Интуиции субъектного ядра | Вербальное выражение интуиции | Субъектный механизм психической активности | Формула механизма |
экзинстенциальная | Я существую, живу | Самовоплощение | Я существую и я есть свободный субъект психической деятельности |
Экспириентальная | Я имею, содержу, владею | Самоапперцепция | Я хочу быть человеком |
Рефлексивная | Я оцениваю, при меряю, сравниваю | Самооценивание | Я могу быть человеком |
Актуальная | Я реализую, вы- полняю, достигаю | Самоактуализация | Я уверен в успехе, принимаю решение и начинаю действовать |
Виртуальная | Я выбираю, на- мериваюсь, решаю | Самоопределение | Я должен достичь поставленной цели |
Потенциальная | Я могу, умею, способен | Самопотенциирование | Я доволен полученным результатом |
Интенциальная | Я хочу, желаю, стремлюсь | Самополагания | Я обретаю необходимый опыт субъектной активности в становлении себя человеком |
Литература.
1. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. - М., 1973.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.
3. Абульханова-Славская К.А. Принцип субъекта в философско-психологической концепции С. Л. Рубинштейна// С.Л. Рубинштейн. Очерки. Воспоминания. Материалы. – М.: Наука, 1989
4. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна (к 100-летиюсо дня рождения). – М.: Наука, 1989.
5. Абульханова К.А. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения// Психология индивидуального и группового субъекта/ Под ред. А.В.Брушлинского. - М., 2002.
6. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта// Человек и общество. – Вып. 2. – Л.: ЛГУ, 1967.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.,1968.
8. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977.
9. Анцыферова Л.И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельностного подхода// Поблема субъекта в психологической науке/ Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. – М.: Изд-во «Академический проект», 2000. – С.27 – 42.
10. Брушлинский А. В. Деятельность субъекта и психическая деятельность//Деятельность: теория, методология, проблемы. – М.: Политиздат, 1990.
11. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке// Психол. журнал. – 1991. - Т.12. - №6. - С.3-11.
12. Брушлинский А. В., Темнова Л.В. Интеллектуальный потенциал личности и решение нравственных задач// Психология личности в условиях социальных изменений. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1993. – С. 45 – 56.
13. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1994.
14. Брушлинский А.В. О критериях субъекта и его деятельности// Психология субъекта профессиональной деятельности. - Москва-Ярославль: ДИА- пресс, 2001.- С. 5-23.
15. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М.-Воронеж: Академия педагогических и социальных наук, 1996.
16. Брушлинский А.В. О критериях субъекта// Психология индивидуального и группового субъекта. - М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 9-33.
17. Брушлинский А.В. Психология субъекта (страницы последней книги А.В. Брушлинског: глава вторая «Психология и тоталитаризм»)// Психологический журнал. – 2003. – Т. 24. – №2. – С. 7-14.
18. Знаков В.В. Субъект–объектный и субъект–субъектный типы понимания высказывания в межличностном общении// Психология индивидуального и группового субъекта/ Под ред. А.В. Брушлинского, М.И.Воловиковой. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 144 –160.
19. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия// Психологический журнал. – 2003. – Т. 24. – №2 – С.95-106.
20. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.
21. Петровский В.А. Индивидуальность и саморегуляция: опыт мультисубъектной теории//Мир психологии. – 2007. - №1.
22. Психологическая наука в России XX века. – М., 1997.
23. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб, 2000.
24. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М.: Изд-во АН СССР, 1957.
25. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. – М.: Изд-во АН СССР, 1959.
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х тт. Т.2. - М., 1989.
27. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. – М.: Наука, 1997.
28. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека// Вопросы психологии. - 1986. - №6. - С.14-22.
29. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М.:Школа-Пресс, 1995.
30. Современная психология / Под ред. В.Н.Дружинина. - М.: Инфра-М, 1999.
31. Татенко В.А., Психология в субъектном измерении. - Киев: Просвiта, 1996.
32. Узнадзе Д.Н., Экспериментальные основы психологии установки. – Тбилиси: Изд-во АН Грузин. ССР, 1961.
33. Челпанов Г.И. Психология (Основной курс, читанный в московском университете в 1908- 1909г). - М., 1909.
34. Челпанов Г.И. Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о душе (Публичные лекции, читанные в Киеве в 1898-1899г.) – М., 1906.
35. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. – М.: Политиздат, 1974
Основные понятия модуля: индивид, индивидуальность, личность, отраженная субъектность, субъект, субъектногенез, субъектность,
Задания для самостоятельной работы.
Подготовка докладов по темам:
1.Проблема субъекта и субъектности в советской психологии.
2. Теория отраженной субъектности в концепции В.А.Петровского.
3. Структурная организация субъекта в концепции В.А.Татенко.
Литература.
1. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. - М., 1973.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.
3. Абульханова-Славская К.А. Принцип субъекта в философско-психологической концепции С. Л. Рубинштейна// С.Л. Рубинштейн. Очерки. Воспоминания. Материалы. – М.: Наука, 1989
4. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна (к 100-летиюсо дня рождения). – М.: Наука, 1989.
5. Абульханова К.А. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения// Психология индивидуального и группового субъекта/ Под ред. А.В.Брушлинского. - М., 2002.
6. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта// Человек и общество. – Вып. 2. – Л.: ЛГУ, 1967.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.,1968.
8. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977.
9. Анцыферова Л.И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельностного подхода// Поблема субъекта в психологической науке/ Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. – М.: Изд-во «Академический проект», 2000. – С.27 – 42.
