Первоначально в Москве площади образовались на территории Кремля в окружении православных соборов: Соборная, Ивановская и впоследствии Сенатская. Когда город вышел за пределы Кремля, у восточной стены крепости появилось широкое свободное пространство (предполье), ставшее только спустя много лет Красной площадью. Это свободное пространство первоначально образовалось в процессе перестройки кремлевской цитадели как плацдарм перед оборонительными стенами, имевший также противопожарную функцию (после пожаров 1493 г. и 1495 г. царь Иван III указал расчистить от деревянных построек пространство вокруг Кремля на 100 сажен). Впоследствии, с освоением этого пространства здесь стал собираться простой люд, вести бойкую и шумную торговлю, обмениваться последними новостями, слушать глашатаев царевых указов, гулять в дни праздников, наблюдать за казнью преступников и бунтовщиков на Лобном месте.
В процессе исторического развития и расширения границ города площади, опять –таки в оборонительных целях, начали формироваться у крепостных ворот Китай-города, Белого города и Земляного города, когда они еще существовали, а затем и застав, сохраняя иногда их названия (Сретенские и Покровские ворота, Тверская и Серпуховская заставы и пр.) последовательно «цепочкой» формируясь вдоль направлений «вылетных» магистралей (по Сретенке, Покровке, Арбату, Тверской, Дмитровке, Ордынке и т.д.). Площади образовывались и «кустами» - внутри слобод и кварталов, на пересечениях улиц, на участках бывших складов и рынков, у крупных общественных зданий, иногда территориально и композиционно связываясь через озелененные пространства Бульварного кольца, а также на перекрестках крупных радиальных улиц с Садовым кольцом.
Площади иногда зарождались и как военные плацы. Так, изначально, а потом и долгое время Театральная площадь не имела сквозного проезда, из-за расположенного посередине большого огороженного плаца для военных парадов и строевых занятий. Транспортным средствам того времени этот плац приходилось объезжать по всему периметру.
Развитие железнодорожного транспорта привело к появлению нового типа площадей – привокзальных, носящих характер рекреационных зон с соответствующим обслуживанием. Это Комсомольская (Каланчевская) площадь у Ленинградского, Казанского и Ярославского вокзалов, а также площади Курского, Белорусского и Павелецкого вокзалов. У последнего на просторной площади до 60-х годов существовал большой продовольственный (колхозный) рынок, пользовавшийся огромной популярностью у москвичей.
Затем, в связи с развитием автомобильного транспорта и увеличением его потоков многие площади стали служить транспортными развязками, неизбежно теряя свои первоначальные функции. Так произошло с Трубной площадью, где с середины XIX века до первой четверти XX века велась бойкая торговля птицами, мелкими животными и цветами.
Бурное развитие капитализма в конце XIX века, а впоследствии советская индустриализация со строительством заводов и фабрик способствовали образованию предзаводских площадей, через которые большие массы рабочих стекались к главной проходной на работу, как у завода Михельсона (теперь Ильича), у АМО-ЗИЛ и др.
После Октябрьской революции 1917 года, перед войной 1941-1945 годов и в послевоенные годы в результате беспощадной реконструкции центра столицы ряд площадей, представлявших историческую и культурную ценность, были по велению государственной власти ликвидированы или неоднократно преобразованы – в их число попали Красная, Пушкинская (Страстная), Сухаревская, Триумфальная, Манежная, Тверская, Лубянская, Арбатская, Комсомольская (Каланчевская) и др. Тогда же центр города «освободился» от десятков исторических зданий и храмов, формировавших, как правило, в дореволюционной Москве своеобразные и неповторимые пространства площадей и подходов к ним по бульварам, скверам, улицам и переулкам.
С 1930-х годов появились и новые типы городских площадей: общественные – у важных административных зданий, крупных спортивных сооружений, рабочих клубов, универмагов;садово-парковые – на территориях городских парков культуры и отдыха.
