Классическое исследование когнитивного диссонанса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Испытуемых делят на две группы. Первой группе не сообщают о том, что ей предстоит делать; второй группе говорят, что занятие будет на редкость интересным и увлекательным.

2. Далее участники эксперимента выполняют ряд рутинных, невероятно скучных, однообразных заданий. Например, первые полчаса они одной рукой поочередно перекладывают двенадцать ложек с подноса и обратно, следующие полчаса они снова одной рукой поворачивают фишки на доске на четверть оборота. По окончании цикла – повернув все сорок восемь фишек в одну сторону – они должны вернуть их в прежнее положение.

3. После завершения эксперимента испытуемых опрашивают, насколько интересно им было выполнять эти задания.

4. Здесь стоит отпустить примерно треть участников – это контрольная группа. Прежде чем распустить ее, люди обсуждают, что можно сделать для усовершенствования проекта будущих исследований.

5. Всем остальным предоставляется право самим стать экспериментаторами. Им нужно будет рассказать следующей группе участников о задачах, которые тем предстоит выполнить, в исключительно позитивном свете. Половине группы за это обещают заплатить по одному доллару, а второй половине – по двадцать.

6. Затем испытуемых опрашивают еще раз, прося составить рейтинг четырех разных частей эксперимента и оценить: показались ли им выполняемые задания интересными и увлекательными (по шкале от –5 до +5 баллов); помог ли эксперимент больше узнать о собственных навыках (по шкале от 0 до 10 баллов); считают ли они, что эксперимент оценивает что-то действительно важное (по шкале от 0 до 10 баллов); хотелось бы им в будущем принять участие в подобном исследовании (по шкале от –5 до +5 баллов).

Результаты эксперимента

В первоначальном эксперименте Фестингера и Карлсмита 11 из 71 ответа по разным причинам оказались недействительными. В остальных случаях оценки участников распределились следующим образом:

 


 

Фестингер и Карлсмит считали самым важным ответ на первый вопрос: по мнению исследователей, именно эти результаты указывали на когнитивный диссонанс. Поскольку контрольной группе денег не предлагали, их ответы точно выражали их отношение к эксперименту (с рейтингом –0,45). А существенную разницу между группами, получившими по одному и по двадцать долларов, ученые объяснили когнитивным диссонансом.

Участники эксперимента столкнулись с конфликтом двух когниций: «Я сказал другому человеку, что это было интересно» и «На самом деле мне было ужасно скучно». При этом если испытуемый получал один доллар, он рационализировал свои установки, убеждая себя в том, что выполняемые задания действительно были весьма увлекательными, поскольку только так он мог оправдать свой поступок. А вот у членов группы, которой предложили по двадцать долларов, по мнению Фестингера и Карлсмита, было вполне убедительное денежное оправдание их действий. Следовательно, первая группа испытывала когнитивный диссонанс, так как у нее не было веского оправдания своего поступка.

Концепция редукции потребности
 Стремление к оптимальному балансу
 

 

В 1940‑х и 1950‑х годах бихевиорист Кларк Халл попытался объяснить поведение человека, предложив концепцию редукции (ослабления) потребности. Психолог высказал идею, что все люди имеют физиологические потребности, вызывающие внутренний дискомфорт, который мотивирует их на определенные поступки. Халл считал эти потребности состояниями тревоги и возбуждения, которые имеют психологическую либо биологическую природу. По теории ученого, мотив человека кроется в стремлении ослабить эти потребности, что, по его мнению, чрезвычайно важно для сохранения внутреннего спокойствия. К наиболее распространенным примерам потребностей, согласно концепции Халла, относятся жажда, голод и потребность в тепле. Чтобы удовлетворить их, люди пьют, едят и тепло одеваются или включают обогреватель.

Основываясь на работах Ивана Павлова, Чарльза Дарвина, Джона Уотсона и других ученых, Халл поставил в центр своей теории концепцию гомеостаза (оптимального состояния организма), утверждая, что поведение человека представляет собой один из способов поддержания оптимального баланса.



Научное определение

Гомеостаз – это свойство организмов восстанавливать и поддерживать неизменность своей внутренней среды, например терморегуляция.

Халл принадлежал к необихевиористам, поэтому он настаивал на том, что поведение объясняется научением, то есть чередой стимулов и реакций. Определенная форма поведения подкрепляется редукцией потребности, что повышает шанс его повторения в будущем.

