Карл Юнг и Общество анонимных алкоголиков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В начале 1930‑х годов некий Роланд Х. обратился к Юнгу за помощью; он хотел излечиться от алкоголизма. После нескольких сеансов, за которыми не последовало никаких улучшений, Юнг решил, что состояние Роланда безнадежно, и объявил ему, что единственное его спасение – в духовном опыте. Психолог предложил пациенту стать членом евангелистской христианской организации под названием «Оксфордская группа». Роланд последовал совету психотерапевта, а позже привел в группу еще одного алкоголика по имени Эбби Т., который довольно скоро достиг значительного успеха. Тот тоже позвал в группу своего давнего и сильно пьющего друга Билла У. После произошедшего с ним однажды прозрения Билл У. основал организацию «Анонимные алкоголики». В 1961 году он написал Юнгу благодарственное письмо.

Карл Густав Юнг считается основателем такого направления в психологической науке, как аналитическая психология; он подходил к психоанализу с точки зрения понимания бессознательного и стремления человека к целостности. Некоторые оригинальные идеи ученого – например, экстраверсия и интроверсия, сны и символы – оказали огромное влияние на психотерапию и современное понимание психологии личности.

Генри Мюррей
 (1893–1988)
 Личностные качества
 

 

Генри Мюррей родился 13 мая 1893 года в Нью-Йорке в состоятельной семье. В 1915 году он окончил Гарвардский университет с дипломом историка, после чего поступил на факультет хирургии и общей терапии Колумбийского университета, а по его окончании получил степень доктора медицины. Именно здесь зародился его интерес к психологии.

Огромное впечатление на Генри Мюррея произвела научная деятельность Карла Густава Юнга; в 1925 году он встретился с ним в Цюрихе. Как вспоминал позже Мюррей, они часами говорили, ходили под парусами и курили, и эта встреча, можно сказать, заставила его пережить, ощутить свое бессознательное. Именно после знакомства с Юнгом Мюррей окончательно решил посвятить себя психологии.

Вскоре по приглашению основателя Гарвардской психологической клиники Мортона Принса Генри Мюррей стал преподавать в этом учреждении. В 1937 году его назначили директором клиники. Благодаря активной медицинской практике и отличной аналитической подготовке у Мюррея был уникальный подход к работе: он делал акцент на качествах личности и бессознательном пациентов.

В 1938 году Генри Мюррей ушел из Гарвардской клиники, чтобы заняться исследованиями для нужд фронта; к нему даже обратились с просьбой о разработке психологического профиля Адольфа Гитлера. В том же году психолог создает свой знаменитый Тематический апперцептивный тест (ТАТ), предназначенный для выявления бессознательной мотивации личности. В годы Второй мировой войны Мюррей поступил на работу в Управление стратегических служб США, которое занималось оценкой психологической стрессоустойчивости агентов американской разведки.

В 1947 году Мюррей вернулся в Гарвардский университет, на базе которого в 1949 году основал психологическую клинику Annex. В 1962 году ему присвоили звание почетного профессора Гарвардского университета. Генри Мюррей скончался от пневмонии 23 июня 1988 года в возрасте девяноста пяти лет.

Теория психологических потребностей генри Мюррея
 

В 1938 году Мюррей предложил собственную теорию психологических потребностей человека. Согласно его теории[16], неудовлетворенные потребности создают биохимическое напряжение, избавиться от которого можно только после удовлетворения потребностей. У человека есть множество потребностей, среди них в первую очередь выделяются:

1. Первичные, или биологические, потребности, например голод, жажда, потребность в воздухе.

2. Вторичные, или психологические, потребности, например потребность в заботе, развитии, независимости.

Кроме того, Мюррей с коллегами определил еще двадцать семь потребностей, которые, по его убеждению, свойственно испытывать каждому человеку (хоть и в разной степени). Перечислим их здесь:

• Пассивное повиновение – подчинение силе, признание собственной неполноценности.

• Достижения – потребность побеждать, преуспевать и преодолевать препятствия.

• Приобретение – потребность приобретать, коллекционировать, накапливать.

• Аффилиация – потребность в дружбе, симпатии и взаимоотношениях.

• Агрессия – стремление уничтожить, унизить другого человека.

• Автономия – желание быть сильным, освободиться от опеки и уметь противостоять другим людям.

• Избегание наказания – потребность посредством соблюдения правил избегать любых обвинений и наказаний.

• Созидание – стремление создавать, строить.

• Потребность идти вразрез с общепринятым – потребность в уникальности.

• Противодействие – потребность защищать свою честь и отстаивать свои интересы.

• Самозащита – потребность во что бы то ни стало оправдать свои действия.

• Доминантность – желание управлять другими людьми и контролировать их.

• Внимание – потребность привлекать к себе внимание.

• Суждение – стремление учить, делиться информацией, поднимать общие, глобальные вопросы.

