При изучении предмета используются инновационные технологии в частности:
При проведении семинара №3 – круглый стол, как один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых и актуальных на текущий момент вопросов, каковыми на сегодня являются вопросы данного семинара.
Семинар № 4 планируется в качестве выездного занятия, т.к. тип магазина, методы продажи, преимущества и недостатки целесообразно рассматривать в торговом предприятии.
10.5 Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины.
- компьютерное оборудование;
-интернет-ресурсы.
Глоссарий
Агент- физическое или юридическое лицо, уполномоченное принципалом, коммерческим предприятием, совершать те или иные коммерческие операции; А - консигнатор, не обладая правами собственности на товар, имеет право заключать сделки.
Акцепт- коммерческий документ, означающий согласие на условия сделки. Ассортимент- набор видов, подвидов, разновидностей и сортов товара, находящихся в определенном соотношении друг к другу.
Ассортимента глубина- см. глубина ассортимента.
Ассортимента ширина- см. ширина ассортимента.
Аукцион- торги, форма организации купли-продажи товара, когда товар определенного качества и в определенном количестве (лот) выставляется на продажу, участвуют заранее зарегистрировавшиеся покупатели; аукционист объявляет стартовую цену, покупает тот ой из участниковторгов, кто предложит максимальную цену.
Банк– кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять в совокупности следующие операции: привлечение денежных средств во вклады, размещение средств на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Банкротство– признание арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредитов по денежным обязательствам и/ или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Бартер- непосредственный обмен товарами без участия денег.
Бизнескоммерческий- сфера предпринимательской деятельности, целью которой является получение прибыли за счет продажи/сбыта товара.
Брокер (в оптовой торговле)- физическое или юридическое лицо, выступающее как посредник между продавцом и покупателем; осуществляет поиск продавца для покупателя или, наоборот, покупателя для продавца; организатор коммерческих операций.
Валовый доход в торговле- часть стоимости товара, созданная торговой деятельностью; определяется как разность между стоимостью товара в закупочных ценах и его стоимостью в продажных ценах; соответствует сумме наценок в ценах реализованных товаров; предназначен для обеспечения издержек обращения и образования прибыли.
Внемагазинная форма продажи -реализация товаров вне магазина. К внемагазинным формам продажи относятся: реализация товаров в мелкорозничной стационарной сети: киосках, павильонах; реализация товаров в мелкорозничной передвижной сети: автомагазинах, автолавках, автоприцепах, изотермических емкостях и цистернах, палатках, на тележках, лотках, корзинах и т.д.; реализация товаров торговыми агентами, через почтовую (посылочную) торговлю, через торговые автоматы, через телемагазины и компьютерные сети (интернет, электронный магазин) и др.
Время обращения оборотного капитала (оборотных средств)-период, в течение которого оборотный капитал (оборотные средства) совершают полный оборот; исчисляется как отношение среднего размера оборотных средств за период к однодневной денежной выручке торгового предприятия.
Время обращения товаров- период, в течение которого товары пребывают в форме товарного запаса; рассчитывается как отношение среднего товарного запаса к однодневному товарообороту.
Глубина ассортимента- варианты (виды, подвиды, разновидности в т.ч. различные расфасовки, сорта) каждого товара в рамках ассортиментных групп.
Денежная выручка торговли- деньги, выплаченные за проданные товары, то же что и товарооборот.
Дилер –торговый посредник, приобретающий товары у производителя на основе договора купли-продажи. Становясь собственником товара, дилер перепродает его конечному потребителю по цене, регулируемой рынком. Дилер занимается продажей в основном транспортной и другой техники, пользующейся массовым спросом. Приобретая полную самостоятельность, дилер продолжает выступать и от имени производителя, создавая приоритет известной продукции. Дилер обеспечивает проданную технику необходимыми гарантийным, так и послегарантийным обслуживанием, снабжает запчастями и т. д. Такой порядок может видоизменяться в зависимости от особенностей продаваемой техники и со сложившимися традициями. Доходы дилера образуются за счет разницы, полученной между закупленными и проданными товарами.
Дисконтирование- расчет предполагаемого дохода от инвестирования средств. Дисконтированная стоимость- предполагаемый доход от инвестиций Дистрибьютор -торговец, выступающий от имени фирмы с дистрибьюторскими функциями по отношению к товаропроизводителю. Заключая договор с производителем на реализацию товара, дистрибьютор становится его полномочным представителем. Производитель, прибегая к услугам дистрибьютора, при совместном соглашении определяют: цену, рынок, сроки реализации, условия расчета за товары.
