Большинство хозяйственных операций организаций, связанных с расчетами за товары, работы, услуги, коммунальные платежи, платежи в бюджет и внебюджетные фонды осуществляются с помощью безналичных расчетов. Безналичные расчеты регулируются Положением Центрального Банка «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 02.10.02г. № 2-П (в ред. от 03.03.03г.). Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета. Денежные средства со счетов организации могут быть списаны на основании расчетных документов – платежных поручений, платежных требований, аккредитивов, чеков и в порядке инкассо, причем формы расчетов выбираются организациями самостоятельно и предусматриваются в договоре с банком. Все расчетные документы изготавливаются типографским способом или с помощью персонального компьютера по унифицированным формам. Расчетные документы действительные для предъявления в банк в течение 10 дней, исправления в них не допускаются.
Основная форма расчетов между организациями – расчеты платежными поручениями. Платежное поручение представляет собой распоряжение владельца счета (плательщика) банку о переводе определенной денежной суммы на счет получателя средств, например, поставщику за товары и услуги, бюджету по налогам, кредитным организациям по возмещению кредитов и процентов и т.д. Платежными поручениями можно рассчитываться периодически или в порядке предварительной оплаты, а при недостаточности денежных средств на счете плательщика банк может поместить платежное поручение в картотеку и оплатить по мере поступления средств.
Расчеты между организациями могут производиться и с применением платежных требований, которые представляют собой расчетные документы,содержащие требование кредитора (получателя средств) к должнику (плательщику) уплатить определенную сумму на основании заключенного договора. Данный платежный документ должен содержать: номер договора, дату отгрузки товаров, работ, услуг; срок акцепта. Акцепт представляет собой согласие на оплату плательщиком средств. Если плательщик заявляет отказ от акцепта, то он должен быть мотивированным и принимается банком в течение трех дней. Безакцептное списание средств должно быть предусмотрено в договоре банковского счета.
Другая форма безналичных расчетов – аккредитивная. Аккредитив – это обязательство, принимаемое банком-эмитентом уплатить по поручению плательщика получателю средств при предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку - исполняющему произвести такие платежи. Аккредитивы удобны для поставщиков товаров, продукции, работ, поскольку они гарантируют поступление платежа, а для покупателя данная форма расчетов является более жесткой, чем, например, расчеты платежными поручениями, поскольку основная масса аккредитивов являются «покрытыми». При открытии «покрытого» аккредитива банк-эмитент вносит в исполняющий банк за счет средств плательщика сумму или кредит, равную сумме платежа по контракту, договору и т.п. При «непокрытом» аккредитиве, соответственно, не требуется перечисления денег банком-эмитентом исполняющему банку, исполняющий банк может списать средства со счета банка-эмитента в течение срока действия аккредитива.
Аккредитив может быть отзывным, т.е. банк-эмитент может по письменному заявлению плательщика средств без предварительного согласования с получателем средств изменить аккредитив или отменить, и, соответственно, безотзывным – когда аккредитив может быть отменен только с согласия получателя средств.
Аккредитив открывается по заявлению для расчетов с одним получателем средств и содержит следующие реквизиты: наименование банка-эмитента плательщика, наименование банка получателя средств, наименование самого получателя средств, сумма и вид аккредитива, сроки действия аккредитива и представления документов, подтверждающих поставку товаров (работ, услуг), ответственность за неисполнение обязательств и другие реквизиты. Бывают ситуации, когда сумма платежа по договору оказалась меньше суммы по аккредитиву. Тогда неиспользованная сумма аккредитива подлежит возврату плательщику. Или, например, срок проведения расчетов по договору оказался больше, чем срок действия аккредитива. В этом случае о закрытии аккредитива после истечения срока исполняющий банк уведомляет банк-эмитент.
В платежном обороте могут участвовать и чеки. Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя (физического или юридического лица, имеющего денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков) банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю (физическому или юридическому лицу, в пользу которого выдан чек). Организация – чекодатель может получить чековую книжку в банке либо за счет собственных средств, внесенных для этой цели, либо за счет кредита, предоставленного для получения чековой книжки. Чеки используются также самой организацией для получения денег в кассу в целях выплаты заработной платы, пособий и оплаты других расходов.
Между организациями могут осуществляться и расчеты по инкассо, при которых банк–эмитент по поручению и за счет клиента, на основании расчетных документов, действует в целях получения платежа от плательщика средств. Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых производится по распоряжению плательщика – с акцептом или без его распоряжения – в безакцептном порядке, а также инкассовыми поручениями – только в безакцептном порядке. Инкассовыми поручениями в бесспорном порядке могут быть списаны суммы по исполнительным документам и в других случаях, например, по решению арбитража, налоговых органов.
Бухгалтерский учет наличия и движения денежных средств как в рублях, так и в иностранных валютах, находящихся на аккредитивах, чековых книжках и специальных счетах, ведется на счете 55 «Специальные счета в банках», по субсчетам: субсчет 1 «Аккредитивы», субсчет 2 «Чековые книжки» и другим. Основной регистр – журнал-ордер № 3. Остаток по счету 55 «Специальные счета в банках» отражается в балансе во II разделе актива, в составе денежных средств организации.
Количество расчетных счетов в организации не ограничивается. Для открытия счета в учреждение банка представляются следующие документы: заявление по установленной форме, копии учредительных документов и регистрационного свидетельства, нотариально заверенные; копию свидетельства из налоговой инспекции о постановке на учет; копии документов о регистрации как плательщика в органах социального страхования и обеспечения; карточку с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера (или только руководителя), а также образец печати организации, заверенные нотариально.
Бухгалтерский учет наличия и движения денежных средств на расчетных счетах ведется на основании выписок банков на синтетическом счете 51 «Расчетные счета», к которому могут быть открыты аналитические счета по каждому расчетному счету. Основные регистры – журнал-ордер № 2 и дебетовая ведомость. Остаток по счету 51 «Расчетные счета» отражается в балансе во II разделе актива, в составе денежных средств.
Организации, ведущие внешнеэкономическую деятельность и осуществляющие экспортно-импортные операции, могут иметь и несколько валютных счетов, учет наличия и движения средств по которым ведется на счете 52 «Валютные счета». К последнему могут быть открыты следующие субсчета: 1 «Валютные счета внутри страны», 2 «Валютные счета за рубежом». Корреспонденция счетов по учету денежных средств организации в банках приведена в табл. 3.2.
Таблица 3.2
Дата: 2016-09-30, просмотров: 204.