Математико-дедуктивная теория поведения
 

Халл не ограничился концепцией редукции потребности – он попытался вывести формулу научения, которая эмпирически дополняла бы его теории и давала бы более глубокое объективное объяснение того, как потребности влияют на поступки и мысли людей. (Его метод называют гипотетико-дедуктивным.) Ученый предложил следующую формулу:

sEr = V × D × K × J × sHr × sIr − Ir − sOr − sLr,

где sEr – потенциал реакции, то есть шанс, что организм ответит рефлексом (response) на раздражитель (stimulus); V – раздражитель; D – сила потребности, определяемая масштабом биологической депривации[12]; K – сила цели, или побудительная мотивация; J – задержка перед началом поиска подкрепления; sHr – сила привычки, определяемая объемом научения, имевшего место в прошлом; sIr – условно-рефлекторное торможение, или результат отсутствия подкрепления либо его недостаточности; Ir – торможение реакции, или инертность, психическая усталость; sOr – случайная погрешность; sLr – порог реакции.

Критика концепции редукции потребности
 

Научный подход и экспериментальные методики Халла оказали на дальнейшее развитие психологии значительное влияние, но сегодня его концепция редукции потребности особой популярностью не пользуется. Переменные в дополняющей эту теорию формуле определены слишком узко, из-за чего составлять прогнозы на основе повторяющегося опыта чрезвычайно трудно.

Одна из самых больших проблем концепции Халла состоит в том, что в ней не учитываются вторичные подкрепляющие стимулы и их влияние на редукцию потребности. Если первичные подкрепляющие стимулы непосредственно воздействуют на физиологические и психологические потребности, то вторичные не ослабляют их напрямую. Например, деньги – вторичный подкрепляющий стимул. Они не могут ослабить потребность, но являются источником подкрепления и позволяют получить первичный подкрепляющий стимул для редукции потребности.

Теорию Халла также критикуют за то, что она не объясняет, почему человек выбирает формы поведения, не редуцирующие потребность. Например, почему мы пьем, не испытывая жажды? Почему едим, когда не голодны? А некоторые из нас еще и усиливают реакцию на стимулы, добровольно занимаясь экстремальными видами деятельности, такими как банджи-джампинг или парашютизм. Эти занятия не удовлетворяют никакие биологические потребности; более того, при этом человек подвергает себя опасности. Впрочем, несмотря на все недостатки теории Халла, его идеи в области редукции потребностей побудили целое поколение психологов попытаться изучить факторы, заставляющие человека действовать и реагировать на стимулы окружающей среды.

Гарри Харлоу
 (1905–1981)
 Обезьяны – это серьезно
 

 

Гарри Харлоу (урожденный Гарри Израел) родился 31 октября 1905 года в Фэрфилде. По окончании школы он поступил в колледж Рида в Орегоне, но позже перевелся в Стэнфордский университет, где собирался специализироваться на английском языке. В 1930 году Гарри (к этому времени он уже сменил фамилию) окончил Стэнфорд со степенью доктора психологии.

После учебы Харлоу преподавал в Висконсинском университете в Мэдисоне, а через год основал Лабораторию для изучения поведения приматов, которая в 1964 году слилась с Висконсинской региональной лабораторией приматов. Став директором этого исследовательского центра, ученый провел в нем много важных и весьма неоднозначных с точки зрения этики экспериментов.

Харлоу сфокусировал внимание на изучении такой сложной темы, как любовь. Он хотел опровергнуть популярную в те времена теорию привязанности, согласно которой любовь зарождается в младенце к матери, потому что она кормит его грудью, а затем распространяется на остальных членов семьи.

В 1957 году Харлоу начал свой знаменитый – точнее говоря, печально известный – опыт с участием макак-резус, призванный продемонстрировать эффекты любви. Эта работа ученого не только оказала огромное влияние на мир психологии, но и сыграла ключевую роль в изменении подходов к уходу за детьми, используемых в учебно-воспитательных учреждениях, таких как детские дома, центры социального обслуживания и агентства по усыновлению.

Надо сказать, хотя Харлоу изучал формирование привязанности и любви, его собственная жизнь в этом смысле была довольно сложной. В первый раз он женился в 1946 году на студентке университета, как и он сам. В том же году он развелся и женился снова. Вторая его жена была детским психологом. Она родила ему двоих детей. В 1970 году она скончалась после долгой и мучительной борьбы с онкологическим заболеванием, и уже через год Харлоу вновь женился на женщине, которая была его первой женой. После ее смерти ученый пережил период сильнейшей депрессии и алкоголизма и совершенно перестал общаться с детьми. Гарри Харлоу скончался 6 декабря 1981 года.






Награды и достижения

За свою жизнь Гарри Харлоу многого достиг и был отмечен различными наградами.

