Процессы, происходящие в мировом хозяйстве и во внешнеэкономической политике государств, характеризуются интернационализацией хозяйственных связей и глобализацией производства, в основе которого лежит рост зарубежных прямых инвестиций крупнейших ТНК. В настоящее время большинство товаров поступает на рынок либо через внешнюю торговлю, либо изготавливается с использованием иностранных компонентов. За последние 40 лет мировой товарооборот увеличился в 15 раз, тогда как выпуск продукции – только в 6 раз. Разделение технологического процесса производства в рамках ТНК в глобальном масштабе тесно увязывает национальные хозяйства разных стран и способствует более быстрому росту потоков международной торговли, опережающему темпы роста производства в мировом хозяйстве. На этой основе происходит рост взаимозависимости отдельных стран и как следствие этого развивается объективный процесс усиления взаимодействия между странами, результатом которого является усиление процесса интеграции прежде всего в региональном аспекте. В свою очередь, процессы интеграции на региональном уровне способствуют дальнейшей интеграции мирового хозяйства.
Самым крупным интеграционным объединением в современном мире является Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), объединяющее Австралию, Бруней, Гонконг, Канаду, Китай, Кирибати, Малайзию, Маршалловы острова, Мексику, Новую Зеландию, Папуа Новую Гвинею, Республику Корею, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили. В ноябре 1997 г. в АТЭС были приняты Россия, Вьетнам и Перу. Суммарная площадь территории стран АТЭС составляет 43,7 млн км2, население более 2,2 млрд чел., ВВП свыше $12 трлн. Доля АТЭС в мировой торговле – 40%, в золотовалютных резервах – 80%. Однако это самое «рыхлое» и далеко не прочное интеграционное объединение, в котором декларируемые намерения далеко не всегда реализуются на практике, особенно в отношении новых членов. В целом АТЭС находится на первых ступенях интеграционных и тем более политических процессов. Это и не удивительно, так как в него входят страны с большими различиями не только в уровнях социально-экономического развития, но и нередко с диаметрально противоположной политической ориентацией. В частности, серьезная политическая напряженность сохраняется между Китаем и Тайванем, Китаем и Вьетнамом. Далеко не безоблачные отношения между США и Китаем, Россией и США. В рамках АТЭС вырабатываются правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в различных отраслях. Основные направления деятельности АТЭС:
• обмен информацией и проведение консультаций о политике и развитии экономики с целью достижения устойчивого роста, осуществления корректировок и сокращения разрыва в экономическом развитии;
• разработка стратегий, предусматривающих сокращение препятствий на пути движения товаров, услуг, инвестиций;
• сотрудничество в таких конкретных областях, как энергетика, рыболовство, транспорт и телекоммуникации, туризм, охрана окружающей среды;
• содействие развитию региональной торговли, инвестиций, движению финансовых ресурсов, передаче технологий, промышленному сотрудничеству, развитию инфраструктуры; обеспечение трудовыми ресурсами.
Гораздо более прочным и более зрелым в интеграционном отношении является Северо-Американское ядро АТЭС, созданное в 1994 г. в форме Северо-Американской зоны свободной торговли (НАФТА) в составе США, Канады и Мексики с совокупным ВВП более $8 трлн и порядка $250 млрд взаимного товарооборота. Площадь территории стран НАФТА — 21,3 млн км2, численность населения более — 400 млн чел. Соглашение о создании НАФТА распространяется на все отрасли экономики стран-участниц и знаменует собой формирование крупнейшего в мире рынка. Центральным звеном НАФТА, получающим наибольшую выгоду от реализации взаимного товарооборота, являются США, имеющие большие объемы внешней торговли и с Канадой и с Мексикой. Вместе с тем внешнеторговый оборот между Канадой и Мексикой пока еще незначителен.
