Модуль 5. № 13-14-15
ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПАРАЗИТОЛОГИИ
№ 13 5.1. – ТЕМА. Биология паразитизма. Основы медицинской паразитологии. Медицинская протозоология.
№ 14 5.2. - ТЕМА. Медицинская гельминтология
№ 15 5.3. – Медицинская арахноэнтомология
ТИП: Protozoa - Простейшие
Класс: Sarcodina- Саркодовые
I Вид: Entamoeba histolytica- Дизентерийная амёба, возбудитель амёбиаза
II Вид: Entamoeba coli - Кишечная амёба
Класс: Flagellata- Жгутиковые
I Вид: Leishmania tropica - Лейшмания, возбудитель кожного лейшманиоза
II Вид: Leishmania donovani- Лейшмания, возбудитель внутреннего лейшманиоза
III Вид:Trypanosoma gambiense - Трипаносома, возбудитель трипаносомоза
Содержание темы:
ТИП ПРОСТЕЙШИЕ - PROTOZOA.
Простейшие имеют одноклеточное строение, число видов достигает 25000.У человека паразитируют около 25 видов.
Простейшие имеют такое же строение, как клетки многоклеточных. Однако они являются самостоятельными организмами и поэтому имеют специфические особенности.
Простейшие содержат органоиды специального назначения, органоиды движения, пищеварительные и сократительные вакуоли.
Органоидами движения простейших являются псевдоподии, жгутики, реснички.
Питание простейших осуществляется пиноцитозом и фагоцитозом. Пища поступает в специализированные пищеварительные вакуоли, некоторые имеют цитостом.
Сократительные вакуоли обеспечивают осмотические давление и снабжение кислородом.
Размножение простейших осуществляется бесполым или половым путем. Некоторые из них имеют сложный цикл развития. В неблагоприятных условиях они инциструются.
Большинство простейших являются свободноживущими, значительная часть ведет паразитический образ жизни.
На основании способов движения и особенностей размножения простейшие делятся на 4 класса: Саркодовые (Sarcodina), Жгутиковые (Flagellata), Споровики (Sporozoa) и Ресничные (Ciliata).
КЛАСС SARCODINA (САРКОДОВЫЕ)
Относятся к наиболее примитивным простейшим. Характерной особенностью их являются псевдоподии (ложноножки), являющиеся органоидами передвижения и захвата пищи. Они окружены тонкой мембраной, большинство их одноядерные.
Питаются голозойно, захваченная пища переваривается в вакуолях, имеют сократительные вакуоли.
Размножаются бесполым путем. В неблагоприятных условиях инцистируются.
С медицинской точки зрения имеет значение отряд Амёбы (Amoebina).
ДИЗЕНТЕРИЙНАЯ АМЁБА (Entamoeba hystolitica)
Возбудитель амёбной дизентерии или амёбиаза.
Локализация -Толстый кишечник.
Географическое распространение.Встречается повсеместно, но чаще в странах с жарким климатом.
Жизненный цикл сложный. Различают следующие формы: циста, мелкая вегетативная форма (forma minuta), крупная вегетативная форма
(forma magna), тканевая форма (рис.55).
Инвазионной стадией является циста, имеющая 4 ядра. Заражение происходит элементарно. В кишечнике цисты растворяются, из одной цисты образуются четыре мелкие вегетативные формы, диаметром 10-15 мкм., они питаются кишечным содержимым и никакого вреда не приносят. В нижних отделах кишечника превращаются в цисты и выводятся с фекалиями.
Рис-56.Лейшмания.
а- паразиты в клетках хозяина; б-жгутиковые формы, в культуре, 1-лейшмании, 2-ядро клетки хозяина.
Leishmania tropica-возбудитель кожного лейшманиоза
(болезнь Боровского).
Различают две основные формы: L. tropica major и L. tropica minor.
Локализация. Безжгутиковые формы обитают в цитоплазме фагоцитирующих клеток кожи человека и животных. Жгутиковые формы - в организме переносчика - москита.
Географическое распространение - страны Европы, Азии, Америки, Центральной Азии и Закавказья.
Морфология. Практически не отличается от возбудителя внутреннего лейшманиоза.
Жизненный цикл. Источником заражения являются человек, песчанки, суслики, хомяки и другие грызуны пустынь или полупустынь. Следует отметить, что в сравнении с внутренним лейшманиозом роль человека в распространении кожного лейшманиоза невелика. Заражение человека происходит при укусе москитов.
Патогенное значение. Образуются длительно не заживающие язвы на открытых частях тела, при заживлении образуются рубцы.
