1. Медицина Древнего Междуречья.
2. Фармация Древнего Китая.
3. Фармация в Тибетской медицине.
4. Медицинские знания в Библии, Коране, Торе и др.
5. Врачебная этика Гиппократа.
6. Лекарствоведение в Древнем Египте.
7. Фармация Древней Индии.
8. Врачевание женских и детских болезней в трудах Гиппократа.
9. Идеи предупреждения болезней в трудах Гиппократа.
10. Сущность болезни и методы врачевания в трудах Гиппократа.
11. Анатомия Галена.
12. Физиология Галена.
13. «О медицине» К. Цельса.
14. Врачи-философы.
15. Фармация Древнего Рима.
16. Анатомия Андрея Везалия.
17. Анатомия Леонардо да Винчи.
18. Великие анатомы эпохи Возрождения.
19. Парацельс – жизнь и деятельность.
20. «Салернский кодекс здоровья» как исторический медицинский источник.
21. Монастырская фармация.
22. Лекарственное врачевание в трудах Ибн Сины.
23. «Канон медицины» Ибн Сины как источник истории медицины.
24. Идеи предупреждения болезней Ибн Сины.
25. Хирургия в эпоху Средневековья и Возрождения.
26. Развитие учения об обезболивании.
27. Развитие учения об асептике и антисептике.
28. Открытие кровообращения.
29. Александр Флеминг – жизнь и деятельность.
30. История фармацевтического образования в Европе.
31. Ф.Х. Самюэль Ганеман и гомеопатия
32. История антибиотикотерапии.
33. Становление и развитие фармацевтической промышленности в Европе.
34. Фармация Волжской Булгарии.
35. Лекарствоведение в Древней Руси.
36. Больничное дело в Средние века.
37. Подготовка врачей России в XVIII веке.
38. Сведения по фармации в исторических источниках XIII-XVIII вв.
39. Аптекарский приказ и его роль в развитии отечественного здравоохранения.
40. Эпидемии в России и борьба с ними в XVII-XVIII веке.
41. История аптечного дела в России.
42. Становление и развитие химического производства и фармацевтической промышленности в России.
43. Идеи профилактики в трудах русских ученых XVIII века.
44. Труды М.В. Ломоносова о медицине.
45. Русская анатомо-хирургическая школа XVIII-XIXI веков.
46. М.Я. Мудров о нравственных качествах врача.
47. Русские хирурги – предшественники Н.И. Пирогова.
48. Н.И. Пирогов и развитие мировой хирургии.
49. Н.И. Пирогов – врач и общественный деятель.
50. Н.И. Пирогов и развитие анатомии.
51. Педагогические работы Н. И. Пирогова.
52. Личность Н.И. Пирогова.
53. Общественная деятельность Н.И. Пирогова.
54. «Рефлексы головного мозга» И.М. Сеченова как исторический источник по истории медицины.
55. Речь И.М. Сеченова «Кому и как разрабатывать психологию» как исторический источник.
56. «Автобиогарфия» И.М. Сеченова как исторический документ.
57. Рудольф Вирхов и восприятие его идей в России.
58. Учение о сущности болезни в XVIII-XIX вв.
59. Луи Пастер – жизнь и деятельность.
60. Русская школа микробиологов.
61. Терапевтическая школа С.П. Боткина.
62. А.М. Бутлеров – жизнь и деятельность.
63. Развитие фармацевтического образования в России.
64. Подготовка фармацевтических кадров в СССР.
65. Сведения по фармации в исторических источниках XIII-XVIII вв.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Клавдий Гален
О НАЗНАЧЕНИИ ЧАСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА (выдержки)
О руке
У всех тело приспособлено к привычкам и к способностям. Человеку, существу, одаренному разумом она дала руки, – орудие, необходимое, чтобы выполнять всякого рода работы, пригодные во время мира, не менее чем во время войны. Своими руками человек ткет для себя плащ, плетет сети, выделывает верши, нитки, сетки, поэтому он является господином не только тех животных, которые живут на земле, но и тех, которые обитают в море или в воздухе. Но человек, созданный столько же для мира, сколько и для войны, своими руками написал законы, воздвиг в честь богов алтари и статуи, выстроил корабли, создал флейту и лиру, изготовил ножи и клещи, создал инструменты для всех искусств, в своих письменных произведениях он оставил записи о теории этих искусств.
Таким образом, как человек – самое разумное из всех живых существ, так и его руки являются орудием, соответствующим мудрому существу.
Поскольку у человека тело лишено орудия (для самозащиты), постольку он получил руки, чтобы восполнить безоружность своего тела и разум взамен отсутствия прирожденных искусств в его душе, пользуясь всем этим он всячески вооружает и защищает свое тело; он украшает свою душу всеми искусствами.
