Габитус — целостная система диспозиций восприятия, оценивания, классификации и действий, результат опыта и интериоризации индивидом социальных структур, носящая неосознанный характер. Вводя понятие габитус, Бурдье пытается снять традиционное для социологии противопоставление социальной структуры и личных практик индивида: с одной стороны, габитус — это внутренние схемы восприятия, оценивания, классификации и деятельности, свойственные индивиду, с другой — это интериоризованные социальные отношения, усвоенные и присвоенные социальными агентами. Габитус обеспечивает воспроизводство социальных институтов: структура института вписывается во внутреннюю структуру индивида и впоследствии воспроизводится в будущих его практиках. Чарлз Райт Миллс (1916-1962) — американский социолог. Родился в Техасе в католической семье. — Учился в университете штата Висконсин: находился под сильным влиянием прагматизма (Г. Беккер), защитил докторскую диссертацию о прагматизме. Социологическое воображение — это «особое качество ума», которое должно помочь людям «пользоваться информацией и развивать мышление, чтобы достичь ясного понимания того, что происходит как в мире, так и с ними самими». Его задача: постичь историю и обстоятельства отдельной человеческой жизни, а также понять их взаимосвязь внутри общества = «прояснить элементарные основания сегодняшних тревог людей и безразличия общества». Социологическое воображение — наиболее плодотворная форма самосознания человека в современном обществе. Социологическое воображение не складывается само: оно выходит за пределы обыденного представления о социальном мире: его нужно культивировать.
Приблизительно более или менее адекватно отражающим феномен современной глобализации явилось учение американского социолога И. Валлерстайна. Он выдвинул теорию «мировой системы», в соответствии с которой над национальными государствами все большую власть приобретают наднациональные факторы. При этом глобальная система, делая национальные государства своими элементами, определяет их существование и развитие.
Так как процессы глобализации возникли вначале в экономике, то И. Валлерстайн говорил о глобализации в экономическом аспекте, и под мировой системой он понимал приоритетно мировую экономическую систему. По мнению И. Валлерстайна, эта система охватывает весь мир, но экономическое положение отдельных стран в этой системе неравноценно. По этой причине И. Валлерстайн предложил выделить в этой системе ядро, полупериферию и периферию.
К ядру И. Валлерстайн отнес развитые экономические страны (США, Канаду, страны Западной Европы и Японию). Это самые богатые страны, обладающие наиболее развитыми технологиями, характеризующиеся наиболее высоким уровнем жизни, в которых концентрируется разработка «высоких технологий», международная банковская коммерческая деятельность. Это процветающие страны так называемого Севера или «золотого миллиарда».
К периферии – самые бедные страны Африки и Латинской Америки, характеризующиеся неразвитой перерабатывающей промышленностью, фактически представляющие собой «сырьевые придатки» стран ядра.
Содержание понятия "социальная сфера": структура и функции социальной сферы.
Итак, социальная сфера представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека. Социальная сфера представляет собой самобытное, сложноорганизованное, упорядоченное целое, единое в своей сущности, в своем качестве, назначении и вместе с тем многофункциональное в силу сложности и многозначности процесса воспроизводства дифференцированных социальных субъектов с их способностями, потребностями, многообразием интересов. Процессы функционирования и развития социальной сферы обусловлены объективными закономерностями и основываются на определенных принципах социального управления.
Структура социальной сферы
С.А. Шавель представляет структуру социальной сферы как сумму четырех взаимосвязанных частей, выступающих вместе с тем и эмпирическими индикаторами при ее предметной идентификации:
1. Социальной структуры общества, исторически представленной определенными классами и социальными группами (социально--демографическими, этническими, территориальными и др.) и отношениями между ними.
2. Социальной инфраструктуры как совокупности отраслей народного хозяйства и видов общественно полезной деятельности (кооперативной и индивидуальной, общественных фондов и социальных инициатив и т. д.), направленных на оказание услуг непосредственно человеку.
3. Социальных интересов, потребностей, ожиданий и стимулов, т. е. всего того, что обеспечивает связь индивида (групп) с социумом, включенность личности в общественный процесс.
4. Принципов и требований социальной справедливости, условий и гарантий ее осуществления.
Можно привести и другие системы классификаций элементов данной системы.
Функции социальной сферы:
1. Социально-интегративная функция – это регулирование процессов формирования социальной структуры за счет социальной дифференциации и интеграции индивидов и групп, формирование субъектов социальной деятельности и отношений, их взаимодействие в создании непосредственных условий в действительной жизни (распределение, потребление, быт).
2. Социально-организационная функция – это обеспечивание формирования и взаимодействия социальных институтов и организаций, всестороннее и целостное обслуживание потребностей населения в товарах и услугах, развитие потенциала социальных инфраструктур, хозяйственно-бытовое освоение территорий.
3. Социально-регулятивная функция – это регламентация значений основных показателей, нормативно регулирующих социальную деятельность и отношения субъектов в целях эффективного воспроизводства всех элементов социальной сферы.
4. Социально-адаптивная функция – это стимулирование деятельности индивидов и групп по формированию и развитию социальных качеств. Созидательно-творческого потенциала, знаний и умений во всех сферах жизнедеятельности общества, и прежде всего в трудовой сфере.
5. Социально-культурная функция – это обеспечение постепенного накопления социального опыта и знаний, преемственности традиций социальной деятельности и общения, духовных ценностей и нравственных норм поведения, социально-психологических, национально-этнических обычаев, ритуалов и правил отношений субъектов.
6. Социально-защитная функция – это реализация и охрана социальных прав и гарантий личности, обеспечение социальной помощи и поддержки нетрудоспособным и депривированным группам и слоям населения в целях сохранения необходимого уровня и качества их жизни.
7. Социально-управленческая функция – это осуществление целенаправленных и планомерных воздействий на всю социальную сферу через разработку и внедрение нормативных показателей ее деятельности и развития, изучение потенциала и проблем функционирования социальных инфраструктур и своевременную реализацию принимаемых решений; достижение планируемых состояний и параметров социальных процессов, организация научно-информационного обеспечения и контроля эффективности реализации всех перечисленных выше функций.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 207.