Договор купли-продажи- то же, что и контракт; соглашение двух или более сторон об условиях сделки или каких-либо совместных действиях.
Заемный капитал- часть средств коммерческого предприятия, образованная за счет кредитов.
Заказ- коммерческий документ, направляемый потенциальному поставщику с просьбой продать (поставить) определенное количество товаров; излагает свои требования к ассортименту и качеству.
Закупка - приобретение покупателем товара, услуг у товаропроизводителя (поставщика) с целью продажи их на внутреннем рынке. Отдел закупок определяет объемы закупок товаров совместно со складом и товарными отделами, осуществляет поиск источников поставок, направляет запросы поставщикам, сравнивает предложения поставщиков, передает заказ на поставку товаров, контролирует сроки и объемы поставок товаров.
Запас товарный- см. товарный запас.
Запрос- коммерческий документ, который потенциальный покупатель направляет владельцу товара с просьбой дать информацию о товаре и излагаются предполагаемые условия покупки.
Издержки обращения- затраты, пропорционально связанные с реализацией товаров.
Издержки обращения переменные- затраты, увеличивающиеся по мере роста товарооборота.
Издержки обращения условно-постоянные- затраты, напрямую не связанные с изменениями товарооборота.
Инвестиции- вложения средств в развитие предприятия, в частности капитальные вложения в приобретение, строительство и капитальный ремонт зданий сооружений, оборудования и т.п.
Инфраструктура торговая- см. торговая инфраструктура.
Каналы товародвижения- способы доставки товара от производителя в места его потребления или продажи при оптимальных (минимальных) для продавца сбытовых издержках. Выбор эффективной системы канала товародвижения - одна из важнейших функций маркетинга. К операциям, обеспечивающим товародвижение, относятся перевозки грузов, транспортная экспедиция, страхование грузов, хранение грузов при перевозках, совершение сделок с потребителем и ведение расчетов.
Капитал- 1) стоимость, способная создавать новую, большую по размерам стоимость; 2) средства, которыми располагает предприятие.
Капитал уставный- собственность предприятия, состоящая из суммы вкладов, внесенных при организации предприятия.
Капиталоемкость товарооборота- отношение средней суммы капитала за определенный период к товарообороту за тот же период.
Капиталоотдача- отношение прибыли к средней сумме капитала; вариант; отношение товарооборота к средней сумме капитала.
Коммерсант- лицо, занимающееся коммерческой деятельностью.
Коммерция- 1) от лат. commercium - торговля; 2) форма бизнеса, деятельность которого направлена на извлечение прибыли.
Коммерческая деятельность- деятельность, направленная на получение прибыли путем продажи/сбыта товаров.
Коммерческая операция- действия по взаимному поиску продавца и покупателя, по выдвижению и обсуждению условий сделки и по организации продажи товаров.
Коммерческое предприятие- самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, конечной целью которого является извлечение прибыли, осуществляющее для этого производственно-сбытовую, торговую или иную деятельность.
Комиссионная торговля -розничная торговля, предполагающая продажу комиссионерами товаров, переданных им для реализации комитентами, по договорам комиссии (ГОСТ Р 51303-99). Под комиссионером понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, принимающий товары на комиссию и реализующие эти товары по договору розничной купли-продажи покупателю; под комитентом гражданин, сдающий товар на комиссию с целью продажи товара комиссионером за вознаграждение, под покупателем - гражданин, приобретающий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью Комиссионная торговля непродовольственными товарами регулируется Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами (в ред. Постановления Правительства РФ от 22 февраля 2001 года № 144) и Правилами продажи отдельных видов товаров (в ред. Постановления правительства РФ от 6 февраля 2002 года № 81). Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами включают порядок приема товаров на комиссию, определения цены и размера комиссионного вознаграждения, продажи и уценки товаров, принятых на комиссию, расчетов комиссионера с комитентом за проданный товар.
Конкурент- физическое или юридическое лицо, которое соперничает с кем-либо на рынке за право продать свой товар вместо товара соперника и пытается оттеснить его на задний план или вообще вытеснить с рынка.