В середине 50-х годов, с наступлением «хрущевской оттепели» основные мощности и производства были задействованы в массовом жилищном строительстве на свободных, окраинных территориях столицы. С этого времени формирование площадей как композиционных градостроительных узлов и благоустроенных пространств человеческого общения в структуре города практически прекратилось.
В 60-е – 80-е годы функции площади как места формирования и реализации феномена социальной общности горожан значительно сузились,но возросли функции административные в виде застройки обновляемых площадей Бульварного и Садового кольца в основном крупномасштабными зданиями различных министерств и ведомств. Яркий пример – застройка пространства Октябрьской площади.
Единичные попытки создания в районах массовой жилой застройки новых площадей в большинстве случаев не сопровождались успехом. Их размещение в типовой застройке не создавало никакого должного эффекта. Все ограничивалось экзотически-пропагандистским названием того или иного перекрестка. Достаточно упомянуть площади: Викторио Кодовильи (1894-1970 г.г., председатель компартии Аргентины) в ВАО; Амилкара Кабрала (1924-1973 г.г., деятель национально-освободительного движения Гвинеи-Бисау и островов Зеленого мыса) в ЮВАО; Ле Зуана (1907-1986 г.г., генеральный секретарь ЦК компартии Вьетнама) в ЮЗАО; Белы Куна (1886-1939 г.г., деятель венгерского и международного коммунистического движения) в ВАО и др.
В последние годы XX века и десять лет начала XXI века ситуация с деградацией существующих и формированием новых площадей в Москве не изменилась. Еще сохранившиеся в центральной части столицы исторические площади стали уродоваться одиозными произведениями «современной московской архитектуры».
Многие площади центра превратились в транспортные развязки и автопарковки, где уже нет места пешеходам и туристам, ищущим безопасные места для отдыха и общения.Взглянем на Театральную – она разрублена пополам сквозным проездом, превратившимся в русло шумного транспортного потока, берега которого образуют уже две площади – Театральная и Революции, практически оторванные друг от друга. Безграмотно и аляповато-безвкусно «обустроено» пространство долго пустовавшей Манежной площади.
Печальная участь отведена современной московской властью историческим и очень интересным площадям с чудом сохранившимися кварталами гостиниц на Бульварном кольце. В постоянных перестройках сначала исчез островок Тургеневской библиотеки, а потом и сама Тургеневская площадь; захламлена-загорожена массой павильонов-времянок Мясницкая площадь; третий год в разрытом состоянии пребывает Хохловская площадь у Покровского бульвара (здесь, при строительстве подземной автопарковки обнаружился крупный фрагмент стены Белого города); ждет своей дальнейшей незавидной судьбы-реконструкции с подземным строительством и многострадальная Пушкинская площадь.
Очередной жуткий пример – изуродованная Трубная площадь. Здесь все плохо: очень неудачно, впритык к главному фасаду памятной колонны «Благодарная Россия солдатам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга» организован единственный (?) выход из станции метро «Трубная площадь»; на месте сноса комплекса зданий «Парламентского центра» хамски разлегся огромный «остекленевший уродец» с дорогими апартаментами, перекрывший своими объемами все перспективы и панорамы этой древней части города; который год маячит на кромке Рождественского бульвара недостроенный, но уже обделанный гранитом «навозный жук» какого-то предприятия общепита, закрывший обширный и прекрасный вид на историческую застройку центра столицы.
Случаются с площадями и исторические курьезы. В начале 1990-х годов роль главного общественного пространства Москвы и страны на короткое время перешла от Красной площади к площадке у стен здания В.С. РФ (позднее Правительства Р.Ф.) – «Белого дома». Здесь проходили митинги, манифестации, встречи с депутатами и т.п. После провала путча в августе 1991 года и победы «демократических сил» это пространство официально получило громкое название «Площадь Свободной России». Но политическая обстановка в стране вскоре изменилась - «Белый дом» и площадь у его стен превратились в плацдарм сил оппозиции. После разгрома оппозиции в октябре 1993 года митинговая активность и общественная функция этой площади снизились. Ныне «Площадь Свободной России» стала безлюдной режимной зоной, большая часть которой оказалась за неприступной оградой, а другая превратилась в стоянку служебных автомобилей.
