Теория цены товара. Равновесные цены. Факторы, влияющие на формирование цены товара.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В своей теории цены А. Маршалл опирается на концепции спроса и предложения. Цена блага определяется соотношением спроса и предложения. В основе спроса на благо лежат субъективные оценки предельной полезности блага потребителями (покупателями). В основе предложения блага лежат издержки производства. Производитель не может продавать по цене, не покрывающей его затраты на производство. Если классическая экономическая теория рассматривала формирование цен с позиций производителя, то неоклассическая теория рассматривает ценообразование и с позиций потребителя (спрос), и с позиций производителя (предложение).

В современной мировой экон. теории наибольшее распространение получила концепция цены А. Маршалла. Он пытался объединить три концепции: предельной полезности, издержек производства, спроса и предложения – в одну теорию цены. Маршалл отрицал существование стоимости, считал, что существует только меновая стоимость, т.е. цена. Цена определяется как определенное количество денежных единиц, получаемое за товар.

На рынке особое значение имеет равновесная цена, которая является а результатом взаимодействия цены спроса и цены предложения. Цена спроса на каждое количество товара – это цена, по которой определенное количество товара способно привлечь покупателей в течение определенного периода време ни. Цена спроса на каждый товар уменьшается по мере увеличения его предложения. Цена предложения – это цена, по которой товар поступает на рынок в продажу. Цена предложения данного количества товаров зависит от затрат усилий рабочих. Затраты всех различных видов труда, прямо или косвенно занятого в его производстве, вместе с ожиданием, необходимым для накопления применяемого в его производстве капитала, А. Маршалл называет реальными издержками производства товара. Суммы денег, которые приходится платить за эти усилия, называются денежными издержками производства (издержки производства).

Нормальная цена определяется состоянием устойчивого равновесия нормального спроса и нормального предложения, делением совокупных затрат производства на количество то вара, т.е. это средние затраты. Формирование рыночной цены А. Маршалл рассматривал в трех периодах времени. Различают мгновенное, кратковременное и длительное равновесие.

Совершенно иное состояние рынка имеет место в нашей стране. Оно связано с чрезмерным огосударствлением экономики. Рынок был деформирован государственной системой распределения, дополнявшейся бартерным обменом и «черным рынком».

В государственной экономике нет жесткой связи между ценой, спросом и предложением товаров. Расширение производства, как правило, осуществляется без учета цен и перспектив спроса. Оно является прерогативой государственных органов, которые централизованно решают, где, как и в каком объеме увеличить предложение. Спрос теряет свои имманентные функции. Функции рынка берет на себя государство.

 

Центральное место в теории Маршалла занимала проблема свободного рыночного ценообразования. Маршалл исходил из того, что в механизме рыночного ценообразования спрос и предложение выступают равными элементами, что оценки предельной полезности являются фактором, влияющим, с одной стороны, на спрос и потребление, с другой стороны, — на производство и предложение.

В то же время Маршалл рассматривал все параметры рынка (цена, спрос, предложение) с точки зрения их функциональной зависимости. Так, он считал, что в условиях совершенной конкуренции существует зависимость спроса и предложения от цены. Если растет цена товара, то спрос на него снижается, а предложение растет. И наоборот.

Следовательно, заключил Маршалл, рыночная цена в ходе колебаний может достичь устойчивого состояния, стать равновесной ценой, при которой спрос на данный товар уравнивается с его предложением.

Маршалл показал и обратную зависимость, при которой величина цены определяется соотношением спроса и предложения. Цена, превышающая уровень равновесия, стимулирует расширение предложения. Предложение, обгоняя спрос, заставляет цену перемещаться обратно, к отметке равновесия. Если же рыночная цена оказывается ниже цены равновесия, то она подталкивает вверх спрос. Он увеличивается, опережая предложение, что влечет за собой повышение цены в сторону точки равновесия.

Маршалл считал, что идеальная картина рыночного взаимодействия, когда спрос и предложение в равной мере влияют на изменение цены.

Маршалл обратил внимание на то, что роль регулятора цены выполняют спрос или предложение в зависимости от продолжительности времени. В условиях краткосрочного периода ценообразующим фактором выступает спрос, так как предложение более инерционно и не изменяется так же быстро, как спрос. Любое повышение спроса обусловливает рост цены. В результате возникает разница между новой ценой товара и издержками производства, следовательно, и нормальной прибылью, что ведет к образованию временного дополнительного дохода — квазиренты. В условиях долгосрочного периода ценообразующим фактором выступает предложение, что связано с издержками производства.