Конкурентная борьба- деятельность, направленная на получение конкурентных преимуществ,
завоевание прочных конкурентных позиций и вытеснение конкурента с рынка.
Конкурентная позиция- относительное положение основных параметров фирмы относительно конкурента.
Конкурентная среда- рынок, на котором независимые продавцы свободно соперничают за право продать свой товар независимому покупателю.
Конкурентоспособность товара- способность товара быть проданным в присутствии на рынке аналогичных товаров конкурентов.
Конкурентоспособность торговой организацииопределяется, как
способность обеспечить лучшее предложение на рынке товаров по
сравнению с конкурирующей компанией. Конкурентоспособность
торговой организации зависит от конкурентоспособности товаров и
методов деятельности, оказывающих воздействие на результаты ведения
конкурентной борьбы. К факторам, определяющим конкурентоспособность торговой организации, относятся: ассортимент товаров, коммерческие условия продажи товаров (скидки с цены, предоставление кредитов, возврат товаров ненадлежащего качества), месторасположение магазинов, организация торгового обслуживания, проведение презентаций товаров, имидж предприятий, воздействие торговой марки на привлечение внимания потребителей.
Конкурентные преимущества торговой организации- это все конкурентные стратегии в области ее коммерческой деятельности (бизнеса). К факторам формирования конкурентных преимуществ относятся: структуризация магазинов по форматам; наличие товаров по собственными брэндами; постоянное расширение сферы торговой деятельности, готовность к партнерским отношениям при заключении договоров; инновации в торгово-технологических процессах; дискаунтные цены; гибкая дисконтная система скидок; высокий уровень обслуживания; современная логистика.
Конкурентная позиция торговой организации- это позиция, которую организация занимает в отрасли в соответствии с результатами своей деятельности и со своими преимуществами и недостатками по сравнению с торговыми организациями-конкурентами. Торговые организации с сильной конкурентной позицией имеют, как правило, норму прибыли выше среднеотраслевой и высокую долю на рынке.
Контракт купли-продажи- см. договор, коммерческий документ, представляющий взаимные обязательства сторон по условиям купли-продажи товара, а также санкции за нарушении этих условий.
Коэффициент банкротства- отношение суммы финансовых обязательств к общей стоимости имущества предприятия;
критический предел - Kg>0,5.
Коэффициент левериджа (коэффициент автономии)- удельный вес собственных средств в общем объеме капитала.
Ликвидности коэффициент- отношение текущих активов к сумме краткосрочных обязательств.
Ликвидность- степень легкости превращения в наличные деньги оборотных средств: товаров, инвентаря, дебиторской задолженности, их мобильность, а также способность оплачивать в срок собственные кредитно-финансовые обязательства.
Маркетинг- 1) научно обоснованная деятельность по доведению товаров от сферы производства до сферы потребления; 2) ориентация предпринимательства на интересы рынка, т.е. на удовлетворение потребностей покупателей; 3) система управления рыночной деятельностью, регулирования рыночных процессов и изучения состояния и развития рынка, используемая в коммерции.
Наценка- элемент цены, предназначенный для обеспечения затрат и образования прибыли;
Номенклатура товаров- то же что товарная номенклатура; перечень товаров, которые производит промышленное или продает торговое предприятие. .
Оборачиваемость оборотного капитала (оборотных средств)- процесс расходования и постоянного возобновления (кругооборота) оборотного капитала (см. время обращения оборотного капитала и число оборотов оборотног капитала).
Оборачиваемость товаров- кругооборот товаров, переход товаров из состояния товарного запаса в товарооборот и новое поступление товаров (см. время обращения товаров и скорость товарооборота).
Оборачиваемость товарных запасов- число раз продажи за год среднего размера товарного запаса предприятия, определяется путем деления объема продажи товаров за год на величину среднего товарного запаса.
Оптовая торговля- совокупность торговых предприятий, специализирующихся на закупке товаров у производителей, импортеров и других торговых предприятий, концентрации товарных запасов и последующей продаже товаров крупными партиями розничной торговле, другим оптовым предприятиям для дальнейшей продажи, а также производственным и другим массовым потребителям.
Оптовый товарооборот- продажа товаров производителями и оптовыми торговыми предприятиями другим оптовым торговым предприятия, розничным торговым предприятиям для последующей перепродажи, а также производственным предприятиям, учреждениям и организациям для производственного потребления и обеспечения основной деятельности.
