МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ

(ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ)

КАФЕДРА АРХИТЕКТУРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ

 

 

С.С. Горин

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОРОДСКИХ ПЛОЩАДЕЙ

Учебно-методическое пособие и Программа-Задание

для разработки курсового проекта «ПЛОЩАДЬ ГОРОДА»

 

Москва 2014 г.

 

С.С. Горин. «Организация городских площадей».

Учебно-методическое пособие и Программа-Задание

для разработки курсового проекта «ПЛОЩАДЬ ГОРОДА».

Москва. МАРХИ 2014 г. стр. 25.

 

В учебно-методическом пособии последовательно рассмотрены основные вопросы организации городских площадей и методики разработки курсового проекта «ПЛОЩАДЬ ГОРОДА».

В учебной части пособия приведены и изложены: основные понятия, исторические предпосылки и условия создания и размещения площадей; этапы их развития и характерные функционально-планировочные, пространственные решения площадей в зарубежных странах и в России; современная градостроительная классификация площадей; проблемы их современной эксплуатации и состояния; перспективы развития существующих площадей в Москве.

В методической части пособия приведены и изложены основные методические положения, связанные с последовательностью разработки курсового проекта «ПЛОЩАДЬ ГОРОДА»: цель и задачи проектирования; предпроектный анализ; принципы проектирования при возрождении, комплексной реконструкции исторически сложившихся и создании новых площадей Москвы.

В Программе-Задании на разработку курсового проекта «ПЛОЩАДЬ ГОРОДА» определены условия и правила его разработки, состав проектных материалов и сроки его выполнения.

Программа-Задание имеет приложение I:

- в приложении I дан Ориентировочный перечень площадей Москвы, перспективных для использования в качестве пешеходных общественных пространств и рекомендуемых для разработки курсового проекта;

 

 

УЧЕБНАЯ ЧАСТЬ ПОСОБИЯ

Основные понятия, условия создания и размещения площадей.

Площадь – основной архитектурный элемент планировочной структуры и пространственной среды любого города, оформленный уникальными, общественно значимыми или историческими зданиями и определяющий его неповторимый и запоминающийся образ. Площадь формируется определенным набором функций (где главная – общественная) в виде архитектурно организованного и оформленного пространства.

Название – площадь(вероятно заимствовано из старославянского и восходит к греческому – plateia, platys – широкий)означает большое незастроенное место в пределах города. Пространство площади всегда и везде служило главным местом общения для горожан, где оглашались новые законы, торговали, развлекались, собирались для решения своих проблем.

В основном площади возникали в структуре города в местах пересечения торговых улиц, на перекрестках улиц с дорогами, ведущими в другие города, у храмов, крепостных ворот, резиденций правителей. Типология и размещение площадей в структуре города совершенствовались по мере исторического развития его социальных, экономических и культурных потребностей.

 

Исторические этапы развития и характерные планировочные, пространственные решения площадей в зарубежных странах.

Со времен Древней Греции известна Агора(греч. agora – площадь) – место собраний, обширная городская территория, которая несла общественно-политические, торговые, культурные и зрелищные функции. Эта площадь имела четырехугольную форму и окружалась галереями и колоннадами, сообщавшимися с различными общественными зданиями. Часто главная агора являлась как бы сборным пунктом при совершении торжественных шествий горожан к храмам. В каждом греческом городе могло быть несколько агор имевших разное назначение и очертания. Примером служат агоры греческих городов-колоний в М. Азии – Милете, Приене, Ассосе и др. (V – II вв. до н. э.). Южная агора в Милете имела 128 Х 166 м. и 2,12 га.

В столице древней Греции Афинах классического периода (V – IV вв. до н. э.) «верхний город» Акрополь, с его идеально организованным святилищем - религиозно-общественным пространством, по сути, являлся главной, центральной площадью. И это главное общественное пространство площади-святилища так или иначе было связано уличными коммуникациями с другими общественными пространствами Афин - городскими агорами самого различного назначения.

