Потребность в любви и принадлежности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Потребность в любви и принадлежности, или социальные потребности, включают в себя стремление человека быть любимым, быть принятым и принадлежать к определенной социальной группе. Этот следующий уровень потребностей удовлетворяется благодаря семейным и романтическим отношениям, дружбе, а также членству в религиозных, общественных и прочих организациях и группах.

Потребность в уважении

Каждый человек стремится к тому, чтобы другие люди уважали и ценили его, а также хочет вносить свой вклад во благо общества. Высокая самооценка и признание, как правило, ведут к уверенности в себе, а низкая самооценка и отсутствие уважения со стороны окружающих – напротив, к чувству неполноценности. Почувствовать, что их ценят и любят, и повысить самооценку люди могут по-разному – например, занимаясь профессиональной деятельностью, командными видами спорта, имея хобби, добиваясь успехов в работе и учебе.

Потребность в самоактуализации

На вершине пирамиды Маслоу находится потребность в самоактуализации, то есть в полной реализации внутреннего потенциала, для удовлетворения которой человек должен стать всем, на что он способен. Чтобы достичь этого, необходимо удовлетворить потребности всех остальных уровней. Понимают самоактуализацию весьма широко, но применяется она очень узко – например, человек может стремиться стать лучшим художником или родителем.

 


Иерархия потребностей Абрахама Маслоу

Разные типы потребностей

Маслоу выделил не только разные уровни потребностей, но и разные типы: дефицитарные и бытийные. Дефицитарные потребности – это потребности низшего порядка, возникающие из-за недостатка (например, физиологические, а также потребность в безопасности и уважении). Удовлетворять их необходимо для того, чтобы не испытывать неприятных эмоций или избежать негативных последствий. Бытийные потребности (или потребности в развитии) связаны со стремлением человека расти и развиваться как личность. Они не являются следствием лишения.

Критика иерархии потребностей Маслоу
 

Следует сказать, что идеи Маслоу подверглись критике. Прежде всего, многие усомнились в методе, с помощью которого ученый выделил отличительные признаки самоактуализации. Он воспользовался для этого качественной методикой биографического анализа, исследовав биографии и труды двадцати одного человека, которых сам счел людьми, достигшими уровня самоактуализации, и на основе этой узкой выборки составил список качеств. Таким образом, определение самоактуализации Маслоу базируется исключительно на субъективном видении – следовательно, его определение не может быть признано как научно подтвержденный факт.

Немало критики вызвала и другая идея Маслоу, согласно которой в результате перехода к самоактуализации непременно должны быть удовлетворены потребности более низкого уровня. А ведь, скажем, люди, живущие в нищете, отнюдь не лишены способности любить и быть любимыми и ощущать чувство принадлежности, хотя, по мнению Маслоу, такого быть не может. Впрочем, несмотря на критику, никто не отрицает, что его идеи оказали огромное влияние на развитие современной психологии. Он сместил фокус внимания с отклоняющегося от нормы поведения на здоровую личность и заставил науку сосредоточиться на позитивных аспектах человеческой природы, психического здоровья и внутреннего потенциала человека.

Теории интеллекта
 Размышления о мышлении
 

 

Тема интеллекта – одна из самых противоречивых и неоднозначных в психологии. Ученые до сих пор не пришли к согласию даже относительно общего определения интеллекта. Одни считают, что это отдельная способность; другие убеждены, что это сочетание разных талантов, навыков и способностей. Впрочем, по большей части психологи согласны в том, что интеллект представляет собой способность мыслить логически и рационально, решать задачи, понимать социальные нормы, традиции и ценности, анализировать ситуации, учиться на своем опыте и преодолевать жизненные трудности. Но они до сих пор не могут решить, можно ли точно оценить интеллект. Для решения этой задачи ученые пытаются ответить на следующие вопросы:

• Передается ли интеллект по наследству?

• Влияют ли на интеллект внешние факторы?

• Представляет ли интеллект наличие ряда навыков и способностей или какой-то одной конкретной способности?

• Следует ли считать тесты IQ (тесты на коэффициент умственного развития) предвзятыми?

• Можно ли с помощью этих тестов оценить интеллект?

 

Сегодня существует множество теорий, объясняющих, что такое интеллект. Перечислим некоторые из них – наиболее значимые.




Общий интеллект

Британский психолог Чарльз Спирмен предложил двухфакторную теорию интеллекта, согласно которой в структуре интеллекта можно выделить два фактора: g-фактор, то есть общую, или генеральную, способность, и s-фактор, или специфический для конкретной умственной деятельности. Таким образом, по мнению ученого, существует некий общий интеллект, определяющий умственные способности человека в целом, или g-фактор; и его можно точно измерить посредством специального теста. Спирмен обнаружил, что люди, которые показывали хороший результат по одному когнитивному тесту, также успешно сдавали и другие тесты умственных способностей, а те, кто набирал мало баллов по одному тесту, не слишком преуспевали и при сдаче других. На основании этого психолог и сделал вывод, что интеллект представляет собой общую познавательную способность, которую можно измерить и выразить количественно.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 189.