Оптовая торговля –торговля товаров с последующей их перепродажей или профессиональным использованием (ГОСТ Р 51303-99). Оптовая торговля является отраслью оптового распределения общественного продукта и функционирует как посредник в реализации товаров, производимых промышленностью, сельским хозяйством и перерабатывающими отраслями. По отношению к клиентам-покупателям оптовая торговля выполняет следующие функции: оценивает конъюнктуру
рынка, преобразует промышленный ассортимент в торговый, создает
товарные запасы, осуществляет кредитование и транспортно-экспедиторское обслуживание покупателей, предоставляет информационно-консультационные услуги. Функции оптовой торговли по отношению к клиентам-поставщикам состоят в следующем: формирование коммерческих связей с товаропроизводителями и обеспечение их новыми рынками сбыта, предоставление информации о покупательском спросе, объемах производства и ассортименте товаров, инвестиции в организацию процессов товародвижения, минимизация коммерческого риска при закупке и сбыту товаров.
Опцион- право на первоочередную покупку товара.
Основной капитал (основные фонды)- средства предприятия, вложенные в здания, сооружения, оборудование, ноу-хау и т.п.
Ответственное хранение товара,- это хранение товара, не приятого покупателем, когда покупатель в соответствии с законом, иными правовыми актами и договором поставки отказывается от переданного поставщиком товара, он обязан обеспечить сохранность этого товара и незамедлительно уведомить поставщика.
Оферта- коммерческий документ, где дается согласие на поставку товара.
Покупатель- субъект коммерции, физическое или. юридическое лицо, владелец денег, обменивающий их на товар для удовлетворения собственных потребностей или для перепродажи.
Посредники- лица, которые связывают стороны, желающие заключить сделку, действуют в области перевозки, хранения, страхования, сбыта товаров и в других областях. В качестве посредников могут выступать как отдельные лица, так и организации. Посредники работают за счет поручителя и получают от последнего вознаграждение. К посредникам относятся брокеры, дилеры, комиссионеры, консигнаторы, маклеры, оптовые покупатели, промышленные и торговые агенты.
Поставка товара- существенный этап исполнения договора купли-продажи, на котором происходит передача товара (продукции услуг) продавцом (поставщиком) покупателю (заказчику) в обусловленный срок или сроки. В отношении поставки товара договором обычно предусматриваются периоды и порядок поставки товаров, момент исполнения обязанности продавца передать товар покупателю и перехода риска случайной гибели товара с продавца на покупателя, взаимные извещения продавца и покупателя о готовности товара, закреплении транспортных средств и произведенной отгрузке.
Посылочная торговля -розничная торговля, осуществляемая по
заказам, выполняемых путем почтовых отправлений (ГОСТ Р 51303-99).
Предприятия посылторга организуют торговлю чаще всего книгами,
журналами, товарами новыми и уникального ассортимента (экзотическими, ювелирными изделиями индивидуальной разработки) и др. Формами посылочной торговли являются: торговля с заказом товаров по каталогу; торговля с заказом по объявлениями в газете, журнале, по радио и телевидению; торговля с заказом по почтовым отправлениям (письмам, проспектам, отправленным потенциальным клиентам); продажа с заказом по телефону. Заказанные товары отгружаются со складов предприятий посылторга в почтовые отделения по адресу заказчика, оттуда потребителя извещают, что заказ прибыл и его можно получить.
Потребительский рынок -сфера обмена товарами или группами товаров и услугами между товаровладельцами, исполнителями услуг и покупателями, сложившаяся на основе разделения труда (ГОСТ Р 51303-99). Потребительский рынок подразделяется в зависимости от объектов продаж: на рынок продовольственных товаров; рынок непродовольственных товаров; рынок услуг. Рынок продовольственных товаров, или продовольственный рынок, предназначен для продажи продавцами и приобретения покупателями продуктов питания, продовольствия, производимых предприятиями пищевой, мясной, молочной, рыбной и мукомольно-крупяной промышленности и сельского хозяйства. Рынок непродовольственных товаров предназначен для продажи товаров народного потребления, изготовляемых предприятиями легкой и текстильной промышленности, продукции культурно-бытового и хозяйственного назначения. Рынок услуг охватывает платные услуги по бытовому обслуживанию населения, коммунальные и информационные услуги.
