Качественная и количественная социологии.
Количественная – пытается ответить на вопрос «сколько?». Анкетирование и массовый опрос. Контент-анализ – количественный метод изучения содержания социальной информации. Заключается в подсчете неких смысловых единиц на предмет их представленности в тексте, выступлении, передаче и т.д.
Качественная – как? каким образом? Не сколько, а кто, чем занимаются. Они стремятся раскрыть социальное явление, даже если оно присутствует в минимальном количестве. Наблюдение: включенные, невключенное. Интервью: формализованное (заранее ставятся вопросы) и неформализованное (уточнение во время беседы).
Методы социологического исследования (конкретные познавательные ориентации, подходы, приемы, способы и инструменты, используемые исследователями при изучении того или иного объекта) условно можно разделить на две группы: общесоциологические, и конкретносоциологические.
Метод опроса имеет две разновидности: интервьюирование и анкетирование.
Интервьюирование – беседа исследователя (интервьюера) с представителем исследуемой совокупности (респондентом) по заранее намеченному плану (на основе заранее подготовленного вопросника). Виды интервьюирования:
1) свободное интервью – беседа, как правило, без плана и заранее сформулированных вопросов (применяется на начальной стадии исследования);
2) глубинное интервью – применяется для изучения мнения общественности по определенному кругу вопросов;
3) фокусированное (направленное) интервью – изучение общественного мнения по конкретному факту (явлению или процессу).
Анкетирование – изучение общественного мнения с помощью специального вопросника (анкеты), на которую респондент отвечает без участия интервьюера. Важнейшим преимуществом анкетирования перед интервьюированием является возможность широкого охвата исследуемой аудитории (анкеты распространяются по почте, публикуются в печати, размещаются в Internet).
При проведении анкетирования большое значение имеет качественная подготовка анкеты. Она должно соответствовать ряду требований:
1) содержать перечень вопросов, для ответа на которые требуется не более 40 минут (утомляясь, респондент утрачивает интерес к исследованию и дает менее полные ответы);
2) включать сравнительно простые вопросы, понятные всем респондентам без исключения;
3) располагать вопросы в порядке: от менее сложных – к более сложным – и вновь менее сложным;
4) формулировать и располагать в анкете вопросы таким образом, чтобы респонденту было интересно на них отвечать;
5) вначале следует вопросом установить факт (например, что респондент был женат), и только затем определить оценку данного факта ("Как Вы относитесь к браку?").
Типы вопросов анкеты:
1) открытые (респондент отвечает на них по своему усмотрению); 2) закрытые (даны варианты ответов: "да", "нет", "не знаю");
3) полузакрытые (варианты ответов дополнены свободной строкой: "другое…", где респондент может вписать свой вариант ответа);
4) прямые (устанавливают наличие или отсутствие факта: "В России существует наркомания?");
5) косвенные (определяют мотив поведения, мнения: "Почему люди склонны к употреблению наркотиков?");
6) личные ("Вы употребляете наркотики?");
7) безличные ("Нужно ли бороться с наркоманией?").
Метод фокус-групп, приобретший в последние годы популярность, предполагает опрос в форме дискуссии на заданную тему специально подобранной группы респондентов. Цель метода – получение информации о мнениях и предпочтениях населения, максимально свободных от идеологических штампов, теологических догматов и общественных стереотипов, как бы на уровне "подсознательного". Как полагают исследователи, никакие иные социологические методы не позволяют получить подобного результата.
Обычно метод фокус-групп используют для изучения ожидаемой эффективности рекламы или для пилотажного исследования ранее не известных для населения новых явлений (например, введения гражданского автострахования, создания пенсионных фондов и т.п.). Использование метода предполагает соблюдение следующих правил:
1) численность группы не должна превышать 8–10 человек (чтобы все члены группы могли интенсивно участвовать в дискуссии);
2) члены группы должны быть отобраны случайно и до момента исследования не знать друг друга;
3) до начала дискуссии члены группы не должны знать о ее теме и целях;
4) исследователь, проводящий дискуссию, должен быть опытным психологом, умело направлять дискуссию, не поддаваясь давлению группы и не навязывая свое мнение респондентам.
