Руководитель педагогического института ФГОУ ВПО ЮФУ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Педагогический институт

«Утверждаю»

Руководитель педагогического института ФГОУ ВПО ЮФУ

Д.п.н., профессор В.И. Мареев

 

Основы психология взросления

 

Учебное пособие на модульной основе в рамках проекта «Научно-методическое обеспечение качества магистерской образовательной программы «Психология развития» в рамках реализации договоров с ВУЗами-стратегическими партнерами ПИ ЮФУ»

 

 

Цикл: СДМ

Тип:

Индекс: СДМ 05.М.

Срок обучения: 2 года

Форма обучения: очная

Ростов-на-Дону

Г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………..3

Основное содержание курса……………………………………………………...6

Модуль 1. Проблема субъекта в психологии……………………………………6

Тематика семинарских занятий к модулю 1…………………………………....7

Содержание модуля 1. …………………………………………………………....8

Задания для самостоятельной работы к модулю 1 …………………...……….27

Модуль 2. Подросток как субъект взросления……….……………………….32

Тематика семинарских занятий к модулю 2…………………….…………….32

Содержание модуля 2……………………………………………………….…..34

Задания для самостоятельной работы к модулю 2………………….…………55

Модуль 3. Социальные детерминанты взросления………..……..…….……..57

Тематика семинарских занятий к модулю 3…………………………………..57

Содержание модуля 3. ……………………………………………….……..…..59

Задания для самостоятельной работы к модулю 3 ……………………...……71

Методические рекомендации при подготовке к семинарским занятиям и коллоквиумам………………………………………………………..………………72

Задания для самостоятельной работы……..………………………………76

Итоговая аттестация……………………………………………..………………77

Рекомендуемая литература …………………………………………………….80

 

ВВЕДЕНИЕ

В ряде проблем, стоящих перед современным обществом проблема взросления молодого человека как осознанное принятие на себя роли взрослого занимает одно из важнейших мест. Невозможность и неумение решать различные проблемы социального и личностного толка, возможно даже инфантилизм многих молодых людей, осложняет и порой даже затрудняет характер взросления, создает невозможность принятия взрослеющим субъектом активной жизненной позиции. Основное назначение курса - целостная, системная оценка такого социального и личностного феномена как взросление, рассмотрение процесса взросления субъекта с различных точек зрения принятых в современной психологии.

Программа данной дисциплины предполагает изучение особенностей формирования человека как активного субъекта жизнедеятельности. Основной материал направлен на раскрытие психологических механизмов, детерминирующих процесс взросления молодого человека.

Программа курса «Психология взросления» является важным компонентом учебного плана и рассчитана на студентов 5 курса (магистратуры) Южного Федерального Университета. Реализация программы обучения студентов проводится в десятом семестре. Программа составлена в полном соответствии с новыми требованиями государственного стандарта по психологии и с учётом уровневой системы непрерывного образования. Рабочая программа включает в себя лекционную часть, планы семинарских занятий, список рефератов, обязательную и дополнительную литературу. Изучение курса предполагает обязательную подготовку реферата для каждого студента, выбранного им согласно списку, а также сдачу экзамена после выполнения содержательной программы курса.

При изучении предмета «Психология взросления» студент должен:

1. Знать основные теоретические положения психологии субъекта.

2. Знать основные этапы формирования субъектности человека.

3. Понимать специфику биологических и социальных особенностей подросткового возраста;

4. Понимать специфику социальных особенностей юношеского возраста;

5. Ознакомится с различными психологическими теориями взросления субъекта;

Цель и задачи дисциплины.

Основной цельюданной дисциплины является формирование у студентов-магистрантов целостного представления об основных факторах, психологических механизмах и закономерностях формирования взросления современных школьников.

Задачи курса:

1. Рассмотрение основных подходов к проблеме субъекта в философии и психологии.

2. Рассмотрение взросления молодого человека в рамках междисциплинарного исследования проблемы.

3. Рассмотрение классических и современных подходов к проблеме взросления.

4. Выявление и изучение основных психологических факторов взросления.

5. Освоение практических психологических приемов, облегчающих процесс взросления.

Программа составлена в соответствие с ГОС ВПО 2005 года.

 

Принципы отбора содержания и организации учебного материала.

