Налоговые вычеты по НДС и порядок их применения.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Налоговым законодательством налогоплательщику предоставлено право уменьшить НДС, начисленный к уплате в бюджет на налоговые вычеты (п. 1 ст. 171 НК РФ).

Вычетам подлежат суммы налога:

Ø предъявленные, поставщиками (исполнителями, подрядчиками) при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ;

Ø уплаченные при ввозе товаров в Россию в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории;

Ø уплаченные при ввозе в Россию товаров, которые перемещаются через ее таможенную границу без таможенного оформления (п. 2 ст. 171 НК РФ);

Ø уплаченные с оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг);

Ø суммы налога, уплаченные в соответствии со ст. 173 НК РФ покупателями – налоговыми агентами.

Для включения суммы уплаченного НДС в состав налоговых вычетов должны быть соблюдены следующие три условия (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ):

1. товары (работы, услуги), имущественные права приобретены организацией для осуществления хозяйственных операций, облагаемых НДС;

2. приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права оприходованы, то есть приняты к учету;

3. организацией получены и имеются надлежаще оформленный счет-фактура поставщика и соответствующие первичные документы.

По общему правилу, если сумма налоговых вычетов превышает исчисленную сумму НДС, то возникшая в данном случае разница по НДС подлежит возмещению налогоплательщику за счет средств бюджета (п. 2 ст. 173 НК РФ).

Такие ситуации, как правило, возникают:

Ø у организаций и предпринимателей, занимающихся экспортными операциями;

Ø у организаций и предпринимателей, реализующих продукцию с применением ставки 10% и при этом приобретающих товары (работы, услуги) с применением ставки 18%;

Ø у организаций и предпринимателей в случаях, когда в течение налогового периода объемы реализованных ими товаров (работ, услуг) ниже объемов приобретенных товаров (работ, услуг). Иными словами, если у налогоплательщика большие расходы на приобретение сырья (товаров, работ, услуг) и относительно невысокие доходы от реализации, то "входной" налог, скорее всего, будет ему возмещен.

Возмещение налога может быть произведено налоговым органом в виде зачета или возврата в порядке, установленном ст. 176 НК РФ. Решение о возмещении НДС выносится только по результатам камеральной проверки (п. 2 ст. 176 НК РФ) либо до завершения камеральной проверки в случае применения заявительного порядка возмещения НДС (п. 8 ст. 176.1 НК РФ).

Однако на практике возможен иной вариант возмещения налогоплательщику НДС, уплаченного им при приобретении имущества. Этот случай предусмотрен и регулируется п. 2 ст. 170 НК РФ, в котором предусмотрено, что «…суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов».

Смысл этой нормы заключается в том, что уплаченный налогоплательщиком НДС в соответствии с п. 2 ст. 170 НК РФ, включается в стоимость товаров (работ, услуг) и затем в составе этой стоимости списывается на затраты, в том числе через амортизационные отчисления (ст. ст. 252, 253, п. 1 ст. 221 НК РФ).

Налогоплательщик обязан учесть уплаченный НДС в стоимости приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав, если:

1. указанные товары (работы, услуги) приобретены им для использования в операциях, не облагаемых НДС (п.п. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ);

2. эти товары (работы, услуги) используются для операций, местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (п.п. 2 п. 2 ст. 170 НК РФ);

3. организация не является плательщиком НДС и применяет специальные налоговые режимы, либо освобождена от исполнения обязанностей налогоплательщика по ст. ст. 145, 145.1 НК РФ.

 

Порядок уплаты НДС в бюджет

Порядок и сроки уплаты НДС в бюджет регулируется ст. 174 НК РФ.

Согласно этой статьеуплата НДС производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации, передачи товаров, работ или услуг, в том числе по передаче товаров для собственных нужд и СМР, выполненных также для собственных нужд. Срок уплаты НДС − не позднее 25 числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом. Сумма налога уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах.

Налогоплательщики, в том числе и налоговые агенты, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20–го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма налога, которая удержана налоговым агентом, перечисляется им в бюджет по месту его нахождения. При этом по хозяйственным операциям на территории РФ с иностранными организациями, не зарегистрированными в РФ в качестве налогоплательщиков, налоговый агент перечисляет НДС в бюджет одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким иностранным организациям. Банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу иностранной организации, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату в бюджет НДС.

 

Вопросы для самоконтроля освоения темы

1. Общие положения по НДС (понятие добавленной стоимости, история возникновения и применения НДС), его экономическая сущность.

2. Назовите категории плательщиков НДС,

3. Назовите объект обложения НДС.

4. Назовите налоговые ставки, применяемые при исчислении НДС.

5. Изложите порядок и условия освобождения от уплаты НДС.

6. Налоговые вычеты по НДС: условия и порядок применения.

7. Налоговый период, установленный для НДС.

8. Изложите порядок и условия определения места реализации товаров (работ, услуг) для целей исчисления и уплаты НДС,

9. Налоговая база и момент определения налоговой базы.

10. Расчет суммы НДС, подлежащей уплаты в бюджет.

11. Сроки уплаты НДС.

12. Порядок уплаты НДС налоговыми агентами.

14. Налоговые вычеты по НДС, порядок их применения.

 

Тема 3. Акцизы

3.1. Общие вопросы исчисления и уплаты акцизов

Акциз – это налог, взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими операций с определенной номенклатурой товаров, в том числе при перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

Порядок применения акцизов регулируется главой 22 Налогового кодекса РФ.

