Экономическая теория: предмет, многообразие методов экономических исследований.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предметом экономической теории являются отношения, возникающие между людьми в процессе производ­ства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Целью дисциплины явля­ется достижение эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения ма­териальных потребностей людей.

Экономическая теория (Экономика) — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.

Таким образом предметом экономической теории является противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей.

Из предмета экономической теории можно выделить первую функцию экономики: это нахождение рациональных сочетаний ресурсов для достижения максимального удовлетворения потребностей общества. Вторая функция экономической теории — практическая (рекомендательная). На основе позитивных знаний экономика даёт рекомендации к действиям для реализации необходимой экономической политики государством.

В зависимости от объекта исследования экономику подразделяют на:

  • Микроэкономика — раздел экономической теории, который исследует поведение отдельных экономических субъектов.
  • Макроэкономика — раздел экономической теории, который изучает функционирование экономики страны в целом.

Основные макроэкономические цели:

  • Стабильный рост национального производства. От объёмов национального производства зависит уровень и динамика благосостояния населения, экономическая мощь государства, экспортные возможности и политическая стабильность в обществе.
  • Стабильный рост цен. Стабильные цены создают условие предсказуемости в экономике, стимулирую процессы кредитования и инвестирования, укрепляют доверие к национальной денежной единице, способствуют экономической и социальной стабильности в обществе.
  • Высокий уровень занятости. Он является одним из главных условий социального спокойствия и высокого уровня жизни населения в стране.
  • Достижение равновесного внешнеторгового баланса.

Для достижения макроэкономических целей общество использует целый набор инструментов и рычагов, которые реализуются в ходе проведения определённой экономической политики.

Её основными видами являются:

  • Фискальная политика, использующая налоги и правительственные расходы для стимулирования или сдерживания производства.
  • Монетарная политика, регулирующая размеры капиталовложений, темпы роста производства и цен по средствам изменения количества денег в обращении.
  • Политика ограничения доходов населения по средствам замораживания зарплаты и цен, используется для борьбы с инфляцией.
  • Социальная политика
  • Внешняя экономическая политика, позволяющая с помощью тарифов, квот и лицензий регулировать объёмы и структуру экспорта, воздействовать на обменный курс национальной валюты и на размеры национального производства.

 

Основные методы исследования экономической теории

Если предмет науки характеризуется тем, что она изучает, то метод — как это исследуется.

Метод (методология) — это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели.

Основной метод исследования, используемый экономической теорией — моделирование экономических явлений и процессов.

Экономическая модель — это упрощенное изображение экономической действительности, позволяющее выделить наиболее главное в сжатой компактной форме.

Это привело к появлению множества методов исследования экономической теории:

  • Метод научной абстракции
    Отвлечение в процессе познания от внешних явлений, не экономических сторон, выделение более глубокой сущности предмета или экономического явления
  • Метод функционального анализа
    Используется зависимость функция-аргумент для проведения экономического анализа и выведения заключений
  • Метод графических изображений
    Этот метод позволяет оценить соотношение между различными экономическими показателями, их поведение под влиянием изучаемой экономической ситуации
  • Метод сравнительного анализа
    Сопоставление частных и обобщающих показателей с целью выявления наилучшего результата
  • Метод Экономико-математического моделирования
    Описание экономических явлений на формализованном языке с помощью математических символов и алгоритмов
  • Индуктивный и дедуктивный методы
    Индуктивный метод — выведение положений, теорий и выводов из фактов — от фактов к теории. При использовании дедуктивного метода экономисты опираются на случайный наблюдения, логику и интуицию, на основе основе которых формируется предварительная гипотеза. Дедукция и индукции представляют собой взаимодополняющие методы исследования.
  • Метод позитивного и нормативного анализа
    Позитивный метод исследует фактическое состояние экономики; нормативный метод определяет конкретные условия и экономические аспекты, которые желательны, либо нежелательны в обществе
  • Практические мероприятия
    Проведение практических мероприятий с целью подтверждения выдвинутой экономической гипотезы

