Введение
Курсовая работа по дисциплине «Основы менеджмента и история менеджмента» предусмотрена учебным планом специальности 080507 – «Менеджмент организации» и 080801 – «Прикладная информатика в экономике».
Целью курсовой работы является приобретение практических навыков анализа организационной структуры и предложить мероприятия по ее совершенствованию.
Задачи курсовой работы определяются поставленной целью и сводятся к следующему:
- изучение теоретических аспектов исследуемой проблемы;
- характеристика объекта исследования (организационной структуры управления):
- изучение современных видов и методов разработки организационных структур;
- диагностика проблемы;
- разработка мероприятий по совершенствованию организационной структуры.
Студенты самостоятельно выбираю базовую организацию для выполнения курсовой работы и собирают исходную информацию, содержащую общие сведения об организации, существующую организационную структуру, положение об организационной структуре, положение об одном из подразделений, должностную инструкцию одного из сотрудников. В качестве исходной информации для выполнения аналитической и проектной частей студенческой работы могут быть использованы данные предприятий, личный опыт студента, текущие публикации, материалы Интернета, нормативно-правовая база. Результатом курсовой работы должны быть мероприятия, направленные на совершенствование существующей организационной структуры.
Основную часть разделов составляет, по преимуществу, формальное описание процессов в виде схем, таблиц и т.п. Минимальный объем курсовой работы – 35-40 стр.
Структура курсовой работы:
Введение
1. Общая характеристика организации.
2. Анализ внешней среды и стратегии организации.
Определение миссии организации.
Анализ внешней и внутренней среды организации.
Построение дерева целей.
Определение стратегии организации.
3. Диагностика существующей организационной структуры.
Общая характеристика организационной структуры.
Оценка эффективности организационной структуры.
Построение матрицы распределения бизнес-процессов.
Определение недостатков существующей организационной структуры.
4. Перепроектирование организационной структуры организации.
Определение возможных перспективных направлений совершенствования организационной структуры.
Разработка новой организационной структуры и ее соответствие признакам эффективной организационной структуры.
Комплект документов организационной структуры.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложения.
II . Методические указания по выполнению курсовой работы
Во введении необходимо обозначить следующие моменты:
· современное состояние данного вопроса (актуальность темы исследования);
· цель, задачи и содержание курсовой работы.
Положение об организационной структуре
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
________________
________________.
____________
«__» _____________ 200_г.
Положение об организационной структуре предприятия
Общие положения
1.1 Положение предназначено для определения структуры управления и административной подчиненности руководителей структурных подразделений ООО НПП «БМТ».
1.2 Положение основано на принципах, изложенных в Уставе Организации:
· Положение регламентирует административно подчиненность руководителей Организации до уровня начальника отдела;
· Положение утверждается приказом Генерального директора;
· Внесение изменения в Положение осуществляется на основании приказа Генерального директора о внесении изменений.
Направление деятельности
2.1. Управление Организацией обеспечивает ее деятельность, направленную на получение прибыли и исполнение в связи с этим инвестиционных, производственных и других договоров (соглашений, контрактов), участником которых является Организация.
2.2. Все направления деятельности закреплены в Уставе Организации:
· Целью Организации является получение прибыли;
· Предметом деятельности является производство водоочистительных сооружений с использованием передовых технологий.
Структура управления
4.1. В соответствии с текущими направлениями деятельности и обеспечивающими функциями в организационную структуру входят следующие службы и отделы (см. схему №3).
4.2. Заместителю директора по производству подчиняются: начальники цехов №1,№2, №3; Руководители конструкторских отделов (№1и №2) и технологических секторов (№1,№2,№3); Начальник проектного отдела.
4.3 Коммерческому директору подчиняется коммерческий отдел.4.4 Руководителю коммерческого отдела подчиняются: отдела снабжения; отдела сбыта; начальник гаража, юридический отдел; начальник склада, отдел маркетинга
4.5 Директору по персоналу подчиняются отдел кадров и отдел труда и заработной платы.
4.6. Директору-администратору подчиняются: ремонтная группа; начальник охраны; аналитический отдел; отдел оборота документации.
4.7 Директору по экономики и финансам подчиняются планово-экономический отдел, финансовый отдел и главный бухгалтер.
4.8 Отдел управления качеством подчиняется непосредственно Генеральному директору.
4.9 Бухгалтерия находится под руководством главного бухгалтера.
Функции подразделений.
Проектный отдел.
1) проектирование зданий под оборудование;
2) привязка установки в существующее помещение.
Цеха.
Серийное производство установок по получению очищенной воды или очистки сточных вод.
Технологические сектора (№1,№2, №3).
1) Проектирование и изготовление установок по получению очищенной воды или очистки сточных вод;
2) Внедрение в производство новых технологий.
Конструкторские отделы.
Разработка чертежей и проектов по изготовлению установок по получению очищенной воды или очистки сточных вод.
