Поплавки яйца анофелес; 2-дыхальца личинок; 3-дыхательные трубки куколек; 4-усики (антенны); 5-нижние челюстные щупики; 6-хоботок; 7-глаза; 8-грудной отдел; 9-брюшко взрослого комара
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Отличия по кладке яиц и их форме. Комары рода Анофелес откладывают яйца в чистые стоячие или слабопроточные водоёмы. Яйца имеют воздушные камеры и плавают отдельно. Кулекс откладывают яйца на поверхность воды кучками и они образуют «лодочку». Яйца Aeдeс откладываются по одному на дно пересыхающих водоемом.

Отличия личиночных форм комаров. Личинки комаров Кулекс и Aeдeс на предпоследнем членике имеют дыхательный сифон и располагаются под углом к поверхности воды. Личинки комаров Анофелес имеют не сифон, а пару стигм и располагаются параллельно к поверхности воды.

Отличия стадии куколки комаров. У комаров рода Кулекс и Aeдeс дыхательные сифоны имеют цилиндрическую форму, у Анофелес - воронкообразную.

Окрылённые формы. Они отличаются по придаткам головы, окраске крыльев и посадке. У самок Анофелес щупики равны длине хоботка, у самок рода Кулекс щупики - намного короче хоботка.

В отличии от комаров рода Кулекс у малярийных комаров на крыльях имеются темные пятна.

У малярийных комаров брюшко находится под углом к поверхности воды, а у комаров рода Кулекс - брюшко находится параллельно к поверхности воды.

Медицинское значение комаров. Комары являются временными эктопаразитами и переносчиками возбудителей свыше 50 инфекционных и паразитарных заболеваний.

Комары рода Анофелес являются специфическими переносчиками малярии.

Комары рода Аедес - переносят возбудителей японского энцефалита, туляремии, сибирской язвы, различных лихорадок. Комары рода Кулекс являются переносчиками возбудителей японского энцефалита, туляремии.

Меры борьбы с комарами. Личные меры связаны с защитой от укуса комаров с помощью различных репеллентов, марлевых пологов, сеток. В борьбе с комарами осуществляются мероприятия по оздоровлению водоёмов, обработка их ядохимикатами, разведение в водоемах живородящих рыб -гамбузий, питающихся личинками комаров.

Эффективным средством является также зоопрофилактика (между водоемами и поселком располагают животноводческие формы) и биологические меры борьбы - использование естественных врагов и возбудителей заболеваний комаров, выпускание в природу стерильных (облученных) самцов.

СЕМЕЙСТВО МОСКИТЫ (Phlebotomidae)

Москиты мелкие кровососущие насекомые. Обитают повсеместно, но чаще распространены в странах с теплым климатом (Центральная Азия, Закавказье, Крым).

Длина их тела достигает 1,5 - 3 мм,. Они имеют жёлтоватый или коричневый цвет, покрыты мелкими волосками (рис.93). Ротовой аппарат колюще - сосущего типа. Живут в норах грызунов и других животных, а также в различных постройках. Самки питаются кровью животных и человека, самцы - нектаром. Биологический цикл москитов сходен с биологическим циклом комаров. Они откладывают яйца на органических остатках на земле.

Наиболее распространенным видом москитов является Phlebotomus pappatasii. Они являются эктопаразитами, переносчиками возбудителей кожного и висцерального лейшманиоза; лихорадки Паппатачи.

Москитов уничтожают путём очистки территорий от мусора, где могут быть их яйца. Применяют также химические способы борьбы.

Рис-93.Москит и его цикл развития.

а-яйцо; б,в-личинки; г-куколки; д-имаго.

Цель занятия.

1.Изучить морфологию и цикл развития блохи, комаров и москита.

2.Разобрать пути передачи болезней человеку и методов борьбы с вышеуказанными насекомыми.

Задания для самостоятельной подготовки студентов.

I.Изучить материал по теме, ответить на следующие вопросы:

1.Специфичность блохи в отношении к человеку.

2.Способы заражения человека чумой.

3.Морфофизиологические признаки комаров, объединяющие их в единое семейство.

4.Развитие комаров и гонотрофический цикл.

5.Укажите различия в строении личинок и куколок обыкновенного и малярийного комаров.

6.Химические и биологические меры борьбы при ликвидации комаров.

