Метод наблюдения в социологическом исследовании
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одним из основных методов сбора информации в социологическом исследовании является наблюдение. В самом широком смысле наблюдение - это способ познания мира, окружающей нас действительности. В этом контексте правомерно упомянуть и обыденное наблюдение, т.е. непроизвольную деятельность человека, связанную с получением информации о внешнем мире. Однако предметом наших рассуждений станет не обыденное, а научное наблюдение. Оно отличается тем, что осуществляется целенаправленно, по определенной программе. При этом собирается и фиксируется только та информация, которая может быть использована для описания, а затем и объяснения исследуемой проблемной ситуации. Именно такое наблюдение, используется социологами в научно-исследовательских работах.

Наблюдение- это метод сбора первичной социологической информации, основанный на визуальном и слуховом восприятии сведений, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения их фиксации и регистрации. Наблюдение как метод сбора социологической информации используется достаточно широко. Важной особенностью социологического наблюдения выступает то, что оно является способом непосредственного визуального восприятия изучаемого объекта. Это дает следующие преимущества:

- наблюдение позволяет фиксировать особенности поведения людей не в их воспоминаниях и интерпретации, а непосредственно в момент его проявления;

- наблюдение дает возможность получать данные независимо как от умения респондента описать словами свое поведение, так и от того, желает ли он вообще что-либо говорить о своем поведении.

Достоинствами социологического наблюдения как метода сбора информации является отсутствие опосредующих звеньев между исследователем и испытуемыми, т.е. безусловное наличие прямого контакта. Это дает возможность получения не только объективной, но и оперативной информации. Наблюдение помогает точнее и шире понять смысл действий, поведения наблюдаемых в тех или иных ситуациях, понять суть их реакций на происходящие события. Такая информация недоступна для получения другими методами, используемыми социологами.

Наряду с несомненными достоинствами и преимуществами метод социологического наблюдения имеет и существенные недостатки. Участвуя активно или пассивно в наблюдаемом событии, социолог в той или иной мере невольно вмешивается в естественный ход этого события, в некоторых случаях даже усугубляя его негативные последствия. Социолог-наблюдатель может отслеживать лишь часть из совокупности проблем, порожденных исследуемой ситуацией. Наблюдение локально, носит ограниченный характер, позволяет фиксировать факты лишь в заданный момент времени.

Социолог-наблюдатель постоянно испытывает трудности, связанные с фиксацией результатов наблюдения. Дело в том, что записи результатов наблюдения не могут осуществляться в процессе самого наблюдения, так как это оказывает раздражающее влияние на респондентов. Как правило, фиксация результатов осуществляется после контакта с испытуемыми. Но в этом варианте возникают свои проблемы - забываются некоторые штрихи и детали, могут появиться не происходившие в действительности события, образы которых синтезировались в сознании наблюдателя по ассоциации виденного, услышанного или прочитанного им ранее. Причем возникает это непроизвольно, помимо желания самого исследователя. Иногда фиксируемые результаты просто становятся неадекватными действительности, так как на них накладываются субъективные оценки наблюдателя, характер которых вытекает из его собственных взглядов, установок, привычек.

Именно по этим причинам наблюдение как метод сбора социологической информации используется в комплексе с другими социологическими методами, в первую очередь - с опросом. Происходит это на различных этапах организации исследовательского процесса (например, когда возникает необходимость контроля качества собранной информации в групповых опросах, наблюдатель может фиксировать ситуацию в различных группах после их контактов с интервьюерами - реакция на поставленные вопросы, оценка правдивости ответов и т.д.). Наблюдение может использоваться в комплексе с методом социологического эксперимента для фиксации изменений в экспериментальной группе. Самостоятельное использование метода наблюдения в процессе сбора информации возможно в первую очередь, когда нет жестких требований репрезентативности наблюдаемой группы по отношению к генеральной совокупности. В этом варианте наблюдение, точнее, его результаты, помогают исследователю глубже вникнуть в суть изучаемой проблемной ситуации.

Для проведения наблюдения разрабатывается программа, включающая все основные структурные элементы программы социологического исследования. В процессе программирования анализируется проблема, вскрываются особенности проблемной ситуации: определяются цели и задачи наблюдения, устанавливаются его предмет и объект, вырабатывается система гипотез, осуществляется деление предмета исследования на основе понятия и проводится их операционализация. Каждое операциональное понятие становится единицей наблюдения. В заключение устанавливаются способы фиксации информации и варианты ее последующей обработки. Программой наблюдения регламентируются действия наблюдателя. Именно от него зависит итоговый успех исследования. Наблюдатель должен четко уяснить задачу своей деятельности: уметь находить общий язык с наблюдаемыми, быть общительным, ненавязчивым, уметь контролировать свои действия, чтобы их влияние на наблюдаемую ситуацию было минимальным. Подготовленный наблюдатель отличается умением различать наблюдаемые факты и следствия их функционирования, способностью вычленять из этих фактов главное, определяющее. Он должен обладать способностью сосредоточить свое внимание лишь на тех явлениях и процессах, которые определены в программе наблюдения после осуществления операций с основными понятиями исследования как единицы наблюдения, т.е. различные акты действия объекта наблюдения. Социолог-наблюдатель должен обладать и определенными навыками актерской работы, так как некоторые разновидности наблюдения требуют его деятельности в рамках определенной "легенды", составленной для него в соответствии со спецификой исследуемой ситуации.

Подготовка наблюдателя требует специального инструктажа, в ходе которого определяются особенности поведения исследователя в ходе сбора информации, возможности связи с руководителем исследования, модели поведения в различных нештатных ситуациях. В процессе подготовки к сбору информации наблюдатель изучает социально-демографические и иные важные для данного исследования характеристики группы, которая станет объектом наблюдения.