Отдел управления качеством.
1) Обеспечение единства применяемых на предприятии стандартов;
2) Внедрение эталонов и государственных стандартных образцов, технических условий, инструкций;
3) Предотвращение выпуска предприятием продукции, не соответствующей требованиям стандартов и технических условий, утвержденным образцам (эталонам), проектно-конструкторской документации.
4) Проверка поступающих на предприятие материальных ресурсов (сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий) и подготовка заключений о соответствии их качества стандартам и техническим условиям..
5) Организация работ по сертификации.
Разработка новых и пересмотр действующих стандартов, технических условий и других документов по стандартизации и сертификации
Отдел снабжения.
1) Обеспечение производственных подразделений предприятия материально-техническими ресурсами;
2) Определение источников покрытия потребности в материальных ресурсах.
Отдел сбыта.
Реализация готовой продукции.
Юридический отдел.
1)Юридическая защита деятельности предприятия: представительство предприятия в Арбитражном Суде и судах общей юрисдикции;
2) Обеспечение соблюдения законности на предприятии.
Гараж.
1) Транспортное обеспечение деятельности предприятия;
2) Совершенствование транспортного обеспечения предприятия.
Склад.
Организация складирования сырья, материалов и готовой продукции.
Отдел кадров.
1) Найм, отбор и увольнение персонала;
2) Организация и проведение всех видов подготовки и повышения квалификации кадров;
3) 3) Комплектование предприятия кадрами рабочих, служащих и специалистов требуемых профессий, специальностей и квалификации в соответствии с целями, стратегией и профилем предприятия, изменяющимися внешними и внутренними условиями его деятельности;
4) 4) Ведение документации (личные дела, трудовые книжки и т.п. работников предприятия)
Отдел труда и заработной платы.
1) Нормирование труда;
2) Организация оплаты и стимулирования труда.
Ремонтная группа.
1)Паспортизация и аттестация оборудования;
2) Разработка технологических процессов ремонта и их оснащения;
3) Организация и планирование технологического обслуживания и ремонта, а также труда ремонтного персонала;
4)Выполнение работ по технологическому обслуживанию, ремонту и модернизации оборудования.
Охрана.
1) Обеспечение безопасности работников предприятия;
2) Организация и обеспечение охраны объектов предприятия, материальных ценностей и денежных средств.
Аналитический отдел.
1)Проведение аналитических исследований;
2) Ведение статистики.
Отдел оборота документации.
1) Организация делопроизводства на предприятии.
2) Обеспечение единого порядка документационного обеспечения предприятия.
3) Контроль исполнения документов и подготовка документов к передаче в архив.
4) Обеспечение структурных подразделений технической документацией.
5) Организация, систематизация, прием, учет, классификация и регистрация поступающей технической информации.
Отдел маркетинга.
1) Анализ положения предприятия на рынке, его финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием;
2) Исследование существующих сетей сбыта и систем снабжения;
3) Организация рекламы и стимулирование сбыта.
Бухгалтерия.
1) Организация бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности;
2) Контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия.
Планово-экономический отдел.
1) Формирование единой экономической политики предприятия на основе анализа состояния и тенденций развития отрасли.
2) Планирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия
Отдел пуско-наладки
1) Пуск в эксплуатацию, наладка и монтаж оборудования.
Финансовый отдел.
1) Организация финансовой деятельности предприятия с целью наиболее эффективного использования всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) и получения максимальной прибыли.
2) Анализ финансово-экономического состояния предприятия.
Приложение 3
ПОЛОЖЕНИЕ О ПЛАНОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕ
I. Общие положения
Планово-экономический отдел является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно финансовому директору.
II. Задачи
1. Руководство работой по экономическому планированию на предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей результативности в деятельности предприятия.
2. Организация комплексного экономического анализа деятельности предприятия и участие в разработке мероприятий по эффективному использованию производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов, повышению рентабельности производства.
3. Организация и совершенствование внутри заводского хозяйственного расчета.
4. Разработка проектов оптовых и розничных цен на реализуемую продукцию и утверждение внутризаводских планово-
расчетных цен.
III. Структура
1. Структуру и штаты отдела утверждает директор предприятия
в соответствии с типовыми структурами аппарата управления и
нормативами численности специалистов и служащих с учетом объемов работ и особенностей производства.
2. В состав отдела могут входить подразделения (секторы, бюро, группы технико-экономического планирования, себестоимости,
цен, экономического анализа, учета и статистики, калькуляции,
нормативов и др.
3. Распределение обязанностей между работниками отдела осуществляется начальником отдела в соответствии с должностными
инструкциями и настоящим Положением.