Горькой иронией выглядит установленный на остатках «Площади Свободной России» памятник государственному деятелю и реформатору П.А. Столыпину (1862-1911 г.г.), для которого само это словосочетание звучало как крамола и призыв к революции.
Возмутительные примеры – фактическая ликвидация площадей у Савеловского, Рижского, Курского и Киевского вокзалов. Радикальные изменения могут претерпеть в процессе «обновления» и другие площади: Триумфальная, Большая и Малая Сухаревские на Садовом кольце; Тверской заставы (Белорусского вокзала), Павелецкого вокзала и др. Таким образом, в результате решения только транспортных проблем и исторического беспамятства может бесследно исчезнуть целый ряд интересных, значимых мест столицы.
Даже Красную площадь не миновала судьба удивительных трансформаций и противоречивых реминисценций современности. Только с недавнего времени это главное, заповедное место нашего государства стало закрытым для повседневного сквозного проезда индивидуального и общественного транспорта. Всевозможные трансформации пространства Красной площади неоднократно опробывались нашими зодчими по желанию-указанию руководителей СССР как в натуре, так и в целом ряде конкурсов до и после Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г. Последняя трансформация Красной площади в начале 1990-х годов включала воссоздание снесенных в 1930-е годы Казанского собора и Иверских ворот, мешавших тогда прохождению бронетанковой техники во время проведения военных парадов. Теперь снова, после перерыва в 1995 году, военные парады с крупногабаритной бронетехникой проводятся ежегодно и во все возрастающем масштабе.
Сейчас на Красной площади не только расположен некрополь с мавзолеем, проводятся военные парады, отмечаются особо торжественные даты и государственные праздники, но и осуществляются самые различные культурно-развлекательные мероприятия: проведение симфонических и рок концертов, устройство ледовых катков и хоккейных матчей, празднование Дня основания города и поклонение знаменитому футбольному кубку УЕФА.
Однако, эти праздничные, развлекательные шоу, все чаще приобретают парадоксальный характер из-за настойчивого желания их горе-устроителей отгородиться огромными временными конструкциями агитационных щитов, трибун, декораций и пр. от великолепия древних исторических памятников, окружающих и создающих образ этой самой площади.
Удивительно, но в Москве, как правило (!?!), отсутствуют даже благоустроенные площади, площадки, пешеходные пространства перед театрами, коих в столице больше двух сотен. Многие десятилетия зрители вынуждены собираться-толпиться у главных входов в эти храмы искусства на узких тротуарах и даже проезжей части улиц и магистралей. Примеров такого рода множество: музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, театр «Московская Оперетта», драматические театры им. А.С. Пушкина, М.Н. Ермоловой, К.С. Станиславского, В.В. Маяковского, театры «Ленком», «Юного Зрителя» и «Сатиры», два театра на Таганке и др. Даже построенные совсем недавно театральные здания и центры не имеют более-менее свободную площадку перед главным входом (театры А. Калягина, А. Васильева, театральный центр В. Мейерхольда и др.).
Только отдельные здания театров могут похвастаться наличием так или иначе благоустроенного пространства у центрального, парадного входа. Это Академический театр им. Моссовета в саду «Аквариум», театры «Эрмитаж», «Сфера» и «Новая Опера» в саду «Эрмитаж», МХАТ им. А.М. Горького на Тверском бульваре, а также театры им. Е.Б. Вахтангова на пешеходном Арбате и МХТ им. А.П. Чехова в Камергерском переулке.
Касаясь ситуации с площадями в новых «спальных» районах, то они с определенного времени там вообще не создавались и не обустраивались, хотя вполне могли бы стать общественно-культурными центрами местного или общегородского значения, благоустроенными местами для общения и культурного отдыха жителей.
Такое явное пренебрежение одним из самых важнейших элементов городской градостроительной структуры сказалось на ликвидации должной комфортности жизни местного населения, на их негативном отношении к районам своего проживания, которым в подавляющем большинстве недостает как раз общественной, культурной составляющей и интересных планировочных и пространственных решений пространства площадей.
