I . Теоретические основы разработки организационных структур
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Курсовая работа по дисциплине «Основы менеджмента и история менеджмента» предусмотрена учебным планом специальности 080507 – «Менеджмент организации» и 080801 – «Прикладная информатика в экономике».

Целью курсовой работы является приобретение практических навыков анализа организационной структуры и предложить мероприятия по ее совершенствованию.

Задачи курсовой работы определяются поставленной целью и сводятся к следующему:

- изучение теоретических аспектов исследуемой проблемы;

- характеристика объекта исследования (организационной структуры управления):

- изучение современных видов и методов разработки организационных структур;

- диагностика проблемы;

- разработка мероприятий по совершенствованию организационной структуры.

Студенты самостоятельно выбираю базовую организацию для выполнения курсовой работы и собирают исходную информацию, содержащую общие сведения об организации, существующую организационную структуру, положение об организационной структуре, положение об одном из подразделений, должностную инструкцию одного из сотрудников. В качестве исходной информации для выполнения аналитической и проектной частей студенческой работы могут быть использованы данные предприятий, личный опыт студента, текущие публикации, материалы Интернета, нормативно-правовая база. Результатом курсовой работы должны быть мероприятия, направленные на совершенствование существующей организационной структуры.

Основную часть разделов составляет, по преимуществу, формальное описание процессов в виде схем, таблиц и т.п. Минимальный объем курсовой работы – 35-40 стр.

Структура курсовой работы:

Введение

1. Общая характеристика организации.

2. Анализ внешней среды и стратегии организации.

Определение миссии организации.

Анализ внешней и внутренней среды организации.

Построение дерева целей.

Определение стратегии организации.

3. Диагностика существующей организационной структуры.

Общая характеристика организационной структуры.

Оценка эффективности организационной структуры.

Построение матрицы распределения бизнес-процессов.

Определение недостатков существующей организационной структуры.

4. Перепроектирование организационной структуры организации.

Определение возможных перспективных направлений совершенствования организационной структуры.

Разработка новой организационной структуры и ее соответствие признакам эффективной организационной структуры.

Комплект документов организационной структуры.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложения.

 

II . Методические указания по выполнению курсовой работы

 

Во введении необходимо обозначить следующие моменты:

· современное состояние данного вопроса (актуальность темы исследования);

· цель, задачи и содержание курсовой работы.

 

Положение об организационной структуре

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор

________________

________________.

____________

«__» _____________ 200_г.

 

Положение об организационной структуре предприятия

Общие положения

1.1 Положение предназначено для определения структуры управления и административной подчиненности руководителей структурных подразделений ООО НПП «БМТ».

1.2 Положение основано на принципах, изложенных в Уставе Организации:

· Положение регламентирует административно подчиненность руководителей Организации до уровня начальника отдела;

· Положение утверждается приказом Генерального директора;

· Внесение изменения в Положение осуществляется на основании приказа Генерального директора о внесении изменений.

Направление деятельности

2.1. Управление Организацией обеспечивает ее деятельность, направленную на получение прибыли и исполнение в связи с этим инвестиционных, производственных и других договоров (соглашений, контрактов), участником которых является Организация.

2.2. Все направления деятельности закреплены в Уставе Организации:

· Целью Организации является получение прибыли;

· Предметом деятельности является производство водоочистительных сооружений с использованием передовых технологий.

Структура управления

4.1. В соответствии с текущими направлениями деятельности и обеспечивающими функциями в организационную структуру входят следующие службы и отделы (см. схему №3).

4.2. Заместителю директора по производству подчиняются: начальники цехов №1,№2, №3; Руководители конструкторских отделов (№1и №2) и технологических секторов (№1,№2,№3); Начальник проектного отдела.

4.3 Коммерческому директору подчиняется коммерческий отдел.4.4 Руководителю коммерческого отдела подчиняются: отдела снабжения; отдела сбыта; начальник гаража, юридический отдел; начальник склада, отдел маркетинга

4.5 Директору по персоналу подчиняются отдел кадров и отдел труда и заработной платы.

4.6. Директору-администратору подчиняются: ремонтная группа; начальник охраны; аналитический отдел; отдел оборота документации.

4.7 Директору по экономики и финансам подчиняются планово-экономический отдел, финансовый отдел и главный бухгалтер.

4.8 Отдел управления качеством подчиняется непосредственно Генеральному директору.

4.9 Бухгалтерия находится под руководством главного бухгалтера.

Функции подразделений.

Проектный отдел.

1) проектирование зданий под оборудование;

2) привязка установки в существующее помещение.

 

Цеха.

Серийное производство установок по получению очищенной воды или очистки сточных вод.

Технологические сектора (№1,№2, №3).

1) Проектирование и изготовление установок по получению очищенной воды или очистки сточных вод;

2) Внедрение в производство новых технологий.

Конструкторские отделы.

Разработка чертежей и проектов по изготовлению установок по получению очищенной воды или очистки сточных вод.