• Избегание опасности – потребность избегать боли и нанесения себе вреда.

• Избегание неудачи – потребность скрывать свои слабости и избегать ощущения стыда или неудачи.

• Покровительство – потребность защищать и опекать других.

• Поддержание порядка – стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте.

• Игра – желание развлекаться, расслабляться, избавиться от напряженности и стресса.

• Признание – потребность в социальном статусе и одобрении, удовлетворяемая путем демонстрации своих достижений.

• Отвержение – желание оттолкнуть других, быть грубым и недоступным.

• Чувственность – желание получать чувственные впечатления.

• Секс или эротика – стремление к сексуальным отношениям.

• Схожесть – потребность уметь сопереживать другим людям.

• Опека – потребность быть под опекой, ожидать помощи и совета.

• Понимание и познание – потребность задавать вопросы и приобретать знания и опыт.

 

По мнению Мюррея, каждая из этих потребностей важна сама по себе, при этом они бывают взаимосвязаны и поддерживают друг друга, однако могут и конфликтовать. Каким образом потребности проявляются в поведении человека, отчасти зависит от факторов внешней среды, которые сам ученый называл давлением.

Тематический апперцептивный тест (ТАТ)
 

Тематический апперцептивный тест предназначен для проникновения в бессознательное пациента, оценки паттернов его мышления и выявления личностных характеристик и эмоциональных реакций. Для этого человеку показывают неоднозначные, провокационные картинки и просят рассказать, что он на них видит. Вот кратное описание теста:

1. Участник несколько секунд рассматривает каждую картинку.

2. Его просят рассказать историю, изображенную на картинке, которая должна отвечать на следующие вопросы:

• Что привело к событию, изображенному на картинке?

• Что происходит в настоящий момент?

• О чем думают персонажи и что они чувствуют?

• Чем закончится эта история?

 

В тесте используется тридцать одна картинка с изображением мужчин, женщин, детей, фигур неопределенного пола, нечеловекоподобных фигур и один чистый лист. Истории записываются, после чего психолог анализирует легшие в их основу установки, потребности и реакции. В качестве формальных методик подсчета обычно используются особое руководство, описывающее защитные механизмы психики (с его помощью оцениваются такие аспекты, как отрицание, проекции и самоотождествление), и Шкала социального познания и объектных отношений, анализирующая разные аспекты проявлений психики в контексте внешней среды.

Профиль Адольфа Гитлера
 

Как уже упоминалось, в 1943 году командование союзными войсками поручило Мюррею помочь им разобраться в психологии Адольфа Гитлера. Проведя анализ, психолог пришел к выводу, что для типа личности лидера нацистов характерны: обидчивость и недоброжелательность, тенденция недооценивать, обвинять и обижать других людей, низкий уровень толерантности к критике, неприятие шуток, неспособность к выражению благодарности, стремление к мести и чрезвычайная жажда внимания. Мюррей также отметил, что Гитлеру явно недостает качеств гармоничной личности и он чрезмерно доверяет своему мнению и, кроме того, крайне упрям. И наконец, психолог абсолютно верно предсказал, что Германия проиграет войну, а сам Гитлер в высшей мере эффектно покончит жизнь самоубийством, в связи с чем ученый выразил опасение, что в дальнейшем судебном процессе диктатор может предстать в образе мученика.

Деятельность Генри Мюррея в области изучения потребностей человека и типов личности очень ценна, поскольку в ней делается акцент не только на бессознательном, но и на биологических факторах. А его Тематическим апперцептивным тестом психологи пользуются до сих пор.

Левое и правое полушария мозга
 Мысли с правильной стороны
 

 

Как известно, левое и правое полушария головного мозга выполняют разные функции и отвечают за разные типы мышления. Более того, они способны работать относительно независимо друг от друга. В психологии это явление называется латерализацией.

В начале 1960‑х нейропсихолог Роджер Сперри занялся экспериментами над пациентами, страдающими неизлечимой эпилепсией. Он обнаружил, что если рассечь мозолистое тело – структуру, ответственную за связь и коммуникации между левым и правым полушариями мозга, – то эпилептические припадки ослабевают либо прекращаются. После проведения этой операции у пациентов, которые изначально казались нормальными, появлялись странные симптомы. Например, многие из них могли назвать одни предметы, но забывали названия других, а некоторым было крайне трудно определенным образом сложить кубики. На основании этого Сперри сделал вывод, что разная информация обрабатывается разными полушариями и что левое организует речь.

 


Левое и правое полушария головного мозга

 

Эксперименты Сперри убедительно доказали, что два полушария выполняют разные функции и каждое обладает способностью к обучению. В 1981 году ученому была присуждена Нобелевская премия за открытие функциональной специализации полушарий головного мозга.









Дата: 2019-11-01, просмотров: 400.