Назначение диагностики организационных структур заключается в выявлении количественных характеристик и построению качественной, реалистичной модели функционирования организации.
Целью диагностики является определение влияния содержания и структуры функциональных отношений на конечные результаты деятельности.
Объектом диагностики является организационная структура и составляющие ее функциональные элементы, процедуры и их характеристики.
Предмет диагностики - распределение отношений функциональных элементов, их свойств и процедур в процессе функционирования организации.
Результат диагностики – создание новой организационной структуры.
2.1. Оценка эффективности организационной структуры
В данном пункте должна быть приведена методика расчета показателей, применяемых для оценки эффективности организационных структур управления производством. Названные показатели можно разделить на три основные группы: морфологические параметры, показатели функционального разделения труда и параметры взаимосвязей в организационной структуре.
К числу морфологических параметров относятся: число ступеней (уровней) управления; число звеньев на ступени; численность отдельных звеньев на отдельных ступенях; «габариты» организационной структуры; площадь «организационной трапеции»; сложность организационной структуры; занятость персонала в аппарате управления; уровень принятия решения; соотношение численности линейного и функционального персонала.
В группу показателей функционального разделения труда могут быть включены следующие: уровень централизации функций аппарата управления; управленческий потенциал; уровень функционального разнообразия; уровень технической вооруженности административно-управленческого труда; коэффициент рациональности структуры; уровень управляемости; степень централизации функций; коэффициент надежности системы управления; коэффициент дублирования функций; коэффициент концентрации функций управления.
Сложившиеся в организационной структуре взаимосвязи могут быть охарактеризованы с помощью ряда показателей, к числу которых относятся: общий и средний диапазон контроля руководителей на определенной ступени; средний диапазон контроля в структуре; организационный статус отдельного руководителя (мера Харари); общий статус руководителей организационной структуры; коэффициент полноты выполнения функций управления.
В данном разделе работы необходимо рассмотреть те показатели, для расчета которых есть необходимая информация и которые в дальнейшем могут стать предметом исследования.
Важнейшая характеристика организационной структуры – это норма управляемости или коэффициент управляемости:
.
Наиболее эффективная организационная структура при Купр=1/7…1/5.
Другим показателем эффективности организационной структуры является ширина сферы контроля. Например, широко известен принцип В. Грайкунаса, который дальше всех пошел в математизации этой нормы. Согласно этому принципу максимально возможное число отношений между членами организации определяется по формуле:
, где
n - число подчиненных;
а - число прямых отношений;
b - число перекрещивающихся отношений;
с - число групповых отношений;
f- общее число возможных отношений.
К организационной структуре предъявляется ряд требований:
1) направленность на достижение целей предприятия;
2) перспективность – выражается в том, что управляющая система не должна заниматься только оперативным управлением, поэтому в организационной структуре необходимо предусмотреть блок стратегического управления;
3) способность к развитию – развитие организационной структуры объясняется воздействием конкуренции и внешней среды, поэтому орг. структура должна быть эластичной по отношению к возможным изменениям;
4) согласованность интересов – в организационной структуре должен быть предусмотрен механизм, позволяющий установить компромисс между различными структурными подразделениями организации
5) индивидуализация – каждое предприятие уникально, поэтому типовые орг. структуры можно использовать в качестве ориентира для построения собственной орг. структуры.
6) экономичность – организационная структура должна способствовать наиболее рациональному осуществлению процессов управления, повышения производительности труда менеджеров при выполнении ими должностных обязанностей.
2.2. Построение матрицы распределения бизнес-процессов
Структура типовых бизнес-процессов приведена в приложении 1. На основании выделенных бизнес-процессов путем построения матричных проекций формируется классификатор бизнес-функций компании (табл. 6). Представленные матричные проекции позволяют выявить дублирующие функции на предприятии и формировать функции любой степени детализации путем более подробного описания как строк, так и столбцов матрицы.
Таблица 6
Бизнес-процесс | Владелец бизнес-процесса | |||||||
Подразделение 1
| Подразделение 2 | … | Подразделение n | |||||
Нужен | Выполняется | Нужен | Выполняется | Нужен | Выполняется | Нужен | Выполняется | |
Определять потребности и пожелания потребителей | Х | Х | Х | - | … | … | - | - |
Определять реакцию потребителей на конкурирующие предложения | - | Х | - | - | … | … | Х | Х |
… | … | … | … | … | … | … | … | … |
Измерять показатели деятельности организации | Х | Х | - | Х | … | … | Х | - |
2.3. Определение недостатков существующей организационной структуры
Практически каждая организация имеет ряд типичных проблем, которые могут заключаться в следующем:
· Отсутствие времени на разработку стратегии
· невозможность посоветоваться с непосредственным начальником
· Недостаток времени для решения неотложных вопросов
· Основной акцент на производство
· Исполнитель может не понимать, чьи решения необходимо исполнять;
· Уход от ответственности за принятые решения
· Часть руководителей перегружена и наоборот.
· Несвоевременность решения вопросов
· Подавление инициативы
· Лишний расход времени
· Неоперативность решения вопросов
· дублирование действий и усилий
· Нет ориентации на интегрированный конечный результат
· Сроки и качество прохождения информации
· Отсутствие стратегических планов;
· Возможные неадекватные внешней среде структурные сдвиги;
· Потеря управляемости на фирме;
· Неясные перспективы.
· Необъективный взгляд на вещи
· Нерациональное использование ресурсов организации
· Недозагрузка директоров
· Нет оперативной информации для принятия управленческих решений
· Бесконтрольность финансов и бюджета
· Нет корреляции бухгалтерии и отдела экономики
· Разобщены функции набора, подготовки и мотивации персонала.
· Не создано условий для развития корпоративной культуры
· Решения по персоналу требуют длительного согласования
· Мощности превышают собственные потребности
· Не используется накопленный потенциал
· На содержание уходит значительная часть прибыли и налоги
· Содержать дороже, чем купить услуги на стороне
Несмотря на наличие данных проблем, предприятие не только может решить данные проблемы своими силами, но и повысить эффективность своей работы минимально на 10 - 20% за счет внутренних резервов.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 221.