Для реализации задач конъюнктуры рынка разработана соответствующая система показателей, включающая в себя:
1. Показатели предложения товаров и услуг:
объема, структуры и динамики предложения (производства);
потенциала предложения (производственного и сырьевого);
эластичности предложения.
2. Показатели покупательского спроса на товары и услуги:
объема, динамики и степени удовлетворения спроса;
потребительского потенциала и емкости рынка;
эластичности спроса.
3. Показатели пропорциональности рынка:
соотношения спроса и предложения;
соотношения рынков средств производства и рынков потребительских товаров;
структуры товарооборота;
распределения рынка между производителями, оптовыми и розничными продавцами;
распределения рынка продавцов по формам собственности;
структуры покупателей по различным потребительским признакам (уровень дохода, возраст и т.д.);
региональной структуры рынка.
4. Показатели перспектив развития рынка:
темпов роста и прироста объемов продаж, цен, товарных запасов, инвестиций, прибыли;
параметры трендов объемов продаж, цен, товарных запасов, инвестиций, прибыли.
5. Показатели колеблемости, устойчивости и цикличности рынка:
коэффициенты вариации объемов продаж, цен и товарных запасов во времени и пространстве;
параметры моделей сезонности и цикличности развития рынка.
6. Показатели региональных различий состояния и развития рынка:
региональной вариации соотношения спроса и предложения и других пропорций рынка;
региональной вариации уровня спроса (в расчете на душу населения) и других основных параметров рынка.
7. Показатели деловой активности:
состава, заполненности и динамики портфеля заказов;
числа, размера, частоты и динамики сделок;
загруженности производственных и торговых мощностей.
8. Показатели коммерческого (рыночного)риска:
инвестиционного риска;
риска принятия маркетинговых решений;
риска рыночных колебаний.
9. Показатели уровня монополизации и конкуренции:
численности фирм на рынке каждого товара, их распределение по формам собственности, организационным формам и специализации;
распределения фирм по размеру объема производства, сбыта и продаж;
уровня приватизации (число приватизированных предприятий, их организационные формы и доля в общем объеме рынка);
раздела рынка (группировка фирм по их размеру (малые, средние и крупные) и по их доле в объеме сбыта и продаж).
Емкость рынка
Пропорциональность — это оптимальное соотношение между различными элементами рынка, обеспечивающее его нормальное поступательное развитие.
При анализе пропорций рынка статистика использует следующие инструменты: балансовый метод, относительные величины структуры и координации, компаративные (сравнительные) индексы, коэффициенты эластичности, бета-коэффициенты многофакторных моделей, графический метод.
Важнейшим показателем пропорциональности рынка товаров и услуг следует считать соотношение спроса и предложения, предопределяющее развитие остальных категорий рынка и его социальную и экономическую эффективность. Пропорции спроса и предложения определяются как в целом по рынку товаров и услуг, так и в региональном разрезе, по отдельным товарам и услугам, по различным группам потребителей. Одним из способов измерения данной пропорции по всей совокупности товаров и услуг служит баланс спроса и предложения, в котором покупательские фонды (спрос) сопоставляются с товарными ресурсами и потенциалом услуг (предложение). Выявленное таким образом сальдо служит характеристикой диспропорции рынка и отражает либо наличие дефицита, либо кризис сбыта. Схема расчета представлена в таблице:
Покупательные фонды | Товарные ресурсы |
Денежные доходы населения из всех источников за вычетом обязательных платежей и части прироста сбережений, не связанных с покупкой товаров и услуг Денежные средства (сбережения), не израсходованные в связи с отложенным и неудовлетворенным спросом ИТОГО | Средние товарные запасы за год Реализовано товаров за год Оказано услуг за год ИТОГО |
САЛЬДО ( + , — ) |
Можно сравнивать объемы и темпы роста производства (по отдельным товарам и в целом по отрасли) с соответствующими показателями продаж, объемы и темпы роста розничного товарооборота с объемом и темпами роста денежных доходов населения.
Пропорциональная зависимость спроса и предложения от факторов, определяющих их значения, может быть выражена коэффициентом эластичности, который покажет процентное изменение спроса или предложения при увеличении факторного показателя на один процент.
Следующей важной пропорцией рынка нужно считать соотношение средств производства и предметов потребления. Оно определяется и в статике, и в динамике. Для этого используются относительные величины структуры и координации. Рассчитывается также компаративный индекс, позволяющий сравнить динамические пропорции. Он представляет собой отношение темпов роста двух частей единого целого и по своей сути является одним из вариантов расчета коэффициента опережения.
Другая важная пропорция — это соотношение продажи продуктов и услуг между собой, а также между отдельными видами продуктов или услуг внутри каждой группы товаров и т.д.
Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Различают совершенную и несовершенную конкуренцию
Совершенная конкуренция — это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной (совершенно заменяемой) продукции.
Несовершенная конкуренция в отличии от совершенной ограничена влиянием монополий и государства.
Различают следующие модели несовершенной конкуренции:
Характеристика основных моделей рынка
Признаки модели рынка | Модели рынка | |||
Совершенная конкуренция | Несовершенная конкуренция | |||
Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия | ||
Количество фирм | Множество | Много | Несколько | Одна фирма |
Тип продукции | Однородная, стандартизированная | Мнимая или действительная дифференциация | Однородная или дифференцированная | Уникальная продукция |
Степень контроля над ценой | Отсутствует контроль | Слабый, незначительный контроль | Частичный контроль | Высокая степень контроля |
Условия вступления в отрасль | Ограничений нет, равный доступ к информации | Относительно легкие, удовлетворительный доступ к информации | Ограничен доступ на рынок и к информации | Доступ на рынок блокирован |
Неценовая конкуренция | Отсутствует | Используются реклама, торговые марки и товарные знаки | Используется в значительной степени | Создание благоприятного имиджа фирмы |
Примеры | Фермерские хозяйства | Розничная торговля, производство одежды, обуви, косметики, мебели и т.д. | Автомобилестроение, авиационная, химическая, нефтяная, электронная промышленность и т.д. | Электрические и газовые, местные телефонные компании и т.д. |
ыделяется несколько типов конкурентных структур, специфика которых должна быть учтена при создании и реализации программ маркетинга предприятий, работающих в условиях того или иного типа структуры.
I. Монополияимеет место тогда, когда предприятие выпускает продукцию, для которой нет замены.
II. Олигополия имеет место тогда, когда небольшое количество поставщиков контролирует значительную долю поставок продукции. В этом случае каждый из поставщиков должен принимать во внимание реакции других поставщиков на изменения в рыночной деятельности.
III. Монополистическая конкуренцияимеет место тогда, когда потенциальные конкуренты фирмы пытаются разработать дифференциальную маркетинговую стратегию для того, чтобы захватить часть рынка.
3. Важны отличительные особенности товаров.
IV. Чистая конкуренция, если бы она вообще существовала, означала бы, что имеется большое количество продавцов, ни один из которых не может оказать существенное влияние на цену или поставки.
Типы конкуренции:
Выделяются также две основные группы методов конкуренции: ценовые, неценовые.
Ценовая конкуренция возникает, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место в том числе, когда данный продукт продается по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках.
Ценовая конкуренция наиболее часто применяется в сфере услуг, при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддается перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).
Неценовая конкуренция проводится главным образом посредством совершенствования качества продукции, технологии производства, инноваций и нанотехнологий, патентирования и брендирования и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Этот вил конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 232.