Пустующее пространство кольцевой площади-развязки транспортного движения в жилом районе «Марьинский парк» - ярчайшее доказательство безразличия нашей власти к жителям этой территории. Почему до сих пор не удалось полноценно функционально, планировочно, пространственно, архитектурно, интересно и оригинально решить застройку, благоустройство и озеленение этой большой пустующей территории остается непонятным. Ведь, по мнению жителей, находиться, как вне, так и внутри такого огромного пустыря-транспортной развязки в самом центре многонаселенного жилого района очень неуютно, неприятно и даже небезопасно для жизни. Абсолютное творческое бессилие и явная профнепригодность чиновников, градостроителей и архитекторов здесь налицо.
Результаты московской практики сохранения существующих и формирования новых площадей, демонстрирующие явно негативные моменты, неоднократно отмечены в специальной литературе, в различных средствах массовой информации и заключаются в следующих факторах:
- ликвидации и неприспособленности территорий практически всех существующих площадей для пешеходов и их массовых действий различного назначения, вследствие организации там автопарковок, транспортных перекрестков и развязок;
- утрате пространственной четкости и цельности пространства площади как основного элемента структуры столичного центра, срединной зоны города, его периферии и всего города в целом;
- отсутствии единого градостроительного и архитектурного замысла обновления или создания городской площади вследствие взаимно неувязанного, «штучного», пообъектного метода проектирования и строительства зданий и сооружений, в том числе и транспортного назначения, формирующих ее пространство;
- функциональной нерациональности в подборе крупных, социально значимых объектов, формирующих содержательное наполнение пространства той или иной площади;
- отсутствии архитектурного единства и целостности ансамбля площади, часто сводящимся к чересчур типизированным, обезличенным, либо вычурным формам нашей современной архитектуры и строительной индустрии;
- ликвидации гуманной человеческой масштабности пространства при обновлении существующих и создании новых площадей в результате резкого увеличения этажности окружающей застройки и расширения транспортных магистралей;
- трудной или даже невозможной преодолимости для пешеходов транспортных магистралей, охватывающих целый ряд площадейи достигающих максимальной ширины в ситуациях транспортных перекрестков и развязок;
- исключительно большой загазованности и транспортном шуме, противоречащих требованиям экологии и психологического комфорта находящихся на площади пешеходов;
- недостаточности микроклиматического комфорта, благоустройства и озеленения площадей в результате стремления максимально раскрыть-перекрыть эти общественные пространства для организации движения больших транспортных потоков;
- чрезвычайно низком качестве архитектурно-художественных решений по обновлению существующих и созданию новых площадей из-за отсутствия или слабости смыслового содержания, а также очень низкого уровня дизайнерского оформления.
Очевидно, московские власти и зодчие подзабыли, что общественную, социальную значимость пространственного решения площади определяют три позиции:
- возможность реализации тех или иных массовых мероприятий или действий (митингов, шествий, манифестаций, прогулок, народных гуляний и т.п.);
- рекреационная функция пространства площади по отношению к формирующим ее общественным объектам и прилегающим районам (у административных и общественных зданий, театров, концертных залов, музеев, храмов и т.д.);
- эстетическая, эмоциональная функция, находящая выражение во всех элементах, формирующих и организующих архитектурно-пространственную среду площади (перепады уровней, пандусы, лестницы, монументы, памятники, скульптуры, малые архитектурные формы, фонтаны, газоны, цветники, озеленение, освещение, мощение и т.п.).
Степень развития указанных общественных функций и полнота их архитектурной реализации, очевидно, и характеризуют социальную освоенность пространства площади.
И все же, несмотря на смену первоначальных функций и различную трансформацию открытых пространств многие московские площади пока еще остаются одними из самых устойчивых структурных, планировочных элементов городской среды. При этом очень важно, чтобы исторически сложившиеся и относительно новые площади в современном контексте развития столицы не потеряли совсем свои изначальные функции и вместе с ними свою главную задачу – создание организованного общественного пространства.
