Возникновение и развитие модульно-рейтинговой системы оценивания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие «рейтинг» является иноязычным и в переводе с английского (rating – to rate) означает накопительную оценку или оценку, учитывающую предыдущую. В педагогике рейтинг - это индивидуальный суммарный показатель уровня учебных достижений учащегося и его отношения к процессу обучения, устанавливаемый на каждом этапе обучения. Рейтинг может быть рассчитан по каждой дисциплине, по всем дисциплинам в четверти или семестре, в учебном году, а также может быть выведен итоговый индекс учащегося за весь период обучения. Рейтинговая система – это:

· система оценивания накопительного типа, отражающая успеваемость учащихся, их творческий потенциал, психологическую и педагогическую характеристику;

· интегральная оценка всех видов деятельности учащегося;

 · количественная характеристика качества учебной работы, выраженная в баллах и направленная на стимулирование ритмичной, заинтересованной, активной работы ученика;

· числовая величина, выраженная в баллах, и интегрально характеризующая успеваемость обучающегося по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (четверть, полугодие, год и т.д.)

Цель рейтинговой системы в учебном процессе состоит в том, чтобы создать условия для индивидуализации процесса обучения, активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, мотивации их самостоятельности средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями. В связи с этим основными принципами рейтинговой системы учета учебных достижений обучающихся являются:

 · принцип индивидуализации процесса обучения, предусматривающий перенос центра тяжести в изучении учебного предмета на самостоятельную работу школьника, обеспечивающий каждому обучающемуся возможность планировать индивидуальную образовательную траекторию в освоении предмета, выбирать темп обучения, виды учебной работы, уровень трудности;

 · принцип непрерывности контроля процесса обучения, предполагающий систематическое посещение занятий обучающимися, своевременное выполнение заданий, предусмотренных графиком учебного процесса, проведение обязательных контрольных мероприятий – рубежных срезов, а также предоставляющий школьнику возможность в любой момент времени получить информацию о своих учебных достижениях, выраженных в рейтинговых баллах за каждый вид учебной работы, и сделать прогноз итогового рейтинга по предмету;

· принцип демократизации процесса обучения, который регламентирует абсолютную «прозрачность», открытость рейтинговой системы. Его выполнение достигается гласностью результатов всех процедур контроля, предъявлением единых требований ко всем обучающимся. Главное, чтобы эти требования (правила выставления баллов, подсчета общего рейтинга, сроки сдачи отчетности и др.) были понятны обучающимся.

Рейтинговая система оценки знаний особенно хорошо работает в высшей школе, а также в средних и старших классах средней школы, когда школьники начинают рассматривать процесс обучения как способ самовыражения. Роль рейтинговой системы для обучающегося проявляется в том, что ее использование позволяет ему:

· самостоятельно планировать свою учебную деятельность по предмету;

· выбирать виды учебных заданий по предмету с учетом собственных потребностей, интересов и возможностей;

· самому распоряжаться своим временем на основе разработанного индивидуального графика освоения учебного предмета;

· регулярно получать информацию о своей успеваемости, сравнивать ее с уровнем успеваемости других обучающихся;

 · видеть динамику своей успеваемости по предмету;

· прогнозировать итоговую оценку по предмету;

· иметь право на поощрение успешной учебной деятельности: бонусы (поощрительные баллы) за качественное и своевременное выполнение определенного задания, освобождение от рубежной или промежуточной отчетности.

Роль рейтинговой системы для педагога проявляется в том, что ее использование позволяет ему:

 · рационально планировать учебный процесс по своему предмету;

· своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего рейтингового контроля;

· улучшить дисциплину на уроке за счет большей нацеленности учащихся на учебу;

· стимулировать учеников к самостоятельной (внеклассной) работе по предмету;

· всесторонне и объективно оценивать выполнение каждым учащимся определенного учебного поручения;

· дифференцировать значимость оценок, полученных обучающимися за выполнение различных видов учебной работы (самостоятельная работа, работа на занятиях, текущий, промежуточный и итоговый контроль);

· точно и объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом баллов текущей успеваемости;

· повысить демократизацию процесса обучения;

· лучше ориентироваться в интересах и потребностях обучающихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности.

Блочно-модульная рейтинговая система – это система обучения, позволяющая обучающемуся последовательно изучать отдельные модули учебной дисциплины или модули основной образовательной программы. Модуль учебной дисциплины – структурно связанная часть учебного материала, соответствующая понятию «раздел» дисциплины. Модуль основной образовательной программы - блок взаимосвязанных дисциплин, которые можно изучать независимо от другого блока дисциплин в рамках одной образовательной программы. Особенностью блочно-модульной системы является то, что дисциплина учебного плана разбивается на автономные, логически завершенные части. По каждой части определяются показатели, по которым будет вынесено суждение об усвоении того или иного модуля (блока). По каждому модулю определяется максимальное и минимальное количество баллов рейтинга. Максимальный рейтинг модуля — это тот балл, который может получить обучающийся, усвоивший учебный материал в полном объеме и достигший требуемого уровня усвоения материала. Максимальный рейтинг модуля зависит от сложности и объема материала. Переход к следующему модулю осуществляется на основании индивидуального рейтинга обучающегося (кумулятивного индекса), который должен превышать установленное пороговое значение. В отличие от традиционной рейтинговой системы «добрать» недостающие для допуска к экзамену баллы за счет других модулей невозможно. Следовательно, приступить к их изучению можно, только завершив с необходимым результатом предыдущие модули (блоки). Также нет необходимости в рубежных срезах. Диагностика производится по окончании изучения каждого блока. Итоговый рейтинг по дисциплине выводится из рейтингов обучающегося по каждого модулю и балла, полученного на экзамене.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 441.