Территориальный принцип размещения таможен является одним из основных принципов, однако он эффективен только вкупе с экономическим. То есть необходимо учитывать экономическую структуру места размещения и как следствие её эффективность.
Весь поток грузов (товаров) можно разделить на две основных части: поток импорта и поток экспорта. Импорт, как правило, осуществляется в нашу страну несколькими основными потоками (торговыми путями), то есть большинство товаров поступают в нашу страну по одним и те же каналам. Все эти товары (весь грузопоток) необходимо проконтролировать, собрать соответствующие пошлины.
Встаёт вопрос как это сделать наиболее эффективно. Производить таможенный контроль легче в самом потоке, а не далеко в стороне от него. Предположим, что где-то через границу РФ проходит автомагистраль, по которой идёт большой поток грузов. Естественно на границе просто необходимо организовывать таможенный контроль грузов. Но так как поток может быть слишком большим, то таможня или таможенный пост на границе будут просто не в состоянии проверить все транспортные средства, ввозящие товары на территорию РФ. Поэтому, как правило, на границе идёт первичная проверка, груз опечатывается и направляется внутрь страны. Эта процедура называется процедурой внутри таможенного транзита. Так как груз впущен на таможенную территорию РФ, но ещё не прошёл проверку, то встает вопрос где (создать) расположить таможню или таможенный пост внутри страны для проведения таможенного контроля до конца. Как правило, импортные грузы направляются к определённым получателям. Этими получателями являются фирмы и предприятия, имеющие внешние связи и занимающиеся внешней торговлей. Как правило, предприятия такого рода концентрируются в так называемых торговых центрах. Поэтому обычно, импортные грузы направляются в торговые центры, а от туда уже распространяются по стране вообще. То есть груз (товар) везётся, например, в Москву или Санкт-Петербург, а уже затем распределяется по области или везётся в другую часть страны. Почти также происходит экспорт товаров. Предприятия или фирмы, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, отправляют товары, как правило, из мест их производства. Тем самым они понижают свои затраты на транспортировку. Например, предприятие, производящее какую-либо продукцию, может заключить договор с иностранной фирмой на таких условиях, при которых затраты по транспортировке за пределами этого предприятия будет нести иностранная фирма. Правда в настоящее время большая часть экспорта приходится на сырьё. В принципе таможни или таможенные размещают тремя способами.
Во-первых, таможни и таможенные посты могут быть размещены на границах. Но поток может оказаться слишком большим, и таможня или таможенный пост будут просто не в состоянии справиться с оформлением и контролем грузов. Во-вторых, таможни имеет смысл размещать в тех местах, куда или откуда ведут потоки грузов, то есть в торговых центрах, где концентрируются предприятия, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью. В-третьих, таможню или таможенный пост можно расположить на пути прохождения груза (товара) от границы до торгового центра и обратно. Товар до «торгового центра» может везтись по различным дорогам (внутренним автомагистралям, железным дорогам и т. д.). Встаёт вопрос где «организовать» таможенный контроль груза. Но если немного подумать, то приходишь к выводу, что удобней всего разместить таможню или таможенный пост в самом торговом центре. Внутренние таможни и таможенные посты имеют ряд преимуществ перед пограничными. Находясь в местах расположения отправителей и получателей товаров, внутренние таможни и таможенные посты могут наиболее эффективно осуществлять таможенный контроль, взаимодействовать с налоговыми и правоохранительными органами, решать задачи валютного контроля. Так современный обмен оперативной информацией с правоохранительными органами и доведение ее до силовых подразделений региональных таможенных управлений и таможен существенно повысили эффективность оперативно-поисковых мероприятий. Объем задержанных контрабандных товаров и транспортных средств существенно вырос.
Итак, таможни и таможенные посты удобней всего располагать в тех местах, куда чаще везут товары и откуда их чаще всего вывозят. Поэтому вывод напрашивается сам собой, почему бы не организовать таможенный контроль в торговом центре внутри страны. Для успешной работы таможенному посту или таможне требуется ресурсы различного рода. Это трудовые ресурсы, здания, техника и основной ресурс -участники ВЭД. Как мы знаем, предприятие в основном при размещении смотрит сначала на основной ресурс, а потом уже на все остальные.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 295.