Лабораторная диагностика.. Микроскопирование мазков, приготовленных из соскобов или отделяемых язв.
Профилактика. Личная - защита от укусов москитов. Общественная - прививки, уничтожение переносчиков, бродячих собак, грызунов.
При кожном лейшманиозе образуется стойкий иммунитет.
Лейшманиозы относятся к группе природно-очаговых трансмиссивных болезней.
РОД ТРИПАНОСОМОВЫЕ (Trypanosoma).
Различают несколько видов.. Trypanosoma gambiense - возбудитель трипаносомоза (африканской сонной болезни) гамбийского типа.
Локализация. Паразитирует в плазме крови, лимфе, лимфатических узлах, спинномозговой жидкости, тканях головного и спинного мозга.
Географические распространение - Экваториальная Африка. Трипаносомоз - типичная трансмиссивная природно-очаговая болезнь, антропозооноз.
Морфология. Характерной особенностью паразита является наличие ундулирующей мембраны между пелликулой и жгутиком (рис.57).
Жизненный цикл. Источником являются человек, козы, свиньи, овцы и собаки. Переносчиком является муха цеце (Glossina palpalis). Проходят сложный цикл развития со сменой хозяев, размножение бесполое.
Патогенное действие. Наблюдается сонливость, мышечная слабость, длится 7-10 лет, заканчивается смертью.
Лабораторная диагностика. Микроскопирование периферической крови, пунктатов лимфатических узлов, спинномозговой жидкости. Проводятся также биопробы, серологические исследования.
Профилактика. Личная - прием лекарств. Общественная - уничтожение мух цеце и мест их выплода.
Trypanosoma rhodesiense - возбудитель африканской сонной болезни родезийского типа.
Рис-57.Трипаносома.
А.-Trypanosoma gambiense; Б- Trypanosoma equiperdum; B- Trypanosoma levisi. 1-пелликула; 2-цитоплазма; 3-ядро; 4-жгутик; 5-блефаропласт; 6-базальное тельце; 7-ундулирующая мембрана
Отличительная особенность- распространение в восточной части Африки, источником заражения, в основном, является лесная антилопа (реже человек).
Морфология, цикл развития, диагностика и профилактика так же как при трипаносомозе гамбийского типа.
Цель занятия.
Изучение морфологии, патогенного действия паразитических саркодовых, жгутиковых, лабораторной диагностики и профилактики возбудимых ими заболеваний.
Задания для самостоятельной подготовки студентов.
I.Изучить материал по теме, ответить на следующие вопросы:
1. Характерные признаки и классификация простейших.
2. Характерные признаки саркодовых.
3. Морфология и цикл развития.
4. Характерные особенности типа простейших. Их классификация.
5. Характерные особенности класса саркодовых.
6. Характерные особенности морфологии и цикла развития дизентерийной амёбы.
7. Сущность и значение бессимптомного цистоносительства.
8. Пути заражения, лабораторная диагностика и профилактика амёбиаза.
9. Характерные особенности класса жгутиковых..
10. Морфология и цикл развития лейшманий.
11. Понятие об основном и промежуточном хозяине.
12. Пути заражения, лабораторная диагностика и профилактика лейшманиоза.
13. Понятие о трансмиссивных и природно-очаговых болезнях.
14. Морфология, цикл развития и пути заражения трипаносомоза.
15. Лабораторная диагностика, профилактика трипаносомоза.
II.Решить ситуационные задачи и ответить на тестовые вопросы.
Учебное оборудование.
Таблицы по теме, графы логических структур, слайды, микропрепараты, учебные видеофильмы, диапроектор, кодоскоп, микроскоп.
План занятия.
После обсуждения морфологии, цикла развития, путей заражения патогенного действия, лабораторной диагностики и профилактики патогенных видов саркодовых и жгутиковых студенты изучают слайды и микропрепараты. Производится демонстрация видеофильмов. Студенты зарисовывают в альбом цисты дизентерийной и кишечной амеб, цикл развития дизентерий амебы,
Ситуационные задачи.
1.У рабочих газовых месторождений Кызылкума обнаружены долго не заживающие язвы на коже. Какая болезнь подозревается у рабочих?
2.У работника вернувшегося из командировки по экваториальной Африке обнаружены симптомы: сонливость, головные боли, что знаете о подозреваемой болезни? Можно ли заразить этой болезнью других людей?
3.У больного наблюдается понос с примесью слизи и крови. При лабораторном анализе фекалии обнаружены эритрофаги. Можно ли обнаружить у больного и наличие цист? Обоснуйте свой ответ.