Маршалл привел классификацию факторов, влияющих на спрос и предложение на отдельные товары на различных рынках, и назвал этот прием методом частичного равновесия «при прочих равных условиях», поскольку абстрагировался от других факторов. Ученый, рассматривая функцию спроса, ввел характеристику «эластичность спроса», которая показывает изменение интенсивности спроса при изменении цены. Впоследствии понятие эластичности становится общепризнанным инструментом анализа различных экономических зависимостей.

Маршалл исследовал спрос и предложение, используя такой фактор, как предельная полезность. В отношении спроса, считает он, предельная полезность, равная максимальной цене, которую покупатель готов оплатить, является верхним пределом колебаний рыночной цены. Она является автономной ценой, независимой от рынка, и определяется потребностью в товаре и его запасом. В отношении предложения, считает Маршалл, имеет значение понятие предельных издержек производства, под которыми понимаются издержки последней единицы определенного товара. Он отождествляет предельные издержки с минимальной ценой, по которой предприниматель готов поставлять товар на рынок.

Связь спроса и предложения с ценой по А. Маршаллу

Альфред Маршалл установил следующий простой механизм воздействия соотношения спроса и предложения на складывание цен товаров в условиях неограниченной конкуренции. Спрос и предложение имеют следующую связь с ценой: спрос, как правило, при падении цены растет и при ее росте снижается; предложение в большинстве случаев с ростом цены растет и при снижении цены падает. Поэтому устойчивая цена, цена равновесия, устанавливается в той точке, где спрос уравнивается с предложением (т. е. при графическом изображении в точке пересечения кривых спроса и предложения). Цена, превышающая цену равновесия, ведет к превышению предложения над спросом, что неминуемо действует в сторону снижения цены. Цена, оказавшаяся ниже цены равновесия, ведет к превышению спроса над предложением, что действует в сторону повышения цены. Только при цене равновесия спрос уравнивается с предложением (уравнивается в том смысле, что не возникает стимулов для изменения трех функционально связанных величин - спроса, предложения, цены). В этих условиях, по Маршаллу, цена тяготеет к денежным издержкам производства, но указанные издержки в обычных условиях не связаны со стоимостью (реальными издержками производства), а сами определяются соотношением спроса и предложения на те факторы производства, которые образуют эти издержки.

Тем самым Альфред Маршалл сумел построить теорию цены, по существу, полностью без обращения к стоимости (реальным издержкам) ограничив анализ только вопросами соотношения спроса и предложения. Цена товаров складывается под воздействием спроса и предложения, издержки производства, к которым тяготеет указанная цена при равенстве спроса и предложения на рынках товаров, складываются под воздействием спроса и предложения на факторы производства, формирующие соответствующие издержки. Более глубокий анализ Маршалл считал излишним.

"Анализ издержек производства товара, - пишет он, - может быть доведен до любой глубины, он редко имеет смысл заходить в нем слишком далеко. Например, часто достаточно признать в качестве окончательной цену предложения различных видов сырья, применяемого в данном производстве, не вдаваясь в анализ отдельных элементов, из которых эта цена складывается; в противном случае анализ, по существу, станет бесконечным. Можно, следовательно, подразделить элементы, требующиеся для изготовления товара на любые подходящие для нашей цели группы, и назвать их факторами производства. В таком случае издержки производства определенного количества данного товара будут равны ценам предложения соответствующих количеств факторов его производства". Каков реальный смысл теории цены Маршалла?

Прежде всего, эта теория объясняет цены ценами. В такой постановке вопроса исчезают причинно-следственные связи, и на первое место выдвигаются связи функционального характера, т.е. связи, по отношению к которым решающим становится определение всестороннего взаимодействия различных элементов ценообразования и условий их равновесия. Эта сторона теории цены Маршалла вызвала серьезные замечания в свой адрес, в том числе и со стороны ряда буржуазных экономистов, которые рассматривали подобный подход как вращение в одном и том же заколдованном круге цен без конечного объяснения последних.

Все эти замечания имеют серьезные основания. Очевидно, что подобный подход Альфреда Маршалла способствовал окончательному отходу буржуазной политэкономии от исследования глубинных закономерностей капиталистического производства, выраженных в проблемах теории стоимости. Маршалл, по существу, ограничился исследованием проблем ценообразования с позиции отдельного капиталистического предприятия. Недаром и весь соответствующий анализ он строил применительно к так называемой представительной фирме, под которой подразумевал фирму со средними отраслевыми характеристиками. Тем самым Маршалл создал основу для развития микроэкономического раздела буржуазной политэкономии, занимающегося прежде всего изучением проблем ценообразования применительно к отдельным товарам, предприятиям и рынкам Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: Дело, Вита-Пресс, 2002. С. 303..

