СЕМЕЙСТВО АРГАСОВЫХ (Argasidae).
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Отличительные особенности аргасовых клещей:

1. Обитают в закрытых убежищах -пещерах, норах, сараях, жилых и нежилых помещениях. Распространены в странах с теплым и жарким климатом.

2. Ротовой аппарат располагается на вентральной стороне тела и не выступает вперед.

3. На спинной стороне не имеют щитка (рис. 87).

4. Питаются кровью (многократно) и каждый раз на новом хозяине.

5. Откладывают мало яиц и несколько раз в жизни.

6. Метаморфоз аргасовых характеризуется наличием трех и более стадий нимф. Длительность жизни составляет 25-28 лет.

Рис-87.Поселковый клещ.

а- со спинной стороны ; б- с брюшной стороны

 

Посёлковый клещ (Ornithodorus papillipes) -переносчик и резервуар возбудителя клещевого возвратного тифа.

 

Распространен в Центральной Азии, Индии, Иране, Афганистане. Паразитирует на диких и домашних животных, могут кормится также на человеке.

Заражение человека происходит не только при укусе, но и через кожу, из экскрементов и продуктов выделения клещей.

Таблица №15

Отличительные признаки клещей

Семейство клещей Признаки Аргасовые клещи Иксодовые клещи
Зоны обитания Закрытые убежища Открытая природа
Количество откладываемых яиц Около 1000 17-20 тыс.
Ротовой аппарат Расположен вентрально Терминально на передней стороне
Щиток Часто отсутствует. Имеется

 

ПОДОТРЯД АКАРИФОРМНЫЕ (Acariformes).

Отличительные особенности акариформных:

1.Тело не расчленено, имеет овальную форму.

2.Размеры небольшие, у некоторых микроскопические,

3.У многих представителей отсутствуют трахеи и поэтому они дышат через поверхность тела.

Медицинское значение имеют амбарные, мучные клещи. Попадание их в организм человека с пищей вызывает желудочно-кишечные расстройства и аллергические реакции.

Чесоточный зудень (Sarcoptes scabiei)- возбудитель чесотки.

 

Локализуется в роговом слое эпидермиса, длина достигает 0,5 мм.

Заражение человека происходит при контакте с больными или через одежду, постельные принадлежности и личные вещи больного. Самка пробуравливает ходы в эпидермисе и откладывает до 40-50 яиц в течение жизни. Цикл развития включает личинку, нимфу и имаго. Продолжительность жизни около 40-50 дней (рис.88).

Рис-88.Чесоточный зудень.

а-самка; б-ходы, перделываемые в коже самкой (I) и самцом (II); I-входное отверстие хода, проделываемого самкой; 2- вентиляционныя отверстия; 3-яйца зудня; 4-личинка; 5-нимфа.

Клещи локализуются в любом месте кожи, но чаще в нежных ее частях - на тыльной поверхности кистей, в межпальцевых пространствах, подмышечных впадинах, промежности.

Болезнь начинается изнуряющим зудом, истощением. Из-за попаданий микробов в расчесы могут развиваться гнойные инфекции, воспалительные реакции.

Диагноз устанавливается при обнаружении на коже прямых или извилистых полосок грязно-белого цвета. В пузырьке обнаруживается клещ.

Профилактика. Личная - соблюдение правил гигиены при контакте с больными и животными. Общественное - выявление и лечение больных, дезинфекция одежды и постельных принадлежностей.

Человек может заражаться и чесоточными клещами других видов. Но они вызывают легкую форму чесотки и легко излечиваются.

Цель занятия.

Изучение морфологии, цикла развития, медицинского значения клещей, методов борьбы с ними.

Задания для самостоятельной подготовки студентов.

I.Изучить материал по теме, ответить на следующие вопросы:

1. Прогрессивные черты типа членистоногих.

2. Морфологические и физиологические изменения клещей в зависимости от паразитического образа жизни.

3. Укажите причины несоответствия периодов онтогенеза с их хронологическим возрастом.

4. Объясните понятия одно-двух-трех хозяинный клещи.

5. Значение трансовариальной передачи в распространении природноочаговых и трансмиссивных болезней.