IV. Функции
1. В области планирования
1.1. Организация и общее руководство разработкой проектов перспективных и текущих планов предприятий в соответствии с прямыми заказами потребителей продукции (работ, услуг):
участие в разработке стратегии предприятия;
подготовка предложений для утверждения руководством предприятия о порядке, сроках и участниках (отделах, службах, цехах) разработки проектов планов;
распределение производственной программы между цехами и службами предприятия;
рассмотрение обоснований и расчетов проектов планов подразделений предприятия;
обеспечение согласованности и взаимной увязки планов цехов и служб предприятия;
составление проектов планов предприятия в целом.
1.2. Планирование производственно-хозяйственной деятельности цехов и служб на основе утвержденного плана предприятия:
доведение годовых и квартальных заданий цехам и службам по установленному перечню показателей;
участие в разработке годовых, квартальных и месячных производственных программ вспомогательными и непроизводственными цехами;
рассмотрение цеховых планов, их проверка, внесение необходимых коррективов.
1.3. Внесение соответствующих корректировок в планы предприятия и отдельных подразделений в случае изменения производственно-хозяйственной ситуации.
2. В области организации планово-экономической работы
2.1. Подготовка необходимых материалов для рассмотрения
проектов планов, итогов работы предприятия и цехов.
2.2. Разработка системы показателей оценки деятельности цехов и служб в соответствии со спецификой их работы; участие в
разработке положений по материальному поощрению.
2.3. Организация работы по нормированию и ценообразованию
на предприятии:
систематизация нормативных затрат на изготовление продукции;
составление нормативных калькуляций, контроль за внесением в них всех текущих изменений;
участие в разработке прогрессивных плановых технико-экономических норм и нормативов и доведение их до цехов, отделов и служб предприятия;
разработка совместно с другими службами предприятия проектов оптовых и розничных цен и представление их на утверждение;
разработка и представление на утверждение внутризаводских цен;
подготовка заключений по проектам оптовых цен на поставляемую продукцию предприятию;
разработка исходных цен, применяемых при планировании и учете;
осуществление анализа цен, выявление убыточных и высокорентабельных изделий, разработка мероприятий по ликвидации убыточности, в случае необходимости внесение предложений о пересмотре цен на высокорентабельные изделия, подготовка и представление для утверждения новых цен всех необходимых материалов.
2.4. Организация разработки мероприятий по эффективному использованию производственных мощностей основных и оборотных фондов, материальных и трудовых ресурсов, по использованию всех резервов производства.
3. В области анализа и оперативно-статистического учета
3.1.Контроль за выполнением цехами и службами предприятия
годовых, квартальных, месячных, декадных и суточных планов и
заданий.
3.2.Организация и руководство работой по комплексному, экономическому анализу производственно-хозяйственной деятельности
предприятия.
3.3.Составление совместно с бухгалтерией пояснительной записки к годовому отчету, участие в балансовой комиссии по итогам
деятельности предприятия.
3.4. Контроль за правильностью производимых соответствующими
службами и цехами предприятия расчетов экономической эффективности внедрения новой техники, рационализаторских предложений и
других организационно-технических мероприятий, направленных на
повышение эффективности производства, надежности и качества продукции, развитие специализации и кооперирования.
3.5. Участие в организации постоянно действующих комплексных групп контрольно-ревизионной работы из представителей раз
личных подразделений предприятия.
3.6. Организация статистической отчетности предприятия:
сбор необходимых материалов, обобщение, подготовка и представление статистической отчетности в сроки и по формам, установленным Госкомстатом РФ;
контроль за качеством всей статистической отчетности на предприятии;
систематизация статистических материалов и составление справок по статистической отчетности.
4. В области методологической работы
4.1. Методическое руководство, разработка форм и документации, порядка и сроков проведения работ по:
технико-экономическому планированию;
оперативно-производственному планированию (совместно с производственно-диспетчерскими службами предприятия);
внутризаводскому хозяйственному расчету (совместно с главной бухгалтерией);
учету и анализу результатов производственно-хозяйственной деятельности (совместно с главной бухгалтерией);
расчетам экономической эффективности;
статистической отчетности.
4.2. Изучение и распространение передового опыта планово-
экономической работы, оперативного учета и анализа хозяйствен
ной деятельности цехов и служб предприятия.
V. Взаимоотношения планово-экономического отдела с другими подразделениями предприятия
1. С бухгалтерией
Получает: отчеты по выпуску продукции (в номенклатуре и денежной оценке), сведения о состоянии незавершенного производства; другие данные, необходимые для планирования и анализа; финансовый план; отчеты о выполнении финансового плана; расчет амортизационных отчислений по цехам и предприятию в целом, копия задания цехам и отделам по снижению запасов оборотных средств; ежедневные сведения по выполнению плана реализации цехами (предприятием).
Представляет: план производства по номенклатуре на год, квартал и месяц; себестоимость фактически выпущенной товарной продукции; план производства продукции по номенклатуре и объему товарной продукции по цехам.
