Теория мультипликатора. Мультипликационный эффект. Принцип акселерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие «мультипликатор» означает «умножающий» и было введено в экономическую теорию в 1931 г. английским экономистом Р Каном. В период борьбы с кризисом и безработицей он установил, что государственные затраты на любом участке общественных работ приводят к «мультипликационному» эффекту занятости. Всякий новый участок работ, порождая первичную занятость, выступает толчком для соответствующих затрат на других взаимосвязанных участках, вызывая вторичную, третичную и т. д. занятость. Таким образом, первоначальные затраты «мультиплицируются» в кратном увеличении занятости.
В теории Дж. Кейнса под мультипликатором понимается числовой коэффициент, который показывает зависимость изменения дохода от изменения инвестиций. Эффект мультипликатора в рыночной экономике состоит в том, что увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода, который возрастает в гораздо больших размерах, чем первоначальный рост инвестиций. Это является результатом того, что инвестиции помимо первичного эффекта в виде роста национального дохода и занятости вызывают вторичный, третичный и т. д. эффект. Такой нарастающий эффект называется мультипликационным эффектом. Его количественное значение определяется особым числовым коэффициентом - мультипликатором (К), который показывает, в каком соотношении возрастает национальный доход (Y) по сравнению с увеличением размера инвестиций (J при достижении равновесного состояния экономики.

,(16.1)

или ΔY = K ΔJ, т. е. мультипликатор, умноженный на приращение инвестиций, показывает приращение национального дохода.
Определим числовые значения мультипликатора по данным нашей страны за 1988-1989 гг. В 1988 г. прирост капитальных вложений (инвестиций) по сравнению с 1987 г. составил 13 млрд руб. Произведенный национальный доход за этот период увеличился на 31 млрд руб. Следовательно, мультипликатор был равен 2,4. В 1989 г. прирост капитальных вложений уменьшился до 10 млрд руб., а национального дохода - увеличился до 43 млрд руб. В результате значение мультипликатора возросло до 4,3 (Народное хозяйство СССР в 1990 г. - М., 1991. - С. 5). Хотя этот пример во многом имеет условный характер, но в определенной мере он отражает действительное состояние экономического развития.
Рассмотрим механизм образования мультипликационного эффекта. Вначале отметим, что создаваемый национальный доход, а также его приращение (ΔY) делится на потребляемую (AC) и сберегаемую (ΔS) часть, которая полностью используется на инвестиции (A J), тогда
ΔY = ΔC + ΔS = ΔC + ΔJ,(16.2) отсюда
ΔJ = ΔY - ΔC.(16.3)
В уравнение (16.1) подставим значение ΔJ - формула (16.3), тогда

Преобразуем уравнение (16.4) путем деления числителя и знаменателя на AY Тогда

Выше было показано, что отношение прироста потребления (ΔC) к приросту дохода (ΔY) представляет собой предельную склонность к потреблению (C).

Тогда уравнение (16.6) примет вид

Отсюда следует, что мультипликатор К равен единице, деленной на разность между единицей и «предельной склонностью к потреблению». Из уравнения (16.2) следует, что сумма «предельной склонности к потреблению» и «предельной склонности к сбережению» равна единице. Используя выводы исследований потребления и сбережения (п. 16.1), получим:

В результате в уравнении (16.7) знаменатель (1 - С) представляет собой «предельную склонность к сбережению». Следовательно, мультипликатор есть величина, обратная предельной склонности к сбережению.
Для исследования мультипликационного эффекта используем условный пример. Пусть первоначальный объем инвестиций составляет 50 млрд руб. Это вызовет увеличение доходов у занятых при выполнении работ на такую же сумму, т. е. на 50 млрд руб. При этом работники расходуют на потребление 75 % получаемого ими дохода, а оставшиеся 25 % сберегают. Тогда потребительская функция примет вид С = 0,75Y. У данных работников предельная склонность к потреблению составляет 0,75, а предельная склонность к сбережению - 0,25. В связи с увеличением доходов у них возрастут потребительские расходы в виде товаров, которые производят другие производители. Эти расходы составят 50 млрд руб. ~ 0,75 = = 37,5 млрд руб. На эту сумму будут произведены дополнительные товары для потребителей. В свою очередь, производители этих товаров получат доход в сумме 37,5 млрд руб., из которых 75 % будет использовано ими на потребление, т. е. 37,5 млрд руб. ~ 0,75 = 28,125 млрд руб., которые также расходуются на закупку товаров и т. д. Эта цепочка исходя из повторяемости первичного эффекта первичных инвестиций примет вид ΔНД = ΔJ + ΔJ ~ 0,75 + ΔJ ~0,752 + ΔJ ~ 0,753 +... Этот процесс можно представить в виде бесконечной геометрической прогрессии.
Если примем, что ΔJ = 1, а MRC = 0,75 за величину Р, тогда данная прогрессия примет вид 1 + Р + Р2 + Р3 +. + Рn. Сумма такой бесконечной прогрессии при |Р| < 1 определяется по формуле

Это уравнение в данном случае соответствует уравнению числового коэффициента мультипликатора.
В заключение следует отметить, что мультипликационный эффект проявляет себя только в таком обществе, в котором имеет место неполная занятость, т. е. существует резерв рабочей силы, вовлечение которой в производственный процесс приведет к увеличению выпуска продукции и национального дохода.
Принцип акселерации. Акселератор (ускоритель) - это коэффициент, который представляет собой отношение прироста инвестиций к вызвавшему его относительному приросту дохода:

где А - акселератор; J - инвестиции; Y - доход. Акселератор служит количественным выражением принципа «акселерации», согласно которому каждый прирост или сокращение дохода вызывает (или требует) прироста или сокращения «индуцированных» инвестиций. Этот принцип был выдвинут в 1913 г. французским экономистом А. Афтальоном (1874-1956) и в 1919 г. американским экономистом Дж. Кларком (1884-1963) и впоследствии использовался в неокейнсианских моделях экономического роста.
Принцип акселерации обозначает более резкую динамику прироста (сокращения) инвестиций по сравнению с вызывающей их динамикой дохода. Если основной капитал в $500 млн изнашивается на 10 % ($50 млн), то инвестиции потребуются не только на возмещение изношенного капитала в размере $50 млн, но и на дополнительное расширение капитала для удовлетворения возросшего спроса. Следовательно, увеличение спроса на готовую продукцию на 10 % вызывает удвоение валовых инвестиций в оборудование.

Акселератор инвестиций – коэффициент, показывающий соотношение между приростом инвестиций в данном году и приростом ВНП в предыдущем.

(49.2)

Экономическое развитие страны является не только следствием вложения в нее инвестиций, но служит исходной базой для увеличения их в будущем. В связи с этим целесообразно все инвестиции разделить на автономные и производные (индуцированные). Величина первых не зависит от сложившегося уровня ВНП и может рассматриваться в качестве первоначального толчка к активным действиям предпринимателей на рынке. Именно эти инвестиции и создают эффект мультипликатора. Величина вторых является следствием предыдущего развития: предприниматели, видя, что объем национального производства растет и конъюнктура рынка улучшается, стремятся использовать благоприятные условия и расширяют инвестиции. В результате, на автономные инвестиции накладываются производные, что ведет к ускорению развития, т. е. эффекту акселератора.

 












Дата: 2016-10-02, просмотров: 228.