Исследуем эту часть человека и посмотрим, только ли рука полезна ему и подходяща для существа, одаренного мудростью, не имеет ли она во всех мелких своих частях такое устройство, что если бы она была устроена иначе, это не было бы лучше. Первое и главнейшее условие для органа, устроенного в качестве орудия для хватания, это – иметь возможность легко брать все предметы, какой бы формы или какой бы величины они ни были. Рука может легко охватывать предметы, гораздо более объемистые, чем она сама, равно и прекрасно схватывать маленькие предметы.
Когда она охватывает вещи более объемистые, она увеличивается, раздвигая пальцы, а вещи маленькие она не пытается взять, приведя в движение всю руку, так как эти вещи выскользнули бы, для нее в этом случае достаточно воспользоваться оконечностями двух пальцев. Таким образом, строение руки совершенно для того, чтобы крепко схватить как большие, так и маленькие предметы; и чтобы иметь возможность хватать предметы различной формы очень крепко, рука разделена так, чтобы выполнять эту задачу, рука из всex орудий хватания, бесспорно, является лучше всего устроенной для предметов шарообразных она может согнуться и сделаться круглой и таким образом охватить их со вcеx сторон, с той же уверенностью она может схватить тела плоские или вогнутые: если это так, то рука приспособляется ко всем формам, поскольку все формы являются результатом сочетания трех видов линий: выпуклых, вогнутых и прямых. Многие тела имеют объем слишком значительный, чтобы для этого было достаточно одной руки, и природа создала одну руку в помощь другой, так что обе они, схватив объемистые предметы с двух противоположных сторон, не уступают в этом одной руке, если бы она была очень большой.
Руки обращены одна к другой и их строение абсолютно одинаково, это подходит для органов, которые должны действовать одинаковым образом.
Очень маленькие предметы человек берет концами двух пальцев указательного и большого, предметы большие он берет теми же пальцами, но уже не кончиками их. Для предметов, еще более объемистых, он пользуется тремя пальцами, средним, указательным и большим, для тех вещей, которые являются более объемистыми, пользуются четырьмя пальцами, затем пятью пальцами, то есть всей рукой. Затем для предметов, еще более объемистых, прибавляют вторую. Один из пальцев противопоставлен другим четырем, он расположен и двигается таким образом, что при помощи вращательного движения может действовать совместно с каждым из пальцев.
Чтобы схватить предметы небольшого объема нужно было, чтобы концы были мягкими, закругленными и снабженными ногтями. Таким образом, все то, что по своей природе занимает среднее положение между веществом, чрезвычайно мягким и неумеренно твердым, – какими и являются эти концы пальцев, – они образуют орган, особенно надежный для схватывания.
Но так как предметы, которые должны быть схвачены, имеют различную плотность и так как они сами бывают более или менее мягкими и более или менее твердыми, то природа дала пальцам строение, которое делает их способными схватывать все эти предметы. Чтобы выполнить это назначение, концы пальцев не состоят исключительно из ногтей или из мяса, а состоят из обоих этих веществ, из которых каждое занимает наиболее подходящее для него место. Мясистая часть занимает (ладонную) сторону, на которой пальцы обращены друг к другу и концы служат для того, чтобы захватывать предметы. Ноготь же расположен снаружи, чтобы служить поддержкой. Мягкие тела схватываются с помощью одной только мясистой части пальцев, тела твердые, поскольку они сжимают мясо и сильно на него надавливают, не могут быть взяты без помощи ногтей, так как мясистая часть, подвергаясь давлению, нуждается в поддержке. Никакой твердый предмет не может быть взят одними ногтями, так как твердые предметы легки, скользят по твердым телам, какими являются ногти. Таким образом, так как на концах пальцев мясистая часть исправляет свойство ногтей скользить, а ногти поддерживают сдавливаемое мясо, то палец становится орудием для хватания всех предметов, малы ли они или тверды. Ведь, если они неимоверно длинны, так что сталкиваются друг с другом, то нельзя взять ни маленький иглы, ни волоса, ни какого-либо другого подобного предмета, если же, наоборот, вследствие их ничтожной длины они не доходят до уровня концов пальцев, они оставляют мякоть без поддержки и делают ее неспособной брать что-либо. Когда же ногти находятся на уровне верхних концов пальцев, то они выполняют в совершенстве функции, для которых они созданы.
Когда они имеют надлежащую длину, они лучше всего выполняют то назначение, для которого созданы.
Ногти очень полезны для целого ряда действий, например, если нужно скрести, выскабливать, обдирать либо разрывать. Как орган для схватывания маленьких и твердых предметов рука особенно нуждается в ногтях.
Крупные части тела живого существа руки, ноги, глаза, язык, созданы в интересах общих функций живого существа. Части более маленькие, являются частями вышеназванных частей, содействуют выполнению действия всего органа; например, глаз, являясь органом зрения, составлен из многих частей, которые все согласно действуют выполнению одной функции зрения: одни, – при помощи которых мы видим, другие, – без которых невозможно видеть, иные, которые позволяют нам лучше видеть. То же мы находим и для всех других частей, как-то: живот, рот, язык, ноги, наконец, руки. Очевидно, что они были созданы, чтобы быть орудием хватания, форма и величина всех частей, которые входят в их состав, таковы, что они помогают выполнению единого действия всего органа.
