Исследования показывают, что площади остаются одним из самых устойчивых структурных элементов городской среды, которые, несмотря на трансформацию своих пространств и смену первоначальных функций, смогли и должны сохраниться и гармонично развиваться в столице России.
В Москве можно выделить 4 основных вида площадей по степени их пешеходной (общественной) доступности и перспективе развития:
- «пешеходная» -без движения транспорта, с благоустройством и наличием мест отдыха для пешеходов. Должна оставаться в неприкосновенности (Соборная площадь в Кремле, Красная площадь и др.);
- «убежище» -без транзита транспорта, в виде благоустроенного «кармана» для отдыха пешеходов. Должна сохраняться и совершенствоваться (Театральная, Тверская, Пушкинская, Кудринская, Болотная и др.);
- «перекресток» -организованное для движения потоков пешеходов и транспорта пространство с островками безопасности. Должна переводиться в площадь «убежище» (Триумфальная, Самотечная, Сухаревская и др.);
- «транспортная развязка» -пространство подчинено только движению транспорта, при отсутствии наземного пешеходного движения. Должна преобразовываться в площадь «перекресток» или площадь «карман» (Тверской заставы, Лубянская, Трубная, Смоленская, Таганская, Спартаковская и др.).
Логика функционально-планировочной организации городских площадей требует четкого разделения пешеходного и транспортного движения с организацией системы коммуникационно-транспортных коридоров и взаимосвязанных общественно-пешеходных зон. Ведь количество точек конфликтов растет с увеличением транспортных направлений к площадям.
В то же время градостроительная практика Европы уже давно широко решает проблему транспорта в структуре площадей, не только не нарушая их функционально-пространственной целостности, но и многократно увеличивая эмоциональный потенциал за счет сложных разноуровневых сочленений частей и элементов, в том числе над- и подземных урбанистических пространств.
При этом следует учитывать, что общественную, социальную значимость городской площади определяют три позиции:
- возможность использования пространства площади для реализации массовых действий, праздничных гуляний, митингов и демонстраций;
- реализация рекреационной функции площади по отношению к формирующим ее границы объектам, прилегающим территориям застройки;
- эстетическое, эмоциональное и символическое воздействие, находящее выражение во всех элементах архитектурно-пространственной среды площади.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПОСОБИЯ
Современные городские площади – сложные градостроительные (градоформирующие) объекты, объединяющие в своем составе основные группы зданий, сооружений и пространств: административные и офисные; общественные и религиозные; гостиничные и жилые; зрелищные и спортивные; производственные и транспортные; монументальные и скульптурные; магистрали, улицы и автопарковки, а также благоустроенные и озелененные участки виде скверов, бульваров, садов, цветников и газонов.
Указанные группы зданий, сооружений и пространств могут по-разному, но обязательно органично, объединяться в целостный комплекс социально-пространственной и эстетической организации площади и окружающей ее застройки, поскольку для современных площадей характерна очень высокая социальная эффективность и многофункциональность использования территории, что особенно важно для такого мегаполиса как Москва.
При этом городские площади, являясь неотъемлемой частью целостной общегородской функциональной, планировочной, пространственной структуры и развиваясь как дифференцированные и интегрированные образования, должны соответствовать историческому и градостроительному значению их территорий, а также современной и перспективной мощности пешеходно-транспортных узлов города, где они формируются и создаются.
Цель проектирования.
Курсовой проект «ПЛОЩАДЬ ГОРОДА» предусматривает дальнейшее совершенствование профессиональной и творческой подготовки студента на примере разработки такого крупного и значимого социально-пространственного комплексного объекта как площадь города.
Указанный курсовой проект призван выявить у студента:
- идеологическую подготовленность в выборе правильного подхода к тем социальным проблемам современного города, которые ставит тема проекта;
- способность к самостоятельному профессиональному и творческому мышлению в работе над проектом;
- способность к сбору и анализу информации, умение строить гипотезы, выполнять и отбирать варианты решения поставленной задачи, способность видеть перспективу совершенствования проектируемой площади и ставить прогноз ее будущего развития;
- умение и навыки выполнения проекта в текстовом (пояснительная записка), графическом и макетном представлении согласно отведенным срокам;
- умение кратко и точно изложить основную концепцию проекта и его отличительные особенности, умение построить защиту и ответы на вопросы.