Акцизы как налоговый инструмент используются государством для решения в основном двух целей: наполнение бюджета и проведение определенной социальной политики. Соответственно фискальная функция и функция регулирующая являются у акцизов основными.

Фискальная функция акцизов проявляется в том, что государство подвергает акцизному обложению товары, имеющие высокую рентабельность, с целью изъятия в доход государства сверхприбыли, а также товары, пользующиеся спросом у населения с высокими доходами.

Акцизы как налоговые регуляторы используются в качестве инструмента реализации определенной социальной политики. Например, государство устанавливает повышенные акцизы на определенные виды товаров с целью ограничения их потребления. В первую очередь к таким товарам относится алкогольная и табачная продукция.

Акцизы во многом имеют общие черты с налогом на добавленную стоимость. Прежде всего, акцизы относятся к разряду косвенных налогов, то есть бремя их уплаты перекладывается на покупателя подакцизного товара. Однако между НДС и акцизами существуют серьезные отличия. Если под обложение налогом на добавленную стоимость попадают все без исключения товары (работы, услуги), то акцизами облагается исключительно ограниченный перечень товаров. Основные группы товаров, облагаемые акцизами − спиртосодержащая продукция, нефтепродукты, горюче-смазочные материалы, табачные изделия, автомобили и т.д.

Ограниченность объектов обложения акцизами порождает и ограниченный круг плательщиков акцизов. Ими признаются только те участники рынка, которые проводят операции с подакцизными товарами. В этом заключается еще одно принципиальное различие между НДС и акцизами.

Характерной особенностью акцизов является разнообразие применяемых ставок. Ставки акцизов могут быть установлены как в твердой сумме по отношению к какой-либо физической характеристике объекта налогообложения (руб./физ. ед.), так и в относительном виде (проценты к цене товара).

В общем виде исчисление акциза при совершении операций с подакцизной продукцией предусматривает его расчет и включение в цену реализуемого товара. Это означает, что каждый экономический субъект, участвующий в обороте подакцизных товаров, осуществляет расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, и при реализации передает данную обязанность следующему контрагенту вплоть до конечного потребителя, который и несет бремя акцизного налогообложения. Именно таким образом налог регулирует потребление подакцизной продукции.

 

Плательщики акцизов

Согласно ст. 179 НК РФ плательщиками акцизов признаются:

1. организации;

2. индивидуальные предприниматели;

3. лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Кроме перечисленных лиц плательщиками акцизов могут быть признаны организации в том случае, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с настоящей главой 22 НК РФ.

Однако возникновение статуса плательщика акцизов связано с определенными особенностями.

Например, при налогообложении операций с прямогонным бензином налогоплательщиками признаются лишь непосредственные производители прямогонного бензина. Аналогичный подход установлен в отношении производства продукции нефтехимии из приобретенного прямогонного бензина.

Особенности возникновения статуса налогоплательщика установлены также для организаций, осуществляющих деятельность в рамках договора простого товарищества. Эти особенности регулируются ст. 180 НК РФ.

Налоговым кодексом предусмотрена солидарная ответственность исполнения обязанности по уплате акциза в рамках договора простого товарищества. Однако исполнение обязанности по исчислению и уплате акцизов возможно одним лицом, на которое по решению участников простого товарищества могут быть возложены эти обязанности.

В этом случае такое лицо обязано в срок не позднее дня осуществления первой операции с подакцизными товарами известить налоговый орган о возложении на него обязанностей по уплате акцизов в рамках договора простого товарищества и повторно встать на учет в качестве налогоплательщика, ведущего общие дела простого товарищества, независимо от факта постановки на учет как налогоплательщика, ведущего собственную деятельность. Обязанность по уплате акцизов участниками договора простого товарищества будет считаться исполненной при полном и своевременном исполнении обязанности по уплате акциза лицом, на которое возложена эта обязанность в рамках договора простого товарищества.

 

Подакцизные товары

Перечень подакцизных товаров достаточно узок и содержит четко установленные законодательством группы товаров. Согласно ст. 181 НК РФ в состав подакцизных товаров включены:

1. спирт этиловый из всех видов сырья;

2. спирт коньячный;

3. спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%;

4. алкогольная продукция, в том числе спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента;

5. табачная продукция;

6. автомобили легковые;

7. мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

8. автомобильный бензин;

9. дизельное топливо;

10. моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

11. прямогонный бензин.

12. топливо печное бытовое;

13. бензол, параксилол, ортоксилол;

14. авиационный керосин;

15. природный газ.

Налоговым кодексом предусмотрено освобождение некоторых видов подакцизной продукции от налогообложения при соблюдении установленных ограничений (табл. 5)

 

Таблица 5. Продукция, освобожденная от обложения акцизами

Наименование продукции Условия освобождения от налогообложения
1. Спиртосодержащие средства медицинского назначения Внесены в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
2. Спиртосодержащие препараты ветеринарного назначения Внесены в Государственный реестр ветеринарных препаратов и разлиты в емкости не более 100 мл.
3. Парфюмерно-косметическая продукция 1. с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно; Ø разлитая в емкости до 100 мл; Ø наличие пульверизатора.

Окончание таблицы 5.

Наименование продукции Условия освобождения от налогообложения
4. Отходы Отходы Ø подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей; Ø образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий; Ø соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 171.