• С 1950 по 1952 год был главой научно-исследовательского филиала сухопутных войск США.

• С 1950 по 1952 год возглавлял подразделение антропологии и психологии Национального научно-исследовательского совета США.

• В 1956 году награжден медалью Говарда Кросби Уоррена Общества психологов-экспериментаторов.

• С 1958 по 1959 год был президентом Американской психологической ассоциации.

• В 1967 году награжден Национальной научной медалью США.

• В 1973 году награжден золотой медалью Американской психологической ассоциации.

Эксперименты на макаках-резус
 

Харлоу не верил в то, что взаимоотношения между матерью и ребенком зарождаются на почве потребности живого существа утолить голод и жажду и избежать боли. Чтобы описать и классифицировать чувство привязанности, ученый провел ряд экспериментов с детенышами макак-резус.

Детеныши приматов рождаются более развитыми, чем младенцы, и так же, как человеческие дети, умеют выражать некоторые эмоции и нуждаются в заботе и уходе. В одном из своих самых знаменитых опытов Харлоу изготовил двух суррогатных «мам» для детенышей макак-резус. Этих малышей он забрал у настоящих обезьян через несколько часов после рождения и сразу подсадил к искусственным мамам. Одни были сделаны из мягкого плюша, но покормить детеныша не могли, а ко вторым, смотанным из проволок, были приделаны бутылочки с молоком.

По наблюдениям Харлоу, малыши проводили с проволочной «мамой» ровно столько времени, сколько требовалось для насыщения, а все остальное время сидели, прижавшись к приятной на ощупь, теплой и мягкой плюшевой «маме». Такое поведение однозначно доказывало, что макаки нуждались не только в удовлетворении физиологических потребностей и что связь матери с младенцем не следует сводить к эффекту грудного вскармливания.

Затем Харлоу поделил обезьян на две группы: первая проводила все время с плюшевой «мамой», а вторая – с проволочной. В обеих группах детеныши потребляли одинаковое количество молока и росли одинаковыми темпами, но в их поведении отмечались существенные различия, которые психолог также объяснил эффектом эмоциональной привязанности к плюшевой «маме» и отсутствием такого эффекта у тех особей, чья «мама» была проволочной. Например, если макак из первой группы что-то пугало, они мчались за защитой к плюшевой «маме», прижимались к ней и сидели так, пока не успокаивались. А когда страх испытывали обезьянки из второй группы, они падали на пол, катались по нему и визжали. По наблюдениям Харлоу, их поведение очень напоминало поведение детей, больных аутизмом, а также взрослых пациентов психиатрических лечебниц.

Психолог продолжил свои эксперименты с применением абсолютно негуманных методов. Решив проверить истинность пословицы «лучше поздно, чем никогда», он на целых восемь месяцев изолировал новорожденных макак-резус, полностью лишив их контакта с другими обезьянами, и даже с суррогатными «мамами». Ученый повторял этот опыт с разными сроками, в течение которых детеныши жили в абсолютном одиночестве, и в итоге пришел к выводу, что синдром лишения матери фактически можно нейтрализовать, при условии, что детеныш макаки был отлучен от матери не дольше трех месяцев, а человеческий младенец – не дольше полугода.

Значение исследований Харлоу
 

Конечно, исследования Гарри Харлоу были весьма противоречивы в выборе методик, а по современным меркам они просто бесчеловечны, однако, как уже было отмечено, его открытия оказали огромное влияние на работу учебно-воспитательных заведений, агентств по усыновлению, детских домов и социальных служб. Харлоу весьма убедительно доказал, что привязанность и любовь – обязательные компоненты нормального развития ребенка, а лишение матери наносит ему непоправимый эмоциональный ущерб. Его опыты сыграли ключевую роль в разработке методов реабилитации подвергшихся жестокому обращению и беспризорных детей, а еще они однозначно доказали, что для эмоционального и психического благополучия детей усыновление, без всяких сомнений, представляет собой более предпочтительный вариант, нежели отправка в детское учебно-воспитательное учреждение.

Жан Пиаже
 (1896–1980)
 Развитие детей
 

 

Жан Пиаже родился в 1896 году в городе Невшатель, в Швейцарии, в семье профессора средневековой литературы. Свою мать он вспоминал как человека невротического характера; ее поведение и зародило в мальчике интерес к психологии.