Задачи проектирования.
В работе над проектом «ПЛОЩАДЬ ГОРОДА» решаются задачи:
- подбор, согласование с руководителем проекта и утверждение на ведущей кафедре задания на проектирование конкретной площади города;
- сбор и изучение исходных материалов по теме работы, аналогов по современным городским площадям в нашей стране и за рубежом;
- изучение градостроительной ситуации и выявление задач гармоничного функционально-планировочного и объемно-пространственного сочетания обновляемой, реконструируемой или вновь проектируемой площади с окружающей ее застройкой и средой (см. «Предпроектный анализ»);
- составление основных положений технического задания на проект объемно-пространственного решения площади;
- выбор функционально-планировочного, объемно-пространственного решения площади, достижение образно-художественной выразительности;
- разработка в проекте «ПЛОЩАДЬ ГОРОДА» пространственного решения, отвечающего требованиям новизны, современного комфорта, а также обеспечения «устойчивой архитектуры», экологии и безопасности;
- выполнение проекта в графике и градостроительном макете;
- подготовка пояснительной записки, допуск к защите и защита проекта.
Предпроектный анализ.
Организация выполнения проекта «ПЛОЩАДЬ ГОРОДА» ведется на основе предпроектного анализа градостроительной ситуации, включающего:
- определение принадлежности территории площади к основным зонам сохранения, ревалоризации, комплексной реконструкции или реновации;
- выявление морфотипа застройки площади (существующей, планируемой);
- натурное изучение опорного фонда с фиксацией памятников истории, культуры и архитектуры, в том числе существовавших, но исчезнувших;
- определение места площади в функционально-планировочной, пространственной структуре города с целью выявления ее значения и принадлежности к основным городским приоритетам (фактическая функциональная загруженность площади и окружающих территорий; близость транспортного, пешеходного узлов и их фактическая мощность; исчерпанность потенциала этих узлов и планируемое увеличение их мощности; перспективы развития планировочной, пространственной структуры указанной зоны города);
- принятие решения о формировании состава и содержания общественной и транспортной составляющих площади на основании указанных исследований;
- принятие решения о функционально-планировочной и пространственной, акцентно-доминантной структуре площади с учетом ее величины.
Принципы проектирования при возрождении, комплексной реконструкции исторически сложившихся и создании новых площадей:
- возрождение и комплексная реконструкция площади посредством создания средовой определенности, опирающейся на историзм и традиции;
- возвращение и реорганизация пешеходного пространства и движения в пределах установленных границ площади;
- создание видовых площадок для восстановления целостного визуального восприятия пространства площади и окружающей застройки;
- повышение экологического и эстетического качества пространства площади с использованием средств ландшафтного дизайна;
- формирование единой системы средств архитектурного дизайна, соответствующей характеру исторического окружения;
- восстановление функций площади «убежища» при активном использовании подземного пространства для движения и парковки транспортных средств;
- введение жестких ограничений по высоте для новых построек при регенерации градостроительной ткани исторически сложившихся площадей;
- воссоздание утраченной ансамблевости застройки посредством реконструкции уже существующих объектов или возведения новых, масштабных историческому пространству;
- использование для всех площадей, помимо высадки деревьев, посадку по периметру пешеходного пространства плотного кустарника, снижающего шум;
- вывод с территории исторических площадей всех рекламных щитов и указателей, как диссонирующих с образом места;
- создание архитектурно-художественного образа площади, как стилистического фактора при проведении ее комплексной реконструкции.
Решением одной из основных проблем сохранения существующих, исторически сложившихся и организации новых площадей Москвы в современных социально-экономических условиях развития должны соответственно стать их ревалоризация, комплексная реконструкция и подобающее создание новых внутригородских общественных пространств.
В новом окружении современной урбанизированной городской среды необходимо обеспечить гармоничное наполнение еще сохранившихся, исторически и культурно ценных открытых пространств архитектурно организованными общественными функциями, в том числе с использованием как существующих, реконструированных, так и новых, современных городских объектов, прежде всего общественного назначения, способных сформировать подобающее функциональное окружение социального пространства площади.
Вопросы визуального восприятия центральных, исторических площадей при их возрождении и комплексной реконструкции.