В настоящее время в существующей черте города Москвы насчитывается более 120 площадей, из которых:
- 32 площади - в историческом центре города, включая участки, находящиеся непосредственно в структуре Бульварного кольца (площади внутри Кремля, вокруг Кремлевской стены, вокруг Китай-города, на Бульварном кольце);14 площадей - между Бульварным кольцом и внутренней стороной Садового кольца;40 площадей – на Садовом кольце, а также между внешней стороной Садового кольца и Третьим транспортным Кольцом (ТТК);36 площадей - за пределами ТТК.
Таким образом, из общего числа московских площадей 86 объектов (70,5%) находятся в пределах ТТК и, как правило, имеют древние, исторические корни.
Здесь находится 35 исторических площадей –сохранившихся общественных пространств, расположенных, как правило, в зонах исторических ансамблей и не претерпевших кардинальных планировочных и структурных изменений за последние 50 лет. Это Соборная, Ивановская, Сенатская площади на территории Кремля, площади Красная, Театральная и Биржевая, площади Ильинских, Пречистенских ворот и др.
44 площади можно отнести к реконструированным –как претерпевшим значительные изменения в своей внутренней планировочной структуре, поменявшим свои первоначальные габариты и характеристики, но сохранившим основные черты площади. Это Пушкинская, Манежная, Революции, Лубянская, Трубная, Триумфальная, Кудринская, Зубовская и др.
Ряд объектов являют собой уже утраченные для города пространства площадей. Это площади Старая и Новая, Смоленская, площади у Курского, Киевского, Рижского и Савеловского вокзалов, Крымская, Самотечная и др. Подобная участь скоро может постигнуть и другие старые площади: по Бульварному кольцу - Тургеневскую, Мясницкую и Хохловскую, а по Садовому кольцу – Триумфальную и площадь Павелецкого вокзала.
Вместе с тем, еще сохранились старые московские площади, которые и сейчас выглядят вполне привлекательно и более-менее полноценно выполняют свои общественные и транспортные функции. Это Театральная, Тверская и Пушкинская площади, Кудринская площадь, площади Ильинских и Никитских ворот, а также ряд других.
Обобщая проведенные московскими учеными исследования, следует сказать, что наиболее проблемными оказались исторические площади центра, расположенные на перекрестках радиальных и кольцевых магистралей столицы и реконструированные начиная с первой половины XX века. Хотя некоторые из них еще сохранили единое открытое пространство, но в целом уже обнаружилась и даже реализовалась тревожная тенденция минимизации их социальных, общественных и культурных функций.
По своей планировочной структуре и человеческому восприятию площади исторического центра Москвы стали мало чем отличаться от транспортных развязок или автопарковок. Их изначально единые планировочные решения и пространства стали распадаться на более мелкие куски, функционально соответствующие разным типам площадей. Примером могут служить такие площади как: Театральная и Революции, Лермонтовская и Красные ворота, Тургеневская и Мясницкая, Большая и Малая Сухаревские.
На сегодняшний день в Москве выделено четыре основных вида площадей:
- «пешеходная» - без какого-либо движения транспорта, и, как правило, несущая в себе культурно-историческую функцию. Это Соборная, Ивановская и Сенатская площади в Кремле, Красная площадь. Они должны остаться неприкосновенными как самые древние;
- «убежище» - без транзита транспорта, с углубленным в квартал застройки пространством в виде благоустроенного, озелененного «кармана» для отдыха пешеходов. Это площади: Театральная, Пушкинская, Славянская, Кудринская, Болотная. Эти площади должны быть сохранены и развиты за счет грамотного обновления окружающей застройки;
- «перекресток» - организованное для движения потоков транспорта и пешеходов пространство, с некоторым наличием благоустроенных островков безопасности и зелени. Это площади Триумфальная, Самотечная, Большая и Малая Сухаревские и др. Такие площади должны быть переведены в площадь-«убежище» за счет умело проведенных работ по обновлению окружающей застройки, комплексному благоустройству и озеленению;
- «транспортная развязка» - вся структура площади подчинена только движению транспорта, при практическом отсутствии приемлемого наземного пешеходного движения. Это площадь Тверской заставы, Лубянская, Смоленская, Таганская, Спартаковская. Эти площади должны преобразоваться в площадь-«перекресток» или площадь-«убежище» за счет выбора правильного варианта организации движения транспорта, а также грамотного обновления или реконструкции пространства окружающей застройки.