Изменение спроса Альфред Маршалл полностью связал с категорией предельной полезности. По Маршаллу, предельные полезности соизмеренные в денежных единицах, выступают на рынке как максимальные цены (так называемые цены спроса), которые потребитель готов уплатить за то или иное благо. С ростом предложения того или иного блага цены спроса снижаются, с падением предложения - увеличиваются. Необходимо отметить выдвинутое А. Маршаллом конкретное понятие эластичности спроса, которое затем прочно вошло в теорию потребления.

"... Степень эластичности (или быстрота реакции) спроса на рынке зависит от того, в какой мере его объем возрастает при данном снижении цены или сокращении при данном повышении цены".

Спрос на товар считается эластичным, если при снижении (или росте) цены на 1% спрос на указанный товар повысится (или упадет) более чем на 1%. Спрос на товар считается неэластичным, если при снижении (или росте) цены на 1% спрос повысится (или упадет) менее чем на 1%.

Маршалл в исследовании эластичности спроса отметил два важных момента: во-первых, неэластичный характер спроса на товары, удовлетворяющие наиболее насущные потребности населения, и спроса на отдельные предметы роскоши, покупаемые богатейшими слоями населения на незначительную часть своего дохода; во-вторых, исторический характер категории эластичности спроса (поскольку включение потребления какого-либо товара в круг наиболее насущных потребностей населения может превратить спрос на него из эластичного в неэластичный).

В рамках определения цены только соотношением спроса и предложения Альфред Маршалл достаточно оригинально включил в эту систему издержек производства (прежде всего предельные издержки, т.е. затраты на производство последней единицы того или иного товара, которые определяют минимальную цену, удовлетворяющую производителя, т. е. так называемую цену предложения).

Маршалл отметил, что цена предложения определенной фирмы непосредственно зависит от денежных издержек только при том условии, если издержки производства единицы продукции остаются неизменными при различных объемах производства (т. е. по его терминологии, если для данного случая осуществляется так называемый закон постоянной отдачи). "Если взять некоторые товары, которые практически полностью подвержены действию закона постоянной отдачи, - указал Маршалл, - т. е. средние издержки на их производство находятся примерно на одинаковом уровне независимо от того, производятся ли она в малых или больших количествах. В это случае нормальный уровень, вокруг которого колеблется рыночная цена, и составит указанные определенные и фиксированные (денежные) издержки производства".

Однако для большинства производств существуют иные закономерности.

В одних случаях издержки производства единицы продукции с ростом объема производства снижаются (действует так называемый закон возрастающей отдачи), в других издержки производства единицы продукции с ростом объема производства возрастают (действует так называемый закон падающей отдачи).

В обоих случаях цена предложения соответствующих фирм определяется уже не средними издержками производства, а количеством произведенной продукции (точнее, издержками производства, скорректированными на изменение объема производства, т.е. предельными издержками производства). В производствах, где господствует закон возрастающей отдачи, с увеличением объема произведенной продукции в связи со снижением предельных издержек снижается и цена предложения; в производствах, где действует закон падающей отдачи, с ростом объема продукции растут и предельные издержки производства, что ведет соответственно к росту цены предложения. Соотношение спроса и предложения, влияя на объем продукции, поступающей на рынок, тем самым влияет на предельные и соответственно на средние издержки, которые в свою очередь влияют на предложение данной фирмы История экономической мысли. Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС, 1998 г. С. 223..

3. Значение «Теории цены» А. Маршала в экономике

Дав теоретический анализ "цены спроса" и "цены предложения" Маршалл подходит к определению цены равновесия, которая представляет собой точку пересечения кривых спроса и предложения (динамика спроса определяется убывающей предельной полезностью, а динамика предложения - возрастающими издержками производства). В рамках маршаллианского анализа снимается вопрос о том, что является конечным основанием цен - полезность или издержки. Оба фактора одинаково значимы и спор по этому поводу аналогичен, по выражению Маршалла, спору о том, "разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц". Тем не менее, если вводить в анализ цены равновесия фактор времени (а Маршалл был первый, кто это сделал) и анализировать ситуацию мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия, то воздействие спроса и предложения на цену равновесия не будет одинаковым. Mapшалл подробно проанализировал эти ситуации, придя к выводу, что в условиях мгновенного равновесия на цену оказывает исключительное влияние спрос, в условиях же долгосрочного равновесия - цена регулируется издержками. Иными словами, чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в анализе влияние спроса на цену, а чем этот период продолжительнее, тем большее влияние на цену оказывают издержки.