2. С техническими секторами
Получает: перспективные и текущие планы развития и внедрения новой техники и улучшения организации производства с расчетами экономической эффективности от внедрения и отчеты об их выполнении; заключения о возможности принятия заказа на экспортные изделия; сметы расходов на освоение новых производств, на опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы; отчеты о выполнении проекта задания по снижению себестоимости продукции; отчеты о хозрасчетной деятельности отделов по установленным показателям.
Представляет: планы производства продукции по номенклатуре (перспективные, годовые и квартальные), проекты задания по снижению себестоимости продукции; сроки выпуска новых изделий для составления планов и графиков конструкторской и технической подготовки производств.
3. С конструкторскими отделами.
Получает: проекты перспективных и текущих планов развития и внедрения новой техники и улучшения организации производства и отчеты об их выполнении; материалы и расчеты для экономического анализа работы предприятия; расчеты мощностей цехов и предприятия в целом; заключения о возможности принятия заказа на экспорт; отчеты о выполнении проекта задания по снижению себестоимости продукции; маршрутно-технологические карты.
Представляет: утвержденные перспективные годовые и квартальные планы производства в номенклатуре; сроки выпуска новых изделий и модернизации серийных для составления графиков технологической подготовки производства; сведения о выполнении организационно-технических мероприятий; указания, методику и расчеты по определению экономической эффективности организационно-технических мероприятий.
4. С ремонтной группой
Получает: план ремонта оборудования на квартал, год и на перспективу; месячные отчеты о выполнении планово-предупредительного ремонта оборудования; сметы расходов на ремонт сооружений и оборудования и на выполнение оргтехмероприятий; отчет о выполнении проекта задания по снижению себестоимости товарной продукции.
Представляет: проект задания по снижению себестоимости товарной продукции.
5. С отделом снабжения
Получает: специфицированные нормы расхода материалов; сводные нормы расходов; извещения об изменениях норм расхода материалов.
Представляет: номенклатуру изделий, подлежащих изготовлению.
6. С отделом сбыта
Получает: отчеты от отгрузках готовых изделий; годовые, квартальные и месячные планы производства по объему и номенклатуре; ежедневные сводки выпуска готовой продукции.
7. С проектным отделом
Получает: план строительства производственных объектов; сметы расходов на ремонт зданий и сооружений.
Представляет: утвержденные перспективные и текущие планы капитальных вложений; задание по снижению стоимости строительства и ремонтных работ.
8. С цехами основного производства
Получает: отчеты о выполнении плана по производству, себестоимости, труду и заработной плате; сведения о расходе материалов на единицу готовой продукции; выходе готовой продукции; использовании рабочего времени, производственной мощности.
Представляет: производственную программу на год, квартал, месяц и другие хозрасчетные показатели.
9. С отделом маркетинга
Получает: рекомендации для планирования номенклатуры (ассортимента) на основе прогноза, выданного службой маркетинга; информацию о выборе каналов распределения продукции с учетом минимизации издержек обращения; программу товародвижения на основе плана сбыта продукции; программу маркетинга в соответствии с целями и стратегией предприятия.
Представляет: формирование политики предприятия в области плановой работы; анализ информации, поступающей от цехов основного производства; сведения о планировании производства определенной продукции для удовлетворения выявленных потребностей с учетом производственных возможностей.
10. С отделом оборота документации
Получает: Бланки, требования к ведению отчетной документации, документы, требуемые из архива для ведения бизнеса.
Представляет: отчеты, документы, договора, которые требуется сдать в архив, текущую информацию (планы, прогнозы функционирования всего предприятия и для отдельных секторов и подразделений) для обеспечения быстрого обмена информацией внутри предприятия.
VI. Права
1. Требовать от соответствующих отделов, цехов и служб предприятия представления материалов (отчетов по установленным формам, справок и т.д.), необходимых для осуществления работы, входящей в компетенцию планово-экономического отдела.
2. Проверять и подтверждать сметы, расчеты экономической
эффективности, калькуляции, составленные другими отделами и
цехами предприятия.
3. Привлекать к участию при разработке плана и отдельных заданий другие отделы по принадлежности и экономистов цехов и
служб.
4. Давать указания отделам, службам и цехам по методике технико-экономических расчетов учета и планирования, проводить
соответствующие совещания, представлять предприятие в вышестоящих и других организациях по вопросам, касающимся планирования производственно-хозяйственной деятельности, разработки цен
на продукцию, изготовляемую предприятиями, а также по статистической отчетности.
5. Указания планово-экономического отдела в пределах функций, предусмотренных настоящим Положением, являются обязательными к руководству и исполнению цехами, отделами и службами предприятия.
6. Участвовать в анализе рыночной информации.
VII. Ответственность
1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность
выполнения возложенных настоящим Положением на отдел задач,
и функций несет начальник отдела.
2. Степень ответственности других работников устанавливается
должностными инструкциями.