7.Отличия москита от других комаров по морфологическим особенностям и циклу развития.

8.Медицинсикое значение москита.

II.Решить ситуационные задачи и ответить на тестовые вопросы.

Учебное оборудование.

Таблицы по теме, графы логических структур, слайды, микропрепараты, учебные видеофильмы, микроскопы, диапроектор, кодоскоп.

План занятия.

При помощи таблиц слайдов и учебных видеофильмов, с использованием интерактивных методов студентов знакомятся с биологией и морфологией комаров, москитов и блох, их медицинским значением, методами борьбы. Под микроскопом изучают микропрепараты различных стадий комаров, их сходства и различия; стадий развития блохи и москита. Зарисовывают в альбом основные отличия всех стадий развития малярийного и обыкновенного комаров, имагинальные стадии блохи и москита.

В заключительной части преподаватель проверяет решение ситуационных задач и тестовых заданий, конспекты, альбомы, оценивает знание студентов, объясняет задание следующего занятия.

Ситуационные задачи.

1.Какая паразитарная болезнь может быть заподозрена у человека приехавшего из пустынных районов Центральной Азии и имеющего длительно не заживающие язвы на лице? Как можно подтвердить предполагаемый диагноз?

2.В степи установлена массовая вспышка заболевания среди грызунов. Спустя несколько дней начали болеть крупные животные. Какое заболевание можно заподозрить у грызунов и других животных. Ответ обоснуйте.

3.Возможно ли распространение на крайнем севере малярии, если диагноз малярии установлен у нескольких людей, приехавших сюда итз южных регионов.

4.В настоящее время в городах наблюдается активность комаров в жилых помещениях даже в зимнее время. К какому семейству относятся такие комары. Ответ обоснуйте.

Тестовые задания.

1.Чем отличается эктопаразиты от эндопаразитов?

А. Продолжительностью контакта между паразитом и хозяином. В.Местом обитания. С.Способом питания. Д.Строением. Е.Способом размножения.

2.Какая система регулирует метаморфоз у насекомых?

А.Опорно-двигательная и пищеварительная системы.

В.Дыхательная и половая системы. С.Кровеносная и выделительная системы. Д.Эндокринная и нервная системы. Е.Покровные ткани и органы чувств.

3.Блохи:

А.Являются эктопаразитами только человека. В.Эндопаразиты человека.

С.Возбудители чумы. Д.Паразитируют у разных хозяев.

Е.Паразитируют только у теплокровных животных.

4.В каком организме протекает спорогония малярийного плазмодия?

А.В комарах рода Аедес. В.В органах человека.

С.В комарах рода Анофлес. Д.В комарах рода Кулекс.

Е.В комарах всех видов.

5.Чем отличается самка анофелеса от самца?

А.Строением крыльев. В.Числом конечностей.

С.Строением головного мозга. Д.Строением ротового аппарата.

Е.Не имеют морфологических отличий.

6.Чем отличаются комары родов Анофелес и Кулекс?

А. Не имеют морфологических отличий.

В.Отличаются только самки.

С.Отличаются и самки и самцы.

Д.Отличаются личинки, куколки, самки и самцы.

Е.Отличаются на всех стадиях метаморфоза.

7.Укажите неверный ответ в характеристике анофелеса:

А.Откладывают яйца в кучу.

В.Личинки не имеют дыхательного сифона.

С.Дыхательная трубка куколки имеет воронкообразную форму.

Д.При посадке брюшко находится под углом к поверхности.

Е.Переносчик возбудителя малярии.

8.Комары:

А.Развиваются со сменой хозяев.

В.Развиваются полным метаморфозом.

С.Отрождают живые личинки.

Д.Являются гермафродитами.

Е.Развиваются неполным метаморфозом.

9.Защита от укуса комаров осуществляется

А.Соблюдением чистоты помещения.

В.Соблюдением чистоты туалетов.

С.Применением реппелентов и сетчатых пологов.

Д.Отсутствуют эффективные меры защиты

Е.Механическим уничтожением окрыленных форм.

10.Как человек заражается чумой?

А.При попадании фекалий блох на раны.

В.При попадании гемолимфы блох, на раны.

С.При отрывании блохой в рамку (место укуса) чумного блока

Д.При укусе вшей.

Е.При укусе клещей.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 222.