Объясним строение руки. Почему рука разделена на пальцы, и почему большой палец был противопоставлен остальным четырем. Для того чтобы пальцы могли отделяться один от другого, – расположение удобное, – было создано разделение пальцев.
Так как хватание есть назначение руки, то главнейшей частью для выполнения этой функции будет тa часть, благодаря которой рука движется. Если движения произвольные, то мышца будет первым органом движения для руки. Все остальные части созданы – одни для того, чтобы функции выполнялись лучше других, третьи чтобы быть защитой для всех других.
Ногти созданы для лучшего выполнения функции, и без них рука не могла бы, как она делает это теперь, схватить все возможные предметы так хорошо, как теперь. Ногти определенной твердости. Заботясь об их целости, природа сделала их умеренно твердыми, чтобы ничего не вредило их полезному применению, чтобы сами они не могли легко потерпеть какого-либо повреждения.
Строение всех остальных подобных частей должно будет тебе показать, с какой осмотрительностью природа сделала ногти более мягкими, чем кости, чтобы они слегка уступая тем телам, которые с силой ударяют по ним могли ослабить удар.
Ноготь человека – чтобы точно брать вещи, а не быть орудием зашиты. Вот почему ноготь человека округлый со всех сторон: и это ради безопасности. Округлая форма из всех форм лучше приспособлена, чтобы выносить удары, так как она не имеет никаких выступающих углов, которые могут быть разбиты и сломаны. С другой стороны, так как край ногтей может стереться во время царапанья или чесания или пользования ими каким-либо другим способом, природа дала только этим частям способность расти даже тогда, когда тело получило свое полное развитие. Ногти не растут в глубину и ширину, как остальные части: подобно волосам, они растут только в длину, и при этом нарастает новое вещество ногтей, которое проталкивает вперед старое.
Можно видеть, что кости [пальцев] служат для многих действий пальцев; если бы мы не имели костей в пальцах, мы бы действовали не лучше тех, у кого они дрожат во время письма или резания или при занятии каким-либо другим трудом. Если бы пальцы стали сгибаться и двигаться во все стороны вследствие их мягкости, но природа костей создана как поддержка, чтобы придать силу пальцам во всяком их положении. Эта способность очень полезная дает возможность принимать различные положения, результат того, что пальцы состоят из многих костей.
Часто нет необходимости в том, чтобы все суставы были согнуты или вытянуты, тогда мы вытягиваем только первый сустав, или второй или третий. Крайняя степень сгибания и разгибания не допускает деления на большее или меньшее, но промежуточные движения дают непреодолимое количество положений. Таким образом, как следствие такого строения, пальцы принимают не только шесть положений, а бесконечное количество.
Природа поместила на боковой поверхности пальцев столько мякоти, чтобы она могла заполнить пустое пространство между каждым пальцем, и в этом случае рука могла действовать так же хорошо, как орудие, сильно разветвленное и как целостное.
Таковы многочисленные и разнообразные преимущества, которыми рука пользуется благодаря мякоти. Кроме того, она может разминать и раздавливать все тела, которые могут разминать и разбивать инструменты умеренно мягкие, во всяком искусстве есть много таких подходящих случаев.
Вернемся к природе суставов и костей пальцев. Действительно, нам необходимы кости, чтобы оказать твердую поддержку при выполнении функций пальцев и что их должно быть много, чтобы отвечать многообразию их движений. Трех костей достаточно для многообразия движений и для того, чтобы избежать излишней легкости сгибания.
Что касается величины, кость, помещенная первой, должна быть более длинной, чем та, которая следует за ней; первая – поддерживает, вторая – поддерживается. Выше было указано, что оконечности пальцев должны быть очень маленькими и округлыми.
Для этого необходимо всегда, чтобы вторая косточка была меньше первой. Каждая косточка является совершенно выпуклой только с внешней стороны. Своей внутренней стороной пальцы давят, мнут и хватают все предметы; внешней стороной пальцы не делают ничего; поэтому эта сторона требует такого строения, которое единственно могло бы хорошо защищать от всякого повреждения.
Взаимное сближение пальцев внутренними сторонами предохраняет их от всякого повреждения, и когда они соприкасаются, не должны оставлять промежутка между собой.
Способ сочленения костей замечателен: каждый из пальцев состоит из трех не соединенных костей, как дверные ручки каждый сустав представляет собой выпуклость, входящую в углубление.
Так как вследствие такого строения все же существовала опасность большей затрудненности движений и надлома выпуклостей костей, природа изобрела двойное средство против подобного неудобства. Она покрыла обе кости хрящом, затем увлажнила эти хрящи жирной, вязкой жидкостью, похожей на масло, вследствие чего всякое движение и сочленении костей может происходить легко, не подвергаясь опасности надлома.
Мастерства природы, состоящего в том, чтобы снабдить сочленения хрящевой каймой бровью, было достаточно для предохранения суставов от вывиха. Чтобы каждое сочленение было ограждено со всех сторон, природа создала на каждой из двух костей своего рода связки, протянув их от одной кости к другой.