Пиаже получил степень доктора философии в области естественных наук Невшательского университета. Далее, проучившись один семестр в Цюрихском университете, он увлекся психоанализом и вскоре переехал во Францию. Там Пиаже начал работать в учебно-воспитательном учреждении для мальчиков под руководством Альфреда Бине[13], где и занялся исследованиями в области развития интеллекта. До тех пор, пока Пиаже не заинтересовался темой когнитивного развития, в психологической науке считалось, что взрослые люди просто более опытные мыслители, чем дети. Во время работы в лаборатории Пиаже заинтересовали причины, которыми дети объясняли свои неправильные ответы на вопросы, требующие логического мышления. Ученый решил провести систематическое исследование в области когнитивного развития и сделал это – первым в истории психологии.

В 1923 году Жан Пиаже женился на Валентин Шатенау, и у них родилось трое детей. К тому времени тема интеллектуально-эмоционального развития захватила ученого целиком, поэтому он неформально изучал, как развиваются его собственные дети. Эти наблюдения со временем привели его к одному из важнейших и известнейших открытий – теории стадиального развития психики.

За свою жизнь Жан Пиаже опубликовал более шестидесяти книг и сотни статей. Он оставил яркий след не только в психологии, но и в области образования, социологии, экономики, юриспруденции и эпистемологии. Скончался ученый 16 сентября 1980 года.

Теория развития интеллекта
 

Когда Пиаже только начинал работать над своей теорией, его подход резко отличался от всего, что ученые и исследователи делали в этом направлении до него.

• Вместо того чтобы изучать всех научающихся, он сосредоточил внимание на детях.

• Теория касалась научения не конкретному поведению или знаниям, в ней рассматривалось развитие в целом.

• Вопреки общепринятому в то время мнению, что развитие психики представляет собой постепенный процесс, в ходе которого поведение человека становится все более сложным, Пиаже выделил несколько отдельных стадий, описав их четкими количественными характеристиками.

 

Пиаже считал, что дети – не просто менее компетентные мыслители, чем взрослые, но они рождаются с базовой психической организацией, которая представляет собой набор генетических и эволюционных признаков, и их научение и знания суть производные от этой структуры. Исходя из этой предпосылки, ученый попытался объяснить процессы и механизмы работы психики у младенцев и детей постарше, которые со временем позволяют им научиться мыслить логически и оперировать гипотезами. По мнению Пиаже, понимание окружающей среды развивается у детей постепенно, и они неизбежно сталкиваются с расхождениями между тем, что им уже известно, и тем, что они узнают. В теории интеллектуального развития Пиаже можно выделить три отдельных компонента:

1. Схемы действия – это основные строительные блоки знаний, объединяющие объекты по сходству и различию. Каждая схема касается какой-то одной части знаний об окружающем мире – например действий, объектов или концепций – и представляет собой ряд взаимосвязанных представлений, которые используются для понимания конкретной ситуации и выбора реакции на нее. Скажем, если ребенку показывают картинку с изображенной на ней собакой, он создает для себя схему внешнего вида животного: четыре лапы, хвост, уши и так далее.

Если ребенок может объяснить то, что он ощущает и воспринимает, с помощью уже имеющейся у него схемы, он пребывает в состоянии психологического равновесия.

Схемы действия сохраняются в памяти ребенка и при необходимости используются им в дальнейшем. Например, оказавшись в первый раз в ресторане, ребенок создает новую схему действий, связанную с заказом блюд. Оказавшись в таком заведении в следующий раз, он уже сможет применить имеющиеся знания в новой, но похожей ситуации.

Пиаже также утверждал, что некоторые схемы действий запрограммированы в детях генетически, например стремление маленького ребенка сосать все, что попадается под руку.

 

2. Процессы, обеспечивающие переход одной стадии в другую. Пиаже верил, что интеллектуальное развитие есть результат адаптации знаний и стремления человека к равновесию. Адаптация знаний осуществляется двумя способами:

Ассимиляция – использование уже существующей схемы действий и применение ее в новой ситуации.

Аккомодация – изменение существующей схемы действий с целью приобретения новой информации.

Чтобы лучше понять, как работают ассимиляция и аккомодация, вернемся к вышеописанному примеру с изображением собаки. Теперь у ребенка имеется схема внешнего вида животного: четыре лапы, хвост, уши. Но когда к нему на улице подойдет настоящий пес, он увидит и другие характеристики, не входящие в его схему. Оказывается, собака покрыта шерстью, она лижет руку, она лает. Поскольку в исходной схеме всех этих признаков нет, возникает дисбаланс, и ребенок начинает конструировать собственный смысл. Если родитель подтверждает, что новая информация тоже относится к собаке, происходит ассимиляция и равновесие восстанавливается, поскольку ребенок успешно включает новые данные в существующую схему.