Анализируя ситуацию мгновенного и краткосрочного равновесия, Маршалл делает вывод, что в этих условиях приоритет получает спрос, потому что предложение в большей степени инерционно и не успевает за колебаниями первого. Это понятно, поскольку для изменения предложения требуется время для создания дополнительных производственных мощностей. На данном временном отрезке повышение спроса ведет к росту цен. Предприниматель в этих условиях получает временный дополнительный доход (квазиренту - по определению Маршалла) которая представляет собой разницу между новой, более высокой ценой товара и издержками производства. Однако она носит временный характер, поскольку высокий дополнительный доход привлекает новых товаропроизводителей, в силу чего предложение увеличивается, цена падает и в долгосрочном периоде квазирента исчезает.

Следует отметить, что в "Принципах политической экономии" анализируется стихийное регулирование цен в условиях свободной конкуренции. В то же время в период написания работы Маршалла происходило быстрое развитие производственных монополий, и он, естественно, не мог обойти вниманием проблему монополии и ее влияния на процессы ценообразования. В данном вопросе Маршалл опирался на теоретическое наследие французского экономиста А. Курно (1801-1877), который еще в 1838 г. в работе "Исследование математических принципов богатства" исследовал проблему установления цен в условиях монополий. Курно с помощью математической модели рассмотрел ценообразование для случая, когда одна фирма концентрирует производство и предложение какого-либо товара и показал, что подобная фирма устанавливает цену значительно выше той, которая, при тех же условиях производства, установилась бы при наличии конкурентов. Превышение монопольной цены над конкурентной Курно объяснил тем, что повышение первой цены встречает только единственное ограничение в виде спроса, в то время как повышение второй цены имеет и другое ограничение в виде политики цен конкурентов. Маршалл также допускает, что монополия будет ограничивать объем производства товара, ища такой объем при таком уровне цены, который обеспечит ей максимальное расхождение между валовой выручкой и валовыми издержками. Монополист потеряет весь свой монопольный доход, если будет производить такое большое количество, при котором его цена предложения будет равняться цене спроса; количество, которое обеспечит максимальный монопольный доход, всегда значительно менее этого. Однако Маршалл рассматривает монополию как частный случай на общем фоне неограниченной конкуренции, закономерности ценообразования в условиях которой остаются господствующими. Другими словами, теория Маршалла - это теория цен в конкурентных условиях.

Говоря о других аспектах теории ценообразования Маршалла важно упомянуть о "ренте потребителя", которую Маршалл ввел в свою теорию спроса. Эта рента представляет собой избыток общей полезности покупаемых товаров над фактически заплаченной за них суммой денег, то есть разницей между тем, что готовы заплатить покупатели и фактической ценой товара. Маршалл определил этот род потребительского излишка как "...излишек сверх цены, уплачиваемый потребителем в действительности, который он скорее уплатит, чем останется без данной вещи". Маршалл приводит следующий пример: коробок спичек стоит 1 пенс, но для курильщика он столь дорог, что за удовольствие закурить немедленно он готов заплатить значительно дороже. Разница между тем, что готов заплатить курильщик за спички и тем пенсом, который он действительно платит, и есть, по мнению Маршалла, выигрыш или "рента потребителя".

Маршалл формулирует не только закон убывающей предельной полезности, но и закон убывающей предельной производительности, рассматривая его в качестве теории спроса на факторы производства, в частности утверждая, что заработная плата имеет тенденцию быть равной чистому продукту труда. В то же время, отдавая дань классической политической экономии, он пишет, что одновременно заработной плате присуща тенденция находится в тесном, хотя и весьма сложном соотношении с издержками воспроизводства, обучения и содержания производительных работников. Что касается предложения труда, то здесь Маршалл разделяет концепцию У. Джевонса (1835-1882), которого считают основоположником английского варианта теории предельной полезности. Напомню, суть концепции Джевонса в том, что человеческие усилия обладают положительной ценностью, и труд будет предлагаться до тех пор, пока человек ощущает превышение удовлетворенности над неудовлетворенностью. Именно тяготы труда, по мнению как Джевонса, так и Маршалла, управляют предложением производственных усилий. Интересно отметить, что Маршалл распространяет действие второго закона Госсена на процесс производства, где распределение инвестиций между альтернативными возможностями он рассматривает как иллюстрацию равенства отношений предельных полезностей к ценам.