4.При копрологическом исследовании у работников пищеблока обнаружены 8-ядерные цисты. Можно ли поставить этим лицам диагноз амебиаза?
5.В древности жители некоторых стран добровольно подвергались укусом москитов в участках тела, закрытых одеждой. Как объяснить сущность этого обряда?
Тестовые задания.
1.Крупная вегетативная форма дизентерийной амёбы:
1.Обитает в просвете толстого кишечника.
2.Не вызывает заболевание.
3.Вызывает заболевание. 4.Преврашается в цисту. 5.Питается бактериями. 6.Питается эритроцитами. 6.Обитает в стенке кишечника.
А.1,5,6. В.2,5,7. С. 1,2,4,5. Д.1,6. Е.3,6.
2.Характерный признак лейшманий (укажите неверный ответ):
А.Жизненный цикл протекает без смены хозяина.
В.Лейшманиальная форма обитает у человека и млекопитающих.
С.Лептомонадная форма обитает у москита.
Д.Лейшманиоз – природно-очаговое заболевание.
Е.Лейшманиоз – трансмиссивное заболевание.
3.При кожном лейшманиозе (Укажите неверный ответ):
А.Болеют в основном дети.
В.Образуются язвы на открытых участках тела.
С.Человек не играет существенную роль в распространении лейшманиоза;
Д.Не развивается анемия;
Е.Не увеличивается печень и селезенка.
4.Переносчики дизентерийной амебы:
А.Комары, блохи. В.Вши, клопы. С.Мухи, тараканы. Д.Москиты. Е.Не существуют.
5.Малая вегетативная форма дизентерийной амебы (укажите неверный ответ):
А.Вызывает заболевание. В. Превращается в цисту. С.Питается бактериями. Д.Проживает в просвете толстого кишечника. Е.Является основной формой паразита.
6.Тканевая форма дизентерийной амебы (укажите неверный ответ):
А. Обитает в слизистой толстого кишечника.
В. Является основной формой паразита.
С.Вызывает кровотечение. Д.Отличается от крупной вегетативной формы.
Е.Не превращается в цисту.
7.Природно-очаговое, трансмиссивное заболевание:.
А. Лямблиоз. В. Трипаносомоз. С. Протозооз. Д. Малярия. Е.Амебиаз.
8.Укажите неверный ответ в профилактике лейшманиоза:
А.Индивидуальная защита от укуса комаров.
В.Уничтожение резервуаров. С.Борьба с переносчиками. Д.Санитарно-просветительные работы. Е.Лечение больных.
9.Инвазиогнная форма дизентерийной амебы:
А.Тканевая форма; В.Малая вегетативная форма; С.Крупная вегетативная форма; Д. 4 – ядерная циста; Е. 2-ядерная циста
10.Антропозоонозы:
А. Заболевания, встречающиеся только у животных.
В. Заболевания встречающиеся у человека и у животных.
С. Заболевания, встречающиеся только у человека.
Д. Передаются только от человека животным.
Е.Передаются только с помощью переносчиков.
Protozoa - -Тип простейшие
Класс: Сiliata –Ресничные
Содержание темы.
СЕМЕЙСТВО ТРИХОМОНАДОВЫХ (Trichomonadidae).
Кишечная трихомонада(Trichomonas hominis, s.intestinalis) - возбудитель кишечного трихомоноза.
Локализация. Толстый кишечник.
Географическое распространение. Повсеместно. Относится к антропонозам.
Морфология. Форма округлая, размеры -5-15 мкм. Содержит 1 ядро,3-4 жгутика и ундулирующую мембрану, опорный стержень, клеточный рот. Размножение - бесполым путем. Иногда образуют цисты (рис. 58).
Цикл развития. Размножение - бесполое. Заражение происходит через загрязненные воду, фрукты, овощи.
Патогенное действие. Точно не установлено.
Лабораторная диагностика. Обнаружение вегетативных форм в фекалиях.
Профилактика - личная и общественная (такая же, как при кишечных инвазиях).
Рис-61.Кишечный балантидий.
1-ресничка; 2-пелликула; 3-эктоплазма; 4-эндоплазма; 5-макронуклеус; 6-микронуклеус; 7-перистом; 8-цитостом; 9-цитофаринкс; 10-пищеварительная вакуоль; 11-сократительная вакуоль; 12-выделительная пора; 13-циста.
Жизненный цикл и патогенное действие. Живет в просвете кишечника не принося вреда, питается кишечным содержимым
В неблагоприятных условиях балантидии проникают в слизистую кишечника, вызывают кровоточащие язвы, заглатывают эритроциты. Как и амёбы по кровеносным сосудам могут попасть в печень, легкие и другие органы и вызвать абсцессы. В нижних отделах инцистируются и выделяются наружу.