Дисциплина «Психология взросления» является составной частью современной психологической науки. В связи с этим, учебный материал отобран с учётом анализа специфических черт психологии в комплексном подходе к проблеме развития человека. Содержание курса строится с учётом уже полученных знаний студентами в области общей, возрастной, социальной и т.д. психологии. Данный курс направлен на изучение как общих тенденций взросления субъекта, так и вариативности взросления. На основе изучения данной дисциплины студенты получают более глубокое представление о специфике развития современного подростка.

Содержание курса распределяется главным образом между лекционной и практической частями. На основе принципа дополнительности практические занятия не дублируют лекции. В лекционном курсе главное место отводится общетеоретическим проблемам, в которых определяются специфические черты взросления подростка. На семинарских занятиях студенты раскрывают теоретические положения на конкретных фактах, подтверждая это данными источников. На семинарских занятиях изучение материалов ориентировано на развитие творческих способностей к самостоятельному изучению и интерпретации знаний.

При отборе информационного материала учитывались ведущие направления отечественной и мировой психологии. Эти направления рассматриваются с точки зрения современного развития их теоретической базы. Такой подход необходим для подготовки специалистов с широким диапазоном знаний о специфике развития современного подростка.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ВЗРОСЛЕНИЯ»

Содержание модуля3. Социальные детерминанты взросления.

Проблема жизненного самоопределения является предметом исследования философов, социологов, педагогов и, конечно же, психологов. Однако пока что отсутствует согласованность в определении понятия, которое обозначается термином «жизненное самоопределение». С самого начала изложения проблемы самоопределения в юношеском возрасте следует сказать о том, что в отечественной психологии нет специальных работ, посвященных изучению общеповеденческого самоопределения личности. Те или иные аспекты проблемы рассмотрены в связи с исследованием методологических вопросов активной жизненной позиции, стиля и смысла жизни, жизнетворчества и самосознания (К. А. Абульханова–Славская, Н.А. Головко, Л.Н.Коган, И.С.Кон, К.Обуховский, Л.В.Сохань, А.Г, Спиркин и др.), или в связи с изучением психологических особенностей старшеклассников ( В.И.Журавлев, А.М. Кухарчук, А.В.Мудрик, П.А.Шавир, Е.А.Шумилин др. ). Поэтому не удивительно, что, несмотря на частое употребление термина «самоопределение» в философии, психологии и педагогике, понятие «самоопределение личности» еще недостаточно определено и отражаемые им явления психологически слабо интерпретированы. Все это вызывает необходимость более детального анализа значения употребления этого термина в отечественной литературе, с тем, чтобы потом перейти к рассмотрению разработанности проблемы в целом.

Введение понятие «личностное самоопределение» требует уточнения его важнейших параметров. Прежде всего, сам выбор жизненных позиций – это не одноразовый акт принятия решений старшеклассником, а длительный процесс формирования моральных убеждений и идеалов, под влиянием которых произойдет становление и развитие планов на будущее.

Термин «самоопределение» употребляется в литературе в самых различных значениях. Так, говорят о самоопределении личности социальном, жизненном, профессиональном, нравственном, семейном. При этом даже порой под идентичными терминами подразумевается разное содержание. Для того, чтобы перейти достаточно к точному определению интересующего нас понятия и иметь возможность проанализировать само это явление, необходимо с самого начала разграничить социологический и психологический подходы к самоопределению. Это тем более важно, поскольку очень часто происходит смешивание этих подходов и привнесение элементов социологического подхода в психологическое исследование.

С точки зрения социологического подхода к самоопределению (Кенкманн П.О., Кон И.C., Руткевич М.Н., Потапов В.П.) оно относится к поколению в целом; характеризует его вхождение в социальные структуры и сферы жизни; виды самоопределения соответствуют видам этих структур и сфер жизни. Не рассматривая взаимосвязей и взаимоотношений социологии и психологии, хочется указать, что по отношению к самоопределению, которое социологи понимают как результат вхождения в определенную социальную структуру и фиксацию этого результата, психологов интересует в первую очередь сам процесс самоопределения, психологические механизмы детерминирующие процесс вхождения индивида в определенные социальные структуры. На основе этого критерия большинство имеющейся литературы по самоопределению относится к когорте социологических трудов; количество же исследований, рассматривающих психологические механизмы самоопределения, чрезвычайно ограничено.

Методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения в психологии были заложены С.Л.Рубинштейном. Проблема самоопределения рассматривалась им в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа – внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия: «Тезис, согласно которому внешние причины действуют через внутренние условия так, что эффект действия зависит от внутренних свойств объекта, означает, по существу, что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)». В данном контексте самоопределение выступает как самодетерминация, в отличие от детерминации внешней и, соответственно, в понятии самоопределения выражается активная природа «внутренних условий», через которые преломляются внешние воздействия. «На самом деле самоопределение и определение другим, внешним существует в равной мере повсюду. Существует иерархия этих отношений, в которой высшим уровнем выступает самоопределение на уровне существ, обладающих сознанием.

Подход, намеченный С.Л.Рубинштейном, развивает в своих работах К.А.Абульханова-Славская. Для нее, как и для С.Л.Рубинштейна, центральным моментом самоопределения является самодетерминация, собственная активность, осознанное стремление занять определенную позицию. Самоопределение, по ее мнению, - это осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. При этом ею подчеркивается, что от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам) зависит самоопределение и общественная активность личности.

Самоопределение, понимаемое авторами как самодерминация, представляет собой механизм социальной детерминации, которая действует, только будучи сама активно преломлена субъектом. Поэтому проблема самоопределения есть узловая проблема взаимодействия индивида и общества. Так на уровне взаимодействия индивида и группы эта проблемы была детально проанализирована А.В. Петровским, под руководством которого был проведен ряд работ по изучению так называемого самоопределения личности в группе, или коллективистического самоопределения. В этих работах самоопределение рассматривается как феномен группового взаимодействия. Коллективистическое самоопределение проявляется в особых, специально конструированных ситуациях группового давления – ситуациях своеобразной проверки «на прочность», - в которых это давление осуществляется вразрез с принятой группой системой ценностей. Оно является способом реакции на групповое давление. Согласно мнению автора, самоопределение личности в группе – это осознание личностью свободы действовать в соответствии с ценностями группы и в относительной независимости от воздействия группового давления. Коллективистическое самоопределение обобщает относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива как общности, объединенной целями и идеалами, вынесенными за рамки данной группы и почерпнутыми из идеологии общества. Это понятие автор противопоставляет конформизму и нонконформизму. Коллективистическое самоопределение бесспорно является одной из многочисленных граней проблемы самоопределения и носит скорее социальный, чем личностный характер. Способность индивида осуществлять акт коллективистического самоопределения есть его способность действовать в соответствии со своими внутренними ценностями, которые одновременно являются и ценностями данной группы. В этом подходе необходимо подчеркнуть два момента, имеющие отношение к проблеме самоопределения в юношеском возрасте. Первый – самоопределение осуществляется по отношению к ценностям, второй – оно осуществляется в осознаваемых волевых актах.

Однако самоопределение личности исследовалось не только на групповом, но и на личностном уровне. Существует ряд исследований, которые позволяют выяснить содержание самоопределения личности. В этом отношении заслуживает внимание подход П.П.Соболя к определению интересующего нас понятия, который отмечает близость понятия «самоопределение» к таким, психологическим терминам как «самоуправление», «саморегуляция», «самореализация», «самосуществование» и т.д. Самоуправление, по его мнению, относится к способности внутреннего контроля в процессе самовоспитания, самоубеждения, а саморегуляция характеризует способность динамической коррекции тех или иных результатов поведения и действий. Самореализация, в отличие от названных понятий, относится не к отдельным типам, формам деятельности, а ко всей ее индивидуально-целостной структуре, в связи с предметным жизнеутверждением сущностных сил личности. Автор указывает на такие сферы саморегуляции как трудовая, досуговая и общение. Самоопределение же П.П.Соболь считает стороной самореализации. В нем, по мнению автора, главным является индивидуальный выбор цели и способов ее достижения на данном отрезке, этапе жизни субъекта и самоограничение, которое вовсе не является препятствием для развития личности. Главной функцией самоопределения автор считает выбор деятельности, на основе которой будет осуществляться самореализация.В результате получается, что хотя самореализация и является главной в личностном плане, то в социальном отношении самоопределение является все же важнейшим.