V. Оценка работы планово-экономического отдела
Критерии оценки
1. Своевременность
«5» - В установленные сроки выполняет свою работу и в установленный срок передает информацию (документацию) взаимосвязанным с ним подразделениям;
«4» - В установленные сроки выполняет свою работу, но не всегда в установленный срок передает документацию взаимосвязанным с ним подразделениям;
«3» - Не всегда в установленные сроки выполняет свою работу и не всегда в установленный срок передает документацию взаимосвязанным с ним подразделениям;
«2» - Не справляется с работой в установленные сроки и, соответственно, задерживает работу взаимосвязанных с ним подразделений.
2. Точность выполняемой работы
«5» - Безошибочно и в полном объеме выполняет свои функции, предоставляет полную и точную информацию взаимосвязанным с ним подразделениям;
«4» - Почти всегда безошибочно, но в полном объеме выполняет свои функции, и, соответственно, предоставляет полную и почти всегда точную информацию взаимосвязанным с ним подразделениям;
«3» - Иногда допускает ошибки в работе, или не в полном объеме выполняет свои функции, предоставляя при это неточную или неполную информацию взаимосвязанным с ним подразделениям;
«2» - Постоянно допускает ошибки в работе, не выполняя при этом некоторые функции. Часто предоставляет не полную информацию, содержащую ошибки, взаимосвязанным с ним подразделениям.
VI. Поощрения
Если показатели в оценке работы работника предприятия наивысшие («5»), то предусмотрены следующие вознаграждения:
- премии в размере 20% от прямой заработной платы;
- дополнительные выходные дни;
- дополнительные дни к оплачиваемому отпуску;
- предоставление оплачиваемых путевок в санатории и профилактории;
- размещение на доске почета.
Приложение 4
ИНСТРУКЦИИ
НАЧАЛЬНИКА ПЛАНОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОТДЕЛА
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ | УТВЕРЖДАЮ | ||
| |||
(орган юридического лица (учредители); | |||
00.00.00 № 00 | лицо, уполномоченное утверждать | ||
Начальника планово-экономического отдела | должностную инструкцию) | ||
(подпись) | (фамилия, инициалы) | ||
00.00.00 г. |
I. Общие положения
Начальник планово-экономического отдела:
1. Начальник планово-экономического отдела относится к категории руководителей.
2. На должность начальника планово-экономического отдела назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы по специальности в области экономического планирования не менее 5 лет.
3. Назначение на должность начальника планово-экономического отдела и освобождение от нее производится приказом директор предприятия по представлению производится приказом директор предприятия по представлению директора по экономике и финансам.
4. Начальник планово-экономического отдела должен знать:
4.1. Законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность.
4.2. Методические материалы, касающиеся экономики предприятия.
4.3. Стратегию и перспективы развития предприятия.
4.4. Перспективы развития отрасли.
4.5. Профиль, специализацию и особенности структуры предприятия.
4.6. Состояние и перспективы развития рынка сбыта продукции, работ (услуг).
4.7. Организацию разработки перспективных и текущих планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
4.8. Порядок разработки бизнес-планов.
4.9. Систему экономических стандартов и показателей предприятия.
4.10. Организацию статистического учета, планово-учетную документацию, сроки и порядок составления отчетности.
4.11. Методы экономического анализа показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений.
4.12. Порядок определения себестоимости товарной продукции, разработки нормативов материальных и трудовых затрат, оптовых и розничных цен.
4.13. Методы определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, мероприятий по повышению конкурентно способности продукции, совершенствованию организации труда и управления.
4.14. Отечественный и зарубежный опыт рациональной организации экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.
4.15. Экономику и организацию производства, труда и управления.
4.16. Основы технологии производства.
4.18. Средства вычислительной техники, коммуникаций и связи.
4.19. Основы трудового законодательства.
4.20. Правила внутреннего трудового распорядка.
4.21. Правила и нормы охраны труда.
5.1. Положением о планово-экономическом отделе предприятия.
5.2. Настоящей должностной инструкцией.
6. Начальник планово-экономического отдела подчиняется непосредственно директору по экономике и финансам.
8. На время отсутствия начальника планово-экономического отдела (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет заместитель (при отсутствии такового - лицо, назначенное в установленном порядке), который приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
II. Должностные обязанности
Начальник планово-экономического отдела:
1. Осуществляет руководство работой по экономическому планированию на предприятии, направленном на организацию рациональной хозяйственной деятельности в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей эффективности работы предприятии.
2. Возглавляет подготовку проектов текущих планов подразделениями предприятия по всем видам деятельности в соответствии с заказами потребителей продукции, работ (услуг) и заключенными договорами, а также обоснований и расчетов к ним.
3. Участвует в разработке стратегии предприятия с целью адаптации его хозяйственной деятельности и системы управления к изменяющимся в условиях рынка внешним и внутренним экономическим условиям.