6. Почему очаги клещевого энцефалита встречаются не только в таежной зоне, но и в лиственных лесах и даже в лесостепях?

7. Укажите основные отличия иксодовых и аргасовых клещей.

8. Основные морфологические отличия чесоточного клеща и особенности их развития.

9. Пути заражения чесоткой и меры борьбы с чесоточными клещами.

II.Решить ситуационные задачи и ответить на тестовые вопросы:

Учебное оборудование.

Таблицы по теме, графы логических структур, макропрепараты, микропрепараты, слайды, учебные видеофильмы, лупы, микроскоп, диапроектор, кодоскоп.

План занятия.

С помощью макропрепаратов, микропрепаратов, слайдов и учебных видеофильмов студенты изучают морфологические особенности, цикл развития, медицинское значение клещей и методы борьбы с ними, записывают в альбом отличительные особенности клещей, зарисовывают самку и самца таежного клеща со спинной стороны, поселкового клеща с брюшной стороны. Стадии метаморфоза клещей.

В заключительной части занятия преподаватель проверяет решение ситуационных задач, тестовых вопросов, конспекты, альбомы, оценивает знания студентов, объясняет задания следующей темы.

Ситуационные задачи.

1.У студентов, выезжавших на сбор хлопка, обнаружена чесотка. Объясните причины массового заражения чесоткой. Какими мероприятиями можно ликвидировать чесотку?

2.При микроскопировании клеща не обнаружен хитиновый щиток на спинной стороне. Определите семейство изучаемого клеща.

3.Нередко клещи могут передавать возбудителей болезней не питаясь кровью больного. Как можно объяснить это явление?

4.Иксодовые клещи могут достичь зрелой стадии через 1-2 года, а в других случаях - через 7-8 лет, можете ли вы объяснить причину этого явления?

Тестовые задания.

1.Органы дыхания у клещей:

А. Жабры. В. Трахеи. С.Легкие. Д.Некоторые дышат всей поверхностью тела. Е.Верны ответы В и Д.

2.Поселковый клещ является:

А. Возбудителем клещевого возвратного тифа. В.Переносчиком возбудителя энцефалита. С.Возбудителем энцефалита.

Д. Переносчиком возбудителя клещевого возвратного тифа.

Е.Возбудителем чесотки.

3.Укажите переносчика возбудителя клещевого сыпного тифа:

А.Таежный клещ. В.Собачий клещ. С.Дермацентор.

Д.Поселковый клещ. Е.Чесоточный клещ.

4.Укажите неверный ответ в характеристике клещей:

А.Дышат трахеями. В.Выделительные органы – протонефридии.

С.Развитие протекает метаморфозом. Д.Клещи-разнополые.

Е.Вызывают риккетсиозы.

5.Как клещи заражают человека?

А.При укусе личинок. В.При укусе нимф. С.При укусе любых стадий клещей. Д.Клещи не заражают, а сами являются возбудителями болезней. Е.При укусе имаго.

6.Укажите неверный ответ в характеристике чесоточного клеща:

А.Являются специфическими паразитами человека.

В.Не имеют глаз. С.Дышать всей поверхностью тела.

Д.Являются переносчиками возбудителей кожного лейшманиоза

Е.Чаще локализуются на тыльной поверхности кисти.

7.Лабораторный диагноз, чесотки осуществляется:

А.Исследованием мочи. В.Анализом крови. С.Анализом фекалий.

Д.Исследованием соскоба из кожи. Е.Серологическими реакциями

8.Клещи развиваются:

А.Метаморфозом. В.Без метаморфоза. С.С метаморфозом и без метаморфоза. Д.Прямым развитием. Е.Партеногенезом.

9.Укажите правильную последовательность в стадиях развития клещей:

А.Имаго, яйцо, нимфа, личинка. Б.Яйцо, нимфа, личинка, имаго.

С.Личинка, нимфа, яйцо, имаго. Д.Яйцо, личинка, нимфа, имаго.

Е.Нимфа, яйцо, личинка, имаго.

10.Укажите специфический паразит человека:

А.Таёжный клещ. В.Чесоточный клещ. С.Дермацентор.

Д.Поселковый клещ. Е.Собачий клещ.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 393.