В эпоху Древнего Рима существовали Форумы(лат. forum – площадь) – открытые площади в центре города, служившие для общественных собраний, политических действий, религиозных церемоний, рынков, различных состязаний и пр. Обычно строилось несколько форумов рядом друг с другом. В центре Древнего Рима (II в. до н. э. - II в. н. э.) только императорских форумов, перетекающих из одного в другой, насчитывалось около десятка. Главный форум в Помпее имел размеры 117 Х 33 м. и площадь 0,39 га.

Обобщая характеристику древнеримских форумов, необходимо отметить что, восприняв от греков композицию агор, римляне значительно ее развили. Повторяя прямоугольную форму площади с храмом в глубине, они впервые применили принцип системы площадей, объединенных одной композиционной осью, но видимых порознь, а также ввели полукружия, предвосхитив на пятнадцать столетий появление сложных по абрису барочных площадей.

В Средние века по мере исторического, социально-экономического и культурного развития Западной Европы и особенно Италии торговые, рыночные площади в городах все больше становились их главными жизненными центрами. А где появлялся и бурлил активной жизнью товарный рынок, там возникала биржа, строились церкви, ратуши, здания цеховых общин и т.д. Очень часто зданиями, образующими и формирующими площадь, были храмы, дворцы административной власти. На таких площадях всегда бурлила городская жизнь. Наиболее яркие примеры – всем известная Соборная площадь с баптистерием, собором и «падающей колокольней» в Пизе (XI - XIV вв.) и площадь Синьории с палаццо Веккио – городской ратушей с башней высотой 102 м во Флоренции (XIII - XIV вв.). Площадь этой площади - 0,81 га.

В эти века большое значение имели и многофункциональные площади, где проходили официальные торжества, народные собрания, карнавалы и турниры. Так на протяжении нескольких веков (с XII по XVI вв.) шло развитие-расширение и обрамление-оформление всемирно известной и изумительной по красоте площади Святого Марка в Венеции - городе на воде. Ее размеры – 175 Х (56+90)/2 м. и площадь 1,28 га.

В эпоху Возрождения в Италии площади городов являлись главными объектами градостроительства. Они имели, как правило, прямоугольный план с соотношением сторон 4:5, 2:3, 1:2 и спокойную застройку периметра.

При этом, наряду с прямоугольными, создавались площади трапециевидной и даже округлой формы, как похожая на раковину площадь дель Кампо в Сиене (XIV – XVI вв.), где до сих пор в особо праздничные дни в присутствии множества местных жителей и туристов проводятся по средневековым правилам скаковые соревнования на резвых и неоседланных жеребцах.

В это же время в городах Европы, наряду с торговыми стали появляться и общественные площади перед дворцами и храмами, которые в XV – XVI вв. становились уже центральными площадями. Они часто связывались главными улицами, имели декоративное мощение, содержались в чистоте, оформлялись колоннадами, фонтанами, скульптурами и служили местом для обнародования государственных и религиозных актов, организации и проведения торжеств и праздников, как во Флоренции.

В этом городе-памятнике архитектуры эпохи Возрождения заслуживают особого внимания и пешеходные общественно значимые улицы Уффици и Кальцайоли, связывающие центральные исторические площади (Синьории и Соборную), где расположены известные произведения итальянских зодчих.

К исходу эпохи Возрождения относится создание по единому плану великим Микеланджело Буанаротти (1475-1564) восхитительного ансамбля Ратушной площади на Капитолийском холме в Риме (XVI в.), которую обрамляют Дворец сенаторов, Капитолийский музей и Дворец Консерваторов.

С конца XVI в. общественная функция площадей начинает постепенно ослабляться и в итальянских городах эти пространства стали создаваться уже не столько для практических целей, сколько для украшения города. Этому способствовало то обстоятельство, что города приостановились в своем развитии и ранее построенные торговые и общественные площади с избытком удовлетворяли запросам городского населения.