Основные исследования, посвященные проблеме самоопределения, рассматривают в неразрывном контексте с нею социальную и гражданскую зрелость, автономность и обособление (И.С.Кон, А.В.Мудрик, Е.А.Шумилин и др.). Социальная зрелость обычно связывается с началом трудовой деятельности, обретением материальной независимости (автономии), получением полного комплекса гражданских прав. В то же время немаловажным показателем социальной зрелости является и духовная зрелость, под которой понимается активная включенность личности в общественную жизнь со своим сложившимся мировоззрением, с собственными взглядами, умением их отстаивать и руководствоваться ими в делах и поступках (И.С. Кон, А.В.Мудрик). Так, И.С. Кон определяет личностное самоопределение как стремление субъекта определить себя в мире, то есть понять себя и свои возможности, наряду с пониманием своего места и назначения в жизни [81]. Практически все исследователи юношеского периода в развитии человека считают, что одним из существенных признаков социальной зрелости является чувство ответственности, нравственная самостоятельность (И.С.Кон, К.Муздыбаев, В.Ф.Сафин).

Попытка построения общего психологического подхода к самоопределению личности в обществе была предпринята В.Ф.Сафиным. Анализируя отечественную литературу, посвященную интересующей нас проблеме, автор выделяет следующие формы самоопределения. Первую форму автор назвал конвенциально-ролевым самоопределением (Е.С.Кузьмин,В.С.Мерлин, Б.Д.Парыгин и др), при котором субъект преследует цель занимать положение не столько в обществе, сколько – в глазах референтной группы. При этом он (субъект) руководствуется нормами и правилами поведения, принятыми этой группой, что позволяет ему повысить или сохранить социальный статус в референтной группе. «Вот почему конвенционально-ролевое самоопределение отличается от профессионального и других, ибо в первом случае за ним стоит субъективно ценный, а за другими, в основном, - социально ценный результат». Средствами и способами такого самоопределения, по мнению автора, являются общение, поступки, манеры поведения и т.п., которые определяют стиль межличностного взаимодействия субъекта. Следующая форма самоопределения– профессиональное (А.М.Кухарчук, П.А.Шавир и др.) - отображает процесс поиска и приобретения профессии. Финалом профессионального самоопределения служит начало трудовой деятельности. Третья форма - семейное самоопределение (Н.Н.Обозов,Н.Я.Соловьева и др.). Самоопределение в семейно-бытовой сфере является структурным элементом общеповедеческого самоопределения личности. И, наконец, социальное самоопределение, которое подразумевает занятие личностью определенного места в социальной структуре общества, вхождение в определенную социальную группу и выбор наиболее приемлемого варианта образа жизни.

Рассмотренные выше формы самоопределения вовсе не образуют иерархическую структуру, а сосуществуют, постоянно взаимодействуя между собой. Интегрируясь, они в сознании и деятельности субъекта выступают в виде личностной и социальной ответственности.

Самоопределившаяся личность, по мнению В.Ф.Сафина, соблюдает социальные нормы, принятые в обществе, и ориентирована на определенные групповые, коллективные и общественные ценности. Наиболее существенными характеристиками самоопределившейся личности выступают осознанность своих субъективных качеств и общественных требований и нахождение некоторого баланса между ними. Выделяемые автором этапы самоопределения фактически представляют собой общепринятые в отечественной психологии этапы возрастной периодизации, выделяемые на основе смены ведущей деятельности. Так первый этап характеризуется тем, что для индивида ведущей выступает целенаправленная учебная деятельность, которая является условием формирования теоретического осознания. Основным механизмом формирования личности на данном этапе автор считает идентификацию, включая подражание. Второй этап характеризуется возникновением внутри и наряду с учебной деятельностью общения, которое формирует основные аспекты самосознания, в частности, самооценку. Третий этап характеризуется возникновением качественно новой деятельности, направленной на выбор профессии, выбором собственного места в социуме. Этот этап, по мнению В.Ф.Сафина, и соответствует юношескому возрасту.

Самоопределившаяся личность, по мнению автора, - это субъект, осознавший свои жизненные цели и идеалы, свои личностные и физические свойства, свои возможности и склонности и требования общества, предъяляемые к нему как к личности, включенной в социальные отношения. Сущность самоопределения заключается в выделении следующих его элементов: «хочу» – «могу» – «есть» – «ты должен, требуют», которые должны трансформироваться в «я должен, обязан» в рамках частных форм самоопределения, о которых было сказано выше (ролевое, профессиональное, самоопределение в семейно-бытовой сфере, социальное).