Кроме человека, балантидии встречаются у крыс и свиней, которые являются основным резервуаром. Инвазионной стадией для человека являются цисты, которые попадают в организм человека с зараженной пищей и водой, овощами и фруктами.
В распространении балантидиоза большое значение имеют работники свиноферм, которые могут быть здоровыми цистоносителями.
Лабораторная диагностика. Микроскопирование фекалий и обнаружение вегетативной формы или цисты.
Профилактика. Соблюдение правил личной гигиены, выявление цистоносителей, повышение санитарного уровня на фермах и мясокомбинатах, уничтожение грызунов.
Цель занятия.
Изучить: а) морфологию жгутиковых и ресничных их патогенное действие; б) путей заражения; в) лабораторную диагностику вызываемых ими заболеваний и профилактику.
Задания для самостоятельной подготовки студентов.
I.Изучить материал по теме, ответить на следующие вопросы:
1. Морфологические отличия кишечной и вагинальной трихомонады.
2. Пути передачи трихомоноза взрослым и детям.
3. Лабораторная диагностика и профилактика трихомонозов.
4. Характерные особенности кишечной лямблии.
5. Лямблиоз - заболевание детей.
6. Пути заражения человека, лямблиозом.
7. Лабораторная диагностика, профилактика лямблиоза в детских учреждениях.
8. Отличительные особенности класса ресничных.
9. Инвазионная стадия балантидий для человека.
10.Лабораторная диагностика балантидиоза.
11.Природные очаги балантидий.
12.Почему балантидиоз относят к профессиональным заболеванием?
13.Простейшие, не образующие цист.
II.Решить ситуационные задачи и ответить на тестовые вопросы.
Учебное оборудование.
Таблицы и графы логических структур по теме, слайды, микропрепараты, учебные видеофильмы диапроектор, кодоскоп, микроскопы.
План занятия.
Обсуждение интерактивными методами морфологии, цикла развтия, путей заражения, патогенного действия, лабораторной диагностики, и профилактики паразитических видов многожгутиковых и ресничных. Морфология паразитов изучается демонстрацией слайдов, микропрепаратов и учебных видеофильмов. Затем студенты зарисовывают в альбом строение лямблии, кишечной трихомонады и балантидии.
В заключительной части преподаватель проверяет выполнение ситуационных задач, тестовых вопросов, альбомы, конспекты, оценивает знания студентов и объясняет материал следующего занятия.
Ситуационные задачи.
1.При паразитологических исследованиях у большинства обследуемых детей обнаруживаются кишечные лямблии, однако у многих из них не определяются клинические признаки. Как можно объяснить такие ситуации?
2.У женщины, вернувшейся из служебной командировки, появились боли в области мочевого пузыря. Какое паразитарное заболевание можно заподозрить у этой женщины?
3.На свиноферму устроился человек, не прошедший бактериологические и паразитологические исследования. Через 2 месяца после этого среди работников свинофермы участились случаи заболеваний с расстройствами кишечника. Какое паразитарное заболевание можно заподозрить у работников свинофермы?
4.После гинекологического осмотра у женщины появились зуд и боли в мочеполовых путях. Какое паразитарное заболевание можно заподозрить у той женщины?
Тестовые задания:
1.Пути заражения урогенитальным трихмонозом:
1.Через загрязненные овощи и фрукты. 2.Через грязные руки; 3.Половым путем 4.Через постельные принадлежности 5.Через грязные гинекологические инструментарии.
А. 1,3,4. В.2,3,5. С.2,4,5. Д.1,2. Е. 3,4,5.
2.Инвазионная стадия балантидии:
А.Мелкая вегетативная форма. В. Тканевая форма.
С.Крупная вегетативная форма. Д.Цисты. Е.Яйцеклетки.
3.Что исследуется для лабораторной диагностики лямблиоза?
А.Фекалий. В.Содержимое 12 перстной кишки.
С.Мазок из мочеполовых путей. Д.Кровь.
Е.Верны ответы А и В.
4.При каких нижеприведенных заболеваниях наблюдается цистоносительство?
А.Кожный лейшманиоз. В.Внутренний лейшманиоз.
С.Лямблиоз. Д.Трихомоноз. Е.Трипаносомоз.
5.Какие категории людей чаще болеют балантидиозом?
А.Дети. В.Работники свиноферм . С.Мешкораторы. Д.Лаборанты . Е.Шахтеры.