Прибыль- конечный результат коммерческой деятельности, часть денежной выручки, за вычетом всех платежей.
Прибыль балансовая- сумма прибыли от реализации товаров и прибыли от прочих видов деятельности (например, транспорта).
Прибыль валовая- часть валового дохода, остающаяся после исключения из него издержек обращения.
Принципал- юридическое или физическое лицо, от имени которого действует агент.
Прибыль чистая- прибыль, остающаяся в распоряжении предпринимателя после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Продавец- субъект коммерции, физическое или юридическое лицо, владелец товара, уступающий право собственности на него в обмен на деньги.
Развозная торговля -розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством (ГОСТ Р 51303-99). Торговые предприятия и изготовители, осуществляют развозную продажу товаров по разрешениям на право продажи с передвижных, мобильных средств, обязаны иметь Правила продажи отдельных видов товаров (в ред. Постановления правительства РФ от 6 февраля 2002 года № 81), Правила торговли в мелкорозничной торговой сети на конкретной территории, вывеску с указанием юридического адреса (местонахождения собственника), соблюдать основные требования к работе мелкорозничной сети.
Разносная торговля -розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улице (ГОСТ Р 51303-99). При осуществлении разносной торговли представитель продавца должен иметь личную карточку, заверенную подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца, с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества представителя продавца, а также сведения о продавце. При осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице ииных местах не допускается продажа продовольственных товаров (за исключением мороженого, безалкогольных напитков и пива, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара), лекарственных препаратов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, оружия и патронов в нему.
Представители продавца осуществляют разносную торговлю по разрешениям на право торговой деятельности, обязаны соблюдать Правила продажи отдельных видов товаров (в ред. Постановления правительства РФ от 6 февраля 2002 года № 81), Правила торговли в мелкорозничной торговой сети на конкретной территории, основные требования к работе мелкорозничной сети.
Рентабельность- показатель экономической эффективности предприятия; процентное отношение прибыли к товарообороту или издержкам обращения.
Риск- вероятность коммерческого поражения на рынке.
Розничная торговля -торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного и домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (ГОСТ Р 51303-99). На потребительском рынке розничная торговля является связующим звеном между производителем и потребителем. Для удовлетворения покупательского спроса индивидуальные предприниматели и торговые организации (предприятия) выполняют следующие функции: закупают товары в больших объемах у поставщиков и продают их меньшими количествами конечным потребителям; обеспечивают поступление товаров в торговую зону (место дислокации магазина) и формируют торговый ассортимент в соответствии с потребностями покупателей; предоставляют покупателям товары новые и известных торговых марок, а также собственных брэндов; обеспечивают производителей информацией о тенденциях и перспективах развития потребительского рынка и поддерживают с ними взаимовыгодные партнерские отношения, предоставляют информационно-консультационные услуги покупателям. Целями коммерческой деятельности в розничной торговле являются: получение прибыли, увеличение оборота, доли на рынке, торговой площади, числа сотрудников, создание финансовой устойчивости предприятия.
Сделка- соглашение двух сторон, продавца и покупателя, об условиях, на которых товар может быть продан покупателю.
Бартерная сделка - безвалютный, но оцененный и сбалансированный обмен товарами, оформляемый договором мены (ГК РФ, статьи 567-571). По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой, при этом товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, и расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности. К договору мены применяются соответственно правила о купле продаже (ГК, глава 30 ) и встречной торговле ( ГК РФ статья 328). Причины распространения бартерных сделок в современной экономике - нехватка оборотных средств у предприятий, уход от налогов, гарантированный сбыт продукции.
Скорость товарооборота- показатель оборачиваемости товаров, который исчисляется как отношение товарооборота к среднему товарному запасу.
Собственный капитал- средства, которыми владеет само предприятие; в его состав входят: уставный капитал, размер которого обусловлен уставом, принятым при создании предприятия, резервный фонд, обеспечивающий внутреннее страхование, целевые фонды, предназначенные для обеспечения специальных торговых операций, и т.д.
Спецификация- перечень предлагаемых или поставляемых товаров с указанием количества по каждому сорту, марке, артикулу и в необходимых случаях цен, качественных показателей. Спецификация обычно является приложением договора и составляет обычно неотъемлемую часть договора.
