Чтобы снизить риск неудачи аудиторской проверки, аудиторы и аудиторские фирмы должны проводить продуманную политику оценки потенциальных клиентов. Это особенно важно в период становления рынка в РФ, когда нередки нарушения действующих правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
Неудачный выбор клиента может привести к значительным финансовым и моральным издержкам, нанести ущерб имиджу фирмы и аудитора.
Выбор экономического субъекта аудиторскими организациями и аудиторами
В связи с расширением круга организаций, обязанных проходить аудиторскую проверку и представлять аудиторские заключения собранию акционеров, пайщиков и т.п. , у аудиторских фирм одновременно растет число клиентов по другим вопросам деятельности. Оперативное и эффективное проведение аудиторской деятельности требует пред варительной работы и планирования.
Предварительная деятельность начинается с принятия решения о начале или продолжении сотрудничества с клиентом, т.е. с выбора клиентов. В условиях усиливающейся конкурентной борьбы между аудиторскими фирмами важнейшим аспектом деятельности аудиторской фирмы является система подбора новых клиентов, а также политика фирмы в отношении имеющихся клиентов. Аудиторские фирмы не обязаны сотрудничать с нежелательными клиентами и продолжать обслуживание клиентов, взаимоотношения с которыми стали почему-то нежелательными.
Клиентов аудиторской фирмы можно условно разделить на несколько типов в зависимости от взаимоотношений «клиент-аудитор» в ходе аудиторской проверки:
—формально-официальный: клиенты этого типа не собираются устанавливать с аудитором тесные контакты и требуют быстрейшего проведения аудиторской проверки;
—неформальный: клиенты устанавливают с аудитором тесный контакт и надеются на его помощь. В этом случае внешний аудитор выполняет некоторые функции внутреннего аудита и оказывает ряд сопутствующих
услуг (консультации, анализ и т.п. ).
Свою работу аудиторы должны начинать с ознакомления с проверяемым субъектом, для чего изучают учредительные документы, внутренние положения, учетную политику организации и т.д. Большую помощь при этом могут оказать беседы, с руководителем и специалистами организации, проведение экспресс-аудита путем устного тестирования. Необходимо ознакомиться также с отчетностью, ее основными показателями, чтобы выявить масштабы деятельности организации и результаты ее работы за исследуемый период.
На стадии предварительного планирования с руководством экономического субъекта должны быть обсуждены и согласованы также соответствующие организационные вопросы, связанные с созданием нормальных условий для работы и оплатой оказанных услуг.
Большой осторожности требует проверка тех организаций, у которых сложилась сомнительная репутация. Поэтому, прежде чем заключить договор с такими организациями о проведении аудита, необходимо выяснить, кто их руководитель, учредители, уровень квалификации учетно-финансовых работников организации, каковы результаты предыдущих проверок в данной организации (если это возможно), получить сведения о формах и методах организации управления, учета, оценить эффективность системы внутрихозяйственного контроля и др. Только в результате предварительного изучения экономического субъекта можно определить примерный объем и трудоемкость предстоящих работ, а также продолжительность аудита. В соответствии с объемом работы, ее сложностью и продолжительностью определяется стоимость аудита.
Получив письмо-предложение о проведении аудита, аудитор (аудиторская фирма) должен также проверить и соблюдение принципа независимости, закрепленного в настоящее время ст. 12 Закона «Об аудиторской деятельности».
Аудиторская проверка не может проводиться:
1) аудиторами, являющимися:
—учредителями;
—собственниками или акционерами;
—руководителями и иными должностными лицами проверяемого субъекта, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской отчетности либо состоящими с указанными лицами в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а так же братья, сестры, родители и дети супругов);
2) аудиторскими фирмами в отношении экономических субъектов, являющихся:
- их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками;
- их дочерними предприятиями, филиалами и представительствами или имеющих в своем капитале долю аудиторской фирмы;
- а также аудиторскими фирмами, в отношении которых проверяемый субъект является учредителем, собственником или акционером,
3) аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывающими данному экономическому субъекту услуги по ведению бухгалтерского учета или составлению финансовой отчетности.
Если перечисленные обстоятельства будут выяснены после заключения договора на проверку или выдачи поручения, договор подлежит расторжению, а поручение отзывается.
При умышленном сокрытии аудитором (аудиторской фирмой) подобных обстоятельств заказчику возмещаются понесенные им расходы в связи с заключением договора, а лицензия аудитора может быть аннулирована.
По итогам предварительного планирования аудиторская организация должна решить, согласна ли она работать с данным клиентом. На принятие этого решения влияют несколько факторов.
Во-первых, аудиторская организация должна убедиться в принципиальной возможности проведения аудита.
Во-вторых, аудитор должен оценить субъективные факторы, влияющие на его желания работать с клиентом: репутация клиента, платежеспособность и т.д.
В-третьих, аудитор должен оценить наличие в своей организации необходимых кадров.
Если по итогам предварительного планирования аудиторская организация и экономический субъект пришли к соглашению о возможности аудита и согласовали принципиальные моменты его проведения, они должны перейти к документальному оформлению своих взаимоотношений.
1. Оценка характера отрасли. | ||
2. Оценка цели аудиторской проверки и возможного использования ее результатов. | ||
3. Выяснение особенностей руководства клиента. | ||
4. Предварительная оценка трудоемкости и сложности аудита, а также аудиторского риска. | ||
5.Оценка причины смены или смен аудиторов. | ||
|
7.Знакомство с оговорками прежних аудиторских заключений о результатах аудита. |
8.Выяснение характера и проблем взаимоотношений с налоговыми органами, банками, партнерами, акционерами и другими пользователями информации, финансовой отчетности клиента. |
9.П олучение рекомендаций (например, от различных организаций, профессионалов и т.д.). |
10.Аналитическая проверка отчетности. |
5. |
6. |
Дата: 2019-11-01, просмотров: 268.