Возникновение технологии портфолио
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В последние годы в российских школах все большое распространение получает такое средство накопительной аутентичной оценки учебных и индивидуальных достижений учащихся как портфолио. Понятие «портфолио» пришло к нам из Западной Европы XV - XVI веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам наброски 53 "портфолио". Представленные документы позволяли заказчикам составить впечатление о профессиональных качествах претендентов. Дословно «портфолио» в переводе с итальянского означает «папка с документами». Идея использования портфолио в сфере образования возникла в США в середине 80-х годов. К началу нового века данная идея стала популярной во всем мире. Портфолио ученика представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (от одноклассников, учителей, родителей, общественных организаций и др.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня учебных и индивидуальных достижений учащегося, а также его творческих способностей. Портфолио позволяет учитывать и оценивать результаты, достигнутые учащимся в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Специфика портфолио состоит в смещении акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме, предмету или блоку дисциплин и др. Поэтому в портфолио важно представить все свои достижения, т.е. показать все, на что способен ученик. Также портфолио как оценочная процедура нацелено на выявление:

· объективно существующего уровня владения умениями и навыками;

· индивидуальных способностей учащегося к определенному виду деятельности;

· пробелов в подготовке и трудностей усвоения;

· положительных мотивов учения;

· интереса к предмету;

· развития мыслительной деятельности, в частности метапознавательной деятельности.

Практика показывает, что портфолио разнообразны по форме представления и целевому назначению. Они могут создаваться с целью развития общекультурного кругозора; формирования элементов учебной культуры ученика (для младшего школьного возраста); построения и оценки эффективности индивидуального образовательного маршрута на различных этапах обучения в основной школе; формирования универсальных компетентностей выпускника средней школы и др. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:

· поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

· поощрять их активность и самостоятельность;

· расширять возможности обучения и самообучения;

· развивать навыки рефлексивной деятельности учащихся;

 · формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

· укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой.

Основные принципы построения портфолио:

 · многоаспектность – возможность включать в портфолио различные материалы, которые могут быть оценены различными способами. Это и экспертные оценки: мнения учителей, профильных специалистов, одноклассников, родителей, и различные артефакты - от экзаменационных отметок до фотографий, рисунков, аудио- и видеозаписей представлений);

· динамичность – фиксация роста и изменения. Важная черта оценки портфолио – то, что данные или материал должны собираться на всех этапах обучения. Портфолио должно включать не только лучшие работы, а также примеры, показывающие разные стадии развития. Это дает наиболее полное понимание процесса изменения и развития;

· ясность – цель и задачи должны быть четко определены. Учащиеся перед началом процесса обучения должны знать заранее, что ожидается от них, для того чтобы чувствовать ответственность за сбор материала для портфолио;

· целостность – материалы должны устанавливать связь между учебными дисциплинами и жизненным опытом;

· рефлективность – оценка учащимся своей работы, процесса обучения и достижения поставленной цели и др.

 

 

Заключение

Оценка качества подготовки в новой компетентностно-методологической парадигме профессионального образования требует разработки технологий оценивания приобретаемых обучающимися характеристик, формирующих их компетенции. Компетентностный подход позволяет выявить многогранность подготовленности обучаемых, включающей помимо традиционных званий и умений, некоторую совокупность психолого-педагогических и профессионально значимых характеристик, которые в процессе оценивания рассматриваются как переменные педагогического измерения. Эти психолого-педагогические характеристики подготовленности, отражающие ориентацию на когнитивное обучение и развитие творческих способностей, в сочетании с оценкой знаний, умений и навыков могут служить многомерной оценкой качества учебных достижений обучающихся. В свою очередь, наиболее распространенной переменной, оцениваемой традиционными оценочными средствами или тестами, в отечественной профессиональной школе является уровень подготовленности (уровень знаний, умений, навыков), не отражающий, как правило, современные требования к качеству подготовки обучающихся. Этот уровень слабо ориентирован на интегральные междисциплинарные знания в силу заложенной в него одномерности, не проверяющей степень освоения выпускниками компетенций, включая способность учиться, способность к анализу и синтезу, переносу знаний и умений в новые ситуации, генерации идей и т.д. Компетенции формируются и развиваются посредством содержания обучения, образовательной среды учреждения и, в основном, образовательными технологиями. В частности, элементы творческой деятельности способствуют подготовке специалиста широкого профиля, поиску решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием конкретных алгоритмов решения задач такого класса. Творческие характеристики личности могут быть сформированы только в процессе моделирования квазиреальной деятельности студента, требующей поиска решения новых проблем, при которых необходимо осуществление переноса знаний, комбинаций, преобразования способов деятельности и выполнения других творческих процедур. Эта деятельность всегда индивидуальна, поскольку не имеет аналогов в прошлом. Достаточно эффективно формируются у студента лицея и колледжа качества творческой личности в процессе выполнения научно-исследовательской работы, которой присуще отсутствие жестких схем деятельности, вариативность сложности новых проблем. Ориентация технологий обучения на самостоятельную, исследовательскую работу, развитие творческих качеств у студента требует инновационной методологической перестройки оценки качества усвоенных знаний, навыков и способностей. Такая перестройка предусматривает возможный отказ от традиционной экспертной оценки в пятибалльной шкале и введение в контрольно-оценочную сферу педагогических измерений, обеспечивающих многомерные прогнозируемые оценки качества учебных достижений. При оценивании продуктивного уровня учебных достижений большое значение в учебном процессе приобретает такая переменная как креативность. Применительно к задачам педагогической оценки креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, достигнутых за счет специальных методов обучения и характеризующих потенциальные возможности обучаемого к нестандартному решению учебных задач. Можно более детально перечислить творческие характеристики, профессионально значимые для специалиста на уровне умений:

 - самостоятельно осуществлять ближний и дальний, внутрисистемный и межсистемный переносы знаний и умений в новую ситуацию;

- видеть новую проблему в традиционной ситуации;

 - разработать структуру объекта;

- учитывать альтернативы при решении проблемы;

- комбинировать и преобразовывать ранее известные способы деятельности при решении новой проблемы.

Естественно, что для измерения таких характеристик не подходят ни традиционные экзамены, ни стандартизированные педагогические тесты. Аналогичные проблемы с измерителями возникают при итоговой государственной аттестации выпускников вузов. Установление соответствия уровня профессиональной подготовленности выпускника требованиям государственных образовательных стандартов по традиции направлены, в основном, на выявление степени освоения дисциплинарных и междисциплинарных знаний, приобретения умений и навыков, являющихся важной целью начального и среднего профессионального образования. Однако в современном обществе, если речь идет о качестве подготовки выпускников, на первый план должны выходить потребности работодателя, которые связаны, в основном, с профессиональными требованиями к подготовке выпускников, с их умениями применять свои знания в реальных профессиональных или имитирующих квазипрофессиональных ситуациях. Также как и в ситуации оценивания креативности, этим требованиям не отвечают традиционные экзамены и тесты. Реализация основной профессиональной образовательной программы и ее закрепление в компетенциях выпускника учреждения начального и среднего профессионального образования проверяется комплексом оценочных средств, которые являются регламентированными, квалиметрическими процедурами, охватывающими или обобщенные квалификационные (контрольные) задания, или вопросы (систему вопросов в виде экзаменационного балета и эталонных ответов на них, если вопросы имеют форму тестов), или и то и другое. Модель процедуры ГИА выпускника ОУ НПО и СПО, как проверки содержания образовательного процесса и качества подготовки будущих специалистов, может рассматриваться как процесс установления следующих основных соответствий: - соответствие комплекса оценочных средств содержанию программы; - соответствие качества подготовки выпускника ОУ НПО и СПО заложенным требованиям в комплексе оценочных средств; - соответствие знаний, умений и навыков (профессиональных компетенций) выпускника ОУ НПО и СПО качеству, заложенному в образовательную программу; - соответствие компетенций выпускника вуза социально-нормативному качеству, заложенному в требованиях стандарта. По каждому из указанных направлений может применяться достаточно большое количество разных квалиметрических процедур. Технология ГИА выпускников ОУ НПО и СПО есть технологический аспект «алгоритма аттестации», который разворачивается как система выбора и применения оценочных средств, шкал оценки и правил принятия решения по результатам оценивания. Оценочное средство — совокупность методических материалов, средств, обеспечивающих «оценку соответствия» в ходе государственных аттестационных испытаний (государственного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы) требованиям ОУ НПО И СПО, отраженным в образовательной программе (модели специалиста профессионального образовательного учреждения). Оценочные средства можно трактовать как эталонные квалиметрические процедуры, в которых шкалы формируются на комплексе испытаний. Особенности оценки качества подготовки выпускника ОУ НПО и СПО формализуются фондом оценочных средств по специальности или направлению подготовки, конкретизируемым определенным вузом с учетом особенностей принятых образовательных программ. Государственный стандарт профессионального образования, выполняя функцию социальной нормы качества начального и среднего профессионального образования, может одновременно трактоваться как рамочная модель качества выпускника ОУ НПО и СПО, описанная в категориях требований к этому качеству, в том числе к качеству его профессиональной подготовки, описанных на языке категорий «вид (направление) деятельности», «квалификационные (профессиональные) требования (компетенции)», «профессиональные задачи». Общая системная модель качества подготовки специалистов формализуется в виде отношения соответствия качеству его профессиональной подготовки и модульно – дисциплинарной модели выпускника ОУ НПО и СПО. Отношение соответствия обеспечивается через выделение образовательных модулей (ОМ) или основных образовательных модулей (ООМ), обеспечивающих удовлетворение подготовки будущего специалиста определенным квалификационным требованиям, тестируемым решением определенных задач и ответами на вопросы (тесты) экзаменационных билетов. 8 Обобщение оценок ГИА по всем студентам данного направления и специальности осуществляется по совокупности оценок для одного выпускника и по совокупности всего множества аттестуемых в рамках данной ГАК. Используются модели статистических обобщений на массивах оценок: размах оценок, средняя или мода по оценкам каждого из выпускников ОУ НПО и СПО, факторизация (расслоение) массива аттестуемых по полученным оценкам, обобщенные оценки, мониторинговые сравнения с результатами предыдущих аттестаций.

