Д.п.н., профессор В.И. Мареев
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основы психология взросления

 

Учебное пособие на модульной основе в рамках проекта «Научно-методическое обеспечение качества магистерской образовательной программы «Психология развития» в рамках реализации договоров с ВУЗами-стратегическими партнерами ПИ ЮФУ»

 

 

Цикл: СДМ

Тип:

Индекс: СДМ 05.М.

Срок обучения: 2 года

Форма обучения: очная

Ростов-на-Дону

Г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………..3

Основное содержание курса……………………………………………………...6

Модуль 1. Проблема субъекта в психологии……………………………………6

Тематика семинарских занятий к модулю 1…………………………………....7

Содержание модуля 1. …………………………………………………………....8

Задания для самостоятельной работы к модулю 1 …………………...……….27

Модуль 2. Подросток как субъект взросления……….……………………….32

Тематика семинарских занятий к модулю 2…………………….…………….32

Содержание модуля 2……………………………………………………….…..34

Задания для самостоятельной работы к модулю 2………………….…………55

Модуль 3. Социальные детерминанты взросления………..……..…….……..57

Тематика семинарских занятий к модулю 3…………………………………..57

Содержание модуля 3. ……………………………………………….……..…..59

Задания для самостоятельной работы к модулю 3 ……………………...……71

Методические рекомендации при подготовке к семинарским занятиям и коллоквиумам………………………………………………………..………………72

Задания для самостоятельной работы……..………………………………76

Итоговая аттестация……………………………………………..………………77

Рекомендуемая литература …………………………………………………….80

 

ВВЕДЕНИЕ

В ряде проблем, стоящих перед современным обществом проблема взросления молодого человека как осознанное принятие на себя роли взрослого занимает одно из важнейших мест. Невозможность и неумение решать различные проблемы социального и личностного толка, возможно даже инфантилизм многих молодых людей, осложняет и порой даже затрудняет характер взросления, создает невозможность принятия взрослеющим субъектом активной жизненной позиции. Основное назначение курса - целостная, системная оценка такого социального и личностного феномена как взросление, рассмотрение процесса взросления субъекта с различных точек зрения принятых в современной психологии.

Программа данной дисциплины предполагает изучение особенностей формирования человека как активного субъекта жизнедеятельности. Основной материал направлен на раскрытие психологических механизмов, детерминирующих процесс взросления молодого человека.

Программа курса «Психология взросления» является важным компонентом учебного плана и рассчитана на студентов 5 курса (магистратуры) Южного Федерального Университета. Реализация программы обучения студентов проводится в десятом семестре. Программа составлена в полном соответствии с новыми требованиями государственного стандарта по психологии и с учётом уровневой системы непрерывного образования. Рабочая программа включает в себя лекционную часть, планы семинарских занятий, список рефератов, обязательную и дополнительную литературу. Изучение курса предполагает обязательную подготовку реферата для каждого студента, выбранного им согласно списку, а также сдачу экзамена после выполнения содержательной программы курса.

При изучении предмета «Психология взросления» студент должен:

1. Знать основные теоретические положения психологии субъекта.

2. Знать основные этапы формирования субъектности человека.

3. Понимать специфику биологических и социальных особенностей подросткового возраста;

4. Понимать специфику социальных особенностей юношеского возраста;

5. Ознакомится с различными психологическими теориями взросления субъекта;

Цель и задачи дисциплины.

Основной цельюданной дисциплины является формирование у студентов-магистрантов целостного представления об основных факторах, психологических механизмах и закономерностях формирования взросления современных школьников.

Задачи курса:

1. Рассмотрение основных подходов к проблеме субъекта в философии и психологии.

2. Рассмотрение взросления молодого человека в рамках междисциплинарного исследования проблемы.

3. Рассмотрение классических и современных подходов к проблеме взросления.

4. Выявление и изучение основных психологических факторов взросления.

5. Освоение практических психологических приемов, облегчающих процесс взросления.

Программа составлена в соответствие с ГОС ВПО 2005 года.

 

Принципы отбора содержания и организации учебного материала.

Дисциплина «Психология взросления» является составной частью современной психологической науки. В связи с этим, учебный материал отобран с учётом анализа специфических черт психологии в комплексном подходе к проблеме развития человека. Содержание курса строится с учётом уже полученных знаний студентами в области общей, возрастной, социальной и т.д. психологии. Данный курс направлен на изучение как общих тенденций взросления субъекта, так и вариативности взросления. На основе изучения данной дисциплины студенты получают более глубокое представление о специфике развития современного подростка.

Содержание курса распределяется главным образом между лекционной и практической частями. На основе принципа дополнительности практические занятия не дублируют лекции. В лекционном курсе главное место отводится общетеоретическим проблемам, в которых определяются специфические черты взросления подростка. На семинарских занятиях студенты раскрывают теоретические положения на конкретных фактах, подтверждая это данными источников. На семинарских занятиях изучение материалов ориентировано на развитие творческих способностей к самостоятельному изучению и интерпретации знаний.

При отборе информационного материала учитывались ведущие направления отечественной и мировой психологии. Эти направления рассматриваются с точки зрения современного развития их теоретической базы. Такой подход необходим для подготовки специалистов с широким диапазоном знаний о специфике развития современного подростка.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 224.