Руководствуясь международными стандартами, пенитенциарная система должна служить общепринятой цели — перевоспитанию в соответствии с социальными нормами и ценностями человека, совершившего противоправное деяние и получившего наказание в виде лишения свободы, а также предупреждению совершения им повторного преступления.
Определены международные требования к обращению с заключенными, их содержанию под стражей. Они отражены в Минимальных стандартных правилах ООН обращения с заключенными (1955г.), Своде принципов защиты лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988г.), Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990г.), Европейских тюремных правилах (1987г.).
В мировой практике достижение целей и соблюдение правил пенитенциарной системы возлагается на коллектив специалистов. Части 1, 2 ст. 49 Минимальных стандартных правил ООН по обращению с заключенными дают перечисление обязательного штата работников для пенитенциарных учреждений. В этом перечне — учителя, преподаватели ремесленных дисциплин, психиатры, психологи — стоят в одном ряду с социальными работниками. Следовательно, социальный работник имеет особый правовой статус — это самостоятельная профессия, предметом деятельности которой является решение задач во всем комплексе уголовно-исполнительной политики. Статья 61 тех же Правил указывает функции социального работника в исправительном учреждении:
• поддержка и укрепление социально полезных связей с семьей;
• поддержка и укрепление социально полезных связей с социальными (общественными) организациями;
• защита гражданских интересов осужденных;
• защита прав осужденных на социальное обеспечение и социальные льготы.
Особенностью украинской практики становления социальной работы с заключенными является то, что ее содержание и методы основаны на отечественном и зарубежном опыте содержания заключенных. Изменяющиеся социально-экономические, политические условия, динамика численности заключенных и их разнообразный состав, сложившиеся традиции в отношении этой категории граждан обусловливают формирование моделей социальной работы в пенитенциарных учреждениях с учетом функций, направлений и форм этой работы и тех социальных ожиданий, которые предъявляются институту социальной работы. Поэтому в разработке функций и технологий профессиональной деятельности специалистов этого направления целесообразно исходить из того, чем, какими ресурсами они располагают для оправдания этих ожиданий. А именно: исторического опыта, состояния системы учреждений и условий содержания заключенных, особенностей и проблем данной категории как целевой группы социальной работы, перспективных технологий вмешательства.
Система исправительных
учреждений в Украине и принципы их деятельности
В начале XXI столетия в Украине имеется разветвленная система исправительных учреждений. Став членом Совета Европы, Украина ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и Конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного и унижающего достоинство обращения и наказания, что во многом определяет деятельность исправительных учреждений.
Ныне в Украине видами исправительных учреждений являются: исправительные и воспитательные колонии, тюрьмы, лечебно-исправительные учреждения и следственные изоляторы, выполняющие функции исправительных учреждений в отношении некоторых учреждений. Вид исправительного учреждения для осужденного определяет суд при вынесении приговора. При этом учитывается возраст и пол осужденного, тяжесть совершенного преступления, форма вины, срок назначенного наказания, факт ранее назначенного наказания и то, какого вида рецидив.
В основе деятельности исправительных учреждений с начала образования отечественной пенитенциарной системы провозглашена философия перевоспитания, распространенная и на Западе. Сторонники данной философии полагают, что поведение индивидов можно изменить, вовлекая их (даже помимо воли) в разнообразные программы, цель которых — перевоспитание преступников, их обучение и возвращение в общество. Следует отметить наличие и других принципов, используемых в комплексе мер воздействия на заключенных. Это:
• возмездие — преступное деяние по природе своей не правомерно и, следовательно, должно повлечь за собой наказание;
• возмещение — преступник должен возместить ущерб, нанесенный жертве;
• общее устрашение — в основе лежит мнение, что наказание за преступление должно затронуть и тех, кто формально не наказывается. Преступника надо использовать в качестве примера;
• устрашение одного лица — предполагается, в будущем тот, на кого направлено устрашение, будет избегать проступков, которые влекут за собой наказание;
• превентивные меры — превентивное лишение прав и ограничение свободы применяется при опасности рецидива.
Представление об условиях, в которые попадает осужденный, дает основание социальному работнику оценить и использовать их как ресурс в оказании содействия процессу перевоспитания, а точнее — определению адекватных стратегий поведения и форм жизни в условиях неволи. От того, в каких условиях осужденный отбывает наказание, зависит его правовое положение и объем предоставляемой ему помощи.
Согласно Уголовному кодексу Украины,
Вставка 1
Кримінальний кодекс України
Верховна Рада України; Кодекс України, Кодекс, Закон від 05.04.2001 № 2341-III
Документ 2341-14, чинний, поточна редакція — Редакція від 12.08.2015, підстава 629-19
Класифікація злочинів
1. Залежно від ступеня тяжкості злочини поділяються на злочини невеликої тяжкості, середньої тяжкості, тяжкі та особливо тяжкі.
2. Злочином невеликої тяжкості є злочин, за який передбачене покарання у виді позбавлення волі на строк не більше двох років, або інше, більш м'яке покарання за винятком основного покарання у виді штрафу в розмірі понад три тисячі неоподатковуваних мінімумів доходів громадян.
3. Злочином середньої тяжкості є злочин, за який передбачене основне покарання у виді штрафу в розмірі не більше десяти тисяч неоподатковуваних мінімумів доходів громадян або позбавлення волі на строк не більше п'яти років.
4. Тяжким злочином є злочин, за який передбачене основне покарання у виді штрафу в розмірі не більше двадцяти п'яти тисяч неоподатковуваних мінімумів доходів громадян або позбавлення волі на строк не більше десяти років.
