Глава 2. Задачи. Методы. Организация исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Задачи исследования

2.1.1 Изучить литературу по проблеме развития общей выносливости у школьников на занятиях по хоккею с шайбой.

2.1.2 Разработать серию внеклассных занятий по хоккею с шайбой, основанных на использовании соревновательных средств, для детей 10-12 лет.

2.1.3 Оценить эффективность внеклассных занятий по хоккею с шайбой, основанных на использовании соревновательных средств.

Методы исследования

Анализ литературных источников

Педагогические контрольные испытания

Педагогический эксперимент

Методы математической статистики

2.2.1. Анализ литературных источников.

Проанализировано по организации внеклассной работе – 3 источника, по методике спорта – 10, по методике хоккея – 10. Всего 23.

2.2.2. Педагогические контрольные испытания

Для определения уровня физической подготовленности были использованы следующие тесты:

1) челночный бег (10 м Х 3 раза) (определение уровня координационных способностей);

2) сгибание и разгибание рук в упоре лежа (определение уровня силовой выносливости);

3) бег 30 метров (определение быстроты);

4) прыжок в длину с места (определение скоростно-силовых способностей).

Для определения эффективности разработанных соревновательных средств в повышении общей выносливости юных хоккеистов до и после педагогического эксперимента были проведены следующие контрольные испытания:

1) бег 6 минут;

2) бег на коньках 10 минут.

2.2.3. Педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент проведен на базе средней школы №72 г. Владивостока. В эксперименте участвовали мальчики 10-12 лет. В контрольной группе занятия проводились по «Программе начального обучения хоккею с шайбой для групп начальной спортивной подготовки», составленной группой авторов под редакцией В. Быкова (1999), два раза в неделю с использованием стандартных средств и методов, предусмотренных программой. В экспериментальной группе учащиеся занимались по той же программе, но с использованием преимущественно соревновательных упражнений. В эксперименте было задействовано 30 учащихся (по 15 учащихся в обеих группах).

2.2.4. Методы математической статистики

В данной работе мы использовали следующие методы математической статистики:

- метод определения среднеарифметического показателя по формуле (1)

Средняя арифметическая величина выборки характеризует средний уровень значений изучаемой случайной величины в наблюдавшихся случаях и вычисляется путём деления суммы отдельных величин исследуемого признака на общее число наблюдений:

= = , (1)

где х - значение конкретного показателя,

∑ - знак суммирования,

n – число показателей (случаев).

      

- метод определения темпов прироста показателей В.И. Усакова (2)

W=V2-V1/0,5(V2+V1)100% , (2)

где W – значение , определяющее прирост показателей (%) ( 0-8% - неудовлетворительно, 9-10% - удовлетворительно, 11-15% - хорошо, 15% и выше – отлично ) ;

V – показатели тестирования (V1 – до эксперимента, V2 – после эксперимента).

Организация исследования

Исследование реализовывалось в три этапа.

На первом этапе (сентябрь 2008 г. - май 2009 г.) проводился анализ литературных источников.

Второй этап (сентябрь 2009г. – май 2010г.) был посвящен тестированию уровня физической подготовленности у мальчиков экспериментальной и контрольной групп до эксперимента, проведению педагогического эксперимента и тестированию уровня физической подготовленности после эксперимента.

Третий этап (сентябрь 2010 г. - май 2011 г.) был посвящен анализу результатов педагогического эксперимента и оформлению выпускной квалификационной работы.

 

ГЛАВА 3

 


Описание предлагаемой методики, комплекса средств и др. (Глава 3)  – для студентов, обучающихся по специализации «Теория и методика физического воспитания» и «Теория и методика спортивной тренировки». В данной главе необходимо подробно раскрыть экспериментальную (самостоятельно разработанную или переработанную) методику, привести перечень средств и технологию их применения, т.е. то, что позволило достичь в итоге положительных результатов. Это могут быть комплексы упражнений, описание методики и др. Излишняя краткость изложения здесь не уместна, так как позволяет усомниться в достоверности полученных результатов научного исследования. Объем данной части составляет 10-15 страниц или, если в III Главу вошел раздел «Обсуждение результатов исследования», то 20-25 страниц компьютерного текста.