Стратегия торговой организации- закономерность в формировании коммерческих решений, которая определяет: ее цели и задачи, политику, план достижения целей, сферу коммерческой деятельности, материальный и нематериальный вклад организации в благополучие собственников, сотрудников, клиентов и общества. Различают стратегию конкуренции, стратегию функциональных подразделений, стратегию роста организации.
Субъекты коммерции- продавцы и покупатели (см.)
Товар- продукт или действие (услуга), обладающие полезностью и предназначенные для обмена на деньги.
Товарный запас- товары, находящиеся на данный момент времени у производителя, в торговых предприятиях или в пути.
Товарный рынок -рынок отдельных товаров или товарных групп, сходных по производственным или потребительским признакам и являющийся элементом внутреннего рынка товаров и услуг.
В зависимости от используемого сырья, способа производства и назначения продукта продовольственный рынок подразделяется на следующие товарные группы: хлебобулочные, мясные, рыбные, молочные, пищевые жиры, яичные, кондитерские, плодоовощные, вкусовые товары, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, винно-водочные и табачные изделия. В каждой группе продовольственных товаров выделяют виды, разновидности и сорта. Набор видов или разновидностей, объединенных по какому-либо признаку, представляет собой ассортимент товара: ассортимент молока, ассортимент макаронных изделий и т. д.
Непродовольственный рынок подразделяют на следующие группы: изделия из пластмасс, товары бытовой химии, стеклянные керамические, строительные, мебельные, металлохозяйственные, электротовары, бытовые электромашины и приборы, текстильные, швейные трикотажные, обувные, пушно-меховые и овчинно-шубные, галантерейные, парфюмерно-косметические, ювелирные товары и часы, товары культурно-бытового назначения. Группы непродовольственных товаров классифицируют на подгруппы, подгруппы - на виды, виды - на артикулы.
Обзоры товарных рынков содержат статистические данные о динамике потребления товаров на душу населения, структуре их производства, динамике соотношения отечественной и импортной продукции, ценовой конъюнктуре.
Товарооборот- 1) совокупность актов купли-продажи; 2) процесс обмена товаров на деньги; 3) стоимость проданных товаров в соответствующих ценах.
Торги- это способ закупки товаров, размещения заказов, выдачи подрядов путем привлечения покупателем (заказчиком) предложений (тендеров) нескольких поставщиков (подрядчиков), выбора наиболее выгодного из них и заключения с ним сделки.
Торги используются в торговле различными товарами и услугами, при поставках машин и оборудования, оказании технических услуг, сооружении промышленных и других объектов. Организаторами торгов
выступают государственные организации и учреждения (министерства, закупочные организации), а также исполнительные органы власти субъектов РФ. Одновременное привлечение к торгам большого числа поставщиков позволяет им рассчитывать на максимальную конкуренцию среди участников торгов и более выгодные условия сделки.
Существует несколько видов торгов: открытые, двухэтапные, закрытые, специализированные закрытые, а также закупки из единственного источника. Наиболее распространены торги открытые (публичные), к участию на которых привлекаются все желающие предприятия и организации, информация о таких торгах обычно помещается в официальных органах печати, и закрытые (ограниченные или негласные), в которых участвуют специально приглашенные фирмы, известные организаторам торгов в данной отрасли.
Правила, определяющие условия проведения торгов, регламентируются специальными правовыми актами и документами. Обычно в проведении торгов выделяют следующие этапы: подготовка торгов - это разработка тендерной документации, включающей технические и коммерческие условия торгов, и ознакомление с ней участников торгов; представление предложений участникам торгов для заполнения, подписания формы тендера и предоставления его организаторам торгов в обусловленный срок; выбор поставщика путем конкурсного отбора представленных предложений по коммерческим условиям; заключение сделки с фирмой, выигравшей торги.
Торговая единица- территориально обособленное помещение (здание или часть его), соответствующим образом оборудованное и выполняющее функции: приема (закупки), хранения, подготовки к продаже, отпуска (продажи) товаров и обслуживания покупателей (сервиса).