Анализируя работы отечественных психологов, посвященные периодизации онтогенетического развития, можно выделить четыре возможных типа самоопределения. Первый тип - эмоциональный, поскольку формирование его происходит в игровой деятельности. Второй тип – прагматический; он формируется в учебной деятельности. Третий тип – общественно-полезный развивается в подростковом возрасте. И четвертый тип – самореализующий. Он то и формируется в юношеском возрасте. Автор предполагает, что все типы самоопределения непосредственно связаны между собой. Переход к каждому следующему типу связан со сменой ведущей деятельности и сопровождается «снятием» предшествующего типа. В ходе освоения различных типов самоопределения происходит их упорядочивание: выделяются ведущие и подчиненные, при этом доминирующий тип самоопределения будет непосредственно связан с деятельностью, являющейся для индивида ведущей.

В возрастном аспекте проблема самоопределения наиболее глубоко и полно была рассмотрена Л.И.Божович. Характеризуя социальную ситуацию развития старших школьников, она указывает на то, что выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределения представляет собой аффективный центр их жизненной ситуации. Подчеркивая важность самоопределения, Л.И.Божович, не дает однозначного определения; это «выбор будущего пути, потребность нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни», «поиск цели и смысла своего существования», «потребность найти свое место в общем потоке жизни». Пожалуй, наиболее емким является определение потребности в самоопределении как потребности слить в единую смысловую систему обобщенные представления о мире и обобщенные представления о самом себе и тем самым найти и определить смысл собственного существования. В своей более поздней работе Л.И.Божович характеризует самоопределение как личностное новообразование старшего школьного возраста, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего.

Попытка построения теории личностного самоопределения была предпринята М.Р.Гинзбургом, который полагает, что психологическую сущность самоопределения возможно постичь только исследуя следующие его характеристики: связь самоопределения с ценностями; потребность в самоопределении как потребность в формировании некоторой смысловой системы, в которой центральным моментом является представление о смысле собственной жизни; устремленность в будущее; связь самоопределения с выбором профессии. Анализируя каждую из этих характеристик, которые рассматриваются в качестве самостоятельного предмета в психологических и философских работах, автор отмечает, что самоопределение неразрывно связано с ценностями, с потребностью формирования смысловой системы, в которой центральное место занимает проблема смысла жизни, с ориентацией на будущее. Определение человеком себя в обществе как личности, по мнению М.Р.Гинзбурга, есть определение себя (самоопределение, занятие активной позиции) относительно социокультурных ценностей, и тем самым – определение смысла своего существования. Определение себя как личности - личностное самоопределение – имеет ценностно-смысловую природу. Ценности же задают ориентацию на будущее. По мнению автора, в основе самоопределения в подростковом и юношеском возрасте лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение не этой основе смысла своего собственного существования.

Соглашаясь с автором, мы полагаем, что в старшем подростковом возрасте личностное самоопределение (ценностно-смысловое определение) является генетически исходным, определяющим развитие всех других видов самоопределения. Личностное самоопределение только начинается в подростковом возрасте, а отнюдь не завершается, и в ходе дальнейшего развития человек приходит к новому личностному самоопределению или, как назвал его автор, пере-определению. Следовательно, самоопределение выступает основанием собственного развития.

Такое понимание самоопределения позволяет автору выстроить целостную картину самоопределения юношеском возрасте. Как полагает, М.Р.Гинзбург, личностное самоопределение задает личностно значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношения, требования, предъявляемых к нему, то есть задает социальное самоопределение, на основе которого вырабатываются требования к определенной профессиональной области, осуществляется (естественно, не без влияния многих других факторов) профессиональное самоопределение.

Проблема личностного самоопределения активно разрабатывается не только в отечественной психологии, но и зарубежной. В современной зарубежной психологической литературе все чаще встречается понятие «личностная идентичность», поскольку в западной культуре свобода самовыражения и выбора традиционно ассоциируется с проблемой личностной идентичности. Вкратце касаясь проблемы личностной идентичности, трактуемой западными психологами, следует сказать, что авторы, придерживающиеся психоаналитического направления, опираются на теорию идентичности Э.Эриксона. Вторая линия исследований опирается на концепцию Я Дж.Мида и объединяет представителей интеракционистского и когнитивного подходов.