Одни из этих связок представляют собой нечто вроде нервов: они круглые и плотные, другие напоминают перепонки: они длинные и тонкие. Эти связки всегда создавались, как это требовалось для назначения суставов. Связки наиболее плотные и крепкие защищают суставы наиболее важные и большие, другие предназначены для менее важных и небольших.
Строение, общее всем сочленениям, встречается как во всех суставах, так и в суставах пальцев. Правда, эти сочленения невелики, но имеют очень точные углубления; они окружены со всех сторон небольшими вогнутыми округлостями, покрыты тонким хрящом и соединены перепончатыми связками. Мудрость природы сказалась также в строении пальцев, а именно в том, что oна не сделала вогнутые углублении костей одинаковыми со всех сторон, но с наружной стороны значительно большими, а с внутренней – значительно меньшими.
Функцией руки является хватание. Природа дала костям строение, наиболее подходящее для органов хватания, изобрела способ двигать их при помощи других частей. Мышцы предплечья образовали сухожилия, природа продлила их по прямой линии вдоль пальцев; части, видимые снаружи, те, которые двигают пальцы и которые называют нервами, не что иное, как сухожилия, берущие свое начало в перепонках и в нервах, рассеянные в мышцах и там переплетающиеся.
Они обладают чувствительностью, совершают движения, прикрепляют мышцы к костям. Способность чувствовать и двигать, они получили от нервов, а способность соединять кости с мышцами – от связок. Связка, подобно нерву, белая, бескровная и лишенная полостей, многими неопытными людьми принималась за нерв; но связка не выходит ни из головного мозга, ни из костного; она идет от одной кости к другой, поэтому-то она значительно крепче нерва, совершенно нечувствительна и ничего не может двигать.
Итак, природа, выводя из мышц предплечья все эти видимые у запястья сухожилия, чтобы их протянуть к пальцам, прикрепила их к каждому из суставов. Существуют сухожилия с четырех сторон: сгибающее, выходящее из мышц, расположенных на внутренней стороне предплечья; разгибающее, берущее свое начало от наружных тыльных мышц; те, которые вызывают движения в направлении к мизинцу, происходящие от мышц, ведающих боковыми движениями; те, которые производят другое боковое движение в направлении к большому пальцу, исходящие от маленьких мышц, расположенных на кисти. Природа не отказала ни в одном движении ни одному пальцу и не забыла ни одного сухожилия, долженствующего производить это движение. Природа, не только не отказала пальцам ни в одном возможном движении, но еще точно соразмерила величину сухожилия с полезностью движения.
Самый большой из пальцев, называется большим, имеет с ладонной стороны тонкие сухожилия, а с тыльной – два довольно толстых; со стороны указательного пальца – маленькую и тонкую мышцу; с противоположной стороны – другую, более толстую, расположенную на выпуклости большого пальца. Из четырех остальных пальцев каждый имеет с внутренней стороны по два больших сухожилия, одно снаружи, третье – более тонкое оно находится сбоку наружной части; наконец, еще одно самое тонкое из всех, помещающееся сбоку с внутренней стороны.
Все это расположено весьма разумно. Так как движения кисти, наиболее многочисленные и требующие наибольшей силы, производятся четырьмя сжатыми пальцами, то, чтобы они были снабжены сгибающимися сухожилиями, ни только большими, но и двойными. Ведь берем ли мы что-нибудь одной рукой или двумя вместе, все равно, нужно ли нам тянуть, ломать, тереть или разминать, – мы делаем это, сгибая пальцы.
Необходимы боковые движения пальцев, чтобы иметь возможность дальше отодвигать их друг от друга, природа противопоставила большой палец другим, она предусмотрела, чтобы пальцы могли придвигаться к нему боковым движением.
Если при работах приходится передвигать объемистые предметы, мы больше должны раздвинуть пальцы, было целесообразно, чтобы четыре пальца могли обладать наружным вращательным движением, а большой палец – внутренним.
Этому природа дала толстое сухожилие, которое управляет боковым внутренним движением; она уменьшила величину других потому, что сила внутреннего сгибания уменьшилась бы, если бы ему было противопоставлено равнозначащее разгибательное движение; слабость является небесполезной для того, чтобы движение могло быть совершенно уничтожено при сгибании нами пальцев.
Так как существуют два боковых движения, то место прикрепления сухожилия исключает одно из двух, – наружное, если мы сгибаем пальцы, так как это сухожилие прикрепляется не прямо с боков, но скорее несколько выше около разгибательных сухожилий.
Чтобы закончить первую книгу, мне остается сказать несколько слов о целесообразности как числа, так и неодинаковости пальцев. Если бы число пальцев было меньше, чем оно есть, они выполняли бы большинство своих функции менее совершенно, тогда как ни одна из них не требовала большего их числа. Удаляя большой палец, мы уничтожили бы силу всех остальных, так как без него ни один палец не мог бы сделать ничего существенного. Указательный и средний пальцы, следуя за большим, по своему положению, занимают следующее за ним место и по своей полезности.