Отдел управления качеством.

1) Обеспечение единства применяемых на предприятии стандартов;

2) Внедрение эталонов и государственных стандартных образцов, технических условий, инструкций;

3) Предотвращение выпуска предприятием продукции, не соответствующей требованиям стандартов и технических условий, утвержденным образцам (эталонам), проектно-конструкторской документации.

4) Проверка поступающих на предприятие материальных ресурсов (сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий) и подготовка заключений о соответствии их качества стандартам и техническим условиям..

5) Организация работ по сертификации.

Разработка новых и пересмотр действующих стандартов, технических условий и других документов по стандартизации и сертификации

Отдел снабжения.

1) Обеспечение производственных подразделений предприятия материально-техническими ресурсами;

2) Определение источников покрытия потребности в материальных ресурсах.

Отдел сбыта.

Реализация готовой продукции.

Юридический отдел.

1)Юридическая защита деятельности предприятия: представительство предприятия в Арбитражном Суде и судах общей юрисдикции;

2) Обеспечение соблюдения законности на предприятии.

Гараж.

1) Транспортное обеспечение деятельности предприятия;

2) Совершенствование транспортного обеспечения предприятия.

Склад.

Организация складирования сырья, материалов и готовой продукции.

Отдел кадров.

1) Найм, отбор и увольнение персонала;

2) Организация и проведение всех видов подготовки и повышения квалификации кадров;

3) 3) Комплектование предприятия кадрами рабочих, служащих и специалистов требуемых профессий, специальностей и квалификации в соответствии с целями, стратегией и профилем предприятия, изменяющимися внешними и внутренними условиями его деятельности;

4) 4) Ведение документации (личные дела, трудовые книжки и т.п. работников предприятия)

Отдел труда и заработной платы.

1) Нормирование труда;

2) Организация оплаты и стимулирования труда.

Ремонтная группа.

1)Паспортизация и аттестация оборудования;

2) Разработка технологических процессов ремонта и их оснащения;

3) Организация и планирование технологического обслуживания и ремонта, а также труда ремонтного персонала;

4)Выполнение работ по технологическому обслуживанию, ремонту и модернизации оборудования.

Охрана.

1) Обеспечение безопасности работников предприятия;

2) Организация и обеспечение охраны объектов предприятия, материальных ценностей и денежных средств.

Аналитический отдел.

1)Проведение аналитических исследований;

2) Ведение статистики.

Отдел оборота документации.

1) Организация делопроизводства на предприятии.

2) Обеспечение единого порядка документационного обеспечения предприятия.

3) Контроль исполнения документов и подготовка документов к передаче в архив.

4) Обеспечение структурных подразделений технической документацией.

5) Организация, систематизация, прием, учет, классификация и регистрация поступающей технической информации.

Отдел маркетинга.

1) Анализ положения предприятия на рынке, его финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием;

2) Исследование существующих сетей сбыта и систем снабжения;

3) Организация рекламы и стимулирование сбыта.

Бухгалтерия.

1) Организация бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности;

2) Контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия.

Планово-экономический отдел.

1) Формирование единой экономической политики предприятия на основе анализа состояния и тенденций развития отрасли.

2) Планирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия

Отдел пуско-наладки

1) Пуск в эксплуатацию, наладка и монтаж оборудования.

Финансовый отдел.

1) Организация финансовой деятельности предприятия с целью наиболее эффективного использования всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) и получения максимальной прибыли.

2) Анализ финансово-экономического состояния предприятия.

 

 

Приложение 3

 

ПОЛОЖЕНИЕ О ПЛАНОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕ

I. Общие положения

Планово-экономический отдел является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непос­редственно финансовому директору.

II. Задачи

1. Руководство работой по экономическому планированию на предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности, выявление и использование резервов про­изводства с целью достижения наибольшей результативности в дея­тельности предприятия.

2. Организация комплексного экономического анализа деятель­ности предприятия и участие в разработке мероприятий по эф­фективному использованию производственных мощностей, матери­альных и трудовых ресурсов, повышению рентабельности произ­водства.

3. Организация и совершенствование внутри заводского хозяйст­венного расчета.

4. Разработка проектов оптовых и розничных цен на реа­лизуемую продукцию и утверждение внутризаводских планово-
расчетных цен.

III. Структура

1. Структуру и штаты отдела утверждает директор предприятия
в соответствии с типовыми структурами аппарата управления и
нормативами численности специалистов и служащих с учетом объ­емов работ и особенностей производства.

2. В состав отдела могут входить подразделения (секторы, бю­ро, группы технико-экономического планирования, себестоимости,
цен, экономического анализа, учета и статистики, калькуляции,
нормативов и др.

3. Распределение обязанностей между работниками отдела осу­ществляется начальником отдела в соответствии с должностными
инструкциями и настоящим Положением.