Согласно исследованиям, проведенным учеными, одной из основных проблемных задач сохранения-возрождения исторически сложившихся и современных площадей в социально-экономических условиях развития Москвы, является их комплексная реконструкция с учетом нового пространственного решения окружающей среды. Здесь важно гармоничное наполнение этих еще сохранившихся открытых пространств градостроительно и архитектурно организованными социально направленными общественными и культурными функциями в виде тех или иных общественных зданий, сооружений и их комплексов, заполненных живой и разносторонней городской жизнью.
Здесь могут быть предложены следующие принципы комплексной реконструкции исторически сложившихся, современных, а также создания новых площадей Москвы:
- формирование пространства площади посредством возрождения или создания средовой определенности, с опорой на историзм, старые или новые традиции;
- возвращение, реорганизация или создание пешеходного пространства и движения в пределах установленных границ существующей или новой площади;
- создание видовых пешеходных площадок для восстановления или создания целостного зрительного восприятия пространства площади и окружающей застройки;
- повышение экологического и эстетического качества пространства старой или новой площади средствами ландшафтного дизайна, благоустройства и озеленения;
- восстановление или создание пешеходных функций «площади-убежища» с использованием подземного пространства преимущественно для транспортных целей;
- введение жестких ограничений по высоте для новых построек как при регенерации градостроительной ткани сложившихся, так и при создании новых пространств площадей;
- воссоздание ансамблевости застройки площадей, как путем реконструкции существующих, так и возведения новых объектов, сомасштабных окружающей застройке;
- руководство принципом функционального использования объектов при выборе соответствующих приемов реконструкции или создания пространства площади в городе;
- снижение уровня загазованности и шума на площадях от транспортных потоков;
- вывод с территории исторических и новых площадей всех рекламных конструкций и указателей, диссонирующих с культурным и художественным образом места;
- создание архитектурно-художественного образа и стиля каждой площади, как при проведении ее комплексной реконструкции, так и при ее новом создании;
- формирование единой системы средств архитектурного дизайна, соответствующей или подчеркивающей как исторический, так и современный характер окружения площади.
Даже в случаях, когда исторический облик площади утрачен или не прослеживается, он может быть воссоздан на основе сохранившейся застройки, а для новых площадей создан с учетом современной истории места. Возможно, этот метод позволит осознанно формировать облик каждой конкретной площади. К уникальному пространству площади следует подходить как к своеобразной архитектурной форме, требующей особого творческого осмысления дифференцированной взаимосвязи всех составляющих ее частей и элементов: окружающей застройки и функциональных объектов, монументов, памятников, фонтанов, малых архитектурных форм и элементов благоустройства, озеленения, мощения и др.
В каждом новом Генплане развития Москвы всегда продекларированы меры по сохранению, реконструкции существующих и воссозданию утраченных исторических площадей, а также созданию общественных пространств в новых районах. Однако на деле у власти и наших зодчих все это получается далеко не так, а иногда и совсем наоборот.
Вся надежда на творческий потенциал МАРХИ, где, по инициативе кафедры «Архитектура общественных зданий», подготовлены учебно-методические материалы и Программа-Задание на разработку студентами 1-го курса магистратуры ф-та ЖОЗ комплексного курсового проекта по теме «Площадь города».
В.В. Ауров, С.С. Горин.
«Итоги разработки проекта «Площадь города» на VI курсе».