6.Локализация лямблий:
А.Толстый кишечник. В.Желудок. С.Кровь. Д.12-перстная кишка . Е.Печень.
7.Инвазионная стадия лямблий:
А.Мелькая вегетативная форма. В. Крупная вегетативная форма.
С.2-ядерная циста. Д.4-ядерная циста. Е.Тканевая форма.
8.Способ размножения балантидии:
А. Деление, шизогония. В.Шизогония, почкование. С.Конъюгация, спорогония. Д.Деление, конъюгация. Е.Шизогония, спорогония.
9.Как заражается человек кишечным трихомонозом?
1.Через загрязненные овощи и фрукты.
2.Через грязные руки. 3.Половым путем. 4.Через постельные принадлежности. 5.Через грязные инструментарии.
А.1,3,4. Б.2,3,5. С.2,4,5. Д.1,2. Е.3,4,5.
10.Укажите природно-очаговые заболевания:
А.Балантидиоз трихомоноз.
В.Трихомоноз, лямблиоз. С.Лейшманиоз, трихомоноз.
Д. Балантидиоз. Лейшманиоз. Е.Балантидиоз, лямблиоз.
Protozoa - Простейшие
Класс:Sporozoa - Споровики
Содержание темы.
КЛАСС СПОРОВИКИ (Sporozoa).
Характеризуется наиболее примитивным строением в сравнении с остальными простейшими. Число видов достигает до 2000, все представители являются внутриклеточными паразитами. Отсутствие органоидов передвижения, сократительных и пищеварительных вакуолей является результатом приспособления к паразитизму.
Представители класса отличаются сложностью цикла развития и чередованием бесполого и полового способов размножения. Все они образуют споры.
Медицинское значение имеют отряды кокцидии и кровяные споровики.
ОТРЯД КОКЦИДИИ (Coccidia).
Токсоплазма (Toxoplasma gondii) - возбудитель токсоплазмоза.
Локализация. В клетках головного мозга, печени, селезенки, лимфатических узлов, мышц человека, млекопитающих и птиц.
Географическое распространение. Повсеместно.
Морфология. По форме напоминает дольку апельсина или полулуние. Один конец заострен, другой закруглен. Заостренный конец имеет коноид, служащий для прикрепления в клетке хозяина (рис.62).
Цель занятия.
Изучение морфологии, жизненного цикла паразитических споровиков, лабораторной диагностики и профилактики вызываемых ими заболеваний.
Задания для самостоятельной подготовки студентов.
I.Изучить материал по теме, ответить на следующие вопросы:
1.Характерные признаки класса споровиков.
2.Цикл развития малярийного плазмодия. Шизогония, гаметогония, спорогония.
3.Пути заражения человека малярией.
4.Объясните периодичность приступов малярии.
5.Лабораторная диагностика малярии.
6.Профилактика малярии.
7.Токсоплазма, морфология, размножение, значение в педиатрии.
8.Понятия о приобретенном и врожденном токсоплазмозе.
9.Лабораторная диагностика токосплазмоза.
10.Профилактика токсоплазмоза.
II.Решить ситуационные задачи и ответить на тестовые вопросы.
Учебное оборудование.
Таблицы, графы логических структур по теме, слайды, микропрепараты, учебные видеофильмы, диапроектор, кодоскоп, микроскоп.
План занятия.
После обсуждения морфологии, географического распространения, локализации, цикла развития, патогенного влияния, лабораторной диагностики и профилактики токсоплазмы и малярийных плазмодиев, студенты изучают слайды, микропрепараты и знакомятся с учебными видеофильмами. В альбом зарисовывают цикл развития токсоплазмы и малярийного плазмодия.
В заключительной части занятия преподаватель проверяет альбомы, конспекты, выполнение заданий по ситуационным задачам и по тестовым вопросам, оценивает знания студентов и объясняет задание следующего занятия.
Ситуационные задачи.
1.Женщина, не прошедшая паразитологического исследования при беременности, родила ребенка с врожденными аномалиями развития. Какое заболевание можно заподозрить у женщины?
2.Установлено, что токсоплазмозом чаще страдают женщины. Какие привички женщин при приготовлении пищи могут способствовать этому?
3.Малярия передается трансмиссивным путем. Существуют ли другие способы передачи малярии.
4.У вернувшегося с туристического путешествия из Африки человека обнаружена малярия. Можно ли ожидать распространения этого заболевания среди населения?
5.Среди членов семьи вернувшегося из Афганистана обнаружены случаи малярии. Может ли он явится источником распространения малярии, хотя у него не обнаружена клинические признаки малярии?