IV. Функции

1. В области планирования

1.1. Организация и общее руководство разработкой проектов перспективных и текущих планов предприятий в соответствии с прямыми заказами потребителей продукции (работ, услуг):

участие в разработке стратегии предприятия;

подготовка предложений для утверждения руководством пред­приятия о порядке, сроках и участниках (отделах, службах, цехах) разработки проектов планов;

распределение производственной программы между цехами и службами предприятия;

рассмотрение обоснований и расчетов проектов планов подраз­делений предприятия;

обеспечение согласованности и взаимной увязки планов цехов и служб предприятия;

составление проектов планов предприятия в целом.

1.2. Планирование производственно-хозяйственной деятельно­сти цехов и служб на основе утвержденного плана предприятия:

доведение годовых и квартальных заданий цехам и службам по установленному перечню показателей;

участие в разработке годовых, квартальных и месячных произ­водственных программ вспомогательными и непроизводственными цехами;

рассмотрение цеховых планов, их проверка, внесение необходи­мых коррективов.

1.3. Внесение соответствующих корректировок в планы пред­приятия и отдельных подразделений в случае изменения производ­ственно-хозяйственной ситуации.

2. В области организации планово-экономической работы

2.1. Подготовка необходимых материалов для рассмотрения
проектов планов, итогов работы предприятия и цехов.

2.2. Разработка системы показателей оценки деятельности це­хов и служб в соответствии со спецификой их работы; участие в
разработке положений по материальному поощрению.

2.3. Организация работы по нормированию и ценообразованию
на предприятии:

систематизация нормативных затрат на изготовление продукции;

составление нормативных калькуляций, контроль за внесением в них всех текущих изменений;

участие в разработке прогрессивных плановых технико-эконо­мических норм и нормативов и доведение их до цехов, отделов и служб предприятия;

разработка совместно с другими службами предприятия проек­тов оптовых и розничных цен и представление их на утверждение;

разработка и представление на утверждение внутризаводских цен;

подготовка заключений по проектам оптовых цен на поставляе­мую продукцию предприятию;

разработка исходных цен, применяемых при планировании и учете;

осуществление анализа цен, выявление убыточных и высо­корентабельных изделий, разработка мероприятий по ликвида­ции убыточности, в случае необходимости внесение предложений о пересмотре цен на высокорентабельные изделия, подготовка и представление для утверждения новых цен всех необходимых ма­териалов.

2.4. Организация разработки мероприятий по эффективному использованию производственных мощностей основных и оборот­ных фондов, материальных и трудовых ресурсов, по использованию всех резервов производства.

3. В области анализа и оперативно-статистического учета

3.1.Контроль за выполнением цехами и службами предприятия
годовых, квартальных, месячных, декадных и суточных планов и
заданий.

3.2.Организация и руководство работой по комплексному, эко­номическому анализу производственно-хозяйственной деятельности
предприятия.

3.3.Составление совместно с бухгалтерией пояснительной запи­ски к годовому отчету, участие в балансовой комиссии по итогам
деятельности предприятия.

3.4. Контроль за правильностью производимых соответствующими
службами и цехами предприятия расчетов экономической эффектив­ности внедрения новой техники, рационализаторских предложений и
других организационно-технических мероприятий, направленных на
повышение эффективности производства, надежности и качества про­дукции, развитие специализации и кооперирования.

3.5. Участие в организации постоянно действующих комплекс­ных групп контрольно-ревизионной работы из представителей раз­
личных подразделений предприятия.

3.6. Организация статистической отчетности предприятия:
сбор необходимых материалов, обобщение, подготовка и пред­ставление статистической отчетности в сроки и по формам, уста­новленным Госкомстатом РФ;

контроль за качеством всей статистической отчетности на пред­приятии;

систематизация статистических материалов и составление спра­вок по статистической отчетности.

4. В области методологической работы

4.1. Методическое руководство, разработка форм и документа­ции, порядка и сроков проведения работ по:

технико-экономическому планированию;

оперативно-производственному планированию (совместно с производственно-диспетчерскими службами предприятия);

внутризаводскому хозяйственному расчету (совместно с главной бухгалтерией);

учету и анализу результатов производственно-хозяйственной деятельности (совместно с главной бухгалтерией);

расчетам экономической эффективности;

статистической отчетности.

4.2. Изучение и распространение передового опыта планово-
экономической работы, оперативного учета и анализа хозяйствен­
ной деятельности цехов и служб предприятия.

 

V. Взаимоотношения планово-экономического отдела с другими подразделениями предприятия

1. С бухгалтерией

Получает: отчеты по выпуску продукции (в номенклатуре и де­нежной оценке), сведения о состоянии незавершенного производст­ва; другие данные, необходимые для планирования и анализа; фи­нансовый план; отчеты о выполнении финансового плана; расчет амортизационных отчислений по цехам и предприятию в целом, копия задания цехам и отделам по снижению запасов оборотных средств; ежедневные сведения по выполнению плана реализации цехами (предприятием).