Анализ полученных в ходе исследования результатов. Данная часть предполагает использование различных методов – статистического, регрессионного, корреляционного анализа, метода прогнозирования оценок, контент-анализ и т.д. От верно выбранного метода математического анализа во многом зависит полнота и достоверность полученных результатов исследования. Результаты расчетов анализируются, обобщаются в таблицах, графиках, диаграммах, рисунках и размещаются в тексте работы, а распечатки могут быть помещены в приложениях. При этом первичные протоколы, громоздкие таблицы, излишне перегружающие основное повествование и не несущие большую смысловую нагрузку, так же рекомендуется помещать в приложения.

Представленная в работе аналитическая информация должна быть прокомментирована автором. В комментарии необходимо не столько констатировать факты, сколько выявить причины, влияющие на изменение тех или иных процессов, дать качественную оценку, показать влияние совокупных показателей на конечные результаты работы. Особое внимание уделяется тем показателям и факторам, которые негативно и (или) позитивно повлияли на результаты деятельности исследуемого объекта. Объем данной части составляет 5-10  страниц компьютерного текста.


Выводы

 


Выводы. В данной части работы автор в тезисной форме отражает основные результаты исследования в точном соответствии и в такой же последовательности, как и поставленные задачи. Они косвенно указывают на степень достижения поставленной цели через решение задач исследования. Если в процессе исследования были сформулированы конкретные предложения, направленные на улучшение деятельности исследуемого объекта, то они помещаются в отдельном разделе с названием «Практические рекомендации» после основных выводов. Рекомендации должны носить адресный характер и быть обоснованными.

Выводы не должны носить общий, расплывчатый вид, а также содержать пункты, не вытекающие из содержания проведенного исследования. Объем выводов не должен превышать 1-2 страницы компьютерного текста.

 


Список литературы

 


Список использованной литературы. В список литературы включаются все отечественные и зарубежные источники, на основе которых автор выполнял работу: учебно-методическая литература, справочники, монографии, статистические сборники, журналы, газеты, бюллетени нормативных актов, сборники научных трудов, материалы научных и научно- практических конференций, а так же электронные (интернет) ресурсы. Если в работе использовалась статистическая и оперативная отчетность предприятий и учреждений, то она помещается в конце списка. Перечень использованной при написании выпускной работы литературы необходимо составлять в алфавитном порядке, литературные источники должны быть изданы в последние 5-10 лет (за исключением «классических» литературных аспектов). Правила оформления библиографического списка даны в раздели 4.7 и в приложении 9.

 


 Глава 3

 Характеристика методов

 

В практике исследований, направленных на решение задач в области физической культуры и спорта, адаптивной физической культуры наибольшее распространение получили следующие методы:

 

1. Анализ научно-методической литературы

2. Анализ документальных и архивных материалов

3. Методы опроса (беседа, интервью, анкетирование)

4. Контрольные испытания

5. Педагогические наблюдения

6. Педагогический эксперимент

7. Методы математической статистики

8. Контент-анализ

 

Методы должны быть полностью адекватными, вполне соответствующими задачам; это оз­начает, что они дают возможность получить объективную информацию именно о данном предмете. В научно-исследовательской работе по теории физической культуры использу­ется большое количество различных методов и методик (групп методов). Среди них можно выделить такие группы, как общенаучные, собственно педагогические, пси­хологические, биологические, социологические. Все они тесно связаны между со­бой, порой между ними нет четкой грани, но есть все-таки своя специфика. Наибо­лее общим методом, который используется как в теоретических, так и в экспери­ментальных работах, является теоретический анализ и обобщение. Он касается литературных данных, документов, материалов, эмпирических данных и другой ин­формации, о чем говорилось ранее. К собственно педагогическим методам можно отнести педагогическое наблюдение (включенное и не включенное) и педагогический эк­сперимент, составной частью которого являются контрольные испытания (тес­ты). В процессе исследования используются также методы непосредственного сбо­ра и регистрации информации и методы ее обработки. Методом сбора ретроспек­тивной (прошлой) информации является изучение источников – литературных, ста­тистических, программно-методических, инструктивных – и обобщение этих материалов. Может также использоваться опрос в различных его формах (анкеты, беседы, интервью). Текущая информация может собираться методом наблюдения, который представляет собой анализ и оценку предмета исследования без вмеша­тельства в его функционирование наблюдателя.

