Изучение курса завершается устным зачетом, на котором проверяется:
· Усвоение теоретического материла в соответствии с программой курса.
· Система знаний студентов о специфике взросления современного школьника.
· Знание методов и принципов анализа научной и научно-методической литературы.
· Усвоение базовых знаний и категорий дисциплины.
· Зачет проводится по соответствующему списку проблемных вопросов, которыми студент-магистрант должен быть ознакомлен заранее.
Вопросы к зачету по курсу «Психология взросления»
1. Субъект как философская и психологическая категория.
2. Основные этапы формирования субъектного подхода в психологии дореволюционной России.
3. Особенности изучения субъекта Г.И.Челпановым и В.М. Бехтеревым.
4. Субъект и личность в теории Д.Н. Узнадзе.
5. Методология субъекта в концепции С.Л.Рубинштейна.
6. Понятия «индивид», «субъект» и «личность» в теории Б.Г.Ананьева.
7. Б.Ф.Ломов о проблеме субъекта в психологии.
8. Концепция К.А. Абульхановой-Славской о субъекте психической деятельности.
9. Современные подходы к проблеме психологии субъекта и субъектности (А.В.Брушлинский и В.В. Знаков).
10. Теория отраженной субъектности В.А. Петровского.
11. Интегральная периодизация психического развития субъекта В.И. Слободчикова.
12. Концепция субъектогенеза В.А. Татенко.
13. Понятие развития в рамках культурно-исторической теории развития психики Л.С.Выготского (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
14. Развитие как процесс «самодвижения» личности (А.Б. Орлов, Ю.М. Орлов и др.).
15. Развитие как активное взаимодействие с социальным окружением (А.Г. Асмолов, Е.И. Исаев, А.В. Петровский, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн).
16. Понятие «развитие» в теории В.И. Слободчикова.
17. Соотношение понятий «развитие» и «взросление».
18. Взросление как динамический процесс (Н.Е.Харламенкова).
19. Отрочество в культурно-историческом контексте.
20. Зарубежные концепции «кризисности-бескризисности» перехода от детства к взрослости.
21. Кризис подросткового возраста.
22. Задачи развития подростка: достижение автономии и формирование идентичности.
23. Подросток среди сверстников: дружба и близкие отношения, компании и проблема одиночества.
24. Общение со сверстниками как потребность и значимая деятельность. Самосознание подростков. Потребность в самоутверждении.
25. Кризис личности в отрочестве.
26. Подростковый возраст как возраст развития самосознания в концепции Ж.Ж.Руссо.
27. Антропологические концепции развития подростка (М.Мид, Р.Бенедект).
28. Основные подходы к психологии подростка в теории Г.С.Холла.
29. Маргинальность подросткового возраста в понимании К.Левина.
30. Формирование идентичности в концепции Э.Эриксона.
31. Современные психологические теории взросления подростка (Д.И.Фельдштейн, Г.А.Цукерман, В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев, Н.Е.Харламенкова и др.).
32. Психологические теории влияния семейного окружения на формирование личности ребенка.
33. Доверие в семье как один из источников оптимального взросления.
34. Характер эмоциональных отношений в семье и его влияние на детско-родительские отношения.
35. Стиль общения и взаимодействия родителей и подростка.
36. Основные стратегии детско-родительских отношений.
37. Психологические особенности взросления детей вне семьи.Особенности социальной и психологической депривации.
38. Психология адаптивного и дезадаптивного поведения в подростковом возрасте.
39. Виды и типы дезадаптивного поведения.
40. Подростковый эскапизм.
41.Методологические основы самоопределения субъекта в концепциях С.Л.Рубинштейна и К.А.Абульхановой-Славской.
42. Концепция коллективистического самоопределения А.В. Петровского.
43. Ответственность как качество социальной зрелости подростка (К.Муздыбаев).
44. Теория личностного самоопределения В.Ф. Сафина.
45. М.Р.Гинзбург о личностном самоопределении в подростковом и юношеском возрасте.
46. Особенности психологического сопровождения подростка на этапе самоопределения.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. - М., 1999. - 621 с.
2. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка// Мир психологии и психология в мире. 1995 №3.
3. Кон И. С. Открытие Я. - М., 1978. - 367 с.
4. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М., 1984.
5. Крайг Г. Психология развития. - Санкт-Петербург. 2003. - 992 с.
6. Кэмбелл Р. Как любить своего подростка. СПб.:Март. 1998.
7. Мухина В. С. Феноменология развития и бытия личности. Избранные психологические труды. - М.-Воронеж, 1999
8. Психологические проблемы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. / Общ. ред. И.В. Дубровина. - М., 1995.
9. Психология развития. / под ред. Т. Д. Марцинковской. - М., 2001. - 352 с.
10.Психология современного подростка. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.,1987.
11.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: 2000.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности: (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). – М.-В., 1999
2. Абульханова К.А.О субъекте психической деятельности. – М.: Наука, 1973.
3. Абульханова-Славская К.А. Принцип субъекта в философско- психологической концепции С. Л. Рубинштейна. // С. Л. Рубинштейн. Очерки. Воспоминания. Материалы. – М.: Наука, 1989.
4. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедея-
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2001
6. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток, - М., 1995.
7. Брушлинский А.В. Исходные основания психологии субъекта и его деятельности// Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. Гл.5. Под ред. Брушлинского А.В.- М. 1997, с.208-269
8. Брушлинский А.В. О критериях субъекта// Психология индивидуального и группового субъекта. - М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 9-33
9. Брушлинский А.В. Психология субъекта и его деятельности// Cовременная психология. Справочное руководство/ Под ред. В.Н.Дружинина. Ч.4. Психическая регуляция поведения. – М., 1990. С.330-346
10. Жинот Х. Родители и подростки. Ростов н/Д., 1997.
11. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и семейного консультирования. - М., 2006.
12. Карабанова О.А. Психологические особенности родительско-детских отношений в подростковом возрасте//Семейное консультирование и семейная психотерапия/ Под ред. Э.Г.Эйдемиллера, А.З.Шапиро, - СПб. 2001.
13. Кле М. Психология подростка. – М., 1991.
14. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М., 1984.
15. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.
16. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.
17. Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета. – М., 1988.
18. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. – СПб., 2005.
19. Крайг Г. Психология развития. – СПБ., 2002.
20. Лангмейер И., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага. 1984.
21. Обухова А.Ф. Возрастная психология. – М., 1995.
22. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. – М., 1990.
23.Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития// Вопросы психологии. 1996, №5. С. 38-50.
24.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М., 1995. - 384 с.
25. тельности. // Психология формирования и развития личности. – М.: Наука, 1981. – С. 19 - 44.
26. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.
27. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. - М., 1987.
28. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М., 1994.
29. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М, 1995.
30. Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис. - М., 1996.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 193.