Тестовые задания.
1.В какое время сутки исследуется кровь для лабораторной диагностики малярии?
А. В любое время суток. В. Утром. С.Ночью.
Д.Во время приступа. Е.Для приступа.
2.В каком организме протекает спорогония?
А. У комаров рода Aedes. В.У человека. С.У комаров рода Culex.
Д.У комаров рода Anopheles. Е.У всех видов комаров.
3.Где образуются шизонты малярийного плазмодия?
А. В клетках москита. В. В клетках комара. С.В гепатоцитах человека.
Д. В клетках блохи. Е.Верны ответы В и С.
4.Укажите дефинитивных хозяев токсоплазмы:
А.Кошки, представители семейства кошачьих.
В. Волки, шакалы. С.Птицы. Д.Млекопитающие. Е.Человек.
5.Где протекает проэритроцитарная шизогония?
А.В гепатоцитах. В.В эритроцитах. С.В организме окончательного хозяина. Д.В организме окончательного и промежуточного хозяина.
Е.В сыворотке крови.
6.Укажите инвазионную стадию токсоплазмы для человека:
А.Ооцисты. В.Гаметоциты. С.Гаметы. Д.Шизонты. Е.Мерозоиты.
7.Укажите инвазионную стадию малярийного плазмодия для человека:
А.Гаметоциты. В.Мерозоиты. С.Шизонты. Д.Спорозоиты. Е.Гаметы.
8.Заболевание, вызываемое представителями класса споровиков:
А.Лейшманиоз. В.Токсоплазмоз. С.Трипаносомоз. Д. Балантидиоз. Е.Лямблиоз.
9.Где образуются спорозоиты малярийного плазмодия?
А. В гепатоцитах человека. В.В эритроцитах. С.В организме москита.
Д.В комарах рода Кулекс. Е. В комарах рода Анофелес.
10.Где образуются гаметоциты малярийного плазмодия?
А. В гепатоцитах. В. В эритроцитах. С.В гепатоцитах комара.
Д.В стенке желудка комара. Е.В гемолимфе комара.
Содержание темы.
Описторхоза.
Локализация. Поджелудочная железа, печень, желчный пузырь.
Географическое распространение. На территории Западной Сибири, Западной Европы, Казахстана.
Морфология. Кишечник не разветвлен. Яичник округлый. Два семенника не разветвлены и расположены в задней части тела. Передний конец тела уже заднего.
Жизненный цикл, происходит с участием окончательного, промежуточного и дополнительного хозяев. Окончательным хозяином является человек и плотоядные животные (собака, кошка, лисица, песец и др.). Промежуточными хозяевами являются пресноводные моллюски, дополнительными - рыбы семейства карповых (рис. 67).
В воде яйца (инвазионная стадия для промежуточного хозяина) проглатываются улиткой Вithynia leachi, где из них выходят мирацидии. Постепенно они партеногенетически превращаются в спороцисты, редии, церкарии. Церкарии - инвазионная стадия для дополнительного хозяина - покидают моллюски и активно внедряются в рыб, где превращаются в метацеркарии (инвазионная стадия для окончательного хозяина).
Рис-67. Жизненный цикл кошачьего сосальщика.
Человек заражается при употреблении плохо проваренной, прожаренной, свежемороженой или вяленой рыбы. Описторхоз - природно-очаговое заболевание.
Патогенное действие. В результате нарушений функции печени и кишечника возможен смертельный исход.
Лабораторная диагностика. Основана на обнаружении яиц в фекалиях или в содержимом двенадцатиперстной кишки.
Профилактика. Личная - не употребление в пищу сырой, вяленой или малосоленой, плохо проваренной или прожаренной рыбы. Общественная -проведение санитарно-просветительных мероприятий, охрана водоемов от заражения фекалиями.
ШИСТОСОМЫ - КРОВЯНЫЕ СОСАЛЬЩИКИ.
Они являются возбудителями шистосомозов.
Локализация. Шистосомы (Shistosoma haematobium, S.mansoni, S.japonicum) - локализуются в кровеносных сосудах.
Распространеныв странах с тропическим и субтропическим климатом (Африки, Азии, Южной Америки).
Морфология. Разнодельнополы. Самцы шире и короче самок. Самки находятся в гинекофорном канале самцов (рис. 68).
Цель занятия.
Изучение морфологии, цикла развития вышеназванных трематод, а также путей заражения, методов лабораторной диагностики и профилактики вызываемых ими болезней.
Задания для самостоятельной подготовки студентов.
I.Изучить материал по теме, ответить на следующие вопросы:
1. Характерные признаки плоских червей.