Представляет: план производства по номенклатуре на год, квартал и месяц; себестоимость фактически выпущенной товарной продукции; план производства продукции по номенклатуре и объе­му товарной продукции по цехам.

2. С техническими секторами

Получает: перспективные и текущие планы развития и внедре­ния новой техники и улучшения организации производства с рас­четами экономической эффективности от внедрения и отчеты об их выполнении; заключения о возможности принятия заказа на экс­портные изделия; сметы расходов на освоение новых производств, на опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы; отчеты о выполнении проекта задания по снижению себестоимости продукции; отчеты о хозрасчетной деятельности отделов по уста­новленным показателям.

Представляет: планы производства продукции по номенклатуре (перспективные, годовые и квартальные), проекты задания по сни­жению себестоимости продукции; сроки выпуска новых изделий для составления планов и графиков конструкторской и технической подготовки производств.

3. С конструкторскими отделами.

Получает: проекты перспективных и текущих планов развития и внедрения новой техники и улучшения организации производст­ва и отчеты об их выполнении; материалы и расчеты для экономи­ческого анализа работы предприятия; расчеты мощностей цехов и предприятия в целом; заключения о возможности принятия заказа на экспорт; отчеты о выполнении проекта задания по снижению себестоимости продукции; маршрутно-технологические карты.

Представляет: утвержденные перспективные годовые и квар­тальные планы производства в номенклатуре; сроки выпуска новых изделий и модернизации серийных для составления графиков тех­нологической подготовки производства; сведения о выполнении ор­ганизационно-технических мероприятий; указания, методику и расчеты по определению экономической эффективности организа­ционно-технических мероприятий.

4. С ремонтной группой

Получает: план ремонта оборудования на квартал, год и на перспективу; месячные отчеты о выполнении планово-предупреди­тельного ремонта оборудования; сметы расходов на ремонт соору­жений и оборудования и на выполнение оргтехмероприятий; отчет о выполнении проекта задания по снижению себестоимости товар­ной продукции.

Представляет: проект задания по снижению себестоимости то­варной продукции.

5. С отделом снабжения
Получает: специфицированные нормы расхода материалов; сводные нормы расходов; извещения об изменениях норм расхода материалов.

Представляет: номенклатуру изделий, подлежащих изготовле­нию.

6. С отделом сбыта

Получает: отчеты от отгрузках готовых изделий; годовые, квар­тальные и месячные планы производства по объему и номенклату­ре; ежедневные сводки выпуска готовой продукции.

7. С проектным отделом

Получает: план строительства производственных объектов; сметы расходов на ремонт зданий и сооружений.

Представляет: утвержденные перспективные и текущие планы капитальных вложений; задание по снижению стоимости строи­тельства и ремонтных работ.

8. С цехами основного производства

Получает: отчеты о выполнении плана по производству, себе­стоимости, труду и заработной плате; сведения о расходе материа­лов на единицу готовой продукции; выходе готовой продукции; ис­пользовании рабочего времени, производственной мощности.

Представляет: производственную программу на год, квартал, месяц и другие хозрасчетные показатели.

9. С отделом маркетинга

Получает: рекомендации для планирования номенклатуры (ас­сортимента) на основе прогноза, выданного службой маркетинга; информацию о выборе каналов распределения продукции с учетом минимизации издержек обращения; программу товародвижения на основе плана сбыта продукции; программу маркетинга в соответст­вии с целями и стратегией предприятия.

Представляет: формирование политики предприятия в области плановой работы; анализ информации, поступающей от цехов ос­новного производства; сведения о планировании производства опре­деленной продукции для удовлетворения выявленных потребностей с учетом производственных возможностей.

10. С отделом оборота документации

Получает: Бланки, требования к ведению отчетной документации, документы, требуемые из архива для ведения бизнеса.

Представляет: отчеты, документы, договора, которые требуется сдать в архив, текущую информацию (планы, прогнозы функционирования всего предприятия и для отдельных секторов и подразделений) для обеспечения быстрого обмена информацией внутри предприятия.

VI. Права

1. Требовать от соответствующих отделов, цехов и служб пред­приятия представления материалов (отчетов по установленным формам, справок и т.д.), необходимых для осуществления работы, входящей в компетенцию планово-экономического отдела.

2. Проверять и подтверждать сметы, расчеты экономической
эффективности, калькуляции, составленные другими отделами и
цехами предприятия.

3. Привлекать к участию при разработке плана и отдельных за­даний другие отделы по принадлежности и экономистов цехов и
служб.

4. Давать указания отделам, службам и цехам по методике тех­нико-экономических расчетов учета и планирования, проводить
соответствующие совещания, представлять предприятие в вышесто­ящих и других организациях по вопросам, касающимся планирова­ния производственно-хозяйственной деятельности, разработки цен
на продукцию, изготовляемую предприятиями, а также по стати­стической отчетности.

5. Указания планово-экономического отдела в пределах функ­ций, предусмотренных настоящим Положением, являются обяза­тельными к руководству и исполнению цехами, отделами и служ­бами предприятия.