 В качестве основных принципов, детерминирующих системную организацию ГИА, выступают:

 - принцип операциональности применяемых оценочных средств,

- принцип структурности в системном представлении ГИА,

- принцип валидности содержания оценочных средств тому комплексу знаний, который получил студент в процессе обучения в ОУ НПО и СПО,

- принцип управляемости процессом (организацией) ГИА (принцип управляемости включает в себя, как частную, свою экспликацию, «принцип коррекции»).

Основами квалиметрического проектирования оценочных средств служат:

- структура требований ГОС и ООП;

- структура видов и задач профессиональной деятельности;

 - структура принятых видов аттестационных испытаний.

 Логика построения комплекса оценочных средств включает два этапа: предварительный и основной. На предварительном этапе осуществляется идентификация требований, их разделение и ранжирование по значимости. Основной этап состоит из двух задач: из решения задачи — операции формирования содержания оценочных средств для решения «задачи соответствия» в ходе итогового экзамена и из решения задачи — операции формирования оценочных средств для решения «задачи соответствия» по итогам выпускной квалификационной работы. Технология государственной аттестации выпускников ОУ НПО и СПО есть последовательность проведения аттестационных испытаний (государственных экзаменов и защиты выпускной квалификационной работы). В нее входят также технологии подготовки аттестационных испытаний и оценочных средств, в терминах которых наполняется их содержание.

Объектами квалиметрической экспертизы (оценки качества) выступают:

- состав, содержание, методическое обеспечение «комплекта-продукции», регламентирующий технологию государственной итоговой аттестации (ГИА) выпускников ОУ НПО и СПО;

 - контрольные экзаменационные задания, в том числе, задачи, на их приблизительно одинаковую трудоемкость для аттестуемого для корректного ответа, а также на полноту множества типовых КЗЭ;

- качество применяемых тестов (в случае использования тестовой формы экзамена);

- процедура оценки качества экзаменационных работ; 9 - процедура оценки качества выпускных квалификационных работ (ВКР);

 - полнота критериев (системы показателей качества), отраженных в ВКР.

Фонды оценочных средств (ФОС) проходят экспертизу:

- учреждения;

 - представителей работодателей и профессиональных сообществ;

Экспертиза осуществляется по единой методике с учетом принципов (требований) к организации ФОС:

- соответствия ФОС структуре требований ГОС;

- соответствия ФОС образовательной программе по направлению подготовки или специальности;

 - соответствия системодеятельностной модели специалиста структуре задач профессиональной деятельности (по модели).

Экспертиза охватывает:

- программу итогового экзамена;

- совокупность контрольно-экзаменационных заданий;

- методические материалы, регламентирующие процедуру проведения экзамена;

- методические материалы, определяющие процедуру и критерии оценки соответствия уровня качества подготовки выпускника ОУ НПО и СПО требованиям ГОС ПО на базе подготовки и выполнения защиты им ВКР. Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ГОС и основной образовательной программы и обеспечивать решение оценочной задачи соответствия профессиональной готовности выпускника ОУ НПО и СПО этим требованиям.

 

 

Список использованной литературы

1. Psyarticles.ru, сайт [Электронный ресурс], режим доступа - http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=20 [18.09.19]

 

2. Сyberleninka.ru, сайт [Электронный ресурс], режим доступа - https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya-testirovaniya [18.09.19]

 

 

3. Кoi.tspu.ru, сайт [Электронный ресурс], режим доступа - http://koi.tspu.ru/koi_books/samolyuk/lek5.htm [18.09.19]

 

4. ГЕНЕЗИС ТЕСТИРОВАНИЯ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ, автореферат. /Кадневский В. М. [Электронный ресурс], режим доступа - http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2007/Kadnevskiy_V_M_2007.pdf [18.09.19]

 

 

5. Основы психолого-педагогической диагностики: учебное пособие / М. М. Дудина, Ф. Т. Хаматнуров. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2016. 190 с.

 

6. Сyberleninka.ru, сайт [Электронный ресурс], режим доступа - https://cyberleninka.ru/article/n/pedologiya-v-rossii-suschnost-i-istoricheskaya-sudba [18.09.19]

 

 

7. Studopedia.org, сайт [Электронный ресурс], режим доступа - https://studopedia.org/9-169032.html [18.09.19]

 

8. Studbooks.net, сайт [Электронный ресурс], режим доступа - https://studbooks.net/34999/pedagogika/modulno-reytingovoe_obuchenie [18.09.19]

 

 

9. Современные технологии оценки учебных достижений обучающихся: учебное пособие/ Е. В. Сергеева, М. Ю. Чандра – Волгоград: ПРИНТ, 2013. - 115 с.

 

10. Методика разработки Фондов оценочных средств Основной профессиональной образовательной программы на основе ФГОС: учебное пособие [Электронный ресурс], режим доступа - http://kupedc.ru/files/metod/met_fos2012.pdf [18.09.19]

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 891.