Но что, если ребенок увидит на улице не собаку, а кота? Некоторые характеристики совпадают, хотя это и разные животные. Кот мяукает, он умеет лазать по деревьям, он двигается и ведет себя совсем не так, как собака. Увидев кота, ребенок выходит из состояния равновесия, и ему нужно согласовать (аккомодировать) новую информацию, поэтому он создает новую схему, возвращаясь в уравновешенное состояние.

 

3. Стадии развития интеллекта. Пиаже считал, что психическое развитие ребенка проходит четыре стадии. Это свойственно всем детям, к какой бы культуре они ни принадлежали, в какой бы части земного шара ни жили. Однако последние стадии проходят не все дети.

Сенсомоторная стадия (от рождения до двух лет)

Ребенок познаёт мир посредством органов чувств, а также орудуя предметами. К концу этой стадии он понимает, что предметы и люди не исчезают, даже если он их не видит и не слышит.

Дооперационная стадия (от двух до семи лет)

Это стадия эгоцентрического мышления, по выражению Пиаже. В этот период жизни дети еще не способны понимать точку зрения других людей. У них есть только свое видение.

Стадия конкретных операций (от семи до одиннадцати лет)

На этой стадии происходит накопление знаний. Хотя ребенок по-прежнему не способен понимать абстрактные или гипотетические идеи, он уже начинает логически осмысливать конкретные события.

Стадия формальных операций (от одиннадцати лет и старше)

На этой стадии развивается способность ребенка манипулировать идеями в голове, то есть мыслить абстрактно. Именно в этот период у детей развивается способность к дедуктивному и логическому мышлению и систематическому планированию.

Критика теории Пиаже
 

Критика Пиаже касается в основном его исследовательских методов. Хотя он изучал не только своих собственных троих детей, но и других, все эти дети были из семей с довольно высоким социальным статусом – следовательно, очень большая выборка осталась без внимания, и полученные ученым результаты нельзя отнести ко всем слоям общества. Кроме того, ряд дальнейших исследований выявил ошибочность предположения об автоматическом переходе с одной стадии интеллектуального развития на другую. Многие психологи убеждены, что ключевую роль в психическом развитии также играют факторы окружающей среды.

И наконец, по мнению многих критиков, Пиаже недооценивал способности детей, и четырех– и пятилетние дети намного менее эгоцентричны, чем считал исследователь, и намного лучше понимают, что происходит у них в голове. Тем не менее благодаря гипотезам ученого в психологии выработался принципиально новый взгляд на механизмы интеллектуального развития детей, а его идеи послужили важнейшим строительным материалом для множества других теорий, предложенных с тех пор, в том числе и для опровергающих его выводы.

Альберт Бандура
 (род. в 1925 году)
 Научение путем наблюдения за другими
 

 

Альберт Бандура родился 4 декабря 1925 года в маленьком канадском городке Мундаре. Его отец прокладывал пути для трансканадской железной дороги, а мать работала в местном магазине. Учился мальчик в единственной в городе школе, в которой все предметы преподавали всего два учителя и ответственность за получение знаний лежала на самих учениках. После школы Бандура поступил в Университет Британской Колумбии; изначально он собирался специализироваться на биологии, но судьба распорядилась иначе.

Прибыв в университет намного раньше, чем начинались его занятия, Альберт, чтобы не тратить время зря, решил записаться на какой-нибудь дополнительный курс и, пролистав каталог, выбрал психологию.

В 1949 году, то есть всего через три года после поступления, Бандура окончил университет с дипломом психолога и продолжил учебу в аспирантуре Университета Айовы, где в 1952 году получил степень доктора философии. После этого ему предложили работу в Стэнфордском университете, где он преподает по сей день.

Больше всего Альберт Бандура известен своей теорией социального научения, которая убедительно продемонстрировала, что поведением человека управляют не только вознаграждение и подкрепление, как утверждали бихевиористы. Психолог предложил альтернативный, более детализированный взгляд на социальные факторы, влияющие на поведение, приобретенное в результате научения. Это более современный подход, у которого и сегодня множество сторонников.

Теория социального научения
 

Теория социального научения, предложенная в 1977 году, – одна из самых значимых теорий научения во всей истории психологии. Согласно этой теории, приобретенное поведение не следует считать исключительно результатом подкрепления, вознаграждения или наказания, оно вырабатывается также через научение путем наблюдения. Бандура считал, что люди выбирают, как поступить в той или иной ситуации, во многом основываясь на поведении окружающих.