сследуя хозяйственные процессы, экономическая теория применяет ряд общенаучных методов познания, т. е. таких методов, которые используют и другие обще­ственные и естественные науки. Важнейшими из таких общенаучных методов для сферы экономики являются следующие.
Методы экономических исследований:
- наблюдение и сбор фактов;
- эксперимент;
- моделирование;
- метод научных абстракций;
- анализ и синтез;
- системный подход;
- индукция и дедукция;
- исторический и логический;
- графический.
Как и всякая научная деятельность, экономические ис­следования носят эмпирический (от греч. empeiria — опыт) характер, т. е. основываются на практическом опыте. Это предполагает наблюдение, т. е. восприятие экономиче­ских процессов в их реальном виде и сбор фактов, проис­ходящих в действительности. К примеру, именно благода­ря наблюдению и сбору фактической информации можно определить, как изменились товарные цены за тот или иной период.
В отличие от наблюдения и сбора фактов эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставится в специально создан­ные и контролируемые условия. Скажем, для проверки эф­фективности повой системы оплаты труда проводят ее эк­спериментальные испытания в рамках определенной груп­пы работников.
Метод моделирования (от лат. modulus — мера, об­разец) предусматривает изучение социально-экономичес­ких явлений по их теоретическому образцу (модели). Осо­бенно эффективно математическое моделирование на компьютерах, позволяющее, например, просчитать наи­более рациональный вариант хозяйственных связей пред­приятия.
Метод научных абстракций (от лат. abstractio — отвлечение), или абстрагирование, используется для выработки тех или иных отвлеченных понятий — так называемых абстракций, или категорий (от греч. Kategoria — признак, обобщение, теоретическое, отвлеченное от кон­кретности понятие). Чтобы получить какую-либо науч­ную абстракцию, ученые абстрагируются от второсте­пенных свойств изучаемого объекта, а нужные им свой­ства выделяют. Скажем, для определения такой экономи­ческой категории, как товар, необходимо отвлечься от размеров, веса, цвета и других не существенных в данном случае характеристик предметов, предлагаемых в магази­нах, и в то же время зафиксировать объединяющее их свойство: все эти вещи — продукты труда, предназначен­ные для продажи.
Метод анализа (от греч. analysis — разложение, рас­членение) и синтеза (от греч. synthesis — соединение, соче­тание, составление) предполагает изучение социально-эко­номических явлений как по частям (анализ), так и в целом (синтез). Например, сопоставление экономических пока­зателей работы отдельных шахт — это анализ, а определе­ние общеотраслевых результатов хозяйствования всей угольной промышленности Украины — синтез.
Благодаря сочетанию анализа и синтеза обеспечивает­ся системный, комплексный подход к сложным (многоэлементным) объектам исследования. Такие объекты (си­стемы) рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не механическое со­единение разрозненных элементов. Важность комплекс­ного подхода обусловлена тем, что, по существу, весь окру­жающий человека мир состоит из множества больших и малых систем.
Индукция (от лат. inductio — наведение, обобщение) и дедукция (от лат. deductio — выведение) представляют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных (от­дельных) фактов к общему выводу — это индукция, или обобщение. А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедук­цией. Например, факты увеличения цен на хлеб, молоко, мясо и другие продукты наводят на печальную мысль о росте дороговизны в стране (индукция). В свою очередь, из общего положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребитель­ских цен по каждому виду продовольствия
Исторический и логический методы (или подходы) тоже применяются в единстве. Они предполагают подроб­ное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности, но одновременно с ло­гическими обобщениями, которые позволяют оцепить эти процессы в целом и сделать общие выводы. К примеру, ученые детально исследовали конкретный ход и особенно­сти опыта строительства социализма в XX в. в разных странах. Этот исторический подход в исследованиях дал возможность многим из них прийти к логическим выво­дам о повсеместной утрате работниками в соцстранах сти­мулов к труду, о неэффективности экономики, товарных дефицитах и т. д.
Наконец, широкое применение в экономических на­уках имеет графический (от греч. grapho — пишу, черчу, рисую) метод отображения хозяйственных процессов и явлений. Он основан на использовании различных чер­тежей и рисунков — схем, таблиц, графиков, диаграмм и т. д. Благодаря этим инструментам исследования обес­печиваются компактность (сжатость) и наглядность в изложении теоретического материала. Так, скажем, гра­фик зримо демонстрирует зависимость тех или иных величин друг от друга.

Ошибки научного анализа

При моделировании экономических процессов следует избегать возможных логических ошибок.

К наиболее часто встречающимся логическим ошибкам относятся следующие:

Ошибочное построение доказательства, исходящее из ложного представления "что верно для части (отдельного человека), то верно и для целого (для общества в целом)".

Например, повышение зарплаты на отдельно взятом предприятии увеличит покупательную способность его работников. Повышение же зарплаты в целом по стране приведет к росту цен, инфляции, и как следствие, сохранению покупательной способности людей на прежнем уровне.

Логически ошибочное построение "после этого, следовательно, по причине этого".

Например когда растет величина , сокращается величина . Это не означает, что всегда является причиной изменений в . Связь может быть чисто случайной или объясняться существованием какого-либо третьего фактора .

Так, статистика свидетельствует, что длительный рост цен на автомобили в нашей стране ведет не к сокращению, а к увеличению объема продаж. Напрашивается очевидный вывод: рост цен ведет к росту объема продаж!? Но этот ложный вывод, противоречащий закону спроса, поскольку в данном примере не учтен фактор ожидания инфляции и рост доходов населения.

Функции экономики

Становление экономической науки как самостоятельной академической дисциплины происходило в XVIII в., хотя ее предыстория уходит вглубь веков. До сих пор экономисты продолжают спорить о том, что такое экономика, что она изучает, каковы ее функции, какими методами пользуются экономисты при анализе экономических взаимосвязей и закономерностей.

Согласно современному пониманиюэкономика - это наука о законах и закономерностях отношений людей в процессе производства, распределения, обмена, потребления и воспроизводства материальных благ и услуг, а также эффективного использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения потребностей людей. Такое понимание предмета экономики сложилось в ходе длительного исторического развития этой науки.

Как и всякая наука экономика выполняет прежде всегопознавательную функцию - теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, каковы причины, природа, последствия экономических процессов (как банки делают деньги, в чем суть инфляции, как спрос и предложение влияют на цены и т. п.). На основе теоретических обобщений реальных фактов хозяйственной жизни экономика объясняет, чтоесть или чтоможет быть, формулирует принципы экономического повеления (так называемая позитивная экономическая теория).

Прогностическая (греч. prognosis — предвидение, предсказание) функция экономики заключается в формировании научных основ прогнозирования перспектив научно-технического и социально- экономического развития. Она приобретает важное значение в связи с составлением планов и прогнозов развития предприятий и национального хозяйства.

Экономика выполняет ипрактическую (рекомендательную) функцию: на основе позитивных знаний дает рекомендации, предлагает «рецепты» действий, объясняет, какой должна быть экономика (нормативная экономическая теория). Эта функция тесно связана с экономической политикой.

 

 




























Дата: 2016-10-02, просмотров: 236.