Наблюдение – сбор первичной информации путем регистрации событий и условий, в которых они произошли.
Виды наблюдений:
1) формализованные и неформализованные (первые проводятся с использованием заранее подготовленного дневника или журнала наблюдений с фиксированными показателями, вторые – нет);
2) включенные и невключенные (в первом случае социолог сам участвует в исследуемом событии, во втором – нет);
3) включенные наблюдения бывают открытыми и скрытыми (когда исследуемые индивиды предупреждены о наблюдении за ними, или наблюдение производится в тайне от них);
4) полевые (проводятся в естественной среде: в вузе, трудовом коллективе, на улице) и лабораторные (в специально отведенном и оборудованном для наблюдений месте).
Эксперимент – позаимствован социологами из естественных наук и предполагает изучение социальных процессов и явлений в контролируемых и управляемых условиях. Виды эксперимента:
1) натурный (проводится на малых группах и подразделяется на лабораторный и полевой);
2) мысленный (модельный) (проводится в каждом социологическом исследовании, где есть методы статистического анализа).
Анализ документов (разнообразных источников информации о социальных явлениях или процессах). Виды документов:
1) письменные (текст); 2) статистические (цифровая информация);
3) иконографические (кино-, фотодокументы);
4) фонетические (аудиозаписи).
Виды анализа документов:
1) традиционный (классический) – субъективное толкование исследователем содержания документа;
2) контент-анализ – формализованный метод, предполагающий подсчет тех или иных смысловых единиц в определенном информационном массиве (например, частота упоминания определенного события в средствах массовой информации в течение года).
Метод – это путь, направление, способ познания.
Особенностями социологического метода являются:
1) Социология, будучи наукой, стремится к знанию, а не оценке социальных явлений и процессов в соответствии с критериями научности.
Критерии научности: определение своего предмета и своего метода.
А) Идеологическая нейтральность, объективность, беспристрастность.
Б) Доказательность, аргументированость.
В) Системность
2) Социология выявляет типическое, повторяющееся в социальных явлениях и процессах. Создает модель, конструкт социального явления и процесса.
3) Социология стремится к целостному осмысления социальных явлений и процессов. Применяет целостно – интегрированный подход к анализу.
4) Социология основывается на социальных фактах, фактах реальной жизни общества, эмпирические данные.
4. Этапы и процедуры конкретного социологического исследования.
Конкретное социологическое исследование представляет собой систему процедур, имеющих целью получение точных объективных данных об изучаемом явлении или процессе. При проведении социологических исследований широко используются многообразные методы.
Виды исследований:
1) разведывательное (пилотажное) – предварительное обследование определенного процесса или явления, охватывающее небольшую совокупность и упрощенное по используемому инструментарию;
2) описательное – более сложный вид исследования, позволяющий составить относительно целостное представление о социальном явлении или процессе и использующий, как правило, несколько методов сбора данных;
3) аналитическое – самый сложный вид исследования, предполагающий не только изучение самого явления, но и его причины.
Этапы проведения социологического исследования:
Вычленение актуальной социальной проблемы, требующей, по мнению ученого, первоочередного социологического исследования (внимание исследователей привлекает самый широкий круг проблем, охватывающих практически все многообразные проявления социальной жизни людей; мы для примера возьмем проблему безбилетного проезда в городском муниципальном транспорте).
Определение объекта (того, на что направлено внимание исследователя; в нашем случае – это пассажиры автобусов, троллейбусов и трамваев) и предмета исследования (свойств, характеристик объекта, подвергающихся непосредственному исследованию, например, материального положения и психологических особенностей пассажиров).
Постановка задач исследования:
а) теоретических – изучение теории и методологии проблемы;
б) прикладных – определение совокупности обстоятельств, проявлений, причин возникновения и развития данной проблемы (в нашем примере одной из задач исследования может быть выяснение того, почему люди не склонны уплачивать за проезд в городском транспорте).
Определение целей исследования, как правило, ориентированных на практическое разрешение данной проблемы (целью нашего исследования могла бы быть выработка мероприятий, побуждающих людей уплачивать за проезд в автобусах и троллейбусах).