Любой город, и особенно большой, имеет исторически сложившиеся и архитектурно-оформленные площади, являющиеся одним из основных и самых устойчивых элементов его градостроительной структуры и среды обитания. Архитектурно организованное общественное пространство площади, окруженное уникальными или историческими зданиями, доступное и благоустроенное очень часто и наиболее ярко определяет индивидуальный, неповторимый и запоминающийся образ города, характер его функциональной и социальной наполненности. Но, в отличие от других элементов городской среды, площадь проявляет себя как особое, уникальное городское пространство с определенным набором функций, главная из которых – общественная, социально доступная и насыщенная.
Пространство площади в самые разные времена и в разных странах служило главным местом непосредственного и прямого общения для городских жителей. Здесь устраивались различные светские и религиозные торжества и праздники, торговали всевозможными товарами, собирались по разному поводу горожане для решения своих гражданских и городских проблем. В Москве центральные площади изначально возникали в структуре города в местах начала и пересечения улиц, связанных с торговлей, либо на перекрестках кольцевых магистралей и бульваров с основными дорогами, ведущими в другие города и веси. С развитием города, в функциональное содержание и архитектурное оформление площадей вносились всякие изменения, вплоть до их полной ликвидации.
Характерно, что из имеющихся к настоящему времени на территории Москвы 122 площадей абсолютное большинство (86!) расположено внутри ТТК, в том числе 32 - в историческом центре. Многие годы эти центральные площади подчеркивали особенности планировочного и пространственного устройства нашего древнего города, несмотря на попытки и действия властей по их кардинальному преобразованию и даже уничтожению.
Многолетняя, постоянная и неумолимая ликвидация известных и исторически ценных площадей в центре столицы(площадей больших и малых, озелененных и окруженных интересными историческими, культурными, общественными и жилыми зданиями, с памятниками и монументами, скверами и фонтанами)– большая проблема и беда Москвы. За годы «сталинской реконструкции столицы», «хрущевской оттепели», «брежневского застоя» и постперестроечных реформ были снесены или неоднократно преобразованы многие площади в центре, представляющие особую историческую и культурную ценность. В их числе: Красная, Пушкинская (Страстная), Б. и М. Сухаревская, Триумфальная, Манежная, Лубянская, Арбатская, Комсомольская (Каланчевская) и др.
Процесс ликвидации известных городских общественно-пешеходных площадей продолжается и сегодня. Яркие примеры – ликвидация площадей у Курского и Киевского вокзалов. Почти все площади в центре находятся в удручающем состоянии, поскольку фактически превратились в транспортные развязки и автопарковки, где уже нет места пешеходам. Особенно печальная участь отведена властью нашим историческим, знаковым площадям Бульварного и Садового кольца. И хотя в каждом новом Генплане развития Москвы, так или иначе, декларируются меры по сохранению и реконструкции существующих и воссозданию утраченных исторических площадей, на деле у власти и наших зодчих все получается почему-то далеко не так, а даже совсем наоборот.
Актуальность сохранения, реконструкции и развития площадей в столице стала для всех очевидной. Требовалась разработка новых идей, концепций и проектных предложений по возвращению городу этих важных общественных пространств.Естественно, творческий потенциал преподавательского состава МАРХИ не смог остаться в стороне от решения этой злободневной городской проблемы.
В 2010 году кафедрой «Архитектура общественных зданий» совместно с кафедрой «Градостроительство» были подготовлены учебно-методические материалы Программы-Задания на разработку курсового проекта по теме «Площадь города», который предполагалось выполнять в XI – осеннем семестре на VI курсе факультета ЖОЗ Разработка такого проекта представлялась целесообразной именно во время последнего XI семестра, завершающего программу обучения в МАРХИ.
В профессионально подготовленных учебно-методических материалах Программы-Задания были кратно и емко изложены: зарубежная и отечественная история развития и формирования типологии и параметров городских площадей; современные проблемы сохранения и развития площадей в русских городах и в Москве; перспективы обеспечения пешеходной доступности центральных площадей; принципы сохранения и комплексной реконструкции исторически сложившихся, а также создания новых, современных площадей в Москве.