6. Участвовать в анализе рыночной информации.

VII. Ответственность

1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность
выполнения возложенных настоящим Положением на отдел задач,
и функций несет начальник отдела.

2. Степень ответственности других работников устанавливается
должностными инструкциями.

V. Оценка работы планово-экономического отдела

Критерии оценки

1. Своевременность

«5» - В установленные сроки выполняет свою работу и в установленный срок передает информацию (документацию) взаимосвязанным с ним подразделениям;

«4» - В установленные сроки выполняет свою работу, но не всегда в установленный срок передает документацию взаимосвязанным с ним подразделениям;

«3» - Не всегда в установленные сроки выполняет свою работу и не всегда в установленный срок передает документацию взаимосвязанным с ним подразделениям;

«2» - Не справляется с работой в установленные сроки и, соответственно, задерживает работу взаимосвязанных с ним подразделений.

 

2. Точность выполняемой работы

«5» - Безошибочно и в полном объеме выполняет свои функции, предоставляет полную и точную информацию взаимосвязанным с ним подразделениям;

«4» - Почти всегда безошибочно, но в полном объеме выполняет свои функции, и, соответственно, предоставляет полную и почти всегда точную информацию взаимосвязанным с ним подразделениям;

«3» - Иногда допускает ошибки в работе, или не в полном объеме выполняет свои функции, предоставляя при это неточную или неполную информацию взаимосвязанным с ним подразделениям;

«2» - Постоянно допускает ошибки в работе, не выполняя при этом некоторые функции. Часто предоставляет не полную информацию, содержащую ошибки, взаимосвязанным с ним подразделениям.

VI. Поощрения

Если показатели в оценке работы работника предприятия наивысшие («5»), то предусмотрены следующие вознаграждения:

- премии в размере 20% от прямой заработной платы;

- дополнительные выходные дни;

- дополнительные дни к оплачиваемому отпуску;

- предоставление оплачиваемых путевок в санатории и профилактории;

- размещение на доске почета.

 

 

Приложение 4

 






























ИНСТРУКЦИИ

 

НАЧАЛЬНИКА ПЛАНОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОТДЕЛА

 

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

УТВЕРЖДАЮ

 

 

 

(орган юридического лица (учредители);

00.00.00 № 00

лицо, уполномоченное утверждать

Начальника планово-экономического отдела

должностную инструкцию)

       
  (подпись)   (фамилия, инициалы)
  00.00.00 г.    

 

 

I. Общие положения

 

Начальник планово-экономического отдела:

1. Начальник планово-экономического отдела относится к категории руководителей.

2. На должность начальника планово-экономического отдела назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы по специальности в области экономического планирования не менее 5 лет.

3. Назначение на должность начальника планово-экономического отдела и освобождение от нее производится приказом директор предприятия по представлению производится приказом директор предприятия по представлению директора по экономике и финансам.

4. Начальник планово-экономического отдела должен знать:

4.1. Законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность.

4.2. Методические материалы, касающиеся экономики предприятия.

4.3. Стратегию и перспективы развития предприятия.

4.4. Перспективы развития отрасли.

4.5. Профиль, специализацию и особенности структуры предприятия.

4.6. Состояние и перспективы развития рынка сбыта продукции, работ (услуг).

4.7. Организацию разработки перспективных и текущих планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

4.8. Порядок разработки бизнес-планов.

4.9. Систему экономических стандартов и показателей предприятия.

4.10. Организацию статистического учета, планово-учетную документацию, сроки и порядок составления отчетности.

4.11. Методы экономического анализа показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений.

4.12. Порядок определения себестоимости товарной продукции, разработки нормативов материальных и трудовых затрат, оптовых и розничных цен.

4.13. Методы определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, мероприятий по повышению конкурентно способности продукции, совершенствованию организации труда и управления.

4.14. Отечественный и зарубежный опыт рациональной организации экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.

4.15. Экономику и организацию производства, труда и управления.

4.16. Основы технологии производства.

 

4.18. Средства вычислительной техники, коммуникаций и связи.

4.19. Основы трудового законодательства.

4.20. Правила внутреннего трудового распорядка.

4.21. Правила и нормы охраны труда.

5.1. Положением о планово-экономическом отделе предприятия.

5.2. Настоящей должностной инструкцией.

6. Начальник планово-экономического отдела подчиняется непосредственно директору по экономике и финансам.

8. На время отсутствия начальника планово-экономического отдела (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет заместитель (при отсутствии такового - лицо, назначенное в установленном порядке), который приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

 

 

II. Должностные обязанности

 

Начальник планово-экономического отдела:

1. Осуществляет руководство работой по экономическому планированию на предприятии, направленном на организацию рациональной хозяйственной деятельности в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей эффективности работы предприятии.

2. Возглавляет подготовку проектов текущих планов подразделениями предприятия по всем видам деятельности в соответствии с заказами потребителей продукции, работ (услуг) и заключенными договорами, а также обоснований и расчетов к ним.