С детства человека окружают модели, за которыми он может наблюдать: родители, сверстники, учителя и даже персонажи телешоу. Например, модели фемининного и маскулинного поведения наблюдаются и кодируются, а позднее имитируются и копируются. При этом обычно копируется поведение того, с кем человек чувствует свою схожесть; часто это представитель одного с ним пола. Перечислим три основные концепции теории социального научения Альберта Бандуры:

1. Человек обучается новой форме поведения путем наблюдения. Для этого используется живая модель (реальный человек, ведущий себя определенным образом), вербальная модель, выдающая инструкции (объяснение или описание того, как следует себя вести), либо символическая (формы поведения, изображенные в фильмах, описанные в книгах).

2. Важным аспектом научения является субъективное отношение человека. Подкрепление из окружающей среды – это лишь один из факторов научения новой модели проведения, но не единственный. Например, удовлетворение, гордость и ощущение прогресса Бандура называет истинным, или внутренним, подкреплением. Иными словами, в научении новому типу поведения могут играть важную роль мысли и чувства человека.

3. Нельзя считать, что поведение человека непременно изменится в процессе научения. Бихевиористы полагали, что научение ведет к перманентным изменениям поведения, однако Бандура ясно показал, что благодаря научению путем наблюдения мы можем воспринимать новую информацию, не демонстрируя при этом соответствующего поведения. Однако наблюдение за новой моделью поведения еще не означает, что человек ему научится. Чтобы социальное научение было успешным, необходимо выполнение ряда условий:

Внимание. Чтобы чему-то научиться, нужно обратить на это внимание, а все, что отвлекает внимание, плохо сказывается на научении путем наблюдения.

Сохранение. Человек должен быть способен запомнить полученную информацию, чтобы потом извлечь ее и воспользоваться ею.

Воспроизведение. После того как человек обратил внимание на новую форму поведения и запомнил информацию, ее нужно перевести в действие. Практика позволяет улучшить результаты.

Мотивация. Для имитации новой формы поведения у человека должен быть мотив. И тут на сцену выходят подкрепление, вознаграждение и наказание. Если наблюдаемое поведение подкрепляется, человек, скорее всего, захочет его скопировать; если же последовало наказание, у него вряд ли появится желание повторить его.

Эксперимент с куклой Бобо
 

Чтобы подтвердить свои предположения о том, что дети наблюдают за поведением окружающих и имитируют его, Бандура провел свой знаменитый эксперимент с куклой Бобо. В ходе эксперимента выяснилось, что дети, наблюдавшие за агрессивным поведением, как правило, проявляли в обращении с куклой Бобо намного больше агрессии, чем дети из контрольной группы, а также те, кому до этого демонстрировали неагрессивные поведенческие модели. Бандура обнаружил, что для девочек, наблюдавших агрессивные модели, была более характерна вербальная агрессивная реакция, если моделью служила женщина, и физическая агрессия, если моделью был мужчина. Мальчики же проявляли физическую агрессию чаще и сильнее, чем девочки, и чаще имитировали модели, наблюдаемые у представителей своего пола.

Благодаря этому эксперименту Бандура смог убедительно продемонстрировать, что дети научаются социальному поведению (в данном случае – агрессии), наблюдая за поведением других людей. В результате исследователь опроверг главное положение бихевиоризма о том, что поведение человека всецело зависит от вознаграждения или наказания.













Эксперимент с куклой Бобо

1. В эксперименте принимали участие тридцать шесть мальчиков и тридцать шесть девочек в возрасте от трех до шести лет.

2. Контрольная подгруппа состояла из двенадцати мальчиков и такого же числа девочек.

3. Ролевые модели – один взрослый мужчина и одна взрослая женщина.

4. Двадцати четырем мальчикам и девочкам показывали, как мужчина или женщина весьма агрессивно нападали на игрушку по имени кукла Бобо. Они били ее молотком, швыряли в воздух с криками вроде «Бей его!», «Дай ему прямо в нос!» и тому подобными.

5. Другой группе из двадцати четырех мальчиков и девочек показывали неагрессивное обращение с куклой.

6. И наконец, контрольной группе не показывали никакой модели.

Карл Роджерс
 (1902–1987)
 Как помочь людям, помочь самим себе
 

 

Карл Роджерс родился 8 января 1902 года в Оук-парке в семье убежденных протестантов. Когда он был подростком, семья переехала в Глен Эллен, где у Карла зародился интерес к сельскому хозяйству. В 1919 году он поступил в Висконсинский университет, решив специализироваться на сельском хозяйстве, но позже стал изучать историю, а потом еще и теологию.