Схватывание мелких предметов, почти все, что касается занятия искусствами, работа, при которой приходится прибегать к силе, очевидно, требует их употребления. Палец, следующий за средним, и мизинец менее полезны, чем другие, но польза их ясно выступает, когда нужно кругом охватить взятый предмет, так как, поскольку предмет является маленьким или мягким, следует согнуть пальцы и сжать их со всех сторон вокруг него. При этом действии самым полезным является большой палец, созданный для того, чтобы прикрывать все остальные; по своей силе указательный палец следует за ним.
Если же нужно взять предмет твердый и объемистый, следует охватить его, раздвигая пальцы, возможно шире.
В этом случае пальцы, будучи многочисленными, лучше охватывают вещь, умножая точки соприкосновения.
Было установлено, что боковые движения пальцев очень действенны для этих функций: в результате того, что большой палец обращается внутрь, а все остальные – кнаружи, круговым. Т.е. вращательным, их движением. Тело со всех сторон заключается в круг. В самом деле, пяти пальцев достаточно для этой цели, а природа не создает ничего лишнего, так как она заботится о том, чтобы не делать ни больше, ни меньше.
Концы пальцев, находясь, друг против друга и со всех сторон на одной линии, делают захват более крепким и бросание – более сильным. Я думаю, что то же явление имеет место на триремах, у которых концы весел приходятся на одной линии, хотя в действительности весла неодинаковой длины. С той же целью средние весла сделаны наиболее длинными.
Приложение №2
Абу Али ибн Сина
«КАНОН ВРАЧЕБНОЙ НАУКИ»
Часть I. ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ МЕДИЦИНЫ
Об определении медицины
Медицина – наука, познающая состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратит здоровье, для того, чтобы сохранить здоровье и вернуть его, если оно утрачено. Кто-нибудь, может сказать: «Медицина разделяется на теорию и практику, а вы, говоря, что это наука, превратили всю медицину в теорию». Отвечаем: медицина бывает теоретическая и практическая, при этом в каждой части под словом «теоретическая» и «практическая» подразумеваются разные вещи.
В медицине есть теоретическое и практическое, то под этим подразумевается: каждая из двух частей медицины – наука, одна из них – это наука об основах медицины, а другая – о том, как ее применять. Первой присвоено название науки или теории, а второй – название практики.
Под теорией медицины понимаем ту часть, которая учит только основным правилам и не входит в изложение сущности каких-либо процедур.
Под практикой в медицине понимаем не только практическое действие, но и ту часть медицинской науки, обучение которой заключает совет, который связан с изложением сущности процедуры.
В медицине говорится, что к опухолям следует вначале прикладывать что-нибудь отвлекающее, охлаждающее и вскрывающее; после этого отвлекающие средства смешиваются с мягчительными, а после, как дойдет до опадания, ограничиваются мягчительными и разгоняющими лекарствами, но только не при опухолях, образовавшихся от дурных соков, выделяемых главенствующими органами.
Никто не вправе сказать: «Телу человека присущи три состояния: здоровье, болезнь и третье состояние – не здоровье и не болезнь». Слова «утрата здоровья» заключают в себе и болезнь и то третье состояние, которое назвали. Ибо здоровье – это способность или состояние, благодаря которому функции [органа], предназначенного для их выполнения, оказываются безупречными, но ему не подобает также и противоположный термин. Об этом не пререкаются с врачами, и врачи не такие люди, с которыми спорят о подобных вещах. Такие препирательства не приводят ни к чему полезному в медицине, а что касается познания истины в данном вопросе, то это относится к основам другой науки.
О задачах медицины
Медицина рассматривает тело человека, поскольку оно здорово или утрачивает здоровье. Познание всякой вещи достигается через познание ее причин; поэтому в медицине следует знать причины здоровья и болезни. Причины эти бывают явные, а бывают и скрытые, постигаемые не чувством, а умозаключением; поэтому в медицине необходимо также знать и акциденции, которые имеют место при здоровье и при болезни.
В истинных науках изъяснено, что познание вещи приобретается через познание ее причин и начал.
Причины, бывают четырех разновидностей – материальные, действенные, формальные и конечные. Материальные причины – это заложенные [в теле] основы, в которых существует здоровье и болезнь. Ближайшая основа – орган или пневма, более отдаленная основа – соки, еще более отдаленная – элементы. Эти две последние основы различаются, смотря по сочетанию.
Действенные причины изменяют состояние тела человека. К этим же [причинам относятся] сон, бодрствование, переход из одного возраста в другой, различия по возрасту, полу, ремеслу, привычкам, а также то, что происходит с человеческим телом и соприкасается с ним – либо не противоречащее природе, либо находящееся в противоречии с природой.
Формальные причины – натуры и возникающие после них силы, а также сочетания.
Что же касается конечных причин, то это действия. В познание действий неизбежно входит познание сил, а также познание пневмы, несущей силы.