3. Участвует в разработке стратегии предприятия с целью адаптации его хозяйственной деятельности и системы управления к изменяющимся в условиях рынка внешним и внутренним экономическим условиям.

4. Руководит составлением среднесрочных и долгосрочных комплексных планов производственной, финансовой и коммерческой деятельности (бизнес-планов) предприятия, согласовывает и взаимно увязывает все их разделы.

5. Обеспечивает доведение плановых заданий до подразделений предприятия.

6. Организует разработку прогрессивных плановых технико-экономических нормативов материальных и трудовых затрат, проектов оптовых и розничных цен на продукцию предприятия, тарифов на работы (услуги) с учетом спроса и предложения и с целью обеспечения запланированного объема прибыли, составление нормативных калькуляций продукции и контроль за внесением в них текущих изменений планово-расчетных цен на основные виды сырья, материалов и полуфабрикатов, используемых в производстве, сметной калькуляции товарной продукции.

7. Обеспечивает подготовку заключений на проекты оптовых цен на продукцию, поставляемую предприятию.

8. Осуществляет руководство:

8.1. Проведением комплексного экономического анализа всех видов деятельности предприятия.

8.2. Разработкой мероприятий по эффективному использованию капитальных вложений, повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек на производство и реализацию продукции, повышению рентабельности производства, увеличению прибыли, устранению потерь и непроизводительных расходов.

9. Организует контроль за выполнением подразделениями предприятия плановых заданий, а также статистический учет по всем производственным и технико-экономическим показателям работы предприятия, подготовку периодической отчетности в установленные сроки, систематизацию статистических материалов.

10. Подготавливает предложения по конкретным направлениям изучения рынка с целью определения перспектив развития предприятия, осуществляет координацию проведения исследований, направленных на повышение эффективности его производственно-хозяйственной деятельности.

11. Совместно с бухгалтерией осуществляет методическое руководство и организацию работы по учету и анализу результатов производственно-хозяйственной деятельности, разработку рациональной учетной документации.

12. Обеспечивает разработку методических материалов по технико-экономическому планированию деятельности подразделений предприятия, расчету экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, организационно-технических мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности продукции, работ (услуг).

13. Организует разработку унифицированной документации, экономических стандартов, внедрение средств механизированной и автоматизированной обработки плановой и учетной информации.

 

 

III. Права

 

Начальник планово-экономического отдела имеет право:

1. Действовать от имени отдела, представлять интересы предприятия во взаимоотношениях с иными структурными подразделениями предприятия и другими организациями производственно-хозяйственным и финансово-экономическим вопросам.

2. Устанавливать служебные обязанности для подчиненных ему работников.

3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию производственно-хозяйственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

4. Запрашивать от структурных подразделений предприятия необходимую информацию.

4. Вносить на рассмотрение директора предприятия:

4.1. Представления о назначении, перемещении и освобождении от занимаемых должностей работников планово-экономического отдела.

4.2. Предложения:

- о поощрении отличившихся работников;

- привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности нарушителей производственной и трудовой дисциплины.

6. Участвовать в подготовке проектов приказов, инструкций, указаний, а также смет, договоров и других документов, связанных с деятельностью планово-экономического отдела.

7. Взаимодействовать с руководителями всех структурных подразделений по вопросам производственно-хозяйственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

8. Привлекать специалистов структурных подразделений предприятия к участию при разработке планов производственной, финансовой и коммерческой деятельности предприятия.

9. Визировать и подписывать документы, связанные с производственно-хозяйственной и финансово-хозяйственной деятельностью предприятия (планы, отчеты, пр.).

10. Самостоятельно вести переписку со структурными подразделениями предприятия а также иными организациями по вопросам, входящим в компетенцию отдела и не требующим решения директора предприятия.

 

 

IV. Ответственность

 

1. Начальник финансового отдела несет ответственность:

1.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

1.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

1.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

 

2.1. Несвоевременное и некачественное исполнение документов по поручению директора предприятии, ненадлежащее ведение делопроизводства в соответствии с действующими правилами и инструкциями, а также использование информации работниками отдела в неслужебных целях.

 

 

Должностная инструкция разработана в соответствии с  

 

 

 

       

Руководитель структурного подразделения

       

 

  (подпись)   (фамилия, инициалы)

 

  00.00.00    

 

       

СОГЛАСОВАНО:

       

Начальник юридического отдела

       
             
(подпись)   (фамилия,инициалы)        
00.00.00            

 

       

С инструкцией ознакомлен:

       

 

  (подпись)   (фамилия, инициалы)

 

  00.00.00 г.    

 

Оценка работы начальника

планово-экономического отдела

Критерии оценки

1. Своевременность.