На первом курсе университета Роджерса и десятерых других студентов отобрали для участия в полугодовой международной конференции христианской молодежи в Китае. После этой поездки Карл стал сомневаться в правильности выбора карьеры. В 1924 году он окончил университет и поступил в Нью-Йоркскую объединенную теологическую семинарию, но в 1926 году перевелся в педагогический колледж Колумбийского университета. В этом колледже Роджерс впервые стал изучать курс психологии.

Получив степень доктора философии в области психологии, Роджерс работал в Университете Огайо, Чикагском и Висконсинском университетах. Свой самый значительный вклад в развитие психологии ученый сделал в Висконсинском университете; речь идет о недирективной, центрированной на клиенте терапии. Убежденный в том, что счастье клиента (или пациента) в его собственных руках, Роджерс в корне изменил роль психотерапевта; с его точки зрения, врач должен отказаться от чисто «технического» подхода и стать человеком, который указывает пациенту путь к счастливой жизни. Психотерапевт обязан сочувствовать клиенту, уметь настроиться с ним на одну волну, быть исключительно позитивным. Кроме этого, Роджерс разработал теорию личности, в которой описал, как клиент видит себя и каким образом психотерапия способна изменить это видение.

Идеи и взгляды Карла Роджерса относятся к гуманистическому направлению в психологии. Он считал, что наука должна меньше фокусироваться на диагностике и больше на том, как человек может сам себе помочь стать, как формулировал Роджерс, полноценно функционирующим. Скончался Карл Роджерс 4 февраля 1987 года.

Самоактуализация
 

Карл Роджерс не был согласен ни с бихевиористами, утверждавшими, что поведение есть результат научения, то есть психических реакций, ни с психоаналитиками, которые фокусировались в основном на бессознательном и на биологических факторах. По его теории, человек выбирает модель поведения, основываясь на восприятии конкретной ситуации, и только ему самому достоверно известно, как он понимает окружающий мир.

Роджерс считал, что всеми людьми движет один фундаментальный мотив – стремление к самоактуализации.

Научные определения

Самоактуализация – это полная реализация человеком своего потенциала, в ходе которой он становится полноценно функционирующей личностью и достигает наивысшего уровня человеческого бытия.

Идеальная самость – это представление человека об идеальном себе. В это понятие входят цели и амбиции, и оно постоянно меняется.

Проще всего описать самоактуализацию, сравнив ее с цветком. Цветок не свободен, он ограничен конкретной средой обитания. Только при определенных условиях он может вырасти и расцвести, в полной мере реализовав природный потенциал. Конечно, люди – несравненно более сложные организмы, чем растения. Они развиваются в соответствии со своими личностными задатками и особенностями.

Карл Роджерс высказал предположение, что каждый человек от природы внутренне хорош и креативен. Деструктивным он становится только в том случае, если в его оценочном процессе доминируют внешние ограничения или низкая самооценка. По мнению Роджерса, человек с высокой самооценкой, близко подошедший к достижению своей идеальной самости, способен смело встречать все жизненные вызовы и превратности судьбы, умеет переживать несчастья и неудачи, уверен в себе, исключительно позитивно настроен по отношению к себе, а также честен и открыт в отношениях с окружающими. А для высокой самооценки и высокой степени самоактуализации человеку необходимо достичь состояния конгруэнтности[14].

Конгруэнтность
 

Если идеальная самость человека согласуется с его реальным жизненным опытом, он пребывает в состоянии конгруэнтности. Если же между идеальной самостью и фактическим опытом лежит огромная пропасть, то человек неконгруэнтен.

 

Визуальное представление концепции конгруэнтности


Представление о себе отличается от образа идеальной самости. Наложение незначительно. Самоактуализация проблематична

 


Представление о себе похоже на образ идеальной самости. Наложение более значительное. Самоактуализация возможна

 

Абсолютная конгруэнтность встречается крайне редко. По утверждению Роджерса, чем больше представление человека о себе приближается к образу идеальной самости, к которому он стремится, тем более высокая у него будет самооценка и конгруэнтность. Поскольку люди стараются, чтобы их реальное лицо как можно лучше согласовывалось с их представлением о себе, они часто используют психические защитные механизмы, например такие как подавление или отрицание, чтобы уменьшить ощущение угрозы, обычно сопровождающее переживание нежелательных чувств и эмоций.

Кроме того, Роджерс подчеркивал важность других людей в нашей жизни; он считал, что нам необходимо знать, что окружающие воспринимают и оценивают нас позитивно, потому что каждый человек от природы стремится к тому, чтобы его уважали, ценили, любили, относились с симпатией. Отношение значимых для человека людей Роджерс делит на два типа:

1. Безусловное позитивное внимание. Человека принимают таким, каков он есть, особенно его родители, а также люди, мнение которых для него важно, например психотерапевт. В этом случае он не боится пробовать что-то новое и совершать ошибки, даже если их последствия могут оказаться весьма неприятными. Если человек способен самоактуализоваться – значит, он, как правило, был окружен безусловным позитивным вниманием.