Таково содержание врачебной науки, она исследует тело человека – как оно бывает здоровым и как болеет.
С точки зрения сохранения здоровья и прекращения болезни, у медицины должны быть также и другие предметы; соответственно средствам и орудиям, применяемым при этих двух состояниях. Средствами здесь являются целесообразное пользование едой и напитками, правильный выбор воздуха, определение меры покоя и движения, лечение лекарствами и лечение рукой. Все это у врачей применяется в соответствии с тремя разновидностями [людей]: здоровых, больных и средних.
Медицина рассматривает элементы, натуры, соки, простые и сложные органы, пневмы с их естественными, животными и душевными силами.
Некоторые из этих вещей [врачу] следует представлять себе только по существу, и подтверждать их тем, что это вещи общепризнанные, принятые знатоками науки о природе; другие же он обязан доказывать в своем искусстве.
Вещи, которые врач должен представлять себе сводятся к совокупности: что элементы существуют и их столько; что натуры существуют; что соки существуют, представляют собой то-то.
А органы и их полезные функции врач должен познавать при помощи внешних чувств и анатомии.
Врач обязан и представлять себе, и доказывать болезни, их частные причины, их признаки, а также и то, как прекращать заболевание и сохранять здоровье.
Врач обязан дать доказательства тех вещей, которые существуют скрыто, во всей подробности, указывая их величину и периодичность. Если врач не в состоянии решительно доказать [свои положения], то получится порочный круг.
Об элементах
Это – первичные частицы человеческого тела и других вещей, т. е. такие, на которые делятся сложные [тела]. Из смешения [элементов] возникают различные по форме виды существующих вещей. Врач должен принимать на веру, что [элементов] всего четыре. Два из них – легкие, два – тяжелые; легкие – это огонь и воздух, тяжелые – вода и земля. Земля есть простое тело, естественное место которого – середина всех вещей; по естеству она в этом месте покоится и по естеству к нему движется, если находится от него в отдалении.
Земля холодна и суха по своему естеству. Наличие [земли] в вещах способствует сцеплению и прочности, сохранению очертаний и форм.
Что касается воды, то это тело, которое окружает землю и окружено воздухом. Вода холодна и влажна. В естестве воды заложена способность распадаться на мельчайшие частицы, соединяться и принимать любую форму, не сохраняя ее.
[Вода] находится во всем существующем, чтобы мягки были формы, частям которых желательно дать фигуру, очертания и соразмерность. Влажное легко теряет форму, так же легко и принимает ее. Воздух это простое тело, место которого выше воды и ниже огня; это есть его относительная легкость. Естество воздуха горячее и влажное. Воздух находится в существующих вещах, чтобы они были рыхлыми, разреженными, легкими и разобщенными.
Огонь – простое тело, естественное место которого выше всех остальных элементов.
Естество огня горячее и сухое. Он находится в существующих вещах, чтобы они созревали, были разреженнее и смешивались. Огонь течет в вещах, проводя [сквозь них] воздушную субстанцию, чтобы сломилось [свойство] чистой холодности обоих тяжелых элементов.
Два тяжелых [элемента] полезнее для органов в покое; а два легких – полезнее для пневм и пребывания их в движении, а также для приведения органов в движение.
О натуре
Натура – качество, возникшее от взаимодействия противоположностей. Существуют в малых частицах, чтобы количество элемента вошло в соприкосновение с другим.
Первичных сил в упомянутых элементах четыре – это теплота, холодность, влажность и сухость. В одном случае натура является уравновешенной, ибо доли взаимно противоположных качеств в смеси равны и противостоят друг другу.
Второй случай – натура не является абсолютной серединой между взаимно противоположными качествами, но больше склоняется в ту или другую сторону.
Что же касается [уравновешенности] органов, то [из предыдущего] уже ясно, что главенствующие органы не очень близки к истинной уравновешенности. Кожа также не испытывает воздействия тела смешанного из самого сухого и самого мягкого [вещества], когда оба [эти вещества] присутствуют в нем поровну.
Вещи, сходные по элементам и противоположные по естественным свойствам, испытывают воздействие друг друга. Не испытывают воздействия других вещей только вещи, имеющие те же качества, так как эти одинаковые по качествам вещи сходны с ними.
Наиболее уравновешенный [участок] кожи – кожа руки; наиболее уравновешенный [участок] кожи руки – кожа кисти; наиболее уравновешенный [участок] кожи кисти – кожа ладони; наиболее уравновешенный [участок] ее – кожа на пальцах, причем самой уравновешенной является кожа указательного пальца.
Поэтому именно кожа ногтевого сустава пальцев, почти всегда судит, в силу [своего] естества, о величине осязаемых вещей.
Когда мы говорим: «лекарство уравновешено», то не имеем в виду, что оно уравновешено на самом деле, ибо это невозможно, и [не хотим также сказать], что его натуре присуща человеческая уравновешенность; в таком случае это лекарство принадлежало бы к самой субстанции человека.