Разработка в проекте «ПЛОЩАДЬ ГОРОДА» вопросов восприятия таких важных внутригородских пространств как центральные, исторические площади с их силуэтами и панорамами окружающей застройки способствует решению важнейшей задачи – достижению архитектурно-пространственной целостности и композиционного единства облика города. Особое значение эти вопросы приобретают для городов, имеющих богатое историческое прошлое, где рядом сосуществуют ансамбли площадей и окружающие их отдельные здания, относящиеся к разным эпохам и стилям. И задача гармоничного сочетания старого и нового не может быть успешно решена без учета особенностей визуального (зрительного) восприятия исторических ансамблей площадей с их традиционными размерами и планировочно-пространственными параметрами городской среды, масштабом и сомасштабностью сложившейся и новой окружающей застройки.
Современное укрупнение размеров территории и застройки центров городов часто приводит к существенному изменению традиционного визуального воздействия исторических, центральных площадей, к снижению, а порой и утрате их доминирующей роли в облике города. С увеличением размеров площадей, использованием их под транзитные проезды и автопарковки, формирующие их здания при восприятии с наиболее значимых, видовых точек зрительно теряют важное эстетическое качество – объемную и пластическую выразительность. А ведь именно выразительная пластика и объемность – одни из самых отличительных особенностей застройки и архитектуры ансамблей исторических площадей центра города.
При возрождении и комплексной реконструкции таких площадей возрастает значение как относительных, так и абсолютных размеров и планировочно-пространственных параметров застройки, определяющих собой зоны и дистанции восприятия. При этом следует иметь в виду не только особенности восприятия укрупненных объемов и пространств, но и находящегося среди них человека - важнейшего компонента визуальной картины центра города. Известно, что черты лица человека различаются на расстоянии до 25 м, характер движений – 130-150 м, очертания фигуры – 1200 м. И диапазон восприятия человеческих параметров может служить одним из признаков соразмерности архитектурных пространств, их сомасштабности человеку. А возможность зрителя держать в поле зрения людей, распознавая характер их движений, является важным критерием масштабности таких крупноразмерных пространств, как площади города.
При восприятии ансамблей исторических площадей немаловажное значение имеет и фактор времени. Увеличение объектов предметно-пространственной среды увеличивает множественность видовых точек и соответственно продолжительность времени для общего обзора, что порождает трудность организации в таких условиях впечатляющей смены видовых картин.
Крупные габариты площадей и открытый характер их пространств требуют среди множества возможных точек обзора выделить основные, отвечающие условиям оптимальных углов зрения и наилучших границ видовых кадров.Имеются в виду те точки обзора, с которых архитектурный ансамбль площади воспринимается наиболее выразительно. Представляется целесообразным в архитектурно-планировочных решениях фиксировать особо эффективные видовые точки посредством организации обзорных площадок, а также запрограммированных пешеходных маршрутов, обеспечивающих восприятие предметно-пространственной среды городского центра с учетом визуальной выразительности и масштабности архитектурных объектов.
Большое значение для визуального восприятия пространства площади имеют его насыщенность объектами монументального искусства, малыми архитектурными формами, рисунком и фактурой мощения, а также характер их взаимного размещения, степень детализации, взаимодействие вертикальных, горизонтальных членений и т.д.
При этом при планировке пространства площади и размещении в нем элементов малой архитектурной пластики следует учитывать зону наибольшей стереоскопической активности визуального восприятия в радиусе 5-15 м от зрителя, а среди визуальных особенностей той или иной архитектурной формы - учитывать свойство вертикальных элементов создавать наиболее сильный, четкий пространственный эффект, обусловленный природой перспективно-глубинного и бинокулярного факторов зрения человека.
Объемно-пластической выразительности эффектных видовых кадров ансамбля площади могут способствовать следующие приемы:
- объемная расчлененность и пластическое решение окружающих площадь зданий в сочетании со ступенчатым понижением высоты в сторону основных мест обзора;
- комплексная, скоординированная друг с другом разработка архитектурных объектов и основания площади с постепенным переходом от вертикальных объемов к горизонтальным плоскостям;
- решение «архитектуры земли» как специфической, единой объемно-пластической композиции, включающей мощение, малые архитектурные формы, скульптуру, озеленение и другие элементы благоустройства.
