Итоговая аттестация качества усвоения знаний.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Изучение курса завершается устным зачетом, на котором проверяется:

· Усвоение теоретического материла в соответствии с программой курса.

· Система знаний студентов о специфике взросления современного школьника.

· Знание методов и принципов анализа научной и научно-методической литературы.

· Усвоение базовых знаний и категорий дисциплины.

· Зачет проводится по соответствующему списку проблемных вопросов, которыми студент-магистрант должен быть ознакомлен заранее.

 

Вопросы к зачету по курсу «Психология взросления»

1. Субъект как философская и психологическая категория.

2. Основные этапы формирования субъектного подхода в психологии дореволюционной России.

3. Особенности изучения субъекта Г.И.Челпановым и В.М. Бехтеревым.

4. Субъект и личность в теории Д.Н. Узнадзе.

5. Методология субъекта в концепции С.Л.Рубинштейна.

6. Понятия «индивид», «субъект» и «личность» в теории Б.Г.Ананьева.

7. Б.Ф.Ломов о проблеме субъекта в психологии.

8. Концепция К.А. Абульхановой-Славской о субъекте психической деятельности.

9. Современные подходы к проблеме психологии субъекта и субъектности (А.В.Брушлинский и В.В. Знаков).

10. Теория отраженной субъектности В.А. Петровского.

11. Интегральная периодизация психического развития субъекта В.И. Слободчикова.

12. Концепция субъектогенеза В.А. Татенко.

13. Понятие развития в рамках культурно-исторической теории развития психики Л.С.Выготского (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

14. Развитие как процесс «самодвижения» личности (А.Б. Орлов, Ю.М. Орлов и др.).

15. Развитие как активное взаимодействие с социальным окружением (А.Г. Асмолов, Е.И. Исаев, А.В. Петровский, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн).

16. Понятие «развитие» в теории В.И. Слободчикова.

17. Соотношение понятий «развитие» и «взросление».

18. Взросление как динамический процесс (Н.Е.Харламенкова).

19. Отрочество в культурно-историческом контексте.

20. Зарубежные концепции «кризисности-бескризисности» перехода от детства к взрослости.

21. Кризис подросткового возраста.

22. Задачи развития подростка: достижение автономии и формирование идентичности.

23. Подросток среди сверстников: дружба и близкие отношения, компании и проблема одиночества.

24. Общение со сверстниками как потребность и значимая деятельность. Самосознание подростков. Потребность в самоутверждении.

25. Кризис личности в отрочестве.

26. Подростковый возраст как возраст развития самосознания в концепции Ж.Ж.Руссо.

27. Антропологические концепции развития подростка (М.Мид, Р.Бенедект).

28. Основные подходы к психологии подростка в теории Г.С.Холла.

29. Маргинальность подросткового возраста в понимании К.Левина.

30. Формирование идентичности в концепции Э.Эриксона.

31. Современные психологические теории взросления подростка (Д.И.Фельдштейн, Г.А.Цукерман, В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев, Н.Е.Харламенкова и др.).

32. Психологические теории влияния семейного окружения на формирование личности ребенка.

33. Доверие в семье как один из источников оптимального взросления.

34. Характер эмоциональных отношений в семье и его влияние на детско-родительские отношения.

35. Стиль общения и взаимодействия родителей и подростка.

36. Основные стратегии детско-родительских отношений.

37. Психологические особенности взросления детей вне семьи.Особенности социальной и психологической депривации.

38. Психология адаптивного и дезадаптивного поведения в подростковом возрасте.

39. Виды и типы дезадаптивного поведения.

40. Подростковый эскапизм.

41.Методологические основы самоопределения субъекта в концепциях С.Л.Рубинштейна и К.А.Абульхановой-Славской.

42. Концепция коллективистического самоопределения А.В. Петровского.

43. Ответственность как качество социальной зрелости подростка (К.Муздыбаев).

44. Теория личностного самоопределения В.Ф. Сафина.

45. М.Р.Гинзбург о личностном самоопределении в подростковом и юношеском возрасте.

46. Особенности психологического сопровождения подростка на этапе самоопределения.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. - М., 1999. - 621 с.

2. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка// Мир психологии и психология в мире. 1995 №3.

3. Кон И. С. Открытие Я. - М., 1978. - 367 с.

4. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М., 1984.

5. Крайг Г. Психология развития. - Санкт-Петербург. 2003. - 992 с.

6. Кэмбелл Р. Как любить своего подростка. СПб.:Март. 1998.

7. Мухина В. С. Феноменология развития и бытия личности. Избранные психологические труды. - М.-Воронеж, 1999

8. Психологические проблемы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. / Общ. ред. И.В. Дубровина. - М., 1995.

9. Психология развития. / под ред. Т. Д. Марцинковской. - М., 2001. - 352 с.

10.Психология современного подростка. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.,1987.

11.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: 2000.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности: (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). – М.-В., 1999

2. Абульханова К.А.О субъекте психической деятельности. – М.: Наука, 1973.

3. Абульханова-Славская К.А. Принцип субъекта в философско- психологической концепции С. Л. Рубинштейна. // С. Л. Рубинштейн. Очерки. Воспоминания. Материалы. – М.: Наука, 1989.

4. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедея-

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2001

6. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток, - М., 1995.

7. Брушлинский А.В. Исходные основания психологии субъекта и его деятельности// Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. Гл.5. Под ред. Брушлинского А.В.- М. 1997, с.208-269

8. Брушлинский А.В. О критериях субъекта// Психология индивидуального и группового субъекта. - М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 9-33

9. Брушлинский А.В. Психология субъекта и его деятельности// Cовременная психология. Справочное руководство/ Под ред. В.Н.Дружинина. Ч.4. Психическая регуляция поведения. – М., 1990. С.330-346

10. Жинот Х. Родители и подростки. Ростов н/Д., 1997.

11. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и семейного консультирования. - М., 2006.

12. Карабанова О.А. Психологические особенности родительско-детских отношений в подростковом возрасте//Семейное консультирование и семейная психотерапия/ Под ред. Э.Г.Эйдемиллера, А.З.Шапиро, - СПб. 2001.

13. Кле М. Психология подростка. – М., 1991.

14. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М., 1984.

15. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.

16. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.

17. Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета. – М., 1988.

18. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. – СПб., 2005.

19. Крайг Г. Психология развития. – СПБ., 2002.

20. Лангмейер И., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага. 1984.

21. Обухова А.Ф. Возрастная психология. – М., 1995.

22. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. – М., 1990.

23.Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития// Вопросы психологии. 1996, №5. С. 38-50.

24.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М., 1995. - 384 с.

25. тельности. // Психология формирования и развития личности. – М.: Наука, 1981. – С. 19 - 44.

26. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.

27. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. - М., 1987.

28. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М., 1994.

29. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М, 1995.

30. Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис. - М., 1996.

 

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 193.