Когда лекарство подвергается действию прирожденной теплоты в теле человека и приобретает новое качество, это качество не отходит от качества человека в сторону нарушения равенства и не оказывает действия, разрушающего уравновешенность.
Теперь скажем, что неуравновешенных натур будет восемь, и у них есть то общее, что они противоположны уравновешенной натуре. Эти 8 натур возникают следующим образом.
Натура, выходящая за пределы уравновешенности, может быть либо простой – в этом случае нарушение уравновешенности имеет место в отношении одной из двух противоположностей, – либо сложной – тогда нарушение равновесия происходит одновременно в отношении обеих противоположностей.
Простое нарушение, касающееся одной из противоположностей, может относиться к противоположности активной. Но оно может относиться и к противоположности пассивной, что [тоже] происходит двояким образом. А именно: натура может быть суше, чем следует, и может быть влажней, чем следует, не будучи горячей или холодней, чем следует. Но эти четыре [нарушения] не постоянны и не остаются устойчивыми сколько-нибудь продолжительное время. Более горячая, чем следует, [натура] делает тело суше, чем следует, а более холодная, благодаря посторонней влаге, делает тело человека влажнее, чем следует. Более сухая, чем следует, [натура] быстро делает тело холоднее, чем следует, а более влажная, чем следует, если [влажность] чрезмерна, охлаждает тело [еще] скорее, чем более сухая; если же [влажность] не чрезмерна, то такая [натура] сохраняет тело здоровым более долгое время, но, в конце концов, делает его холоднее, [чем следует].
Натура с материей бывает двух видов. А именно, орган иногда погружен в материю [т. е. в дурной сок]; и омочен ею, иногда же материя заключена в его протоках и внутренних частях. Иногда заключенная [в органе] и проникшая [в него] материя вызывает опухание.
Вот все, что следует сказать о натуре. А то, что врач не может постигнуть сам, пусть принимает на веру от природоведа, как нечто установленное всеобщим согласием.
О натуре органов
Творец даровал каждому животному и каждому органу такую натуру, которая ему наиболее подходит и наиболее пригодна для его [жизненных] обстоятельств, сообразно тому, что допускают его возможности, но подтверждение этого – задача философа, а не врача.
Каждому органу [творец] дал натуру, наиболее для него подходящую, и некоторые органы он сделал более горячими, другие – более холодными, одни – более сухими, другие – более влажными. Самое горячее, что есть в теле, это пневма, а также сердце, которое является местом возникновения пневмы. Затем следует кровь. Хотя кровь зарождается в печени, она тесно связана с сердцем и поэтому приобретает такое количество теплоты, которого нет у печени. Затем следует печень, подобная сгустку крови, далее – легкие, затем — мясо, затем мышцы.
Самое влажное, что есть в теле – слизь, затем кровь, жир, внутреннее сало, головной мозг, спинной мозг, мясо соска и яичек, легкие, печень, селезенка, почки, мышцы и кожа.
Легкие по своей субстанции и прирожденным свойствам не являются сильно влажными, ибо каждый орган по своей прирожденной натуре сходен с тем, чем он питается, а легкие питаются самой горячей кровью, большая часть которой смешана с желтой желчью. Но в легких собирается большой остаток влаги от поднимающихся паров тела и спускающихся к легким [соков]. Поскольку дело обстоит таким образом, то печень по своей прирожденной влажности является гораздо более влажной, чем легкие, а легкие больше смачиваются.
Впрочем, постоянное смачивание делает легкие влажнее также и в их веществе. Таким же образом в известном смысле следует тебе понимать и состояние слизи и крови.
Увлажнение слизи происходит путем смачивания, а увлажнение крови путем сосредоточения влаги в ее веществе, хотя естественная слизь сама иногда бывает влажнее [крови].
Когда кровь достигает полной зрелости, из нее исчезает большое количество влаги, находившейся в естественной водянистой слизи, которая превратилась в кровь.
Что же касается самого сухого в теле, то это волосы, ибо волосы состоят из дымного пара. Далее следуют кости, ибо [кости] – самый твердый орган, но кости влажнее волос, так как кости возникают из крови, и расположение их таково, что они впитывают естественную влагу и завладевают ею. Поэтому кости служат пищей многим животным, а волосами не питается ни одно животное, или, может быть, питаются немногие из них.
Так, например, полагают, что летучие мыши переваривают волосы и легко глотают их. Однако, если мы возьмем равное по весу количество костей и волос и подвергнем их перегонке в колбе, то из костей вытечет больше жидкости и жира, и тяжести останется у них меньше, [чем у волос]. Значит, кости влажнее волос.
Следующими за костями по сухости являются хрящи, затем идут связки, сухожилия, перепонки, артерии, вены, двигательные нервы, сердце, чувствительные нервы. Двигательные одновременно и гораздо холоднее и гораздо суше, чем уравновешенный [орган], а нервы чувствительные холодней, но они не намного суше, чем уравновешенный [орган]. Они, вероятно, близки к уравновешенному [органу по сухости], а также не очень далеки от него по холодности. Затем следует кожа.
