Попустительский, или либеральный, стиль лидерства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лидер с таким стилем ведет себя пассивно, перекладывая все решения на плечи членов своей группы. Левин выяснил, что этот стиль лидерства наименее эффективен. Исследователь отмечал, что в такой группе дети требовали от своего лидера распоряжений и решений, не умели работать самостоятельно и крайне неохотно и неэффективно трудились сообща. Тем не мене такое лидерство может приносить пользу, если все члены группы имеют высокую квалификацию в какой-то узкой области, но в большинстве случаев оно ведет к низкой мотивации членов команды и нечеткому распределению ролей.

Сосредоточенность Левина на поведении индивида во взаимосвязи со средой, а не прошлым опытом, стала поворотным моментом в развитии психологической науки; этого ученого по праву считают одним из отцов-основателей социальной психологии. Применение им принципов гештальтпсихологии, понимание влияния ситуативных факторов и работа в области групповой динамики значительно повлияли на подход современных психологов к изучению группового поведения.

Карл Густав Юнг
 (1875–1961)
 Экстраверты, интроверты и бессознательное
 

 

Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 года в семье пастора швейцарской реформаторской церкви в Кесвиле. Он был единственным выжившим из четырех родившихся в этой семье детей. Мать Карла постоянно боролась с депрессией и часто лежала в больницах. Когда мальчику было четыре года, семья переехала в Базель.

Позже Юнг вспоминал, что в детстве предпочитал быть в одиночестве, что чувствовал себя счастливым, только когда рядом никого не было. В 1897 году, когда мальчику было 12 лет, его толкнул одноклассник; упав на землю, Карл потерял сознание. После этого случая у Юнга развились невротические обмороки. И хотя мальчик быстро смекнул, что благодаря этому можно пропускать учебу, его болезнь была самой настоящей; приступы возникали вследствие невротического расстройства. Полгода Карл не ходил в школу, и врачи опасались, что у него эпилепсия. Однажды мальчик подслушал разговор отца; тот сокрушался, что, возможно, его сын в будущем не сможет сам о себе заботиться. С того дня Юнг решил всерьез заняться учебой. Поначалу он все еще часто терял сознание, но со временем справился с этой проблемой и вернулся в школу. Больше обмороки не повторялись. Впоследствии Юнг вспоминал, что это был его первый в жизни опыт столкновения с неврозом.

В 1895 году Карл Густав поступил на медицинский факультет Базельского университета. Как-то раз ему на глаза попалась книга о спиритуализме, и в последние месяцы учебы в университете тема духовного мира интересовала его не меньше психиатрии. В конце концов он полностью переключился с общей медицины на психиатрию. Юнг считал эту науку идеальным сочетанием медицины и спиритуализма. В 1902 году он завершил работу над докторской диссертацией, которая называлась «О психологии и патологии так называемых оккультных явлений», и окончил университет со степенью доктора медицины.

В 1903 году Юнг женился на Эмме Раушенбах и начал работать в психиатрической клинике в Бургельцли. Они оставались в браке до 1955 года, до смерти Эммы, но у Юнга было множество романов с другими женщинами, в том числе длительная связь с его первой пациенткой в психиатрической клинике.

В 1906 году Юнг начал переписываться с Зигмундом Фрейдом. Он отправил известному психиатру собрание своих трудов, озаглавленное Studies in Word Association («Наброски по словесным ассоциациям»), и вскоре они подружились. Дружба с Фрейдом оказала огромное влияние на научную деятельность Юнга, особенно на его интерес к бессознательному. Однако с 1909 года Юнг начал выражать несогласие с некоторыми идеями своего знаменитого друга. Например, если, говоря о мотивах поведения людей, Фрейд делал акцент на сексуальности, то Юнга больше интересовали символы, сны и самоанализ. Со временем разногласия стали очень сильными, и к 1912 году их дружбе пришел конец.

Поскольку Юнг осмелился спорить с теорией самого Фрейда, психоаналитическое сообщество отвернулось от него; с ним перестали общаться даже некоторые друзья и коллеги. В это время он полностью посвятил себя изучению своего подсознания и создал собственное направление – аналитическую психологию.

По мнению Юнга, цель жизни каждого человека – полностью интегрировать свое сознательное и бессознательное, чтобы стать неповторимой, устойчивой, целостной личностью; ученый назвал этот процесс индивидуацией.

Кроме того, Юнг занимался темой, которую сам называл «примитивной психологией». Он изучал культуры разных народов мира: индийцев, аборигенов Восточной Африки, индейцев пуэбло из штата Нью-Мексико. Скончался Карл Густав Юнг 6 июня 1961 года в Цюрихе.




Научное определение

Индивидуация – осознание человеком своей уникальной личности и достижение состояния истинного «Я». Прислушиваясь к своему бодрствующему воображению и образам из снов, человек может гармонизировать многие стороны своей личности. По мнению Юнга, в подсознании каждого человека живут первичные образы, которые ученый назвал архетипами и которые включают в себя универсальные, общечеловеческие паттерны поведения. Эти образы не изучены; они действуют практически так же, как инстинкты, и помогают человеку организовывать свой опыт и переживания.

Архетипы
 

Юнг, как и Фрейд, считал, что человеческая психика состоит из трех частей, но его концепция несколько отличалась от идей Фрейда. По Юнгу, психику можно поделить на эго, коллективное и личное бессознательное. Он утверждал, что эго является отображением сознающего разума; коллективное бессознательное включает в себя опыт и информацию, общую для всех людей как представителей одного биологического вида (ученый считал, что коллективное бессознательное наследуется психикой), а личное бессознательное состоит из воспоминаний – как доступных, так и подавляемых.

По теории Юнга, эти архетипы, или примордиальные (первичные) образы, отображающие общие паттерны, существуют в коллективном бессознательном и помогают организовывать конкретный опыт и переживания человека. Они не изучены, зато «передаются по наследству»; они врожденные и универсальные. Архетипы могут комбинироваться и сливаться друг с другом. Хотя архетипов существует бесчисленное множество, самыми важными Юнг считал только четыре.

1. Самость. В этом архетипе воплощается союз сознания и бессознательного. Он символизирует стремление к целостности и единству, осуществляемое через индивидуацию, при реализации которой каждая часть личности индивида выражена в равной мере и его психика гармонизирована. В снах символом самости часто является мандала, круг или квадрат.

2. Тень. Этот архетип состоит из инстинктов, связанных с жизнью и сексуальностью. Он представляет собой часть бессознательного и может символизировать неизвестное, хаос и дикость. В него включены слабости, недостатки и вытесненные желания. В снах часто проявляется в виде змеи, дракона, демона или любых других темных, экзотических и диких фигур и образов.

3. Анима или анимус. В мужской психике анима представляет женское начало, а анимус в женской – мужское. Объединение анимы и анимуса называется сизигией, которая создает целостность, – например, убежденность двоих людей в том, что они родственные души и, следовательно, соединяют в себе аниму и анимус. Сизигия символизирует божественную пару, целостность, единение, чувство завершенности. По этой причине анима и анимус характеризуют истинное «Я» человека и представляют собой медиум в общении с коллективным бессознательным.

4. Персона представляет собой образ, который человек являет миру. Персона защищает эго от негативных представлений о себе и проявляется в снах в множестве разных форм. Этот архетип символизирует маски, надеваемые человеком в разных социальных ситуациях.

 

Следует также назвать архетип отца (символизирующий власть и авторитет), матери (уют и забота), младенца (стремление к невинности и спасению души) и мудреца (мудрость, наставничество, знание).


Дата: 2019-11-01, просмотров: 273.