Эксперимент - общенаучный метод, используемый в социологии и направленный на установление точной причинно-следственной связи. Важной предпосылкой для разработки экспериментального метода исследования в социологии оказалось то, что многие ученые с самого момента появления социологии рассматривали ее как естественно научную дисциплину, стоящую в одном ряду с физикой, химией, биологией и т.д.
Впрочем, необходимо отметить, что эксперимент в социологии — это далеко не самый распространенный метод. Отчасти это связано с тем, что существует запрет на эксперименты с людьми и над людьми. Конечно, социологические эксперименты не несут особой опасности. Однако проводить эксперименты с химическими веществами или животными все же проще, чем с людьми.
Эксперимент тесно связан с понятием переменной. Под переменной понимают некий признак, который может принимать то или иное значение. Например, в современном европейском обществе большинство людей имеют образование. Однако одни люди имеют неполное среднее образование, другие - среднее, третьи — среднее профессиональное, четвертые — высшее; возможна и более дробная характеристика. Кроме того, некоторые лица имеют не одно образование. Следовательно, «уровень образования» является переменной.
Социологическая теория предполагает, что между различными факторами (различными переменными) имеются причинно-следственные отношения. Поскольку в социальной реальности наблюдается скорее взаимовлияние факторов, оказывается крайне необходимым установить, в чем же именно оно проявляется.
При подготовке эксперимента обязательно выделяются зависимые и независимые переменные. Независимыми переменными называются такие факторы, которые оказывают влияние на другие факторы (например, уровень образования определяет социальное положение). Соответственно, зависимой переменной является фактор, который находится под влиянием независимой переменной (в нашем случае это социальное положение).
Эксперимент предполагает разделение участников как минимум на две группы — экспериментальную и контрольную.
В зависимости от целей эксперимента групп может быть больше, чем две, однако сущность эксперимента можно показать и на таком предельном случае. Экспериментальная группапомещается в условия, в которых ее члены оказываются под воздействием изучаемого фактора; контрольная группа влиянию данного фактора не подвергается. Затем обе группы исследуются одинаковыми методиками и в соответствии с одним планом, а результаты сравниваются. Естественно, различие результатов не всегда может зависеть от влияния независимой переменной, однако в большинстве случаев мы можем получить таким образом весьма достоверные данные.
Несмотря на то, что эксперимент, в том числе и по этическим причинам, является преимущественным средством естественных наук и именно оттуда был заимствован социологией, он использовался и понимающей социологией, отрицавшей жесткий детерминизм внутри социальных систем и ориентированной на гуманитарные методы и изучение роли конкретного человека в построении социальной реальности. Здесь имеются в виду так называемые кризисные эксперименты, предложенные в качестве метода исследования Гарольдом Гарфинкелем, основателем этнометодологии. Гарфинкель поставил перед социологией цель анализировать поведение индивидов в их собственных терминах. Он полагал, что социальное взаимодействие базируется на ряде гипотез и ожиданий, которые выдвигаются его участниками. Так, например, предполагается, что гость на празднике не станет воровать посуду — даже несмотря на то, что нарушения этого ожидания не являются такой уж редкостью.
Сущность кризисного эксперимента состоит в нарушении базовых ожиданий относительно поведения того или иного лица. Так, родители ожидают от своих детей определенной манеры взаимодействия, и смена этой манеры вызывает у них своего рода дезинтеграцию, которая преодолевается выдвижением новой гипотезы, стабилизирующей новую картину мира. В частности, внезапное охлаждение в этой ситуации может быть интерпретировано как проявления переходного возраста, проблемы в университете, влюбленность и т. п.
Кризисный эксперимент, в частности, показывает, что выдвижение гипотез (в том числе и в социологии) направлено не только на объяснение и описание причинно-следственных связей: оно имеет важную функцию стабилизации образа окружающей индивида социальной реальности.
Метод фокус - группы в социологическом исследовании.
Метод фокус - групп относится к качественным методам сбора информации и базируется на использовании эффекта групповой динамики. Применение данного метода предполагает групповую дискуссию под руководством специалиста (модератора). Основным достоинством данного метода является возможность оперативного получения так называемой глубинной информации в небольшой группе респондентов. Суть метода заключается в том, что внимание участников фокусируется на исследуемой проблеме (теме), с целью определить отношение к поставленной проблеме, выяснить мотивацию тех или иных действий. Кроме этого, данный метод позволяет заказчику наблюдать за ходом проведения исследования и делать соответствующие выводы. Стоимость фокус - группы относительно низка.
Фокус - группа может применяться в сочетании с другими методами и как самостоятельный метод сбора информации. Отличительные особенности фокус – групп:
В отличие от социологического опроса, который дает ответ на вопросы ‘Кто..?’ и ‘Сколько..?’, фокус - группа дает ответы на вопросы ‘Как именно..?’ и ‘Почему..?’
Второй особенностью является способ формирования выборки и методы сбора информации. В социологическом исследовании базовым методом является опрос при котором респондентов, представляющих определенную категорию потребителей, опрашивают по единой схеме. В фокус группе применяются методы глубинного группового интервью, позволяющие «вытащить» из респондента информацию, не лежащую на поверхности, показывающую широкий спектр отношения к проблеме. Фокус - группа является субъективным методом исследования (в отличие от социологического исследования, которое является объективным методом сбора и обработки информации). Чаще всего фокус - группы используются для реализации следующих целей:
•генерирование идей; •проверка гипотез для количественных исследований; •подготовка инструментария для количественных исследований; •интерпретация результатов количественных исследований; •изучение особенностей поведения отдельных групп людей.
Количество участников группы - от 8 до 12 человек. В качестве критериев отбора участников используются пол, возраст, уровень доходов и т.д.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 181.