Формулирование рабочей гипотезы – научного предположения, выдвинутого для объяснения сущности данной проблемы, которое должно либо подтвердиться, либо быть опровергнуто в результате исследования (предположим, что пассажиры не уплачивают за проезд, потому что у них, как правило, не бывает карманных денег).
Выработка инструментария – совокупности методов, которые предполагается использовать в данном исследовании (выбор методов обычно определяется не только особенностями объекта исследования, но и научно-организационными, материальными возможностями социолога) (для изучения нашей проблемы можно провести анкетные опросы и интервью, организовать наблюдение, изучить статистические данные).
Сбор первичной информации с использованием соответствующего инструментария (проведение анкетирования, интервьюирования, наблюдения и т.д.).
Обработка полученного материала, как правило, с помощью соответствующих компьютерных программ и иных аналитических технологий.
Анализ обработанной информации. Если результаты исследования подтверждают первоначальную гипотезу, на ее основе формулируется соответствующая теория, если – нет, выдвигаются новые гипотезы и проводится повторное исследование с использованием другого инструментария, других методов обработки информации и т.д.
Таким образом, исследователь рано или поздно познает социальную реальность, присущие ей причинно-следственные связи, на основе которых развивает социологическую теорию, формулирует социальные законы, дает практические рекомендации по решению конкретных социальных проблем.
Для достижения высокой степени научности полученного результата он должен руководствоваться следующими методологическими (то есть определяющими общую направленность исследования) принципами:
1) объективности – научного, непредвзятого отношения к исследуемому объекту;
2) историзма – рассмотрения объекта исследования в неразрывной связи с предшествующими и современными моменту исследования фактами, событиями и процессами;
3) сравнительного анализа – поиска и сравнения предмета исследования данного объекта с аналогичными объектами и предметами, выявление общего и особенного в них;
4) системного анализа – изучения объекта как системы.
Подготовка социологического исследования
Социологическое исследование — это сложный процесс, состоящий из последовательных этапов:подготовительного, оперативного, результирующего.
I Подготовительный этап включает в себя следующие процедуры 1)предварительное знакомство с объектом, рассмотрение его структуры, функций, целей, перспектив развития, основных проблем. Оно осуществляется разными способами.
Во-первых, это поиск источников научной информации об объекте, ее сбор, обобщение, классификация. Данная информация может быть представлена в виде научных теорий разного уровня, статистических данных, результатов социологических исследований, проведенных ранее на этом или подобных объектах, документальных источников о конкретных организациях, учреждениях, в которых будет проводиться исследование.
Во-вторых, знакомство с объектом может осуществляться с помощью беседы, интервью с представителями тех социальных групп, которые будут подвергаться исследованию с целью получения предварительной информации;
2) создание программы социологического исследования, которая должна включать описание объекта и предмета исследования, проблемных ситуаций, уточнение цели, формулировку основных задач и гипотез, разработку отдельных элементов методики.
Это базовая процедура исследования, она закладывает его теоретико-методологические и методические основы;
3)составление рабочего плана и графика выполнения работ. Данная процедура особенно важна, поскольку она отвечает за организационные стороны исследовательской деятельности. Именно в рабочем плане определяются последовательность выполнения работ, сроки, исполнители и ответственные лица;
4)экспертизу: обсуждение проекта программы с заказчиком, корректировка программы. Это важная сторона подготовительного этапа. Заказчик должен познакомиться с основными подходами к анализу проблемы, с задачами и гипотезами исследования, высказать свое отношение к целостности, полноте охвата проблемы, указать на те стороны объекта исследования, которые оказались вне поля внимания социолога;
5)разработку методики исследования: создание инструментария (в зависимости от методов сбора информации это могут быть анкеты, бланки интервью и т.п.),
пилотаж инструментария, его уточнение, составление инструкций пользования инструментарием, схем и программ обработки и анализа информации, размножение инструментария;
6)построение выборки. Когда объект исследования слишком большой (например, несколько тысяч человек), его полное обследование становится экономически нецелесообразным. В этих случаях проводятся не сплошные опросы, а выборочные.
Способы построения выборки разнообразны При построении выборки важно, чтобы результаты, полученные при изучении части объекта, можно было бы распространить на весь объект в целом;
7) подготовку исследовательской группы: инструктаж, обучение, репетиция.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 212.