5. Особливо тяжким злочином є злочин, за який передбачене основне покарання у виді штрафу в розмірі понад двадцять п'ять тисяч неоподатковуваних мінімумів доходів громадян, позбавлення волі на строк понад десять років або довічного позбавлення волі.
6. Ступінь тяжкості злочину, за вчинення якого передбачене одночасно основне покарання у виді штрафу та позбавлення волі, визначається виходячи зі строку покарання у виді позбавлення волі, передбаченого за відповідний злочин.
Стаття 50. Поняття покарання та його мета
1. Покарання є заходом примусу, що застосовується від імені держави за вироком суду до особи, визнаної винною у вчиненні злочину, і полягає в передбаченому законом обмеженні прав і свобод засудженого.
2. Покарання має на меті не тільки кару, а й виправлення засуджених, а також запобігання вчиненню нових злочинів як засудженими, так і іншими особами.
3. Покарання не має на меті завдати фізичних страждань або принизити людську гідність.
Стаття 51. Види покарань
До осіб, визнаних винними у вчиненні злочину, судом можуть бути застосовані такі види покарань:
1) штраф;
2) позбавлення військового, спеціального звання, рангу, чину або кваліфікаційного класу;
3) позбавлення права обіймати певні посади або займатися певною діяльністю;
4) громадські роботи;
5) виправні роботи;
6) службові обмеження для військовослужбовців;
7) конфіскація майна;
8) арешт;
9) обмеження волі;
10) тримання в дисциплінарному батальйоні військовослужбовців;
11) позбавлення волі на певний строк;
12) довічне позбавлення волі.
Стаття 52. Основні та додаткові покарання
1. Основними покараннями є громадські роботи, виправні роботи, службові обмеження для військовослужбовців, арешт, обмеження волі, тримання в дисциплінарному батальйоні військовослужбовців, позбавлення волі на певний строк, довічне позбавлення волі.
2. Додатковими покараннями є позбавлення військового, спеціального звання, рангу, чину або кваліфікаційного класу та конфіскація майна.
3. Штраф та позбавлення права обіймати певні посади або займатися певною діяльністю можуть застосовуватися як основні, так і як додаткові покарання.
4. За один злочин може бути призначено лише одне основне покарання, передбачене в санкції статті (санкції частини статті) Особливої частини цього Кодексу. До основного покарання може бути приєднане одне чи кілька додаткових покарань у випадках та порядку, передбачених цим Кодексом.
5. Ухилення від покарання, призначеного вироком суду, має наслідком відповідальність, передбачену статтями 389 та 390 цього Кодексу.
К лицу, признанному виновным в совершении преступления, применятся наказания лишение свободы путем направления его в колонию-поселение или помещение в исправительную колонию общего, строгого или особого режима, либо в тюрьму. Не достигшие к моменту вынесения судом восемнадцатилетнего возраста, помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима.
Исправительные колонии общего режима предназначены для отбывания наказания лицами, впервые осужденными за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести, а также лицами, совершившими преступление по неосторожности. В колониях общего режима, предназначенных для отбывания наказания женщинами, содержатся также судимые неоднократно.
Условия отбывания наказания в колониях рассматриваются как обычные, облегченные и строгие. Так, осужденные, находящиеся в обычных условиях в колониях особого режима, проживают в общежитиях. Им разрешается ежемесячно расходовать деньги на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, иметь два краткосрочных и два длительных свидания в течение года, получать посылки и бандероли.
Главное отличие строгих условий заключения в колониях общего режима в том, что осужденные находятся в запираемых помещениях. У них существенно ограничены возможности общения и связи с родными. Замкнутый мир формирует свои, противоречащие воспитательным мерам, доминанты воздействия на личность в виде субкультуры осужденных.
Со строгих условий на обычные осужденные переводятся при отсутствии взысканий за нарушение режима пребывания в колонии. Подобный процесс перевода из одних условий в другие, более благоприятные, имеет и обратную траекторию, когда осужденные признаются злостными нарушителями режима.
Несмотря на различие режима, на всех ступенях исполнения наказания действует система воспитательных воздействий. На протяжении истории пенитенциарной системы сложились проверенные временем условия для перевоспитания, в той или иной мере влияющие на положение заключенного: это возможность получить образование, профессию, приобщиться к духовным, в том числе религиозным, ценностям, взаимодействия с общественными благотворительными организациями и т. д. То есть условия и окружающая заключенного жизнь — это специфическое социальное образование, в рамках которого осуществляется профессиональная деятельность социального работника, и которое можно назвать жизненным пространством заключенного.
Жизненное пространство осужденного в местах лишения свободы представляет собой реальность, ограниченную рамками конкретного пенитенциарного учреждения, включающую персонал и заключенных, чье взаимодействие соотносится с функциями данного учреждения.
Жизненное пространство заключенного характеризуется рядом объективных и субъективных факторов, оказывающих как положительное, так и отрицательное влияние на личность в целом и ее характеристики, требующие исправления. Это объясняется тем, что жизненное пространство включает, с одной стороны, деятельность и субкультуру персонала, а с другой — осужденных, представляющих преступную среду. Человек оказывается «зажатым» между двумя силами, влияние которых по-разному отражается в поведений заключенного.
В задачи социального работника входит помощь человеку, отбывающему наказание, выполнить условия наказания, оказывать содействие их позитивному результату, стимулировать самопомощь в условиях жизненного пространства осужденного, куда он попадает, оставляя по другую сторону решетки гражданскую жизнь.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 319.