Педагогическоенаблюдение предполагает четкую постанов­ку его цели и задач, определение конкретного объекта, использование способов регистрации наблюдаемых процессов и явлений, планомерность. Оно позволяет видеть процесс (явление) "сиюминутно" и в динамике, фиксировать его фазы, эта­пы непосредственно "с натуры"; оно дает возможность получить довольно объек­тивную информацию об объекте наблюдения. Этот метод целесооб­разно использовать в комплексе с другими, поскольку он не обеспечивает всесто­ронней характеристики объекта. Объектами наблюдения могут быть содержание учебно-тренировочного процесса, методы обучения, тренировки, соотношение объема и интенсивности нагрузки в процессе занятий, техника выполнения упраж­нений и тактические действия, другие процессы и явления. Наблюдение может быть открытым, когда объект знает, что за ним наблюдают, и скрытым, когда наблю­даемые не подозревают, что они находятся в зоне внимания исследователя. Мате­риалы наблюдения должны быть зафиксированы в записи (протоколы наблюдений, фото-, видео- и звукозаписи).

Одним из основных методов научного исследования является эксперимент - научно поставленный опыт. Это наблюдение исследуемого процесса, явления в точно организованных и учитываемых условиях, позволяющих следить за процессом и воссоздавать его каждый раз в аналогичных условиях. Он отличается от педагоги­ческого наблюдения активным вмешательством исследователя в процесс или явление. В экспериментах, в которых исследуются учебно-воспитательный или тре­нировочный процессы, как правило, создаются экспериментальные и контрольные группы. В первых из них обеспечиваются специальные, созданные исследовате­лем условия, вторые занимаются в обычных, общепринятых, традиционных услови­ях. Разница в результатах, полученных в конце эксперимента, свидетельствует о степени решения проблемы. Эксперимент может быть естественным, когда в ходе его допускаются незначительные отступления от традиционных, общепринятых ус­ловий и способов деятельности (например, тренировочный); модельным, в кото­ром эти условия и способы резко меняются, исходя из интересов исследователя, и лабораторным, проводимым в специально созданных условиях.

Оценка полученного эмпирического и теоретического материала может быть проведена по качественным (т.е. не имеющим определенных единиц измерения) и количественным показателям в процессе педагогическихконтрольных испытаний (тестов). В пос­леднем случае используются методы, основанные на идеях квалиметрии - части метрологии, которая изучает и разрабатывает количественные методы оценки ка­чественных показателей. Степень совпадения результатов тестирования при повтор­ном его проведении на одних и тех же объектах и в одинаковых условиях называет­ся надежностью теста. Возможность полностью воспроизвести результаты теста при его повторении в одинаковых условиях через какое-то время называется стабиль­ностью (или воспроизводимостью) теста. Степень точности, с которой измеряется объект (или его сторона, свойство, качество) будет характеризовать информатив­ность теста.

В процессе контрольных испытаний имеется возможность соотнести предвари­тельные предположения, гипотезы с реальным положением вещей или получить совершенно новую, непредвиденную информацию. В частности, в зависимости от цели и задач эксперимента можно определить достоинства или недостатки мето­дов, содержания обучения, форм организации занятий, проверить критерии про­гнозирования и отбора молодежи для занятий данным видом спорта. Контрольные испытания и тесты позволяют определить объективные результаты эксперимента. Результаты тестирования могут быть получены в процессе заведомо стандартных тестов, таких, например, как Гарвардский степ-тест и его варианты. Суть его зак­лючается в том, что испытуемый встает одной ногой на ступеньку высотой 50 см, затем приставляет другую ногу и выпрямляется, потом ставит ногу на пол и при­ставляет к ней другую ногу. Под метроном, на четыре счета за 60 секунд надо выпол­нить 30 циклов и продолжать упражнение в течение 5 минут. Если испытуемый не в состоянии выполнить упражнение в течение 5 минут, то фиксируется точное время выполнения упражнения (по секундомеру). После выполнения упражнения иссле­дуемый садится на стул и в течение 30 секунд происходит подсчет пульса: первый раз после 1 минуты отдыха, второй – между 120 и 150 секундами, третий - между 180 и 210 секундами. После этого подсчитывается индекс физической подготовленности (ИФП) по формуле:

Результаты экспериментальных работ могут проверяться антропометрическими замерами роста, окружности и экскурсии грудной клетки, регистрацией частоты сердечных сокращений (ЧСС), максимального потребления кислорода (МПК), ди­намометрией, замерами свободы движений в суставах посредством гониометра и другими методиками. С учетом своих целей, задач, рабочей гипотезы исследова­тель может разрабатывать специальные контрольные упражнения, тесты и их комплексы.

Незаменимым методом получения информации в теоретических исследованиях является опрос, который проводится в виде анкетирования, интервью и бесед. Он позволяет судить об опыте человека, мотивах его деятельности и поведения, цен­ностных ориентациях, отношении к физическим упражнениям, эффективности их использования и о многих других проблемах. Для анкетирования необходимо раз­работать содержание анкеты, в которую следует включить весь комплекс вопро­сов, позволяющий получить исчерпывающую информацию по интересующей ис­следователя проблеме. Во вводной ее части содержится обращение к респонден­там, название учреждения, от имени которого ведет работу исследователь, задачи исследования и его назначение, указание об анонимности анкеты и рекомендации к ее заполнению. В основной части даются вопросы или группы вопросов, ответы на которые позволят исследователю получить объективное представление по ис­следуемой проблеме. В демографической части анкеты содержатся вопросы, ка­сающиеся паспортных характеристик респондента (пол, возраст, специальность, спортивная квалификация, педагогический стаж и т.п.).

Интервью - заранее спланированная по информативному направлению беседа, предполагающая прямой контакт исследователя с респондентами - опрашиваемы­ми. Оно может проводиться по жесткому плану, в определенной последовательнос­ти и границах информации.

Беседа - вопросно-ответная форма общения исследователя с респондентом или их группой, которая хотя и проводится по плану, но допускает различные вариации по ее направлениям и времени проведения. Материалы опроса протоколируются исследователем.

Обработка результатов очень ответственный этап исследования. Оценка мо­жет производиться как в качественном (на основе теоретических логических выво­дов и обобщений), так и количественном аспектах. Количественная обработка ма­териалов может осуществляться методами математической статистики - науки, изучающей количественные показатели тех или иных явлений.

Группа чисел, объединяемых каким-либо признаком, называется совокупностью. Наблюдения, проводимые над какими-то объектами, могут охватывать всех членов изучаемой совокупности без исключения или ограничиваться обследованием лишь некоторой её части. В первом случае наблюдение будет называться сплошным или полным, во втором – частичным или выборочным.

Сплошное обследование проводится очень редко, так как в силу ряда причин оно практически либо невыполнимо, либо нецелесообразно. Невозможно, например, обследовать всех школьников десятых классов страны. Поэтому в подавляющем большинстве случаев вместо сплошного наблюдения изучению подвергают какую-то часть обследуемой совокупности, по которой и судят о её состоянии в целом.

Совокупность, из которой отбирается часть её членов для совместного изучения, называется генеральной, а отобранная тем или иным способом часть данной совокупности получила название выборочной совокупности или просто выборки.

Понятие генеральной совокупности является относительным. В одном случае это все спортсмены страны, в другом – города, вуза.

Чтобы знать, насколько выборка достаточно достоверно представляет генеральную совокупность, необходимо определить ряд показателей (параметров).

В разделе 2.2. (Описание задач, методов и организации исследования. Глава 2) приведены два наиболее распространенных метода математической обработки результатов.

 





Глава

Требования к оформлению выпускной квалификационной работы

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 228.