Для максимального учета реальных условий восприятия при проектировании возрождения и комплексной реконструкции центральных площадей следует применять весь арсенал современных методов визуального анализа городской архитектурно-пространственной среды. При этом важно иметь в виду особенности и условный характер восприятия применяемых в настоящее время градостроительных макетов, графических перспектив, аксонометрий, а также виртуальных, компьютерных изображений.
Как показывают наблюдения и эксперименты, восприятие макетов и указанных изображений отличается от натурных не только условиями наблюдения как бы с «птичьего полета», но и качественно иным ощущением объемности, пространственности, которые сохраняются только для адекватных, реальных по высоте точек восприятия.
Ведь трехмерное восприятие объемно-пространственных характеристик различных архитектурных ансамблей, в том числе и городских площадей, выполненных в виде макетов, графических и виртуальных изображений, часто носит гипертрофированный характер по сравнению с реальным восприятием таких объектов на всех основных градостроительных уровнях их рассмотрения, независимо от условий обзора и расположения точек наблюдения.
Необходимым правилом при проектировании возрождения и реконструкции центральных, исторических площадей должно быть воспроизведение облика ансамбля площади в условиях, близких к реальным. Поэтому для совершенствования проектирования в указанной области представляет интерес более широкое использование тех возможностей, которые заложены в современных методах визуального моделирования как средстве, позволяющем максимально учитывать особенности реального зрительного восприятия ансамблей городских площадей.
В основу методов визуального моделирования должен быть положен принцип адекватности восприятия проекта и натуры, учитывающий закономерности и особенности восприятия проектных моделей, обусловленный, в частности, стереоскопическим базисом наблюдения, а также реальной последовательностью и динамикой восприятия проектируемых городских ансамблей, включая площади.Принцип соответствия визуального моделирования процессу проектирования требует комплексного применения различных визуальных моделей (от фотофиксации и традиционного графического эскизирования до макетоскопиии, стереоскопии и моделирования на компьютере с использованием специализированных программ) в зависимости от уровня и стадии разработки проекта.
Как было сказано ранее, к примечательным особенностям визуального восприятия архитектурного облика городских площадей относятся: множество точек их обзора, выразительность видовых кадров и разнообразие визуально-эстетических характеристик.
Состав и структуру визуально-пространственных моделей при проектировании комплексной реконструкции исторических площадей целесообразно рассматривать на трех взаимосвязанных уровнях:
- внешний, где реализуются визуальные связи отдельных ансамблей площадей с их непосредственным окружением и с городом в целом;
- внутренний, на котором осуществляется визуальное освоение самого пространства ансамбля площади;
- фрагментарный, когда обеспечивается объемно-пластическое восприятие архитектурных фрагментов и деталей в облике площади.
Исходя из композиционного решения и конкретной градостроительной ситуации, на каждом уровне выбираются и анализируются видовые маршруты, зоны и отдельные видовые точки с целью выявления главных и второстепенных элементов ансамбля площади, их ритмической связи и соподчиненности, масштабности и сочетания с другими составляющими общей пространственной композиции. При этом первичным элементом визуально-пространственного моделирования принимается отдельное изображение проектируемой площади, воспринимаемое в условиях, аналогичных или приближенных к реальным.
Для проведения визуального анализа видовых картин проектируемого комплекса предлагается провести условное расчленение того или иного первичного элемента по отдельным характеристикам:
- функционально-содержательная, проверяющая соответствие архитектурно-пространственной формы и содержания ансамбля площади;
- силуэтно-панорамная, обеспечивающая разработку силуэта и панорам ансамбля площади в видовой картине;
- глубинно-пространственная, определяющая выразительность трехмерной композиции ансамбля площади визуально;
- «архитектуры земли», выявляющая композиционное решение пластики основания и малых форм всего пространства площади.
Такой последовательный и поэлементный анализ указанных характеристик в видовых картинах, маршрутах и зонах восприятия возрождаемой или комплексно реконструируемой площади позволяет рассмотреть всю систему визуально-пространственных моделей в целом и откорректировать первичные (творческие и концептуальные) проектные предложения с учетом особенностей реального восприятия пространств, объемов сооружений и их пластики.
ПРОГРАММА-ЗАДАНИЕ
Дата: 2016-10-02, просмотров: 196.