В XVII – XVIII веках в эпоху барокко в Италии появился новый декоративный тип площади. В этот период городские площади возникали в связи с постройкой церквей, дворцов и служили их декором. Снова, как в средние века, церкви располагались в центре площади или выступали из фронта окружающих домов. Еще чаще посреди площади ставились монументы, фонтаны, обелиски, памятники. Примером такой организации площади может служить северная въездная площадь в Рим – дель Пополо (XVII в.).

Барочные площади, в противоположность площадям Возрождения, имели сложный, иногда вычурный и замысловатый план, где очень часто применялись живописная кривая, трапеция или сочетание этих форм.В эпоху барокко наметилась тенденция к преодолению замкнутости площади, ее открытию для всего города. В этом одно из существенных отличий от замкнутых площадей эпохи Возрождения, пространство которых обычно воспринималось изолированно от окружающей застройки.

Такова грандиозная по размерам сначала овальная, а потом трапециевидная площадь Святого Петра в Риме с ее разомкнутыми «клещами» колоннад овальной части разработанная арх. Л. Бернини (1598-1680) в середине XVII в.

В другой стране Европы - Франции период с XV в. по XVII в. во многом был связан со становлением абсолютной монархии, что отразилось на развитии городов и их планировочной структуре. В этот период городские площади также стали претерпевать сильнейшие изменения.

К XVII в. планы центральных площадей французских городов становились правильными, строгими, классическими. Треугольник, прямоугольник, квадрат со срезанными углами – самые распространенные планы площадей городов Франции в эпоху расцвета классицизма. Яркий пример – Вандомская площадь в Париже по проекту Ж.А. Мансара (1646-1708) в самом конце XVII в.

Вместе с геометризацией планов площадей французы усвоили типичный итальянский прием – однотипность формирующей их периметральной застройки. Дома на площадях городов Франции всегда имели толстые стены, массивные опоры в галереях, высокие крыши с лесом дымовых труб. Окружающая застройка площадей того времени была выполнена в замкнутых формах, как Королевская площадь - площадь Вогезов в Париже в XVII в.

Потом городские площади, следуя достижениям эпохи зрелого и позднего итальянского барокко, начинают постепенно связываться с улицами и раскрываться во внешнее пространство городской застройки.

В конце XVII века, под влиянием версальских работ А. Ленотра (1613-1700), впервые появляется геометрически правильная круглая площадь, а потом и открытая площадь-терраса, получившие широкое распространение в Европе. Архитектор Н.Ф. Блондель (1618-1686) даже вывел оптимальное соотношение высоты застройки круглой площади от ее диаметра, как 1/4.

В середине XVIII в. во Франции появилось много площадей у мостов и набережных. В силу своего расположения такие площади имели застройку с трех сторон. Венцом этой композиционной тенденции стала площадь Людовика XV - площадь Согласия в Париже в XVIII в., где здания обрамляют только одну ее сторону, две другие занимают парки и одну – река Сена.

В самом начале XIX века в архитектуре классицизма Франции уже господствовал стиль ампир(от франц. ampire – империя), сложившийся во времена правления Наполеона I Бонапарта и оставивший следы реконструкции и имперского обустройства как в центре Парижа, так и в ряде других городов в виде возведения триумфальных арок, колонн, дворцов и храмов.

Во второй половине XIX в. шел активный и почти неуправляемый рост городов Европы. Во Франции он сопровождался радикальной реконструкцией бароном Ж.Э. Османом (1809-1891) ряда улиц и площадей в центре Парижа, среди которых оказалась и круглая в плане площадь Этуаль или Звезды. После реконструкции (без озеленения и арки) она стала занимать участок в 2,33 га.