10. Брушлинский А. В. Деятельность субъекта и психическая деятельность//Деятельность: теория, методология, проблемы. – М.: Политиздат, 1990.
11.Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке// Психол. журнал. – 1991. - Т.12. - №6. - С.3-11.
12. Брушлинский А. В., Темнова Л.В. Интеллектуальный потенциал личности и решение нравственных задач// Психология личности в условиях социальных изменений. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1993. – С. 45 – 56.
13. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1994.
14. Брушлинский А.В. О критериях субъекта и его деятельности// Психология субъекта профессиональной деятельности. - Москва-Ярославль: ДИА- пресс, 2001.- С. 5-23.
15. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М.-Воронеж: Академия педагогических и социальных наук, 1996.
16. Брушлинский А.В. О критериях субъекта// Психология индивидуального и группового субъекта. - М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 9-33.
17. Брушлинский А.В. Психология субъекта (страницы последней книги А.В. Брушлинског: глава вторая «Психология и тоталитаризм»)// Психологический журнал. – 2003. – Т. 24. – №2. – С. 7-14.
18. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.
19. Петровский В.А. Индивидуальность и саморегуляция: опыт мультисубъектной теории//Мир психологии. – 2007. - №1.
20. Психологическая наука в России XX века. – М., 1997.
21. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб, 2000.
22. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М.: Изд-во АН СССР, 1957.
23. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. – М.: Изд-во АН СССР, 1959.
24.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х тт. Т.2. - М., 1989.
25. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. – М.: Наука, 1997.
26. Татенко В.А., Психология в субъектном измерении. - Киев: Просвiта, 1996.
27. Узнадзе Д.Н., Экспериментальные основы психологии установки. – Тбилиси: Изд-во АН Грузин. ССР, 1961.
28. Челпанов Г.И. Психология (Основной курс, читанный в московском университете в 1908- 1909г). - М., 1909.
29. Челпанов Г.И. Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о душе (Публичные лекции, читанные в Киеве в 1898-1899г.) – М., 1906.
30. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. – М.: Политиздат, 1974
Тестовые задания по модулю:
1. Полный философский анализ категории субъекта принадлежил:
А) В.А.Татенко
Б) К.Ясперсу
В) М.Хайдеггеру
Г) И.Канту
2. Родоначальником субъектного подхода в отечественной науке является:
А) Г.И.Челпанов
Б) В.М.Бехтерев
Г) Л.С.Выготский
Д) С.Л.Рубинштейн
3. Сознательность как характеристика субъекта анализировалась в работах:
А) Л.С.Выготского
Б) К.А.Абульхановой-Славской
В) С.Л.Рубинштейна
Г) Б.Г.Ананьева
4.Б.Г.Ананьев рассматривал субъекта в единстве:
А) деятельности, общения и отношения
Б) индивидуальности и личности
В) психического
Г) сознания и деятельности
5.Структура субъекта деятельности по Б.Г.Ананьеву включает:
А) молярный уровень
Б) атомный уровень
В) микроуровень
Г) макроуровень
Контрольные вопросы.
1. Понятие субъекта в философии.
2. Основные этапы формирования субъектного подхода в психологии дореволюционной России.
3. Категория субъекта как одна из категорий советской психологии. Методология субъекта в концепции С.Л.Рубинштейна.
4. Понятия «индивид», «субъект» и «личность» в теории Б.Г.Ананьева.
5. Современные подходы к проблеме психологии субъекта и субъектности.
6. Индивидуальный и групповой субъект в концепции А.В.Брушлинского.
7. Теория отраженной субъектности В.А. Петровского.
8. Интегральная периодизация психического развития субъекта В.И. Слободчикова.
9. Концепция субъектогенеза В.А. Татенко.
10. Основные подходы к проблеме развития.
11. Развитие как процесс «самодвижения» личности.
12. Развитие как активное взаимодействие с социальным окружением.
13. Соотношение понятий «развитие» и «взросление».
14. Формирование субъектности как критерий взросления.
15. Взросление как динамический процесс.
Модуль 2. Подросток как субъект взросления.
Отрочество в культурно-историческом контексте. Физическое развитие. Когнитивное развитие. Подростковый эгоцентризм. Психосоциальное развитие. Зарубежные концепции «кризисности-безкризисности» перехода от детства к взрослости. Кризис подросткового возраста. Задачи развития: достижение автономии и формирование идентичности. Направления в развитии взрослости и формировании жизненных ценностей.
Подросток среди сверстников: дружба и близкие отношения, компании и проблема одиночества. Общение со сверстниками как потребность и значимая деятельность. Влияние общения со сверстниками на развитие личности подростка. Самосознание подростков. Потребность в самоутверждении. Особенности идентификации с собственным «Я». Кризис личности в отрочестве. Кризис идентификации со своей внешностью и со своими представлениями о себе.
Взросление – процесс и результат. Подростковый возраст как возраст развития самосознания в концепции Ж.Ж.Руссо. Антропологические концепции развития подростка (М.Мид, Р.Бенедект). Основные подходы к психологии подростка в теории Г.С.Холла. Маргинальность подросткового возраста в понимании К.Левина. Формирование идентичности в концепции Э.Эриксона. Современные психологические теории взросления подростка (Д.И.Фельдштейн, Г.А.Цукерман, В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев, Н.Е.Харламенкова и др.).
Дата: 2016-09-30, просмотров: 271.