«5» - Своевременное исполнение поручений директора по экономике и финансам (его прямых должностных обязанностей). Своевременное доведение плановых заданий до подразделений;

«4» - Своевременное исполнение поручений директора по экономике и финансам (его прямых должностных обязанностей). Почти всегда своевременное доведение плановых заданий до подразделений;

«3» - Почти всегда своевременное исполнение поручений директора по экономике и финансам (его прямых должностных обязанностей). Часто несвоевременное доведение плановых заданий до подразделений;

«2» - Часто несвоевременное исполнение поручений директора по экономике и финансам (его прямых должностных обязанностей). Почти всегда несвоевременное доведение плановых заданий до подразделений.

 

2. Точность.

«5» - Всегда осуществляет грамотное руководство работой по экономическому планированию, руководит составлением среднесрочных и долгосрочных бизнес-планов предприятия, организует контроль за выполнением подразделениями предприятия плановых заданий, в полном объеме ведет статистический учет и документацию.=> Всегда выполняет предписанные ему должностные обязанности.

«4» - Иногда перепоручает некоторые свои прямые должностные обязанности своим подчиненным.

«3» - Часто не выполняет предписанные ему должностные обязанности в полном объеме.

«2» - Не предписанные ему должностные обязанности.

 

Введение

 

Курсовая работа по дисциплине «Основы менеджмента и история менеджмента» предусмотрена учебным планом специальности 080507 – «Менеджмент организации» и 080801 – «Прикладная информатика в экономике».

Целью курсовой работы является приобретение практических навыков анализа организационной структуры и предложить мероприятия по ее совершенствованию.

Задачи курсовой работы определяются поставленной целью и сводятся к следующему:

- изучение теоретических аспектов исследуемой проблемы;

- характеристика объекта исследования (организационной структуры управления):

- изучение современных видов и методов разработки организационных структур;

- диагностика проблемы;

- разработка мероприятий по совершенствованию организационной структуры.

Студенты самостоятельно выбираю базовую организацию для выполнения курсовой работы и собирают исходную информацию, содержащую общие сведения об организации, существующую организационную структуру, положение об организационной структуре, положение об одном из подразделений, должностную инструкцию одного из сотрудников. В качестве исходной информации для выполнения аналитической и проектной частей студенческой работы могут быть использованы данные предприятий, личный опыт студента, текущие публикации, материалы Интернета, нормативно-правовая база. Результатом курсовой работы должны быть мероприятия, направленные на совершенствование существующей организационной структуры.

Основную часть разделов составляет, по преимуществу, формальное описание процессов в виде схем, таблиц и т.п. Минимальный объем курсовой работы – 35-40 стр.

Структура курсовой работы:

Введение

1. Общая характеристика организации.

2. Анализ внешней среды и стратегии организации.

Определение миссии организации.

Анализ внешней и внутренней среды организации.

Построение дерева целей.

Определение стратегии организации.

3. Диагностика существующей организационной структуры.

Общая характеристика организационной структуры.

Оценка эффективности организационной структуры.

Построение матрицы распределения бизнес-процессов.

Определение недостатков существующей организационной структуры.

4. Перепроектирование организационной структуры организации.

Определение возможных перспективных направлений совершенствования организационной структуры.

Разработка новой организационной структуры и ее соответствие признакам эффективной организационной структуры.

Комплект документов организационной структуры.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложения.

 

I . Теоретические основы разработки организационных структур

 

Организационная структура определяется как

· комплекс формальных задач, назначаемых сотрудникам и подразделениям;

· взаимоотношения формальной подотчетности, включая линии властных полномочий, ответственность за принимаемые решения, число уровней иерархии и норму управляемости;

· разработка систем, обеспечивающих эффективную координацию деятельности работников отделов.

На организационной диаграмме обычно отображается управленческая цепочка, задачи подразделений и их взаимодействия. Каждый из сотрудников должен выполнять предписанные ему функциональные обязанности, имеет определенные полномочия и несет ответственность за принимаемые решения. Между всеми уровнями существует определенная взаимосвязь.

Для анализа организационной структуры необходимо определить ее вид. В экономической литературе выделяют следующие типы организационных структур, каждый из которых обладает своими преимуществами и недостатками.

Функциональная структура (линейная) отличается крепкой вертикалью власти, информационные потоки осуществляются сверху вниз, и снизу вверх по иерархии (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Функциональная структура организации

Взаимодействие сотрудников осуществляется в рамках отдела. Деятельность сотрудников определяют строгие правила и процедуры. Карьера сотрудника зависит от его функциональных качеств: развивая свои навыки, работник может рассчитывать на повышение.

Таблица 1

Преимущества и недостатки функциональной организационной структуры

Преимущества Недостатки
1) Эффективное использование ресурсов 2) Углубление специализации 3) Карьерный рост внутри функциональных отделов 4) Руководство и контроль со стороны высших менеджеров 5) Высокая степень координации взаимодействия внутри функций 6) Высокий уровень решения проблем 1) слабые взаимосвязи между функциональными отделами 2) замедленная реакция на внешние изменения 3) принятие решений на верхних уровнях, что обуславливает замедление процесса их принятия 4) проблемы с распределением ответственности 5) проблемы в управлении общим обучением работников

 

Дивизиональная структура – различные отделы группируются для производства единичного товара. Такая структура используется в основном для крупных предприятий, выпускающих продукцию для различных рынков. Каждое подразделение представляет собой независимый бизнес (рис. 2).

