Общая характеристика организации.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.1. Общая характеристика организации

В данном разделе должна быть кратко охарактеризована организация с точки зрения видов ее деятельности, выпускаемой продукции, года ее создания, местоположения; проведен анализ текущей ситуации на предприятии (определить на качественном уровне ее состояние: кризисной, устойчивое и т.д.); определена фаза, на которой находится предприятие на основании модели жизненного цикла.

Построение модели жизненного цикла с учетом динамики прибылей и убытков позволит определить этап жизненного цикла предприятия (рис. 6).

 

 

 

Рис. 6. Жизненный цикл предприятия:

1 – стадия организации (создания) предприятия; 2 – стадия становления;

3 – стадия роста; 4 – стадия замедления роста; 5 – стадия зрелости;

6 – стадия спада; 7 – стадия умирания.

 

Состояние и жизнеспособность организации зависит от того, на какой жизненной стадии оно находится.

1 — фаза организации (создания) предприятия — характеризуется большим расходом всех ресурсов фирмы, причем результаты деятельности предприятия на этой стадии не окупают вложенных средств, т. е. предприятие работает себе в убыток. На этом этапе новое предприятие какое-то время, как правило, не ведет хозяйственно-производственной деятельности, но несет определенные убытки, связанные, в первую очередь, непосредственно с созданием и регистрацией нового предприятия, приобретением административного и производственных зданий и помещений, закупкой оборудования, сырья и материалов, наймом рабочей силы. Позже, на этом же этапе, компания начинает производственную деятельность, однако та еще не приносит прибыли. Экспертные оценки свидетельствуют, что по времени эта стадия в нашей стране может длиться от нескольких месяцев (как правило, у предпринимателей без образования юридического лица, а также предприятий, занимающихся торгово-закупочной деятельностью) до 3—4 лет (у промышленных предприятий).

2 — фаза становления — начало безубыточной деятельности, когда стоимость всех использованных ранее ресурсов и доходы фирмы сравнялись. На этой стадии предприятие еще не приносит прибыли, но уже не работает себе в убыток. Начинается формирование стратегического потенциала фирмы. Этот этап развития предприятия совпадает с этапом зарождения конкурентного преимущества фирмы на кривой жизненного цикла. Большое значение на этой стадии имеют внешние, не зависящие от предприятия и его деятельности, факторы, а также факторы внутренней среды.

3, 4 — этапы ускорения и замедления роста фирмы — характеризуются достаточно интенсивным ростом активности предприятия; отсутствием или малым количеством конкурентов. Как правило, на этих этапах руководство фирмы наращивает производственный потенциал предприятия, увеличивает объем производства и, как следствие, объем реализации. Ограничение роста на этих этапах определяется лишь ограничением ресурсов, как правило, материальных. На этапе ускорения роста предприятие имеет больший резерв, больший потенциал роста; отсюда — развитие предприятия достаточно быстрыми темпами, и как следствие, быстрый рост объема прибыли, получаемой фирмой на этом этапе. За относительно короткий срок доходы предприятия резко возрастают. На 4 этапе — этапе замедления роста — темпы прироста доходов падают, но тем не менее рост доходов наблюдается. Возможности предприятия подходят к своему пределу, темпы развития и увеличения компании замедляются, темпы роста прибыли падают, хотя, как уже отмечалось, рост прибыли наблюдается. Фирма подходит к пику своей жизнедеятель­ности, к пику своей активности.

5 — этап устойчивости (зрелости) — на этом этапе своего развития предприятие достигает вершины успеха, пика доходов. Наблюдается стабильность поступления доходов. Общее состояние фирмы стабилизируется: прекращается расширение производства, объем реализации достиг своего максимума; максимума достигают и доходы (прибыль), получаемые предприятием. Задача любого управляющего на этом этапе — максимально увеличить его про­должительность. Об этом необходимо позаботиться заранее, так как вслед за фазой устойчивости, как правило, наступает фаза спада.

6 – этап спада — характеризуется резким снижением объема получаемой прибыли, спадом деловой активности предприятия. Этап наступает главным образом за счет агрессивной политики соперничающих фирм, а также за счет усиливающегося старения ресурсов фирмы. Это относится как к материальным, так и к кадровым, информационным, организационным ресурсам. Внешние факторы вновь приобретают большое значение. На этом этапе ухудшаются практически все финансовые показатели деятельности предприятия, нарушается структура баланса.

7 – умирание предприятия — фирма начинает нести прямые убытки от своей деятельности. На этом этапе обычно начинают процедуру несостоятельности (банкротство) предприятия. Как правило, дело о банкротстве заканчивается объявлением предприятия должника банкротом, конкурсным производством и ликвидацией предприятия.

Идею жизненного цикла конкретного предприятия имеет смысл «закладывать» в стратеги­ческий план (прогноз) развития компании с тем, чтобы максимально продлить стадию устойчивости. Определение своего местоположения на кривой жизнен­ного цикла достаточно просто осуществляется на стадии организа­ции фирмы (основной критерий — наличие убытков от деятельно­сти). На II, III и IV стадиях (т. е. на стадиях становления, ускорения и замедления роста фирмы) определение местоположения на кри­вой жизненного цикла также достаточно простое — компания на­чинает получать прибыль от деятельности, причем темпы получе­ния этой прибыли определяют стадию ускорения или замедления роста фирмы. Наиболее важным становится прогнозирование кризиса на предприятии.

Платежеспособность (или, соответственно, неплатежеспособность) предприятия, являются основным критерием кризисного состояния фирмы, то полученная кривая будет в полной мере удовлетворять нас в качестве источника информации для дальнейшего анализа.

 

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 236.