2. Приспособление трематод к паразитизму.
3. Цикл развития печеночного сосальшика.
4. Лабораторная диагностика фасциолеза и профилактика.
5. Распространение описторхиса, цикл развития, природные очаги.
6. Лабораторная диагностика, профилактика описторхоза.
7. Особенности шистосом, распространения, цикл развития.
8. Лабораторная диагностика шистосоматоза. Профилактика.
9. Какие из указанных трематод относятся к антропозоонозам, природно-очаговым заболеваниям.
II.Решить ситуационные задачи и ответить на тестовые вопросы..Учебное оборудование.
Таблицы, графы логических структур по морфологии циклов развития печеночного, кошачьего и кровяного сосальшиков, слайды, микропрепараты, учебные видеофильмы, диапроектор, кодоскоп, микроскопы.
План занятия.
Обсуждение морфологии, циклов развития, путей заражения, патогенного действия, лабораторной диагностики, путей профилактики вышеуказанных паразитических гельминтов с помощью микропрепаратов, таблиц, схем и учебных видеофильмов. Затем студенты зарисуют в альбом половозрелых форм кошачьего, печеночного и кровяного сосальщиков.
В заключительной части занятия преподаватель проверяет альбомы, конспекты, решение ситуационных задач и тестовых заданий; оценивает знание студентов, объясняет задание следующей темы.
Ситуационные задачи.
1.У вернувшегося из служебной командировки из Сибири человека выявлена признаки поражения печени и других внутренних органов. При овогельминтоскопии фекалия обнаружены яйца гельминта. Какое это заболевание?
2.Шистосоматоз чаще распространен в тропических и субтропических регионах, среди мусульман. С каким религиозным обрядом связано это явление?
3.При овогельминтоскопии человека употреблявшего шашлык из печени, обнаружены яйца печеночного сосальщика. Какова тактика врача при постановке диагноза?
Тестовые задания:
1.Кровеносная система сосальщиков:
А.Замкнутого типа. В.Отсутствует. С.Смешанного типа. Д.Открытого типа. Е.Различается у разных видов.
2.Значение партеногенеза:
А.Восполняет гибель зародышей.
В.Из одного яйца развиваются несколько инвазионных стадий.
С.Способствует редукции половой системы.
Д.Верны ответы А и В. Е.Верны все ответы.
3.Партеногенетическое развитие личинок встречается у:
А.Цестод. В.Нематод. С.Сосальщиков. Д.Ресничных. Е.Клещей.
4.Инвазионная стадия печеночного сосальщика для окончательного хозяина:
А.Яйцо. В.Мирацидий. С.Редия. Д.Спороциста. Е.Адолескарий.
5.Как человек заражается описторхозом?
А.При употреблении плохо прожаренного мяса.
В.При употреблении плохо проваренной свинины.
С.При употреблении сырой, незамороженной рыбы.
Д.При употреблении моллюсков.
Е.При употреблении не промытой овощи и зелени.
6.Промежуточным хозяином описторхиса является:
А.Моллюски. В.Рыбы. С.Ракообразные. Д. Моллюски и рыбы. Е.Ракообразные и рыбы.
7.Характерные особенности сосальщиков:
А.Бесполое размножение личинок. В.Размножение личинок партеногенезом.
С. Промежуточный хозяин – моллюски;
Д.Верны ответы А и В; Е.Верны ответы В и С.
8.Что исследуется для лабораторного диагноза описторхоза?
А.Кровь. В.Моча. С.Фекалий и дуоденальное содержимое.
Д. Пунктат из костного мозга. Е.Биопсия из мышечной ткани.
9.Какие формы относятся к классу сосальщиков:
А.Только свободноживущие.
В.Свободноживущие и паразитические формы.
С.Только паразитические формы. Д.Только кровососущие формы.
Е.Только эктопаразиты.
10.Какие личиночные стадии сосальщиков развиваются партеногенезом?
А.Все личиночные стадии. В.Мирацидий, спороциста, редия.
С.Спороциста, редия, аделескарий. Д.Мирацидий, спороциста, церкарий.
Е.Церкарий, адолескарий.
Содержание темы.
КЛАСС ЛЕНТОЧНЫЕ ЧЕРВИ (Cestoidea).
Все представители этого класса являются эндопаразитами и в половозрелой стадии обитают в кишечнике позвоночных и человека. Насчитывает более 3000 видов.