На основе анализа вышеизложенных работ мы пришли к заключению, что личностное самоопредение как психологическое явление возникает на границе подросткового и юношеского возрасте. Основные характеристики личностного самоопределения заключаются в следующем: 1) потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании системы представлений о себе и окружающем мире; 2) личностное самоопределение ориентировано в будущее; 3) личностное самоопределение связано с выбором профессии, но не сводится к нему. Исходя из сказанного, мы полагаем, что личностное самоопределение представляет собой конструирование человеком собственного жизненного пространства, включающего как совокупность ценностно-смысловых ориентаций, так и реальной или потенциальной деятельности. При этом выработка личностью социальных ценностей и их осмысление – процесс активный и определяющий успешность самоопределения. Это дает нам основание говорить об успешном и неуспешном самоопределении. Так успешное самоопределение, на наш взгляд, характеризуется возможностью выполнения различных социальных ролей и наличием широкого спектра социально-значимых ценностей, а неуспешное самоопределение – узким спектром или вообще его отсутствием. Субъективно успешное самоопределение переживается как полная осмысленности жизнь. А неуспешное – как ее бессмысленность.

Литература.

1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М., 1987, 15с.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: мысль, 1991.

3. Баярд Р., Баярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.

4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.,1986.

5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии», Воронеж НПО «МОДЭК», 1995.

6. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема// Вопросы психологии, №2, 1988.

7. Драгунова Т.В. Подросток. М., 1976.

8. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. – М.: Педагогика, 1991.-232с.

9. Журавлев В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. Ростов-на-Дону, 1972.

10. Кон И.С. Социология личности. М., 1987.

11. Кон И.С. Открытие «Я». М.,1978.

12. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск: «Беларусь», 1988.

13. Крайг Г. Психология развития/ Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000.

14. Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. М,1977.

15. Никитин Е.П., Харламенкова Н.С. Феномен самоутверждения человека. СПб., 2000.

16. Сафин В.Ф., Новиков Г.П. Психологический аспект самоопределения личности// Психол. журнал, Т.5,№4,1984. С.65-73.

17. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск, 1986.

18. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Феномен человека. М.,1996.

19. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред И.В. Дубровиной. М., 1987.

20. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989.

21. Шендрик И.Г. Психологические особенности самоопределения на этапе перехода от детства к взрослости. Автореф. … канд. психол. наук. М, 1989.

22. Эриксон Э. Детство и общество. СПб, 1999.

23. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

24. Юпитов А.В., Зотов А.А. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов // Социологические исследования, 1997, №3.С.84-92

 

Основные понятия модуля: доверие, стиль общения и взаимодействия, автономия, стратегия взаимодействия, депривация, адаптивное поведение, дезадаптивное поведение, эскапизм, самоопределение, ответственность.

Задания для самостоятельной работы.

Написание эссе на тему: «Каковы причины дисгармонии подростково- родительских отношений».

Контрольные вопросы.

1. Особенности влияния семейного окружения на формирование личности ребенка.

2. Доверие в семье как один из источников оптимального взросления.

3. Характер эмоциональных отношений в семье и его влияние на детско-родительские отношения.

4. Основные стратегии детско-родительских отношений.

5. Особенности социальной и психологической депривации.

6. Психология адаптивного и дезадаптивного поведения в подростковом возрасте.

7. Подростковый эскапизм.

8. Методологические основы самоопределения субъекта в концепциях

9. Ответственность как качество социальной зрелости подростка

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ

(Подготовка к собеседованию по следующим темам рефератов):

1. Субъект как философская и психологическая категория.

2. Проблема субъекта в психологии начала ХХ века.

3. Проблема исследования психологии субъекта в научной школе С.Л.Рубинштейна.

4. Проблема исследования психологии субъекта в научной школе Б.Г.Ананьева.

5. Современные исследования проблемы субъекта в психологии.

6. Концепция субъектогенеза В.А. Татенко.

7. Развитие и взросление как предмет исследования отечественной психологии.

8. Отрочество в культурно-историческом контексте.

9. Отечественные психологические теории развития подростка.