Наиболее высокий уровень интеграции характерен для Европейского Союза (ЕС). В него входят 15 стран: Франция, Германия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Швеция и Финляндия с общей площадью территории более 3,2 млн км2, населением около 380 млн чел. и ВВП около $7 трлн. В пределах ЕС унифицируются: кредитно-денежная и социальная политика, стратегия экономического развития, налогообложения, а также создается наднациональный орган — Европарламент, решения которого обязательны для каждого члена ЕС. Цели ЕС:
• образование тесного союза народов Европы;
• содействие сбалансированному и устойчивому экономическому и социальному прогрессу;
• утверждение ЕС на международной арене;
• развитие сотрудничества в области юстиции и внутренних дел;
• сохранение и приумножение общего достояния.
Созданные основные органы ЕС (Европейский Совет, Европейский Парламент, Совет Европейского Союза, Европейская комиссия, Европейский суд) углубляют экономические и политические интеграционные процессы и направлены на его трансформацию в дальнейшем в единое союзное государство.
Помимо свободного перемещения на всем пространстве ЕС товаров и рабочей силы в последние годы с 1 января 1999 г. введена единая общеевропейская валюта (евро), пока еще имеющая ограниченные масштабы хождения на территории ЕС, однако в дальнейшем она должна полностью заменить все национальные денежные единицы стран-участниц союза. В ближайшее время намечается территориальное расширение ЕС на восток, путем включения в его орбиту ряда стран Центральной и Восточной Европы, в том числе страны Балтии. Не ранее 2002 г. в ЕС войдут Чехия, Венгрия, Польша, Эстония, Словения и Кипр. Следующими кандидатами числятся: Болгария, Румыния, Латвия, Литва и Словакия. Неоднозначна позиция по отношению к Турции, экономика которой пока не соответствует европейским стандартам.
Из других крупнейших международных организаций по объемам внешнеторгового оборота выделяется ОПЕК, объединяющая целый ряд стран-экспортеров нефти. В состав ОПЕК входят 12 стран: Венесуэла, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия, Саудовская Аравия и вошедшие позднее Алжир, Габон, Индонезия, Катар, Нигерия, ОАЭ. Цели ОПЕК:
• координация и унификация нефтяной политики стран-членов,
• определение наиболее эффективных коллективных и индивидуальных средств защиты их интересов;
• использование необходимых средств и способов обеспечения стабильности цен на мировом рынке нефти;
• защита интересов стран-производителей нефти путем обеспечения им устойчивых доходов;
• эффективное регулярное и рентабельное снабжение нефтью стран потребителей;
• получение справедливых доходов инвесторами от капиталовложений в нефтяную промышленность;
• обеспечение охраны окружающей среды;
• сотрудничество со странами не членами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.
Осознана необходимость интеграционных процессов и в государствах постсоветского пространства. С этой целью 12 стран создали Содружество Независимых Государств (СНГ) (в него вошли все государства — бывшие республики СССР, кроме Литвы, Латвии, Эстонии). Территория СНГ — 22,1 млн км2, население в 2000 г. — 284 млн чел., ВВП — около $1 трлн. Наиболее тесные интеграционные связи наблюдаются между Россией и Белоруссией, которые стремятся в перспективе к созданию союзного государства с общей валютой. Основные цели СНГ:
• формирование условий стабильного развития экономик договаривающихся стран в интересах повышения уровня жизни их населения;
• поэтапное создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений;
• создание равных возможностей и гарантий для всех хозяйствующих субъектов;
• совместное осуществление экономических проектов, представляющих общий интерес;
• решение совместными усилиями экологических проблем, а также ликвидация последствий стихийных бедствий и катастроф.
К наиболее крупным интеграционным группировкам развивающихся стран относятся Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАЙ), Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), Карибское сообщество (КАРИКОМ), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др.
В Африке нет крупных политических и экономических региональных организаций. Региональная экономическая интеграция в странах Африки осуществляется в рамках четырех экономических союзов, каждый из которых является субрегиональным территориальным объединением стран-членов:
• ЮДЕАК — государств Центральной Африки;
• ЭКОВАС — государств Западной Африки;
• САДК — государств Южной Африки;
• КОМЕСА — государств Восточной и Южной Африки.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 198.