История становления аудита в современной России начинается с 1987 г., с момента создания первых кооперативов и частных фирм, возникновения совместных предприятий, в уставном капитале которых имелась доля, принадлежащая иностранным инвесторам. По мере развития рыночных отношений и роста потребности в достоверности экономической информации об имущественном и финансовом состоянии хозяйствующих субъектов, обеспечивающей интересы собственников, акционеров, инвесторов, кредиторов, других заинтересованных внешних контрагентов и дающей им определенные гарантии, увеличивается потребность в аудиторских услугах и у прочих хозяйствующих субъектов.
Первой российской аудиторской организацией считают фирму «Инаудит», созданную в 1987 г. Но она не могла считаться независимой поскольку ее учредителями выступали Министерство финансов СССР - 55% уставного капитал, Министерство торговли СССР - 10% и т.д.
Деятельность этой аудиторской фирмы сводится к следующему: проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности, получать и проверять всю необходимую документацию, а в случае необходимости - разъяснения по ней у должностных лиц; получать сведения о деятельности проверяемых предприятий от третьих лиц - Госбанка, иных кредитных учреждений, других связанных с ними предприятий и организаций; учреждать свои представительства; поддерживать профессиональные контракты с инофирмами; публиковать отчетность как в России, так и за; рубежом; оказывать консультационные услуги по постановке бухгалтерского учета и организации внутреннего контроля и т.д.
Временем создания подлинного аудита в нашей стране можно считать 1990 г., когда принятие ряда законов позволило создавать аудиторские фирмы в форме товариществ с ограниченной ответственностью, что дало возможность снизить размер уставного капитала, число членов товарищества. В это время были зарегистрированы такие аудиторские фирмы, как «Контракт», «Руфаудит». Их учредительные документы предусматривали проведение проверок финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий любых организационно-правовых форм и видов собственности с целью подтверждения достоверности и реальности их бухгалтерской отчетности, а также консультационных услуг по вопросам финансовой, правовой, хозяйственной и коммерческой деятельности. В настоящее время можно говорить о том, что в России сформировался рынок аудиторских фирм. По данным лицензирующих органов, на 1 января 1997 г. было выдано 7011 лицензий на право осуществления общего аудита, 276 лицензий - на право осуществления аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.
Работающие на российском рынке аудиторские фирмы можно условно разделить на четыре группы:
1) аудиторские фирмы "большой пятерки" (ранее "большой шестерки": Andersen Worldwide, Ernst & Younq, KPMG, Coopers & Lubrand, Deloitte Touche Tohmatsu International);
2)иные иностранные аудиторские и консалтинговые фирмы;
3)несколько десятков ведущих национальных аудиторских фирм;
4)средние и мелкие национальные аудиторские фирмы.
Фирмы "большой пятерки" занимают лидирующие позиции. Это связано с их мощным экономическим потенциалом и создаваемой десятилетиями деловой репутацией, которая в сфере оказания аудиторских услуг имеет первостепенное значение. Присутствие на российском рынке ведущих аудиторских фирм мира и международных объединений аудиторских фирм играет большую роль в практическом распространении международных стандартов аудита и передовых методов работы. По мере расширения рынка аудиторских услуг серьезную конкуренцию ведущим мировым фирмам стали составлять ведущие национальные аудиторские фирмы (Юникон, Росэкспертиза, ФБК).
Аудиторские фирмы, действующие на российском рынке, по своим характеристикам весьма разнородны, различен и качественный уровень оказываемых ими услуг.
Тенденции развития российского аудиторско-консультационного рынка отчетливо проявились в 1996 г., например, Мировой Банк впервые доверил аудит своего займа российским аудиторским фирмам (в 1997 г. такие проекты исчислялись уже десятками). Осенью 1996 г. состоялся конкурс на право аудита Центрального банка РФ. Приглашение участвовать получили фирмы "большой шестерки" и десять крупнейших российских компаний. До этого аудиторами Банка России выступали только западные фирмы. В ходе многоступенчатой процедуры отбора западные фирмы не выдержали конкуренции. В результате были выбраны две отечественные фирмы. Затем специальная комиссия и соответствующий комитет Государственной Думы большинством голосов рекомендовали одну из них назначить аудитором Банка России.
Осенью 1996 г. состоялись также конкурсы по программе Европейского банка, выделившего средства на аудиторско-консультационное исследование РАО "ЕЭС России" "Газпром", Сбербанка, Внешторгбанка, "Аэрофлота", "Норильского никеля" и др. Свои предложения на конкурс направили фирмы "большой шестерки" и крупнейшие российские фирмы. В итоге в шести из семи тендеров победили россияне.
Безусловно, отечественный рынок профессиональных услуг будет развиваться и цивилизоваться только вместе с российским обществом. В этой связи трудно переоценить необходимость принятия закона об аудиторской деятельности в РФ.
Определяя тенденции развития рынка аудиторских услуг, систему регулирования аудиторской деятельности в России, следует учитывать правовые традиции, существующие в нашей стране, а также специфику экономики, которая долгие годы находилась под жестким контролем государства.
Рынок аудиторских услуг в РФ складывался постепенно, начиная с 1987 г. «Интераудит» была первой российской аудиторской фирмой. Затем на рынке появились иностранные аудиторские фирмы.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 265.