Широкий лентец ( Diphyllobothrium latum ) - возбудитель дифиллоботриоза.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Локализация. В тонком кишечнике человека и плотоядных животных.

Географическое распространение. Относится к группе природно-очаговых болезней. Очаги дифиллоботриоза имеются в регионах с крупными водоемами (бассейны рек Восточной Сибири).

Морфологические особенности. Крупнейший из гельминтов человека. Длина достигает иногда до 20 м. В сколексе нет крючьев и присосок, имеются две ботрии, с помощью которых паразит присасывается к стенке кишечника. Членики широкие, матка образует петли, имеет выводное отверстие, желточники расположены в боковых частях, клоака находится на брюшной стороне (рис.76).

Жизненный цикл. Дефинитивным хозяином является человек и плотоядные животные (собаки, кошки, лисицы, песцы и другие). Первым промежуточным хозяином является представитель низших ракообразных - циклоп, вторым – рыба (Рис.77).

При попадании яиц с фекалиями в воду из них приблизительно через месяц выходят личинки - корацидии (покрытие ресничками и снабженные тремя парами крючьев).

Корацидии являются инвазионной стадией для первого промежуточного хозяина. В кишечнике циклопа корацидий превращается в онкосферу (которая теряет реснички и имеет 6 крючьев), затем в процеркоид с 6 крючьями на заднем конце тела.

Процеркоиды являются инвазионной стадией для второго промежуточного хозяина. В мускулатуре рыб процеркоиды превращаются в плероцеркоиды.

Плероцеркоиды являются инвазионной стадией для дефинитивного хозяина. Человек заражается при поедании сырой, полусырой рыбы или икры. В тонкой кишке они прикрепляются к стенке и превращаются в половозрелую форму.

Патогенное значение. Оказывает механическое действие и приводит к омертвению тканей, может вызвать кишечную непроходимость. У больного появляется истощение и малокровие, иногда может привести к смертельному исходу.

Лабораторная диагностика. Осуществляется на основании обнаружения яиц в фекалиях при микроскопировании.

Рис-76.Широкий лентец.

А-стробила; б-сколекс (видны ботрии-1); в-гермафродитный членик; г-зрелые членики; 2-розетковидная матка; 3-желточники; 4-петли матки; 5-циррусный мешок; 6-яичник; 7-тельце Мелиса; 8-семенники

Рис-77.Цикл развития широкого лентеца.

А-головка б-зрелые членики; в-жизненный цикл: 1-яйцо; 2-корацидий; 3-процеркоид из полости тела циклопа; 4-плероцеркоид из мускулатуры рыбы; 5-стробила

 

Профилактика. Осуществляется исключением из пищи сырой, полусырой, свежепосоленной рыбы и икры, охраной водоёмов от загрязнения фекалиями, санитарно-просветительными работами.

Цель занятия.

Изучение морфологии, цикл развития вышеназванных цестод, а также путей заражения, методов лабораторной диагностики и профилактики вызываемых ими болезней.

Задания для самостоятельной подготовки студентов.

I.Изучить материал по теме, ответить на следующие вопросы:

1. Какие изменения в морфологии изучаемых ленточных червей связаны с паразитизмом?

2. Какие ленточные черви обитают в организме человека только в личиночных стадиях?

3. Почему у цестод вторично редуцирована пищеварительная система?

4. Какие морфологические особенности эхинококка дает возможность включить их в группу опасных паразитов?

5. Почему человек является биологическим «тупиком» в цикле развития эхинококка?

6. Пути заражения людей и животных эхинококком.

7. Чем отличается диагностика эхинококкоза от диагностики других гельминтозов?

8. Чем обусловлена природная очаговость альвеококкоза и какие природно-очаговых цестодозы существуют еще?

9. Цикл развития, лабораторная диагностика и профилактика широкого лентеца.

10.Факторы, способствующие распространению широкого лентеца?

II.Решить ситуационные задачи и ответить на тестовые вопросы.

Учебное оборудование.

Таблицы, графы логических структур по теме, микропрепараты, слайды, муляжи, учебные видеофильмы, диапроектор, кодоскоп, микроскопы.

План занятия.

Студенты интерактивными методами изучают морфологические особенности, жизненный цикл, патогенное действие, лабораторную диагностику и профилактику эхинококка, альвеококка и широкого лентеца. Используются, макропрепараты слайды, муляжи, учебные видеофильмы. Под микроскопом изучают морфологию указанных паразитов, зарисовывают в альбом гермафродитный и зрелый членик широкого лентеца, финну и зрелого членика эхинококка.

В заключительной части преподаватель проверяет решение ситуационных задач, тестовых заданий, альбомы, конспекты оценивает знание студентов, объясняет задание следующего занятия.

Ситуационные задачи:

1.При хирургическом удалении эхинококкового пузыря несколько капель жидкости попали в брюшную полость. Какие последствия этого явления можно ожидать?

2.Возможно ли заражение эхинококком при употреблении шашлыка из печени?

3.Что можно рекомендовать людям, отправляющимся в служебную командировку в Сибирь?

Тестовые задания.

1.Инвазионная стадия широкого лентеца для человека:

А.Яйца. В.Корацидий. С.Плероцеркоид. Д.Процеркоид. Е.Имаго.

2.Промежуточные хозяева альвеококка:

А.Лиса, волк, собака. В.Кошка, мышевидные грызуны.

С.Человек, мышевидные грызуны. Д.Лиса, крупный рогатый скот.

Е.Человек, собака.

3.Широкий лентец (укажите неверный ответ):

А.Обитает в тонком кишечнике. В.Не имеет присосок в сколексе.

С.Имеет ботрии. Д.Матка не разветвлена. Е.Возбудитель гименолепидоза.

4.Для лабораторной диагностики эхинококкоза:

А.Исследуется фекалий. В.Исследуется моча. С.Приводятся иммунологические исследования. Д.Проводят биопсию. Е.Исследуется дуоденальное содержимое.

5.Самый крупный паразитарный гельминт человека:

А.Бычий цепень. В.Свиной цепень. С.Ришта. Д.Широкий лентец.

Е.Аскарида.

6.В каком органе человека чаще паразитирует эхинококк?

А.В тонком кишечнике. В.В мышцах. С.В толстом кишечнике.

Д.В печени, легких, головном мозге. Е.В почках.

7.Основные отличия эхинококка от альвеококка:

А. Не имеет морфологических отличий.

В.Отличаются только зрелые формы.

С.Отличаются только личиночные формы.

Д.Отличаются по количеству крючьев, форме матки, строению финны.

Е.Верны ответы В и Д.

8.Инвазионная стадия эхинококка для окончательного хозяина:

А.Финна. В.Яйца. С.Онкосфера. Д.Цистицерк. Е.Цистицеркоид.

9. Промежуточные хозяева широкого лентеца:

А.Травоядные животные. В.Плотоядные и травоядные животные.

С.Человек. Д.Человек, плотоядные животные.

Е.Низшие ракообразные, рыбы.

10.Инвазионная стадия альвеококка для промежуточного хозяина:

А.Финна. В.Яйца. С.Онкосфера. Д.Цистицерк. Е.Цистицеркоид.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 307.