В XIX веке появляются знаменитые площади в столицах европейских государств: Лондоне, Берлине, Вене и др. Это были площади-скверы и площади-сады. Грандиозные и камерные, псевдоисторические и эклектичные инсценировки на тему города или власти, которые до сих пор вызывают любовь у отдыхающих там горожан и восхищение у многочисленных туристов, посещающих эти мастерски и со вкусом благоустроенные и озелененные пространства городской земли, кстати, очень дорогой и востребованной.

К концу XIX в. многие площади в городах Европы застраиваются, теряя цельность созданных градостроительных ансамблей. Это происходит в связи с нарастанием процесса хаотизации формирования городской застройки и пространственной среды, как неизбежного следствия развития «дикого капитализма», урбанизации и перенаселенности городских образований.

Даже краткосрочное появление на рубеже XIX и XX вв. в Европе стиля модерн не смогло прервать этот урбанистический процесс. А создание после I Мировой войны неоклассических, имперских площадей в Италии и Германии 30-х – 40-х гг. вызвало негативную общественную реакцию и лишь усугубило их отрицание в годы после окончания II Мировой войны. В течение долгого послевоенного времени новые площади в Европе не создавались, а старые приходили в упадок, превращаясь в транспортные развязки и автопарковки.

При этом в США после «Великой депрессии» и II Мировой Войны, когда усилилось государственное регулирование экономики, наметилась социальная стабилизация, а в развитии городов укрепились плановые начала – городские площади стали возрождаться и создаваться вновь.Примером может служить реконструкция Филадельфии в 1949 – 1970 гг. На расчищенных от хаотической и ветхой застройки пространствах появились площади–скверы Индепенденс-молл, Пенн-Сентер и др.

В 1958 г. архитекторами Л. Мис ванн дер Роэ (1886-1069) и Ф. Джонсоном (1906-?) был продемонстрирован яркий пример создания городской площади с фонтанами у подножия теперь всемирно известного небоскреба Сигрэм-Билдинг в самом плотно застроенном районе Нью-Йорка – Манхэттене.

Авторам проекта – талантливым архитекторам пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить городские власти в функционально-планировочной, архитектурно-пространственной и художественно-эстетической правильности и целесообразности своего творческого решения.

После этого в Нью-Йорке в 1960-е гг. при реконструкции авеню Америки на Манхеттене в соответствии с «Законом о зонировании» перед каждым значимым для города сооружением создавались площади - «плазы», в том числе в комплексе высотных зданий Рокфеллер-центра, Линкольн-центра и др.

Однако возрождение феномена площади в его традиционном, историческом понимании стало заметно проявляться только с 1970-х гг. Восстановление площадей шло в русле неоконсервативных, постмодернистских тенденций, доминировавших в архитектуре второй половины XX в. Площадь тогда часто воспринималась как театрализованное пространство. Яркий пример – созданная Ч. Муром (1925-?) в 1979 г. площадь «Италия» в Новом Орлеане.

Лишь в начале 80-х гг. прошлого века, под влиянием понимания ценности истории, сохранения культурных и архитектурных памятников и в контексте постмодернистских веяний стал постепенно возрождаться истинный интерес к площади, как неотъемлемой части городской среды обитания, одному из основополагающих элементов планировочной и пространственной градостроительной структуры города, а также социально ориентированному, открытому общественному пространству.

В конце XX в. и в начале XXI в. создание новых и регенерация старых площадей стало уже распространенной практикой для многих европейских городов. Эта тенденция, порожденная «духом времени» и традицией, была связана со стремлением эстетически преобразить городскую среду и создать в ней обновленные, благоустроенные и комфортные общественные пространства.

Сейчас можно наблюдать своего рода ренессанс выразительных и продуманных во многих отношениях площадей, в создании которых доминируют идеи возрождения традиционных для Европы видов городского общественного пространства. Возрождение площадей порождает множество различных форм, опирающихся на исторические примеры и возвращающие им утраченные функциональные и художественные достоинства. Это реконструкция Трафальгарской площади в Лондоне арх. Н Фостером (1935), и ряд обновленных существующих и новых современных площадей в городах Англии, Германии, Австрии, Испании, Италии и др.