 

 

 

Рис. 2. Дивизиональная структура организации

 

В дивизиональной структуре подразделения являются независимыми организационными единицами, в каждой из которых имеются необходимые функциональные отделы. Если в функциональной структуре все инженеры группируются в отделе исследований и разработок, то в дивизиональной структуре такие отделы формируются в каждом подразделении, они имеют меньшую численность сотрудников, внимание которых концентрируется на одной товарной линии.

Возникающие противоречия в дивизиональной структуре разрешаются не генеральным директором, а на уровне подразделений.

Подразделения предприятия могут формироваться не только по принципу товарной линии, но и по географическому принципу. В таких подразделениях руководитель контролирует все осуществляемые компанией функции в конкретной стране или регионе.

Таблица 2

Преимущества и недостатки дивизиональной организационной структуры

Преимущества Недостатки
1) высокая гибкость, быстрая реакция на изменения внешней среды 2) повышенное внимание к требованиям потребителей 3) высокий уровень координации взаимодействий функциональных подразделений 4) четкое распределение ответственности в рамках подразделения 5) акцент на товар в целом или на цели подразделения 6) развитие навыков общего руководства 1) дублирование ресурсов в подразделении 2) относительно низкий уровень технического развития и специализации в подразделениях 3) слабая координация взаимодействия в подразделениях 4) конкуренция за корпоративные ресурсы  

Матричная структура – предполагает одновременной использование функционального и дивизионального подходов (рис. 3).

 

 

 

Рис. 3. Матричная структура организации

Особенностью такой структуры является двойная линия властных полномочий: дивизиональная иерархия властных полномочий направлена горизонтально, а функциональная – вертикально. Вертикальная структура обеспечивает традиционный контроль, а дивизиональная – координацию взаимодействий. Такая структура приводит к тому, что некоторые сотрудники подчиняются сразу двум непосредственным начальникам.

Таблица 3

Преимущества и недостатки матричной организационной структуры

 

Преимущества Недостатки
1) более эффективное, чем в традиционной иерархии использование ресурсов 2) гибкость, адаптивность к изменяющейся внешней среде 3) развитие как общей, так и специальной подготовки руководства 4) кооперация между функциями   1) путаница, вызванная двойной командной цепочкой 2) возможность острых противоречий между сторонами матрицы 3) высокая вероятность давления одной из сторон матрицы

 

Командная структура предполагает, что вся организация состоит из команд, координирующих свои действия и работающих непосредственно с покупателем (рис. 4).

 

 

Рис. 4. Командная структура организации

 

Существуют два принципа ее организации:

Многофункциональные команды включают сотрудников различных функциональных отделов, которые берут на себя ответственность за деятельность группы и совместно работающих над решением поставленных задач. Один из членов команды выполняет функции непосредственного руководителя.

Постоянные команды – рабочие группы, состоящие из представителей всех функциональных областей организации и осуществляющие выполнение определенной задачи или проекта.

Таблица 4

Преимущества и недостатки командной организационной структуры

Преимущества Недостатки
1) устранение барьеров между отделами 2) быстрая реакция на изменения вкуса потребителей 3) улучшение морального климата, повышение степени вовлеченности сотрудников в процесс труда 4) сокращение числа административных уровней 1) Конфликты 2) увеличение времени заседаний и совещаний 3) снижение эффективности использования ресурсов 4) нежелательный уровень децентрализации

 

Сетевая структура. Ее можно изобразить в виде центра, окруженного сетью сторонних организаций (рис. 5).

 

 

 

Рис. 5. Сетевая организационная структура

 

Бухгалтерский учет, проектирование, распространение продукции и другие функции передаются сторонним организациям. Между ними и центральным офисом устанавливаются электронные связи. Компания получает возможность делать то, что она «умеет лучше всего», а выполнение других функций поручает фирмам, обладающим необходимыми для этого отличительными знаниями.

Примером может служить приобретение у поставщиков не отдельных деталей, а готовых узлов какого-либо изделия, из которых работники собирают готовую продукцию. Лидерами по применению такого подхода являются автомобильные компании.

Таблица 5

Преимущества и недостатки сетевой организационной структуры

Преимущества Недостатки
1) конкурентоспособность на мировом уровне 2) гибкость, высокий уровень удовлетворенности от труда сотрудников 3) снижение административных расходов 1) отсутствие непосредственного контроля 2) возможность нежелательной утраты организационных частей 3) низкая лояльность сотрудников

Одна из форм сетевой организации – виртуальная организация, когда специалисты собираются вместе для осуществления конкретного проекта, после его реализации такая организация как правило распадается.

 

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 202.