2. Обусловленное позитивное внимание. Человек пользуется позитивным вниманием окружающих не потому, что его любят и уважают, а потому, что он ведет себя так, как они считают правильным, – например, ребенка хвалят за хорошее поведение. Люди, которые всегда стремятся к похвале окружающих, скорее всего, в детстве были окружены обусловленным позитивным вниманием родителей, учителей и других людей.

Абрахам Маслоу
 (1908–1970)
 Фокус на внутреннем потенциале
 

 

Абрахам Маслоу родился 1 апреля 1908 года в Бруклине, в Нью-Йорке. Он был старшим из семи детей в семье евреев-иммигрантов из России. Маслоу говорил, что был застенчивым, одиноким и несчастным ребенком, и вспоминал, что большую часть юности провел в библиотеке за книжками.

В восемнадцать лет Абрахам Маслоу поступил в Нью-Йоркский городской колледж, но вскоре перевелся в Висконсинский университет, где начал изучать психологию. Там его наставником и научным руководителем стал Гарри Харлоу, к тому времени уже прославившийся своими экспериментами с макаками-резус. В университете Маслоу получил три ученые степени в области психологии: в 1930 году – степень бакалавра, в 1931 году – магистра и в 1934‑м – докторскую степень. Далее он продолжил учебу в Колумбийском университете, где познакомился со своим следующим наставником – Альфредом Адлером, создателем концепции комплекса неполноценности.

В 1937 году Маслоу начал преподавать в Бруклинском колледже, где работал до 1951 года. Там он встретил еще двух своих будущих наставников: одного из основателей гештальтпсихологии Макса Вертгеймера и антрополога Рут Бенедикт. Маслоу восхищался этими людьми – как их профессионализмом, так и личностными качествами, – поэтому стал изучать их самих и их поведение. Именно в это время у него возник интерес к человеческому потенциалу и психическому здоровью, который определил всю его будущую карьеру и стал фундаментом для самого важного вклада ученого в психологическую науку.

В 1950‑х годах Абрахам Маслоу становится основателем и лидером нового направления в науке – гуманистической психологии. Вместо того чтобы сосредоточивать внимание на болезнях и различных отклонениях, исследователь сфокусировался на психически здоровых людях. Появление школы гуманистической психологии способствовало созданию ряда разных психотерапевтических методов, основанных на идее, что в каждом человеке от природы заложен потенциал для самоисцеления и что психотерапевт должен играть в этом процессе роль сопровождающего и инструктора и помогать ему избавляться от барьеров и преград, стоящих на пути к реализации внутреннего потенциала.

Наибольшую известность Абрахаму Маслоу принесла «пирамида иерархии потребностей». Это краеугольный камень современной психологической мысли и системы образования. Суть этой концепции заключается в том, что на конкретные действия людей мотивируют разные потребности, которые начинаются с базовых и постепенно переходят ко все более и более сложным.

С 1951 по 1969 год Маслоу преподавал в Университете Брэдейса, после чего переехал в Калифорнию и начал работать в благотворительном фонде Лафлина. Абрахам Маслоу скончался 8 июня 1970 года от сердечного приступа в возрасте шестидесяти двух лет.

Иерархия потребностей
 

В 1943 году Абрахам Маслоу впервые представил миру свою концепцию иерархии потребностей; ее часто изображают в виде пирамиды. По идее психолога, потребности играют важную роль в мотивации людей, заставляя их вести себя определенным образом. Базовые потребности лежат в основании пирамиды (физиологические) – они первичны; более сложные (психологические и социальные) располагаются ближе к вершине. На каждый очередной уровень человек переходит только после того, как удовлетворены потребности предыдущего уровня.










Физиологические потребности

Физиологические, или базовые, потребности человека непременно должны быть удовлетворены. Это необходимо для выживания. Все остальные потребности вторичны; их удовлетворение становится возможным только после того, как удовлетворены потребности базового уровня, то есть голод, жажда, сон и половое влечение.

Потребность в безопасности

Потребность в безопасности и защищенности тоже важна для нашего выживания, но все же не в такой степени, как физиологические потребности. На этом уровне пирамиды находятся личная (наличие жилья и безопасная среда обитания) и финансовая безопасность, здоровье и защита от несчастных случаев, например страхование.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 247.