снижение величины ставки по мере роста дохо­да). При прогрессивной шкале налогообложения налогопла­тельщик платит не только большую абсолютную сумму дохо­да, но и большую его долю. Прогрессивные налоги - это те налоги, которые сильнее всего «давят» на лиц с большими до­ходами. Регрессивный налог может и не приводить к росту аб­солютной суммы поступлений в бюджет при увеличении дохо­дов налогоплательщиков.

В практике налогообложения используются различные виды налогов.

1. По способу платежа различают прямые и косвенные на­логи.

Прямые налоги платятся субъектами налога непосредствен­но и прямо пропорциональны платежеспособности. Это подо­ходный налог с юридических и физических лиц, налог на опе­рации с ценными бумагами, налог на землю и др.

При косвенном налогообложении субъект налога и его но­ситель обычно не совпадают. Косвенные налоги взимаются че­рез надбавку к цене и являются налогами на потребителей. Так, например, акцизы на табачные и алкогольные товары уплачи­ваются производителем, который включает их в цену реализа­ции. Соответственно, покупатель этих товаров и становится фактическим плательщиком налога. К косвенным налогам от­носятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможен­ные пошлины, монопольный налог.

2. Налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные (целевые). Общие налоги поступают в бюджет го­сударства для финансирования общегосударственных меропри­ятий. Специальные налоги имеют строго определенное назна­чение, например налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.

3. В зависимости от того, в распоряжение какого органа по­ступает налог, различают федеральные налоги, региональные налоги субъектов Федерации и местные налоги.

Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным собранием. К ним отно­сится налог на прибыль предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, таможенные пошли­ны и др.

К региональным налогам относится налог на имущество предприятий, налог на добычу природных ресурсов.

К местным налогам относится налог на недвижимое иму­щество граждан, налог на транспортные средства, регистраци­онный сбор с физических лиц, занимающихся предпринима­тельской деятельностью, другие сборы.

Принципы и концепции налогообложения

Сколько веков существует государство, столько же веков су­ществуют налоги и столько же государство ищет принципы и спо­собы оптимального налогообложения, т.е. как организовать сбор налогов таким образом, чтобы налогоплательщики платили на­логи, а казна получала все больше доходов. Шотландский эконо­мист и философ А. Смит сформулировал четыре основополагающих (ставших классическими) принципа налогообложения, желательных в любой экономической системе.

1. Подданные государства должны участвовать в содержа­нии правительства соответственно доходу, каким они пользу­ются под покровительством и защитой государства. Соблюде­ние этого принципа или, наоборот, пренебрежение им приводит к равенству (справедливости) или неравенству в налогообложе­нии.

2. Налог, который обязан уплатить отдельный субъект на­лога, должен быть точно определен (срок уплаты, способ пла­тежа, сумма платежа).

3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем спосо­бом, когда и как плательщику уд<

Дата: 2016-10-02, просмотров: 278.