10. Зарубежные психологические теории развития подростка

Организация самостоятельной работы

Организация самостоятельной работы по данному курсу предполагает подготовку к семинарским занятиям. Материал, требующий самостоятельного осмысления и профессиональной интерпретации, студенты обсуждают на семинарских занятиях, тематика и направление обсуждений приводятся ниже. К темам семинарских занятий планируется индивидуальные консультации.

С целью формирования у студентов способностей интерпретационного понимания материала в учебный курс включены темы докладов, рефератов и заданий, требующих самостоятельного поиска освещенных проблем. Кроме того, индивидуальные работа включает самостоятельную, углублённую разработку отдельных разделов курса, темы которых приводились выше.

 

 

Вопросы к зачету по курсу «Психология взросления»

1. Субъект как философская и психологическая категория.

2. Основные этапы формирования субъектного подхода в психологии дореволюционной России.

3. Особенности изучения субъекта Г.И.Челпановым и В.М. Бехтеревым.

4. Субъект и личность в теории Д.Н. Узнадзе.

5. Методология субъекта в концепции С.Л.Рубинштейна.

6. Понятия «индивид», «субъект» и «личность» в теории Б.Г.Ананьева.

7. Б.Ф.Ломов о проблеме субъекта в психологии.

8. Концепция К.А. Абульхановой-Славской о субъекте психической деятельности.

9. Современные подходы к проблеме психологии субъекта и субъектности (А.В.Брушлинский и В.В. Знаков).

10. Теория отраженной субъектности В.А. Петровского.

11. Интегральная периодизация психического развития субъекта В.И. Слободчикова.

12. Концепция субъектогенеза В.А. Татенко.

13. Понятие развития в рамках культурно-исторической теории развития психики Л.С.Выготского (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

14. Развитие как процесс «самодвижения» личности (А.Б. Орлов, Ю.М. Орлов и др.).

15. Развитие как активное взаимодействие с социальным окружением (А.Г. Асмолов, Е.И. Исаев, А.В. Петровский, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн).

16. Понятие «развитие» в теории В.И. Слободчикова.

17. Соотношение понятий «развитие» и «взросление».

18. Взросление как динамический процесс (Н.Е.Харламенкова).

19. Отрочество в культурно-историческом контексте.

20. Зарубежные концепции «кризисности-бескризисности» перехода от детства к взрослости.

21. Кризис подросткового возраста.

22. Задачи развития подростка: достижение автономии и формирование идентичности.

23. Подросток среди сверстников: дружба и близкие отношения, компании и проблема одиночества.

24. Общение со сверстниками как потребность и значимая деятельность. Самосознание подростков. Потребность в самоутверждении.

25. Кризис личности в отрочестве.

26. Подростковый возраст как возраст развития самосознания в концепции Ж.Ж.Руссо.

27. Антропологические концепции развития подростка (М.Мид, Р.Бенедект).

28. Основные подходы к психологии подростка в теории Г.С.Холла.

29. Маргинальность подросткового возраста в понимании К.Левина.

30. Формирование идентичности в концепции Э.Эриксона.

31. Современные психологические теории взросления подростка (Д.И.Фельдштейн, Г.А.Цукерман, В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев, Н.Е.Харламенкова и др.).

32. Психологические теории влияния семейного окружения на формирование личности ребенка.

33. Доверие в семье как один из источников оптимального взросления.

34. Характер эмоциональных отношений в семье и его влияние на детско-родительские отношения.

35. Стиль общения и взаимодействия родителей и подростка.

36. Основные стратегии детско-родительских отношений.

37. Психологические особенности взросления детей вне семьи.Особенности социальной и психологической депривации.

38. Психология адаптивного и дезадаптивного поведения в подростковом возрасте.

39. Виды и типы дезадаптивного поведения.

40. Подростковый эскапизм.

41.Методологические основы самоопределения субъекта в концепциях С.Л.Рубинштейна и К.А.Абульхановой-Славской.

42. Концепция коллективистического самоопределения А.В. Петровского.

43. Ответственность как качество социальной зрелости подростка (К.Муздыбаев).

44. Теория личностного самоопределения В.Ф. Сафина.

45. М.Р.Гинзбург о личностном самоопределении в подростковом и юношеском возрасте.

46. Особенности психологического сопровождения подростка на этапе самоопределения.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. - М., 1999. - 621 с.

2. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка// Мир психологии и психология в мире. 1995 №3.

3. Кон И. С. Открытие Я. - М., 1978. - 367 с.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 157.