4. Руководит составлением среднесрочных и долгосрочных комплексных планов производственной, финансовой и коммерческой деятельности (бизнес-планов) предприятия, согласовывает и взаимно увязывает все их разделы.
5. Обеспечивает доведение плановых заданий до подразделений предприятия.
6. Организует разработку прогрессивных плановых технико-экономических нормативов материальных и трудовых затрат, проектов оптовых и розничных цен на продукцию предприятия, тарифов на работы (услуги) с учетом спроса и предложения и с целью обеспечения запланированного объема прибыли, составление нормативных калькуляций продукции и контроль за внесением в них текущих изменений планово-расчетных цен на основные виды сырья, материалов и полуфабрикатов, используемых в производстве, сметной калькуляции товарной продукции.
7. Обеспечивает подготовку заключений на проекты оптовых цен на продукцию, поставляемую предприятию.
8. Осуществляет руководство:
8.1. Проведением комплексного экономического анализа всех видов деятельности предприятия.
8.2. Разработкой мероприятий по эффективному использованию капитальных вложений, повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек на производство и реализацию продукции, повышению рентабельности производства, увеличению прибыли, устранению потерь и непроизводительных расходов.
9. Организует контроль за выполнением подразделениями предприятия плановых заданий, а также статистический учет по всем производственным и технико-экономическим показателям работы предприятия, подготовку периодической отчетности в установленные сроки, систематизацию статистических материалов.
10. Подготавливает предложения по конкретным направлениям изучения рынка с целью определения перспектив развития предприятия, осуществляет координацию проведения исследований, направленных на повышение эффективности его производственно-хозяйственной деятельности.
11. Совместно с бухгалтерией осуществляет методическое руководство и организацию работы по учету и анализу результатов производственно-хозяйственной деятельности, разработку рациональной учетной документации.
12. Обеспечивает разработку методических материалов по технико-экономическому планированию деятельности подразделений предприятия, расчету экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, организационно-технических мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности продукции, работ (услуг).
13. Организует разработку унифицированной документации, экономических стандартов, внедрение средств механизированной и автоматизированной обработки плановой и учетной информации.
III. Права
Начальник планово-экономического отдела имеет право:
1. Действовать от имени отдела, представлять интересы предприятия во взаимоотношениях с иными структурными подразделениями предприятия и другими организациями производственно-хозяйственным и финансово-экономическим вопросам.
2. Устанавливать служебные обязанности для подчиненных ему работников.
3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию производственно-хозяйственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
4. Запрашивать от структурных подразделений предприятия необходимую информацию.
4. Вносить на рассмотрение директора предприятия:
4.1. Представления о назначении, перемещении и освобождении от занимаемых должностей работников планово-экономического отдела.
4.2. Предложения:
- о поощрении отличившихся работников;
- привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности нарушителей производственной и трудовой дисциплины.
6. Участвовать в подготовке проектов приказов, инструкций, указаний, а также смет, договоров и других документов, связанных с деятельностью планово-экономического отдела.
7. Взаимодействовать с руководителями всех структурных подразделений по вопросам производственно-хозяйственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
8. Привлекать специалистов структурных подразделений предприятия к участию при разработке планов производственной, финансовой и коммерческой деятельности предприятия.
9. Визировать и подписывать документы, связанные с производственно-хозяйственной и финансово-хозяйственной деятельностью предприятия (планы, отчеты, пр.).
10. Самостоятельно вести переписку со структурными подразделениями предприятия а также иными организациями по вопросам, входящим в компетенцию отдела и не требующим решения директора предприятия.
IV. Ответственность
1. Начальник финансового отдела несет ответственность:
1.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
1.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
1.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
2.1. Несвоевременное и некачественное исполнение документов по поручению директора предприятии, ненадлежащее ведение делопроизводства в соответствии с действующими правилами и инструкциями, а также использование информации работниками отдела в неслужебных целях.
Должностная инструкция разработана в соответствии с |
| ||||||
Руководитель структурного подразделения | ||||||
| (подпись) | (фамилия, инициалы) | ||||
| 00.00.00 | |||||
| ||||||
СОГЛАСОВАНО: | ||||||
Начальник юридического отдела | ||||||
(подпись) | (фамилия,инициалы) | |||||
00.00.00 | ||||||
| ||||||
С инструкцией ознакомлен: | ||||||
| (подпись) | (фамилия, инициалы) | ||||
| 00.00.00 г. |
Оценка работы начальника
планово-экономического отдела
Критерии оценки
1. Своевременность.