Процесс социологического наблюдения подразделяется на три этапа - подготовительный, полевой и заключительный. В ходе подготовительного этапа осуществляется разработка программы наблюдения, а в случае, если имеется общая программа исследования - план наблюдения. В этих документах описывается проблемная ситуация, устанавливаются цели и задачи наблюдения, определяются его предмет и объект, дается их предварительная характеристика. Основные понятия исследования интерпретируются, операционализируются и формулируются как единицы наблюдения. На этом же этапе составляется сетевой график исследования, оформляются дневники наблюдения. Важное место занимает инструктирование и подготовка наблюдателей.

В ходе полевого этапа .наблюдения осуществляются сбор социологической информации, ее фиксация в документах наблюдения. Действия наблюдателя в ходе полевых работ могут корректироваться руководителем группы, может расширяться или сужаться круг единиц наблюдения, его частота и продолжительность.

На заключительном, результирующем этапе осуществления социологического наблюдения проводится разработка программы подсчетов, анализа информации, которая затем подвергается машинной или ручной обработке. Упорядоченная информация анализируется и описывается в записках или отчетах. На основании анализа могут разрабатываться рекомендации, направленные на совершенствование жизнедеятельности наблюдавшихся групп.

Рассмотрим основные виды социологического наблюдения.

Этот метод сбора социологической информации можно классифицировать по степени формализации процедуры, положению наблюдателя, условиям организации, регулярности проведения. По степени формализации наблюдение делится на стандартизированное (контролируемое) и нестандартизированное.

Стандартизированное наблюдение - это такой способ познания, при котором исследователь, заранее определив, какие элементы изучаемой ситуации имеют наибольшее значение для исследования, сосредоточивает на них свое внимание. Стандартизированное исследование используется для проверки результатов, полученных другими методами, или для уточнения результатов. Оно может служить основой и для сбора информации, осуществляемого с целью описания предмета исследования, и для проверки гипотез.

Нестандартизированное наблюдение- это способ сбора социологической информации, при котором заранее не определяются элементы процесса, подлежащего изучению, - чаще всего такой подход используется на старте исследовательских работ с целью уяснения проблемной ситуации.

В зависимости от положения наблюдателя по отношению к объекту исследования различают невключек-ное и включенное наблюдение. Приневкаюченном наблюдении исследователь находится вне изучаемого объекта. Он не включается в ход событий и не задает вопросов. Применяется для описания социальной обстановки, в условиях которой проходит интересующее социолога событие. С помощью невключенного наблюдения фиксируются факты открытого поведения. Присутствие наблюдателя может оказывать корректирующее воздействие на объект наблюдения. В этом основной недостаток данного вида наблюдения.

Включеннымназывается наблюдение, при котором исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и, находясь в непосредственном контакте с наблюдаемыми, принимает участие в их деятельности. Включенное наблюдение подразделяется на скрытое (инкогнито) и открытое (коллективу известны цели и задачи исследования). Главными условиями для проведения включенного наблюдения являются непосредственное участие наблюдателя в трудовой деятельности обследуемого коллектива; нейтральное отношение к происходящим событиям; личностные качества наблюдателя - контактность, доброжелательность, сдержанность. Включенное наблюдение требует определенного периода адаптации наблюдателя к коллективу. Срок адаптации длится обычно от 4-5 дней до 2-3 недель и зависит от личностных качеств наблюдателя, его пола и возраста, а также состояния морально-психологической атмосферы коллектива. Этика включенного наблюдения требует фиксации только тех фактов, которые характеризуют предмет исследования.

По условиям организации наблюдения делятся на лабораторные, полевые и лабораторно-полевые.

Лабораторное наблюдение- вид сбора социологической информации, осуществляемый в искусственно созданных для наблюдаемой группы и контролируемых исследователем условиях. Наблюдаемые могут приглашаться в отдельные помещения, где организуется их деятельность, результаты которой фиксируются наблюдателем. Сам факт проведения лабораторного наблюдения, новая обстановка оказывают влияние на испытуемых, определенным образом искажают информацию, снижают ее объективность.

Полевое наблюдениепроводится в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации. Получаемая таким образом информация намного чище, достовернее. Недостаток полевого наблюдения - в воздействии на испытуемых разнообразных внешних факторов, не характерных для данной проблемной ситуации (например, временные перебои с поставкой деталей, проблемы, возникающие у людей вне сферы производства и т.д.). Лабо-раторно-полевое наблюдение производится в естественных условиях, но с отдельными ограничениями. Здесь предпринимается попытка снять недостатки, присущие как лабораторному, так и полевому наблюдению.

По регулярности проведения наблюдения делятся на систематические, эпизодические и случайные. Систематическое наблюдение позволяет выявить закономерности взаимодействия процессов и явлений, происходящих в данном коллективе. Оно проводится по строго регламентированному графику, с регулярной фиксацией заранее обусловленных признаков. При эпизодическом наблюдении регистрируются факты, однако регламент такой регистрации программой наблюдения строго не фиксируется, хотя наблюдатель рассчитывает получить эти факты в какой-либо момент исследования. Случайным называется такое наблюдение, при котором единицы наблюдения заранее не определяются, а фиксируются интересные, по мнению исследователя, факты. Характер такого наблюдения не регламентирован его программой.

Для фиксации результатов наблюдения используется дневник, в который вносятся описание наблюдаемого явления, реакция членов наблюдаемой группы, примечания наблюдателя. Дневник ведется, как правило, после осуществления наблюдения. Для обработки результатов наблюдения составляется шифровочный код, цифровые обозначения данных переносятся на карточку машинного счета и затем обрабатываются с помощью ЭВМ или вручную.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 220.