Торговая зона -границы зоны тяготения покупателей к магазину в месте его размещения (дислокации), которые могут измеряться в метрах, километрах или минутах пешего хода. Для малых и средних предприятий розничной торговли она может составлять 400-800 м, крупных - от 1,0 -1,5 км до 50-60 км и более. По территориальному признаку торговые зоны подразделяются на 4 типа: центральную торговую зону, периферийную торговую зону, пригородную торговую зону и районную торговую зону. Выбор места размещения магазина включает следующие действия: определение потребности в товарах, исследование потребительского рынка в предполагаемом месте дислокации магазина и определение его потенциальных покупателей, оценка объемов транспортных потоков, анализ конкурентной среды, выбор торговой зоны и точки размещения магазина.
Торговая инфраструктура- совокупность вспомогательных подотраслей и средств, организационно и материально обеспечивающих рыночную деятельность.
Торговая марка (Trademark):Отличительный лого, символ или марка, используемая предприятием для самоидентификации и являющаяся официально зарегистрированной на территории всей страны и по возможности интернационально.
Торговля- 1) организация процесса обмена товаров на деньги; 2) совокупность торговых предприятий, отрасль народного хозяйства, специализирующаяся на посреднических функциях доведении товаров от сферы производства до сферы потребления; 3) коммерция.
Торговля по заказам покупателей –представляет собой прием и исполнение заказов на товары, включает следующие операции: прием и оформление заказов непосредственно на предприятии торговли, по телефону или вне предприятия, комплектование заказов, упаковывание заказов, отпуск товаров непосредственно на предприятии торговли и/или доставку на дом (ГОСТ Р 51304–99). Торговля по предварительным заказам осуществляется в основном продовольственными, а также непродовольственными товарами длительного пользования. Заказы могут быть приняты в магазине, автомагазине, по месту работы или на дому в устной или письменной форме. Срок выполнения заказов на продовольственные товары может составлять до 4-8 часов, на непродовольственные товары зависит от их вида и возможностей его исполнения. Расчет за товары и услуги может осуществляться путем предварительной оплаты в кассе магазина или посредством почтового перевода (при продаже топливных и строительных материалов), а также путем оплаты стоимости товаров и их доставки в момент получения. Предварительно заказанные товары могут быть доставлены на дом или вручены покупателю в магазине. Торговля по предварительным заказам позволяет экономить время на приобретение товаров, и удобна для определенных групп покупателей.
Торговое предприятие- тип коммерческого предприятия, самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, специализирующееся на купле-продаже товаров и выполнении других функций, связанных с обеспечением движения товара от производителя до потребителя.
Торговый агент -физическое или юридическое лицо осуществляет посреднические услуги в интересах другого лица (принципала), дающего поручение на совершение коммерческих сделок, связанных с закупкой и поставкой товаров. Отношения между агентом и принципалом регулируются договором. За свои услуги агент получает вознаграждение в виде процента от заключенных сделок. Агент действует самостоятельно в пределах сферы принципала и перед ним отчитывается за проведенную работу. Агенты могут получать и принимать на себя функции по продаже товаров принципала.
Управление риском- комплекс мероприятий по оценке возможного риска и по проведению коммерческой, финансово-кредитной, производственной, торгово-сбытовой и организационной деятельности, направленной на снижение уровня риска или на его страхование.
Уставный капитал- средства, вложенные при образовании коммерческого предприятия, размер которых обусловлен его уставом.
Факторинг-скупка фактором (чаще всего банковским учреждением) дебиторской задолженности коммерческого предприятия.
Финансовая структура капитала- соотношение собственного и заемного капитала.
Финансы коммерческого предприятия- совокупность экономических отношений, выраженных через реальный денежный оборот: процесс образования, распределения и использования денежных средств.
Фондоотдача- показатель экономической эффективности использования основного капитала (основных фондов); рассчитывается: как отношение прибыли к стоимости основных фондов или к торговой площади и как отношение основных фондов к товарообороту.
Цена- сумма денег, уплачиваемая за товарную единицу.
Чистая прибыль- см. прибыль чистая.
Ширина ассортимента- общая численность ассортиментных групп.
Ярмарка оптовая- 1) специально оборудованная территория или здание (павильон), где организована выставка товаров и происходят встречи производителей, (продавцов) и оптовых покупателей; 2) механизм заключения сделок на поставку товара.
Ярмарочная торговля - крупный торг, устраиваемый на периодически действующих рынках (ярмарках) в определенное время года, в постоянном месте и на определенный срок. Ярмарка: Самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей-продавцов и покупателей, организуемое в
Дата: 2016-09-30, просмотров: 243.