Сегодня уже можно выделить два основных направления развития и формирования городских площадей в развитых странах Европы:

- первое - полностью исключает транспорт и концентрируется на создании общественного пространства, привлекательного для пребывания в нем как пешеходов, так и отдыхающих горожан и туристов;

- второе - учитывает потребности транспорта и таким образом смягчает его жесткое доминирование и диктат над пешеходами.

Еще одно направление развития городских площадей, проявляющееся в настоящее время - свободные от застройки пространства, создаваемые в новых жилых районах европейских городов. Там их организация зачастую сводится к созданию площади-парка с искусственным и благоустроенным ландшафтом.

И поскольку постепенное уменьшение общественного пространства площадей за счет включения транспортных территорий приводит к недоступности и локализации их отдельных общественных зон, то, в итоге, необходим переход к формированию новых более доступных общественных пространств и зон, обособленных от транспорта на ином, более современном градостроительном и архитектурном уровне.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПОСОБИЯ

Современные городские площади – сложные градостроительные (градоформирующие) объекты, объединяющие в своем составе основные группы зданий, сооружений и пространств: административные и офисные; общественные и религиозные; гостиничные и жилые; зрелищные и спортивные; производственные и транспортные; монументальные и скульптурные; магистрали, улицы и автопарковки, а также благоустроенные и озелененные участки виде скверов, бульваров, садов, цветников и газонов.

Указанные группы зданий, сооружений и пространств могут по-разному, но обязательно органично, объединяться в целостный комплекс социально-пространственной и эстетической организации площади и окружающей ее застройки, поскольку для современных площадей характерна очень высокая социальная эффективность и многофункциональность использования территории, что особенно важно для такого мегаполиса как Москва.

При этом городские площади, являясь неотъемлемой частью целостной общегородской функциональной, планировочной, пространственной структуры и развиваясь как дифференцированные и интегрированные образования, должны соответствовать историческому и градостроительному значению их территорий, а также современной и перспективной мощности пешеходно-транспортных узлов города, где они формируются и создаются.

Цель проектирования.

Курсовой проект «ПЛОЩАДЬ ГОРОДА» предусматривает дальнейшее совершенствование профессиональной и творческой подготовки студента на примере разработки такого крупного и значимого социально-пространственного комплексного объекта как площадь города.

Указанный курсовой проект призван выявить у студента:

- идеологическую подготовленность в выборе правильного подхода к тем социальным проблемам современного города, которые ставит тема проекта;

- способность к самостоятельному профессиональному и творческому мышлению в работе над проектом;

- способность к сбору и анализу информации, умение строить гипотезы, выполнять и отбирать варианты решения поставленной задачи, способность видеть перспективу совершенствования проектируемой площади и ставить прогноз ее будущего развития;

- умение и навыки выполнения проекта в текстовом (пояснительная записка), графическом и макетном представлении согласно отведенным срокам;

- умение кратко и точно изложить основную концепцию проекта и его отличительные особенности, умение построить защиту и ответы на вопросы.

Задачи проектирования.

В работе над проектом «ПЛОЩАДЬ ГОРОДА» решаются задачи:

- подбор, согласование с руководителем проекта и утверждение на ведущей кафедре задания на проектирование конкретной площади города;

- сбор и изучение исходных материалов по теме работы, аналогов по современным городским площадям в нашей стране и за рубежом;

- изучение градостроительной ситуации и выявление задач гармоничного функционально-планировочного и объемно-пространственного сочетания обновляемой, реконструируемой или вновь проектируемой площади с окружающей ее застройкой и средой (см. «Предпроектный анализ»);

- составление основных положений технического задания на проект объемно-пространственного решения площади;

- выбор функционально-планировочного, объемно-пространственного решения площади, достижение образно-художественной выразительности;

- разработка в проекте «ПЛОЩАДЬ ГОРОДА» пространственного решения, отвечающего требованиям новизны, современного комфорта, а также обеспечения «устойчивой архитектуры», экологии и безопасности;

- выполнение проекта в графике и градостроительном макете;

- подготовка пояснительной записки, допуск к защите и защита проекта.