«5» - Своевременное исполнение поручений директора по экономике и финансам (его прямых должностных обязанностей). Своевременное доведение плановых заданий до подразделений;
«4» - Своевременное исполнение поручений директора по экономике и финансам (его прямых должностных обязанностей). Почти всегда своевременное доведение плановых заданий до подразделений;
«3» - Почти всегда своевременное исполнение поручений директора по экономике и финансам (его прямых должностных обязанностей). Часто несвоевременное доведение плановых заданий до подразделений;
«2» - Часто несвоевременное исполнение поручений директора по экономике и финансам (его прямых должностных обязанностей). Почти всегда несвоевременное доведение плановых заданий до подразделений.
2. Точность.
«5» - Всегда осуществляет грамотное руководство работой по экономическому планированию, руководит составлением среднесрочных и долгосрочных бизнес-планов предприятия, организует контроль за выполнением подразделениями предприятия плановых заданий, в полном объеме ведет статистический учет и документацию.=> Всегда выполняет предписанные ему должностные обязанности.
«4» - Иногда перепоручает некоторые свои прямые должностные обязанности своим подчиненным.
«3» - Часто не выполняет предписанные ему должностные обязанности в полном объеме.
«2» - Не предписанные ему должностные обязанности.
Введение
Курсовая работа по дисциплине «Основы менеджмента и история менеджмента» предусмотрена учебным планом специальности 080507 – «Менеджмент организации» и 080801 – «Прикладная информатика в экономике».
Целью курсовой работы является приобретение практических навыков анализа организационной структуры и предложить мероприятия по ее совершенствованию.
Задачи курсовой работы определяются поставленной целью и сводятся к следующему:
- изучение теоретических аспектов исследуемой проблемы;
- характеристика объекта исследования (организационной структуры управления):
- изучение современных видов и методов разработки организационных структур;
- диагностика проблемы;
- разработка мероприятий по совершенствованию организационной структуры.
Студенты самостоятельно выбираю базовую организацию для выполнения курсовой работы и собирают исходную информацию, содержащую общие сведения об организации, существующую организационную структуру, положение об организационной структуре, положение об одном из подразделений, должностную инструкцию одного из сотрудников. В качестве исходной информации для выполнения аналитической и проектной частей студенческой работы могут быть использованы данные предприятий, личный опыт студента, текущие публикации, материалы Интернета, нормативно-правовая база. Результатом курсовой работы должны быть мероприятия, направленные на совершенствование существующей организационной структуры.
Основную часть разделов составляет, по преимуществу, формальное описание процессов в виде схем, таблиц и т.п. Минимальный объем курсовой работы – 35-40 стр.
Структура курсовой работы:
Введение
1. Общая характеристика организации.
2. Анализ внешней среды и стратегии организации.
Определение миссии организации.
Анализ внешней и внутренней среды организации.
Построение дерева целей.
Определение стратегии организации.
3. Диагностика существующей организационной структуры.
Общая характеристика организационной структуры.
Оценка эффективности организационной структуры.
Построение матрицы распределения бизнес-процессов.
Определение недостатков существующей организационной структуры.
4. Перепроектирование организационной структуры организации.
Определение возможных перспективных направлений совершенствования организационной структуры.
Разработка новой организационной структуры и ее соответствие признакам эффективной организационной структуры.
Комплект документов организационной структуры.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложения.
I . Теоретические основы разработки организационных структур
Организационная структура определяется как
· комплекс формальных задач, назначаемых сотрудникам и подразделениям;
· взаимоотношения формальной подотчетности, включая линии властных полномочий, ответственность за принимаемые решения, число уровней иерархии и норму управляемости;
· разработка систем, обеспечивающих эффективную координацию деятельности работников отделов.
На организационной диаграмме обычно отображается управленческая цепочка, задачи подразделений и их взаимодействия. Каждый из сотрудников должен выполнять предписанные ему функциональные обязанности, имеет определенные полномочия и несет ответственность за принимаемые решения. Между всеми уровнями существует определенная взаимосвязь.
Для анализа организационной структуры необходимо определить ее вид. В экономической литературе выделяют следующие типы организационных структур, каждый из которых обладает своими преимуществами и недостатками.
Функциональная структура (линейная) отличается крепкой вертикалью власти, информационные потоки осуществляются сверху вниз, и снизу вверх по иерархии (рис. 1).
Рис. 1. Функциональная структура организации
Взаимодействие сотрудников осуществляется в рамках отдела. Деятельность сотрудников определяют строгие правила и процедуры. Карьера сотрудника зависит от его функциональных качеств: развивая свои навыки, работник может рассчитывать на повышение.
Таблица 1
Преимущества и недостатки функциональной организационной структуры
Преимущества | Недостатки |
1) Эффективное использование ресурсов 2) Углубление специализации 3) Карьерный рост внутри функциональных отделов 4) Руководство и контроль со стороны высших менеджеров 5) Высокая степень координации взаимодействия внутри функций 6) Высокий уровень решения проблем | 1) слабые взаимосвязи между функциональными отделами 2) замедленная реакция на внешние изменения 3) принятие решений на верхних уровнях, что обуславливает замедление процесса их принятия 4) проблемы с распределением ответственности 5) проблемы в управлении общим обучением работников |
Дивизиональная структура – различные отделы группируются для производства единичного товара. Такая структура используется в основном для крупных предприятий, выпускающих продукцию для различных рынков. Каждое подразделение представляет собой независимый бизнес (рис. 2).