В учебно-методические материалы был также включен Ориентировочный перечень центральных площадей Москвы, перспективных для обустройства и использования как пешеходных общественных пространств (на Бульварном кольце, в пределах и на Садовом кольце, за пределами Садового кольца).
Программой-Заданием предусматривалось выполнить комплексный проект реновации, реконструкции или создания новой площади на одном из предложенных кафедрой или самостоятельно выбранном градостроительном участке в центре Москвы с учетом исторической и новой застройки окружения площади, а также перспективного развития городской среды в указанном месте. В рамках проекта, студентам следовало предложить концептуальные идеи по гармоничному наполнению сохранившихся или вновь образовавшихся открытых пространств площадей общественными функциями и их соответствующей архитектурно-пространственной организации.
В Программе-Задании были даны условия выполнения проекта(индивидуально или группой), определен состав проекта (исследовательские, аналитические и графические материалы, градостроительные макеты и др.), а также установлено время и контрольные сроки его поэтапного выполнения со сдачей в конце ноября.
Здесь следует уточнить, что по инициативе руководства кафедры «Архитектура общественных зданий» для студентов VI курса факультета «Специальной подготовки» ЖОС МАРХИ по дисциплине специализации «Архитектура жилых и общественных зданий» и «Специальность» с 2008 года читается курс лекций по теме «Проблемы развития градостроительства и архитектуры Москвы», в котором непосредственно затрагиваются и раскрываются многие проблемные вопросы, в том числе связанные с сохранением, реконструкцией и развитием площадей и их пространств в городе Москве.
И вот в 2012 году, после серьезного и компетентного обсуждения на Ученом Совете, прохождения всех необходимых процедур и окончательного положительного решения руководства МАРХИ, этот курсовой проект был включен в качестве эксперимента в учебный план XI семестра на VI курсе факультета специальной подготовки ЖОЗ.
Для выполнения проекта «Площадь города» были выданы и, в большинстве случаев, приняты к разработке градостроительные ситуации известных площадей на Бульварном кольце с их характерными функциональными особенностями, градостроительными ориентирами и доступностью к ближайшим станциям метро. Практически все проектные предложения студентов были представлены в виде графических, фото и текстовых материалов, при обязательном наличии градостроительного макета в М 1:200, ясно и понятно выражающего основную идею, концепцию предлагаемого решения пространства той или иной площади.
- «Никитские ворота» - ст. метро «Арбатская»; Никитский и Тверской бульвары; улицы Б. и М. Никитская; памятник К.А. Тимирязеву, сквер с ротондой «Александр и Натали» и скульптурной композицией «Благословенна в веках дружба народов России и Армении»; храмы «Большое вознесение» и «Феодора Студита»; театры «Геликон-Опера», «У Никитских ворот», им. Вл. Маяковского, ГИТИС, Консерватория; здание ИТАР-ТАСС; кварталы старой и современной застройки; транспортный перекресток-развязка.
Здесь своей очень интересной идеей, прекрасно разработанной и выполненной в макете, отличилась группа, в которую вошли студентки А. Баранникова, Е. Белашова, Д. Павлова, И. Повиленайте (преподаватель Д.В. Величкин.). Авторы, почти полностью сохранив центральную часть площади и отдав ее транспорту, попытались увеличить пространственную значимость и общественную роль Бульварного кольца. Это удалось за счет элегантно выполненного устройства на бульварах и сквере нескольких понижающихся уровней террас, площадок и лестниц, как бы приглашающих в просторное подземное пешеходное пространство многофункционального использования.
Совсем иным было проектное предложение другого автора, где в качестве концептуального решения предлагалось устройство над уровнем площади и бульваров довольно высоко поднятой, просторной пешеходной платформы округлых очертаний с лестницами, пандусами и куполом посередине, почти как на Манежной площади.
Жаль, что в этих проектах не была принята во внимание близость расположенных рядом театров, других учреждений культуры, и, таким образом, упущена реальная возможность интересного функционального наполнения и архитектурного обустройства нового
Дата: 2016-10-02, просмотров: 189.