Предпроектный анализ.

Организация выполнения проекта «ПЛОЩАДЬ ГОРОДА» ведется на основе предпроектного анализа градостроительной ситуации, включающего:

- определение принадлежности территории площади к основным зонам сохранения, ревалоризации, комплексной реконструкции или реновации;

- выявление морфотипа застройки площади (существующей, планируемой);

- натурное изучение опорного фонда с фиксацией памятников истории, культуры и архитектуры, в том числе существовавших, но исчезнувших;

- определение места площади в функционально-планировочной, пространственной структуре города с целью выявления ее значения и принадлежности к основным городским приоритетам (фактическая функциональная загруженность площади и окружающих территорий; близость транспортного, пешеходного узлов и их фактическая мощность; исчерпанность потенциала этих узлов и планируемое увеличение их мощности; перспективы развития планировочной, пространственной структуры указанной зоны города);

- принятие решения о формировании состава и содержания общественной и транспортной составляющих площади на основании указанных исследований;

- принятие решения о функционально-планировочной и пространственной, акцентно-доминантной структуре площади с учетом ее величины.

Принципы проектирования при возрождении, комплексной реконструкции исторически сложившихся и создании новых площадей:

- возрождение и комплексная реконструкция площади посредством создания средовой определенности, опирающейся на историзм и традиции;

- возвращение и реорганизация пешеходного пространства и движения в пределах установленных границ площади;

- создание видовых площадок для восстановления целостного визуального восприятия пространства площади и окружающей застройки;

- повышение экологического и эстетического качества пространства площади с использованием средств ландшафтного дизайна;

- формирование единой системы средств архитектурного дизайна, соответствующей характеру исторического окружения;

- восстановление функций площади «убежища» при активном использовании подземного пространства для движения и парковки транспортных средств;

- введение жестких ограничений по высоте для новых построек при регенерации градостроительной ткани исторически сложившихся площадей;

- воссоздание утраченной ансамблевости застройки посредством реконструкции уже существующих объектов или возведения новых, масштабных историческому пространству;

- использование для всех площадей, помимо высадки деревьев, посадку по периметру пешеходного пространства плотного кустарника, снижающего шум;

- вывод с территории исторических площадей всех рекламных щитов и указателей, как диссонирующих с образом места;

- создание архитектурно-художественного образа площади, как стилистического фактора при проведении ее комплексной реконструкции.

Решением одной из основных проблем сохранения существующих, исторически сложившихся и организации новых площадей Москвы в современных социально-экономических условиях развития должны соответственно стать их ревалоризация, комплексная реконструкция и подобающее создание новых внутригородских общественных пространств.

В новом окружении современной урбанизированной городской среды необходимо обеспечить гармоничное наполнение еще сохранившихся, исторически и культурно ценных открытых пространств архитектурно организованными общественными функциями, в том числе с использованием как существующих, реконструированных, так и новых, современных городских объектов, прежде всего общественного назначения, способных сформировать подобающее функциональное окружение социального пространства площади.

Вопросы визуального восприятия центральных, исторических площадей при их возрождении и комплексной реконструкции.

Разработка в проекте «ПЛОЩАДЬ ГОРОДА» вопросов восприятия таких важных внутригородских пространств как центральные, исторические площади с их силуэтами и панорамами окружающей застройки способствует решению важнейшей задачи – достижению архитектурно-пространственной целостности и композиционного единства облика города. Особое значение эти вопросы приобретают для городов, имеющих богатое историческое прошлое, где рядом сосуществуют ансамбли площадей и окружающие их отдельные здания, относящиеся к разным эпохам и стилям. И задача гармоничного сочетания старого и нового не может быть успешно решена без учета особенностей визуального (зрительного) восприятия исторических ансамблей площадей с их традиционными размерами и планировочно-пространственными параметрами городской среды, масштабом и сомасштабностью сложившейся и новой окружающей застройки.

