Власоглав человеческий (Trichocephalus trichiurus) – возбудитель трихоцефалёза.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Локализация. Поселяется в слепой кишке, верхнем отделе толстой кишки.

Географическое распространение. Власоглав - геогельминт, распространен повсеместно. Вызываемое заболевание относится к антропонозам. В «волосовидной» тонкой части находится пищевод, в более широкой задней части располагается кишечник и половые органы. Хорошо выражен половой диморфизм. Питается кровью.

Жизненный цикл. Яйца, выделяемые с фекалиями, попадают в почву и при наличии благоприятных условий (влажность, температура, кислород) в течение 3-4 недель достигают инвазионности. Человек заражается при проглатывании яиц. Половозрелая стадия живет в организме человека до 5-6 лет.

Патогенное действие. Продукты жизнедеятельности паразита оказывают токсическое действие, в результате чего наблюдается нарушение функции кишечника, головокружение и судороги.

Лабораторная диагностика. Проводится овогельминтоскопия.

Профилактика. Такая же, как при аскаридозе.

 

Кривоголовка (Ancylostoma duodenale) - возбудитель анкилостомоза.

Локализация. Паразитирует в двенадцатиперстной кишке человека. Антропоноз.

Географическое распространение. Геогельминт. Распространен в тропических и субтропических регионах Центральной Азии, Закавказье. Часто регистрируется в шахтах.

Морфологические особенности. Размеры не превышают 10-15 мм. Передний конец искривлен дорсально (поэтому называется кривоголовкой). Ротовая капсула имеет 4 зубца, с помощью которых паразит прикрепляется к слизистой кишечника и питается кровью (рис. 81).

Жизненный цикл. Паразитирует только в организме человека. Яйца попадают с фекалиями в почву. При наличии благоприятных условий через 1 сутки из яиц выходят неинвазионные рабдитные личинки. Они имеют длинный пищевод и бульбус. После второй линьки они превращаются в инвазионные, филяриевидные личинки. Личинки попадают в организм через кожу (активная инвазия) или через рот с пищей и водой (пассивная инвазия).

Рис-81.Анкилостома.

а-самка; б-самец; в-головной конец ( в ротовой капсуле видны кутикулярные зубцы).

 

При активной инвазии личинки мигрируют(сердце, легкие, глотка, после заглатывания попадают в кишечник). Живут 4-5 лет. При пассивной инвазии миграция не наблюдается.

Патогенное действие. Наблюдается малокровие, головная боль, отставание в развитии детей, аллергические реакции.

Лабораторная диагностика. Микроскопические исследование яиц в фекалиях.

Профилактика. Личная - обязательное ношение обуви, общественная - выявление и лечение больных, общее коммунальное благоустройство населения, периодические обследования рабочих шахт.

Цель занятия. Изучение морфологии, жизненного цикла аскариды, острицы власоглава и анкилостомы, путей заражения, лабораторную диагностику и мер профилактики вызываемых ими заболеваний.

Задания для самостоятельной подготовки студентов.

I.Изучить материал по теме, ответить на следующие вопросы:

1. Характерные особенности круглых червей.

2. Почему вышеперечисленных нематод относят к геогельминтам?

3. Строение аскариды.

4. Особенности строения яиц аскаридий, способствующий к космополитизму аскаридоза.

5. Отличительные особенности остриц .

6. Обьясните почему при энтеробиозе имеет место аутореинвазия, а при аскаридозе нет.

7. Какое из заболеваний, вызываемых вышеперечисленными нематодами является профессиональным?

8. Что такое активная и пассивная инвазия?

9. Какой из изучаемых нематодозов более часто встречается у детей?

10. Что вы знаете о биологическом методе борьбы с анкилостомой?

11. Лабораторная диагностика нематодозов.

II.Решить ситуационные задачи и ответить на тестовые вопросы.

Учебное оборудование.

Таблицы по теме, схемы логических структур, микропрепараты, макропрепараты, слайды, учебные видеофильмы, диапроектор, кодоскоп, микроскопы.

План занятия.

Студенты интерактивными методами изучают морфологию, жизненный цикл, пути заражения, патогенное действие, лабораторную диагностику и профилактику вышеназванных паразитов, смотрят микропрепараты, макропрепараты, учебные видеофильмы, зарисовывают в альбом поперечный срез аскариды, самку и самца острицы, ротовую капсулу анкилостомы. Затем преподаватель проверяет решение ситуационных задач и тестовых заданий, альбомы, конспекты, оценивает знания студентов, объясняет задание следующего занятия.

Ситуационные задачи:

1.В детских яслях игрушки, могут стать источником заражения детей яйцами аскариды. Будет ли в этом случае развиваться аскаридоз у детей?

2.В испражнениях ребенка обнаружены мелкие подвижные, беловатого цвета гельминты. Какое паразитарное заболевание можно заподозрить у ребенка?

3.Какие виды паразитических червей питаются кровью? Какие осложнения они могут вызвать у человека?

4.Какими из изученных паразитарных болезней более часто могут страдать хлопкоробы, рисоводы, Обоснуйте ответ.

Тестовые задания.

1.Укажите характерные особенности анкилостомоза у детей:

1.Анемия, 2.Снижение работоспособности. 3.Уменьшение числа эритроцитов. 4.Отставание в умственном развитии. 5.Отставание в физическом развитии.

А.1,2. В.3,4. С.2,4. Д.1,4,5. Е.2,3.

2.Причины трудного излечения энтеробиоза:

А.Острицы резистенты к антибиотикам.

В.Аутореинвазии затрудняют лечение.

С.Отсутствие эффективных мер лечения;

Д.Верны ответы А и В. Е.Верны ответы В и С.

3.Укажите характерную особенность личинок нематод:

А.Бесполое размножение. В.Наличие партеногенеза.

С.Способность к миграции по организму.

Д.Наличие полового диморфизма. Е.Все ответы дополняют друг-друга.

4.Власоглав вызывает:

А.Энтеробиоз. В.Дракункулез. С.Трихоцефалез. Д.Анкилостомоз.

Е.Дифиллоботриоз.

5.Укажите место локализации власоглава:

1.Слепая кишка.2.Мышцы. 3.Червеобразный отросток. 4.Прямая кишка.5.Начальный отдел толстой кишки. 6.Печень.

А.1,2,6. В. 1,3,5. С.4,5. Д.2,6. Е.1,6.

6.Необходимое условие для развитие яиц аскариды:

А.Бескислородная среда. В.Обилие питательных вешеств.

С.Питание кровью. Д.Аэробное дыхание. Е.Все ответы неверны..

7.Какие контингенты людей почти не болеют анкилостомозом:

А.Шахтеры. В.Горнорабочие. С.Грудные дети. Д.Землекопы.

Е.Работники рисовых и чайных плантаций.

8.Основной пути заражения детей энтеробиозом:

А.Через загрязненные овощи. В.Через грязные руки.

С.Через кровь. Д.Через кожу. Е.Воздушно-капельным путем.

9.Укажите пути миграции личинок анкилостомы:

А.Кожа, кровь, печень, нижняя половая вена, сердце, легкие, бронхи.

В.Кожа, кровь, сердце, легкие, бронхы, гортань, глотка, пищевод, желудок, кишечник.

С.Рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник.

Д.Верны ответы А и В. Е.Верны ответы А и С.

10.Личинки аскариды:

А.Вызывают интоксикацию. В.Вызывают непроходимость кишечника;

С.Вызывают миграционный аскаридоз; Д.Вызывают закупорку желчных путей. Е.Все ответы верны.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 293.