В целом работа Маршалла внесла значительный вклад не только в разработку теории цены равновесия, но также в исследование теории процента, прибыли и ренты. В частности, прибыль Маршалл приписывает четвертому фактору производства - организации, и включает ее в нормальную цену предложения, в отличие от квазиренты. В теории процента он рассматривает его со стороны спроса и предложения капитала, где ставка процента со стороны предложения капитала зависит от предпочтения настоящих благ будущим, а со стороны спроса на кап

 

 

Равновесная цена

В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и предложения.

Рис.3.3. Цена равновесия и отклонения от нее

Точка равновесия обозначается Е.

В точке равновесия РЕ = РS = РD ,

где РЕ - равновесная цена; РS - цена предложения; РD - цена спроса.

Это означает, что QЕ = QS = QD.

Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Действуют законы рыночного ценообразования:

¨ цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению;

¨ если под влиянием неценовых факторов происходит повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, и наоборот.

Рыночное равновесие существует там и тогда, где и когда уже исчерпаны возможности изменения рыночной цены или количества продаваемых товаров.

Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А. Смит назвал механизмом «невидимой руки»). Но рыночное ценообразование может быть нарушено либо деятельностью монополий, либо вмешательством государства. В таких случаях говорят о ценах «пола» и «потолка». Цена «потолка»ограничивает рост цены – это искусственно заниженная цена. Цена «пола» не позволяет цене снижаться – это искусственно завышенная цена.

Если установленная государством максимальная цена (потолок цен) находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек.

 

Основными ценообразующими факторами являются:

  1. общественная цена производства (издержки производства, средняя прибыль);
  2. состояние денежной сферы (покупательная способность денег, валютный курс);
  3. соотношение спроса и предложения;
  4. конкуренция (ценовая, неценовая),
  5. государственное регулирование цен (прямое, косвенное),
  6. монопольное регулирование цен (прямое, косвенное);
  7. качество товаров,
  8. объем поставок,
  9. отношение продавец – покупатель,
  10. условия поставок,
  11. франкирование цены.

Государственное регулирование цен. Законодательным путем ограничи­ваются попытки сговора о ценах. Формами государственного ограничения свобо­ды ценообразования, используемые в рыночной экономики являются запрет на горизонтальное и вертикальное фиксирование цен, запрет на ценовую дискрими­нацию, запрет на недобросовестную ценовую рекламу.

Потребители. Ценовые решения основываются на анализе потребитель­ского поведения, которые предполагают изучение ценовой эластичности спроса и сегментации потребителей.

Себестоимость. На конечную цену товара влияют издержки: на приобре­тение сырья, рабочую силу, транспорт, рекламу, на охрану окружающей среды и т.д. Издержки формируют нижний уровень цены.

Конкуренты. В зависимости от того, кто контролирует цены, различают следующие виды конкурентных сред:

- среда, контролируемая рынком – это среда отличается высокой степенью конкуренции, а также сходством товаров и услуг. Именно здесь предприятию важно установить цены правильно:

а) завышение цены оттолкнет покупателей и привлечет их к конкурирую­щим предприятиям;

б) занижение цены не обеспечит условия для деятельности.

- среда, контролируемая предприятием – ограниченная конкуренция, раз­личия в товарах и услугах. В этих условиях предприятиям относительно проще функционировать. И при высоких и при низких ценах предприятие находит поку­пателей. Выбор цены на этом виде среды зависит только от стратегии и целевого рынка;

- среда, контролируемая Правительством – эта среда распространяется на транспорт, связь, коммунальные услуги. Государств

Внутренние факторы, воздействующие на формирование цены производителем:

  • цель, преследуемая производителем,
  • стратегия реализации определённой группы товаров (методы продвижения продукции),
  • финансовые возможности предприятия,
  • возможность и способность своевременной и точной пообъектной оценки издержек производства,
  • организация ценообразования, возможности оперативного и эластичного ценового регулирования,
  • сопутствующие услуги, предоставляемые производителем конечному потребителю (техническое обслуживание, гарантийный ремонт).

Внешние факторы, которые необходимо учитывать при ценообразовании:

  • макроэкономические — фаза экономического цикла, общее состояние совокупного платежеспособного спроса, величина инфляции;
  • микроэкономические — величина издержек производства и обращения, условия налогообложения;
  • уровень спроса и предложения товара на рынке, а также близких по качеству аналогичных (взаимозаменяемых) товаров;
  • потребительские качества товара — полезность, эффективность, надёжность, дизайн, экономичность, престижность;
  • зависимость спроса от специфических условий — сезонности спроса, наличия точек ремонта и обслуживания, величины эксплуатационных расходов потребителя;
  • политические, например, государственное регулирование обращения отдельных видов товара и ценообразования на них.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 243.