Современное укрупнение размеров территории и застройки центров городов часто приводит к существенному изменению традиционного визуального воздействия исторических, центральных площадей, к снижению, а порой и утрате их доминирующей роли в облике города. С увеличением размеров площадей, использованием их под транзитные проезды и автопарковки, формирующие их здания при восприятии с наиболее значимых, видовых точек зрительно теряют важное эстетическое качество – объемную и пластическую выразительность. А ведь именно выразительная пластика и объемность – одни из самых отличительных особенностей застройки и архитектуры ансамблей исторических площадей центра города.

При возрождении и комплексной реконструкции таких площадей возрастает значение как относительных, так и абсолютных размеров и планировочно-пространственных параметров застройки, определяющих собой зоны и дистанции восприятия. При этом следует иметь в виду не только особенности восприятия укрупненных объемов и пространств, но и находящегося среди них человека - важнейшего компонента визуальной картины центра города. Известно, что черты лица человека различаются на расстоянии до 25 м, характер движений – 130-150 м, очертания фигуры – 1200 м. И диапазон восприятия человеческих параметров может служить одним из признаков соразмерности архитектурных пространств, их сомасштабности человеку. А возможность зрителя держать в поле зрения людей, распознавая характер их движений, является важным критерием масштабности таких крупноразмерных пространств, как площади города.

При восприятии ансамблей исторических площадей немаловажное значение имеет и фактор времени. Увеличение объектов предметно-пространственной среды увеличивает множественность видовых точек и соответственно продолжительность времени для общего обзора, что порождает трудность организации в таких условиях впечатляющей смены видовых картин.

Крупные габариты площадей и открытый характер их пространств требуют среди множества возможных точек обзора выделить основные, отвечающие условиям оптимальных углов зрения и наилучших границ видовых кадров.Имеются в виду те точки обзора, с которых архитектурный ансамбль площади воспринимается наиболее выразительно. Представляется целесообразным в архитектурно-планировочных решениях фиксировать особо эффективные видовые точки посредством организации обзорных площадок, а также запрограммированных пешеходных маршрутов, обеспечивающих восприятие предметно-пространственной среды городского центра с учетом визуальной выразительности и масштабности архитектурных объектов.

Большое значение для визуального восприятия пространства площади имеют его насыщенность объектами монументального искусства, малыми архитектурными формами, рисунком и фактурой мощения, а также характер их взаимного размещения, степень детализации, взаимодействие вертикальных, горизонтальных членений и т.д.

При этом при планировке пространства площади и размещении в нем элементов малой архитектурной пластики следует учитывать зону наибольшей стереоскопической активности визуального восприятия в радиусе 5-15 м от зрителя, а среди визуальных особенностей той или иной архитектурной формы - учитывать свойство вертикальных элементов создавать наиболее сильный, четкий пространственный эффект, обусловленный природой перспективно-глубинного и бинокулярного факторов зрения человека.

Объемно-пластической выразительности эффектных видовых кадров ансамбля площади могут способствовать следующие приемы:

- объемная расчлененность и пластическое решение окружающих площадь зданий в сочетании со ступенчатым понижением высоты в сторону основных мест обзора;

- комплексная, скоординированная друг с другом разработка архитектурных объектов и основания площади с постепенным переходом от вертикальных объемов к горизонтальным плоскостям;

- решение «архитектуры земли» как специфической, единой объемно-пластической композиции, включающей мощение, малые архитектурные формы, скульптуру, озеленение и другие элементы благоустройства.

