Понятие о минимизации логических функций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Проблема минимизации логических функций решается на основе применения законов склеивания и поглощения с последующим перебо­ром получаемых дизъюнктивных форм и выбором из них оптимальной (минимальной). Существует большое количество методов минимиза­ции ЛФ. Все они отличаются друг от друга спецификой применения операций склеивания и поглощения, а также различными способами сокращения переборов. Среди аналитических методов наиболее извес­тным является метод Квайна — Мак Класки, среди табличных — ме­тод с применением диаграмм Вейча [6]. Графические методы миними­зации отличаются большей наглядностью и меньшей трудоемкостью, однако их применение эффективно при малом числе переменных n≤5.

 

Рассмотрим последовательность действий минимизации ЛФ на примере.

Пример 2.15.Найти минимальную дизъюнктивную форму функции, заданной таблицей истинности (табл. 2.6).

 

Таблица 2.6 Таблица истинности функцииУ=f(x1, x2,x3)

Х1   Х2   Xз   Y  

Эта функция интересна тем, что имеет несколько минимальных форм. По данным таблицы запишем аналитическое выражение:

Пунктирными линиями в этом выражении отмечены пары конъ­юнкций, к которым можно применить операцию склеивания типаFxVFx=F. Особенно хорошо это видно при использовании диаграммы Вейча, в которой «склеиваемые» конъюнкции находятся по соседству друг с другом. Диаграмма Вейча просто по-другому интерпретирует таблицу истинности (табл. 2.7).

Задание.

Три человека участвуют в тайном голосовании. Составить логическую схему, регистрирующую результаты тайного голосования большинством голосов.

Пусть А – первый человек, голосующий «за», В – второй человек, голосующий «за» и С – третий человек, голосующий «за». Составим таблицу истинности интересующего нас итогового высказывания F (предложение принимается большинством голосов).

 

Таблица истинности.

A B C F Ответ
-
-
-
-

 

Искомое высказывание имеет вид:

 

После упрощения функция принимает вид:

 

Таким образом, логическая схема, реализующая процесс голосования, будет иметь вид:

 

Пример 1. Аня, Вика и Сергей решили пойти в кино. Классный руководитель, хорошо знавший этих ребят, высказал следующие предположения:

 

а) Аня пойдет в кино только тогда, когда пойдут Вика и Сергей;

б) Аня и Сергей пойдут в кино вместе или же оба останутся дома;

в) для того чтобы Сергей пошел в кино, необходимо, чтобы пошла Вика.

Когда ребята пошли в кино, оказалось, что классный руко­водитель немного ошибся: из трех его утверждений истинными оказались только два. Кто из названных ребят пошел в кино? Решить задачу с помощью логических операций.

высказывания, описывающие приведенные в условии задачи факты, имеют вид:

 

Пример 2На вопрос, какая погода будет завтра, синоп­тик ответил:

а) если не будет ветра, то будет пасмурная погода без дождя;

б) если будет дождь, то будет пасмурно и без ветра;

в) если будет пасмурная погода, то будет дождь и не будет ветра

Подумав немного, синоптик уточнил, что три его высказыва­ния можно лаконично записать в виде одного составного выска­зывания. Сформулируйте его, решив задачу с помощью логиче­ских операций.

Пример 3 Миша решил поступить в МИЭТ и послал домой три сообщения:

• если я сдам математику, то информатику я сдам только при условии, что не получу двойку за диктант;

• не может быть, чтобы я получил двойки за диктант и мате­матику;

• достаточное условие провала по информатике — это двой­ка за диктант.

После сдачи экзаменов оказалось, что из трех Мишиных со­общений только одно было ложным. Как Миша сдал экзамены? Решить задачу с помощью логических операций.

 

Пример 5Проверьте правильность следующего умозак­лючения. Для того чтобы Саша прошел по конкурсу в МИЭТ, достаточно, чтобы или Аня, или Вика не прошли по конкурсу в институт. Вика пройдет по конкурсу вместе с Димой. Не может быть, чтобы по конкурсу прошли и Аня, и Саша.

Вывод. Для того чтобы Аня прошла по конкурсу в инсти­тут, необходимо, чтобы по

конкурсу прошли Дима и Саша

Пример 6

Задание. Три человека участвуют в тайном голосовании. Составить логическую схему, регистрирующую результаты тайного голосования большинством голосов.

Пример 7 Определить, кто из абитуриентов A, B, C, D играет, а кто не играет в шахматы, если известно следующее:

1) Если A или B играет, то C не играет;

2) Если B не играет, то играют C и D:

3) C – играет в шахматы.

Пример 8Дано суждение «или верно, что Петр поступил в университет (А), и при этом неверно, что Петр не поступил и Андрей не поступил, или Петр поступил и Семен поступил (С), или даже Петр поступил, и Семен поступил, и Андрей поступил (В)». Кто поступил в университет?

 

Пример 9.Шесть школьников – Андрей, Борис, Григорий, Дмитрий, Евгений и Семен- участвовали в олимпиаде. Двое из них решили все задачи.

На вопрос, кто решил все задачи, последовали ответы: 1) Андрей и Дмитрий; 2)Борис и Евгений; 3) Евгений и Андрей; 4) Борис и Григорий; 5) Семен и Андрей.

В четырех из этих ответов одна часть неверна, другая верна. В одном обе части неверны. Кто решил все задачи?

Контрольные вопросы:

1. Что такое ранг элементарной конъюнкции?

2. Как определяется длина ДНФ?

3. Дайте определение совершенной дизъюнктивной нормальной форме (СДНФ)?

4. В чем особенность расчетного метода (метода непосредственных преобразований)

5. Какая функция называется импликантной?

6. В чем сущность геометрической интерпретации области определения булевой

функции?

Лабораторная работа 3

Программирование разветвляющегося процесса

Задание 1

Цель работы:

Архитектура ЭВМ и система команд.


Дата: 2016-10-02, просмотров: 303.