1-оболочка; 2-цитоплазма; 3-ядро; 4-присасывательный диск; 5-аксостиль; 6-жгутики; 7-переход из вегетативной формы в цисту; 8-циста.
КЛАСС РЕСНИЧНЫЕ ( Ciliata).
Ресничные или инфузории (Infusoria) относятся к наиболее сложно устроенным простейшим. Характерной особенностью их является наличие специального органоида движения - ресничек и ядерный диморфизм.
Медицинское значение имеет отряд Голотрихии.
Кишечный балантидий (Вalantidium coli) - возбудитель балантидиоза. Единственный представитель класса, паразитирующий в человеке.
Локализация. Толстый кишечник.
Географическое распространение. Повсеместно, но в странах с жарким климатом встречается чаще.
Морфология. Размеры в длину достигают 200 мкм. Снаружи покрыто ресничками. В цитоплазме расположено 2 ядра (макро и микронуклеус),две пульсирующие вакуоли, имеются также цитостом, цитофаринкс и цитопрокт. Размножаются поперечным делением (рис. 61).
Рис-61.Кишечный балантидий.
1-ресничка; 2-пелликула; 3-эктоплазма; 4-эндоплазма; 5-макронуклеус; 6-микронуклеус; 7-перистом; 8-цитостом; 9-цитофаринкс; 10-пищеварительная вакуоль; 11-сократительная вакуоль; 12-выделительная пора; 13-циста.
Жизненный цикл и патогенное действие. Живет в просвете кишечника не принося вреда, питается кишечным содержимым
В неблагоприятных условиях балантидии проникают в слизистую кишечника, вызывают кровоточащие язвы, заглатывают эритроциты. Как и амёбы по кровеносным сосудам могут попасть в печень, легкие и другие органы и вызвать абсцессы. В нижних отделах инцистируются и выделяются наружу.
Кроме человека, балантидии встречаются у крыс и свиней, которые являются основным резервуаром. Инвазионной стадией для человека являются цисты, которые попадают в организм человека с зараженной пищей и водой, овощами и фруктами.
В распространении балантидиоза большое значение имеют работники свиноферм, которые могут быть здоровыми цистоносителями.
Лабораторная диагностика. Микроскопирование фекалий и обнаружение вегетативной формы или цисты.
Профилактика. Соблюдение правил личной гигиены, выявление цистоносителей, повышение санитарного уровня на фермах и мясокомбинатах, уничтожение грызунов.
Цель занятия.
Изучить: а) морфологию жгутиковых и ресничных их патогенное действие; б) путей заражения; в) лабораторную диагностику вызываемых ими заболеваний и профилактику.
Задания для самостоятельной подготовки студентов.
I.Изучить материал по теме, ответить на следующие вопросы:
1. Морфологические отличия кишечной и вагинальной трихомонады.
2. Пути передачи трихомоноза взрослым и детям.
3. Лабораторная диагностика и профилактика трихомонозов.
4. Характерные особенности кишечной лямблии.
5. Лямблиоз - заболевание детей.
6. Пути заражения человека, лямблиозом.
7. Лабораторная диагностика, профилактика лямблиоза в детских учреждениях.
8. Отличительные особенности класса ресничных.
9. Инвазионная стадия балантидий для человека.
10.Лабораторная диагностика балантидиоза.
11.Природные очаги балантидий.
12.Почему балантидиоз относят к профессиональным заболеванием?
13.Простейшие, не образующие цист.
II.Решить ситуационные задачи и ответить на тестовые вопросы.
Учебное оборудование.
Таблицы и графы логических структур по теме, слайды, микропрепараты, учебные видеофильмы диапроектор, кодоскоп, микроскопы.
План занятия.
Обсуждение интерактивными методами морфологии, цикла развтия, путей заражения, патогенного действия, лабораторной диагностики, и профилактики паразитических видов многожгутиковых и ресничных. Морфология паразитов изучается демонстрацией слайдов, микропрепаратов и учебных видеофильмов. Затем студенты зарисовывают в альбом строение лямблии, кишечной трихомонады и балантидии.
В заключительной части преподаватель проверяет выполнение ситуационных задач, тестовых вопросов, альбомы, конспекты, оценивает знания студентов и объясняет материал следующего занятия.
Ситуационные задачи.
1.При паразитологических исследованиях у большинства обследуемых детей обнаруживаются кишечные лямблии, однако у многих из них не определяются клинические признаки. Как можно объяснить такие ситуации?
2.У женщины, вернувшейся из служебной командировки, появились боли в области мочевого пузыря. Какое паразитарное заболевание можно заподозрить у этой женщины?
3.На свиноферму устроился человек, не прошедший бактериологические и паразитологические исследования. Через 2 месяца после этого среди работников свинофермы участились случаи заболеваний с расстройствами кишечника. Какое паразитарное заболевание можно заподозрить у работников свинофермы?
4.После гинекологического осмотра у женщины появились зуд и боли в мочеполовых путях. Какое паразитарное заболевание можно заподозрить у той женщины?
Тестовые задания:
1.Пути заражения урогенитальным трихмонозом:
1.Через загрязненные овощи и фрукты. 2.Через грязные руки; 3.Половым путем 4.Через постельные принадлежности 5.Через грязные гинекологические инструментарии.
А. 1,3,4. В.2,3,5. С.2,4,5. Д.1,2. Е. 3,4,5.
2.Инвазионная стадия балантидии:
А.Мелкая вегетативная форма. В. Тканевая форма.
С.Крупная вегетативная форма. Д.Цисты. Е.Яйцеклетки.
3.Что исследуется для лабораторной диагностики лямблиоза?
А.Фекалий. В.Содержимое 12 перстной кишки.
С.Мазок из мочеполовых путей. Д.Кровь.
Е.Верны ответы А и В.
4.При каких нижеприведенных заболеваниях наблюдается цистоносительство?
А.Кожный лейшманиоз. В.Внутренний лейшманиоз.
С.Лямблиоз. Д.Трихомоноз. Е.Трипаносомоз.
5.Какие категории людей чаще болеют балантидиозом?
А.Дети. В.Работники свиноферм . С.Мешкораторы. Д.Лаборанты . Е.Шахтеры.
6.Локализация лямблий:
А.Толстый кишечник. В.Желудок. С.Кровь. Д.12-перстная кишка . Е.Печень.
7.Инвазионная стадия лямблий:
А.Мелькая вегетативная форма. В. Крупная вегетативная форма.
С.2-ядерная циста. Д.4-ядерная циста. Е.Тканевая форма.
8.Способ размножения балантидии:
А. Деление, шизогония. В.Шизогония, почкование. С.Конъюгация, спорогония. Д.Деление, конъюгация. Е.Шизогония, спорогония.
9.Как заражается человек кишечным трихомонозом?
1.Через загрязненные овощи и фрукты.
2.Через грязные руки. 3.Половым путем. 4.Через постельные принадлежности. 5.Через грязные инструментарии.
А.1,3,4. Б.2,3,5. С.2,4,5. Д.1,2. Е.3,4,5.
10.Укажите природно-очаговые заболевания:
А.Балантидиоз трихомоноз.
В.Трихомоноз, лямблиоз. С.Лейшманиоз, трихомоноз.
Д. Балантидиоз. Лейшманиоз. Е.Балантидиоз, лямблиоз.
Protozoa - Простейшие
Класс:Sporozoa - Споровики
Дата: 2016-10-02, просмотров: 227.