Для максимального учета реальных условий восприятия при проектировании возрождения и комплексной реконструкции центральных площадей следует применять весь арсенал современных методов визуального анализа городской архитектурно-пространственной среды. При этом важно иметь в виду особенности и условный характер восприятия применяемых в настоящее время градостроительных макетов, графических перспектив, аксонометрий, а также виртуальных, компьютерных изображений.

Как показывают наблюдения и эксперименты, восприятие макетов и указанных изображений отличается от натурных не только условиями наблюдения как бы с «птичьего полета», но и качественно иным ощущением объемности, пространственности, которые сохраняются только для адекватных, реальных по высоте точек восприятия.

Ведь трехмерное восприятие объемно-пространственных характеристик различных архитектурных ансамблей, в том числе и городских площадей, выполненных в виде макетов, графических и виртуальных изображений, часто носит гипертрофированный характер по сравнению с реальным восприятием таких объектов на всех основных градостроительных уровнях их рассмотрения, независимо от условий обзора и расположения точек наблюдения.

Необходимым правилом при проектировании возрождения и реконструкции центральных, исторических площадей должно быть воспроизведение облика ансамбля площади в условиях, близких к реальным. Поэтому для совершенствования проектирования в указанной области представляет интерес более широкое использование тех возможностей, которые заложены в современных методах визуального моделирования как средстве, позволяющем максимально учитывать особенности реального зрительного восприятия ансамблей городских площадей.

В основу методов визуального моделирования должен быть положен принцип адекватности восприятия проекта и натуры, учитывающий закономерности и особенности восприятия проектных моделей, обусловленный, в частности, стереоскопическим базисом наблюдения, а также реальной последовательностью и динамикой восприятия проектируемых городских ансамблей, включая площади.Принцип соответствия визуального моделирования процессу проектирования требует комплексного применения различных визуальных моделей (от фотофиксации и традиционного графического эскизирования до макетоскопиии, стереоскопии и моделирования на компьютере с использованием специализированных программ) в зависимости от уровня и стадии разработки проекта.

 

Как было сказано ранее, к примечательным особенностям визуального восприятия архитектурного облика городских площадей относятся: множество точек их обзора, выразительность видовых кадров и разнообразие визуально-эстетических характеристик.

Состав и структуру визуально-пространственных моделей при проектировании комплексной реконструкции исторических площадей целесообразно рассматривать на трех взаимосвязанных уровнях:

- внешний, где реализуются визуальные связи отдельных ансамблей площадей с их непосредственным окружением и с городом в целом;

- внутренний, на котором осуществляется визуальное освоение самого пространства ансамбля площади;

- фрагментарный, когда обеспечивается объемно-пластическое восприятие архитектурных фрагментов и деталей в облике площади.

Исходя из композиционного решения и конкретной градостроительной ситуации, на каждом уровне выбираются и анализируются видовые маршруты, зоны и отдельные видовые точки с целью выявления главных и второстепенных элементов ансамбля площади, их ритмической связи и соподчиненности, масштабности и сочетания с другими составляющими общей пространственной композиции. При этом первичным элементом визуально-пространственного моделирования принимается отдельное изображение проектируемой площади, воспринимаемое в условиях, аналогичных или приближенных к реальным.

Для проведения визуального анализа видовых картин проектируемого комплекса предлагается провести условное расчленение того или иного первичного элемента по отдельным характеристикам:

- функционально-содержательная, проверяющая соответствие архитектурно-пространственной формы и содержания ансамбля площади;

- силуэтно-панорамная, обеспечивающая разработку силуэта и панорам ансамбля площади в видовой картине;

- глубинно-пространственная, определяющая выразительность трехмерной композиции ансамбля площади визуально;

- «архитектуры земли», выявляющая композиционное решение пластики основания и малых форм всего пространства площади.

Такой последовательный и поэлементный анализ указанных характеристик в видовых картинах, маршрутах и зонах восприятия возрождаемой или комплексно реконструируемой площади позволяет рассмотреть всю систему визуально-пространственных моделей в целом и откорректировать

Дата: 2016-10-02, просмотров: 230.