Рис. 2. Дивизиональная структура организации
В дивизиональной структуре подразделения являются независимыми организационными единицами, в каждой из которых имеются необходимые функциональные отделы. Если в функциональной структуре все инженеры группируются в отделе исследований и разработок, то в дивизиональной структуре такие отделы формируются в каждом подразделении, они имеют меньшую численность сотрудников, внимание которых концентрируется на одной товарной линии.
Возникающие противоречия в дивизиональной структуре разрешаются не генеральным директором, а на уровне подразделений.
Подразделения предприятия могут формироваться не только по принципу товарной линии, но и по географическому принципу. В таких подразделениях руководитель контролирует все осуществляемые компанией функции в конкретной стране или регионе.
Таблица 2
Преимущества и недостатки дивизиональной организационной структуры
Преимущества | Недостатки |
1) высокая гибкость, быстрая реакция на изменения внешней среды 2) повышенное внимание к требованиям потребителей 3) высокий уровень координации взаимодействий функциональных подразделений 4) четкое распределение ответственности в рамках подразделения 5) акцент на товар в целом или на цели подразделения 6) развитие навыков общего руководства | 1) дублирование ресурсов в подразделении 2) относительно низкий уровень технического развития и специализации в подразделениях 3) слабая координация взаимодействия в подразделениях 4) конкуренция за корпоративные ресурсы |
Матричная структура – предполагает одновременной использование функционального и дивизионального подходов (рис. 3).
Рис. 3. Матричная структура организации
Особенностью такой структуры является двойная линия властных полномочий: дивизиональная иерархия властных полномочий направлена горизонтально, а функциональная – вертикально. Вертикальная структура обеспечивает традиционный контроль, а дивизиональная – координацию взаимодействий. Такая структура приводит к тому, что некоторые сотрудники подчиняются сразу двум непосредственным начальникам.
Таблица 3
Преимущества и недостатки матричной организационной структуры
Преимущества | Недостатки |
1) более эффективное, чем в традиционной иерархии использование ресурсов 2) гибкость, адаптивность к изменяющейся внешней среде 3) развитие как общей, так и специальной подготовки руководства 4) кооперация между функциями | 1) путаница, вызванная двойной командной цепочкой 2) возможность острых противоречий между сторонами матрицы 3) высокая вероятность давления одной из сторон матрицы |
Командная структура предполагает, что вся организация состоит из команд, координирующих свои действия и работающих непосредственно с покупателем (рис. 4).
Рис. 4. Командная структура организации
Существуют два принципа ее организации:
Многофункциональные команды включают сотрудников различных функциональных отделов, которые берут на себя ответственность за деятельность группы и совместно работающих над решением поставленных задач. Один из членов команды выполняет функции непосредственного руководителя.
Постоянные команды – рабочие группы, состоящие из представителей всех функциональных областей организации и осуществляющие выполнение определенной задачи или проекта.
Таблица 4
Преимущества и недостатки командной организационной структуры
Преимущества | Недостатки |
1) устранение барьеров между отделами 2) быстрая реакция на изменения вкуса потребителей 3) улучшение морального климата, повышение степени вовлеченности сотрудников в процесс труда 4) сокращение числа административных уровней | 1) Конфликты 2) увеличение времени заседаний и совещаний 3) снижение эффективности использования ресурсов 4) нежелательный уровень децентрализации |
Сетевая структура. Ее можно изобразить в виде центра, окруженного сетью сторонних организаций (рис. 5).
Рис. 5. Сетевая организационная структура
Бухгалтерский учет, проектирование, распространение продукции и другие функции передаются сторонним организациям. Между ними и центральным офисом устанавливаются электронные связи. Компания получает возможность делать то, что она «умеет лучше всего», а выполнение других функций поручает фирмам, обладающим необходимыми для этого отличительными знаниями.
Примером может служить приобретение у поставщиков не отдельных деталей, а готовых узлов какого-либо изделия, из которых работники собирают готовую продукцию. Лидерами по применению такого подхода являются автомобильные компании.
Таблица 5
Преимущества и недостатки сетевой организационной структуры
Преимущества | Недостатки |
1) конкурентоспособность на мировом уровне 2) гибкость, высокий уровень удовлетворенности от труда сотрудников 3) снижение административных расходов | 1) отсутствие непосредственного контроля 2) возможность нежелательной утраты организационных частей 3) низкая лояльность сотрудников |
Одна из форм сетевой организации – виртуальная организация, когда специалисты собираются вместе для осуществления конкретного проекта, после его реализации такая организация как правило распадается.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 232.