Характеризуется лентовидной формой тела и сплющенностью в дорсовентральном направлении. Длина - от нескольких миллиметров до нескольких метров. Тело состоит из головки (сколекса), шейки и многочисленных члеников (проглоттид). В головке имеются органы для фиксации гельминта (присоски, ботрии, крючья). Снаружи покрыт кожно-мускульным мешком. Полость тела отсутствует (Рис.70).
Пищеварительная, дыхательная и кровеносная система отсутствуют.
Нервная система и выделительная система имеет типичное строение.
Цестоды являются гермафродитами. Членики отличаются по строению. Первые членики не имеют половую систему, затем постепенно появляются мужские и женские половые органы.
Членики в средней части достигают половой зрелости. В гермафродитных члениках находятся яичник, желточник, влагалище, оотип, матка, семенник сливающийся в семяизвергательный канал и циррус. В зрелых члениках, из-за отсутствия наружного отверстия, матка сильно разветвляется (что служит диагностическим признаком), другие органы половой системы дегенерируют.
Рис-70.Бычий цепень.
А-весь червь; б-сколекс; в-гермафродитная проглоттида;г-зрелая проглоттида; 1-яичник; 2-желточник; 3-тельце Мелиса; 4-матка; 5-семенники; 6-семяпровод; 7-влагалище; 8-циррусная сумка; 9-половая клоака; 10-канальы выделительной системы; 11-нервный ствол.
Все цестоды являются биогельминтами.В промежуточных хозяевах обитают онкосферы и финны (имеющие разное строение и название). При попадании финны в кишечник дефинитивного хозяина достигают половой зрелости.
Медицинское значение имеют отряды - цепней (Сyclophyllidea) и лентецов (Pseudophyllidea).
ОТРЯД ЦЕПНИ ( Cychlophyllidea).
Бычий цепень (Taeniarhynchus saginatus )- возбудитель тениаринхоза .
Локализация. Тонкий кишечник.
Географическое распространение. Повсеместно, но чаще в тех регионах, где употребляют в пищу недостаточно обработанное мясо.
Морфологические особенности. Длина 4-10 м. Сколекс снабжен четырьмя присосками, не имеет крючьев (поэтому называется невооруженным цепнем). Гермафродитные членики квадратной формы, яичник имеет 2 дольки, матка не разветвлена. Зрелые членики вытянутой формы, число боковых ветвей матки достигает 17-36 .
Жизненный цикл. Окончательный хозяин - человек, промежуточный хозяин - крупный рогатый скот. Выделяют огромное количество яиц. Зрелые членики могут отрываться и активно выползать из заднепроходного отверстия.
Инвазионной стадией являются яйца. Промежуточный хозяин заражается поедая траву или употребляя воду, загрязнённую яйцами и члениками.
В желудке животных из яйца выходят онкосферы с шестью крючьями. По кровеносным сосудам они попадают в мышцы и другие ткани, превращаются в цистицерк (пузырек, заполненный жидкостью с ввернутым внутрь сколексом). Цистицерки (финны) являются инвазионной стадией для человека. Финны в мышцах могут сохранять жизнеспособность долгие годы. Человек заражается при поедании финнозного мяса. В кишечнике финны достигают половой зрелости.
Патогенное действие. Заключается в токсическом влиянии на организм и механическом повреждении крючьями и присосками слизистой кишечника.
Лабораторная диагностика. Исследование члеников в фекалиях (обнаружение яиц не позволяет ставить точный диагноз, так как яйца тениид морфологически не отличимые).
Профилактика. Личная, не употреблять сырую или полусырую говядину. Общественная - охрана пастбищ от заражения фекалиями человека. Ветеринарно-санитарный надзор на мясокомбинатах и рынках.
Свиной цепень (Taenia solium) - возбудитель тениоза и цистицеркоза.
Локализация. Половозрелая стадия локализуется в кишечнике.
Распространение. Повсеместно, где развито свиноводство.
Морфологические особенности. В длину достигают 3м. На сколексе кроме 4-х присосок имеется венчик из крючьев (вооруженный цепень). Гермафродитные членики имеют три дольки яичника. Число ветвей матки в зрелых члениках не превышает 12 (Рис.71) .
Жизненный цикл. Окончательным хозяином является человек, промежуточным - свинья, иногда человек (Рис.72).
Рис-71. Свиной цепень.
А-стробила; б-сколекс; в-гермафродитная проглоттида; г- зрелая проглоттида; 1-крючья на сколексе; 2-присоски; 3-яичник; 4-третья (добавочная) долька яичника; 5-семенники; 6-семяпровод; 7-влагалище; 8-циррусная сумка; 9-главный ствол матки; 10-боковые ответвления матки; 11-тельце Мелиса; 12-желточник.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 278.