О натурах разных возрастов и полов
Возрастов – 4: «возраст юности» [оканчивается] около 30 лет; возраст остановки (роста), молодости, [оканчивается] около 35-40 лет; возраст зрелых людей, оканчивается около 60 лет, и возраст упадка при появлении ослабления сил, т. е. возраст старости, [который продолжается] до конца жизни.
Возраст юности делится на возраст младенчества, когда органы новорожденного еще не подготовлены для движений и для вставания, и на возраст детства, – после вставания и раньше укрепления [органов], когда зубы еще не полностью выпали и не выросли.
Натура детей – [период] от младенчества до юности – по горячности подобна уравновешенной, а по влажности превосходит его.
Между древними врачами существует разногласие относительно горячности [натуры] ребенка и юноши.
Некоторые считают, что горячность у ребенка сильнее и поэтому он больше растет и его естественные функции – аппетит и пищеварение – сильнее и продолжительнее, к тому же прирожденная теплота, которую дети получили от семени [отца], более собрана и нова.
Другие думают, что прирожденная теплота значительно больше у юношей, так как кровь их обильнее и крепче, поэтому у них чаще и больше идет кровь из носа. К тому же натура юношей больше клонится к желтой желчи, а натура детей больше клонится к слизи. [У юношей] движения сильнее, [осуществляется] теплотой, и они лучше усваивают и переваривают пищу, что тоже осуществляется теплотой. Что же касается аппетита, то он существует не благодаря теплоте, но благодаря холодности, поэтому «собачий» аппетит возникает в большинстве случаев от холодности [натуры]. Доказательством, что юноши лучше усваивают пищу, служит то, что у них не бывает такой тошноты, рвоты и расстройства желудка, какие бывают у детей от несварения желудка. А что натура [юношей] более склонна к желтой желчи, доказывается тем, что все болезни у них горячие, как, например, трехдневная лихорадка, и рвота у них желчная. Что же касается детей, то большинство их болезней – влажные и холодные, а лихорадки у них слизистые, а большая часть того, что они извергают при рвоте – это слизь. Что же касается роста у детей, то он происходит не от сильной горячности, но вследствие значительной влажности их [натуры].
Более частое [проявление] аппетита у детей тоже указывает на недостаток теплоты [в их натуре].
Что же касается юноши, то нет причин, которые бы увеличивали его теплоту, не существует также и причин, ее угашающих. Эту теплоту сберегает у юноши влага, уменьшающаяся одновременно и по качеству и по количеству, пока он не войдет в возраст понижения.
[Указанная] скудность влаги считается скудной не в отношении сохранения теплоты, а в отношении к росту. Сначала влага существует в количестве, это количество сберегает теплоту, а также прибавляет рост. Потом, в конце концов, количество влаги становится уже недостаточным для [осуществления] обеих этих вещей, а затем она оказывается в таком количестве, которого не хватает даже на одну из них. Между тем количество влаги должно быть средним, чтобы его хватило, [хотя бы] для одной из этих двух вещей без другой.
Что касается утверждения [представителей] другой части [врачей], будто, рост у детей происходит по причине одной лишь влажности, не теплоты, то это утверждение ложно. Влажность – материя роста, а материя подвергается воздействию и принимает rакие-либо качества не сама по себе, а при действии на нее активной силы. Здесь же активной силой является душа или природа, и действует эта сила только при посредстве некоего орудия, а именно – прирожденной теплоты. Утверждение [этих врачей], что большой аппетит у детей объясняется столько холодностью натуры, тоже ложно. Ведь при нездоровом аппетите, происходящем от холодности натуры, пища не усваивается, не питает [тело]. А у детей усвоение пищи происходит наилучшим образом. А между тем случается, что дети плохо усваивают пищу вследствие прожорливости и потому, что они приучены к тому, что едят, поглощают скверные, сырые вещи в большом количестве, и после того совершают вредящие движения поэтому в [теле] детей скопляется больше, [чем нужно], излишков, [их тело], особенно легкие, больше нуждается в очистке.
Пульс у детей более частый и напряженный, [чем у взрослых], него нет полноты, так как силы [детей] не вполне [развиты].
После начинается поглощение окружающим воздухом влаги. Помогают душевные и телесные движения.
Все телесные силы конечны, и действие их при введении [веществ] не является постоянным. Благодаря помощи материи способствует также посторонняя влажность, которая возникает из-за отсутствия замены переваренной пищи.
Итак, [из сказанного] следует, что тело у детей и юношей умеренно горячее, а тело зрелых людей и стариков холодное.
Однако тело у детей более влажное, чем [того требует] уравновешенность, и это узнается на опыте, – то есть по мягкости их костей и нервов, а также путем умозаключения, ибо они [еще] недавно были близки к семени и к пневме, подобной пару.
Землистости у людей средних лет и у стариков больше, чем у детей и юношей.
Уравновешенность натуры юноши выше уравновешенности ребенка, но юноша по сравнению с ребенком имеет сухую натуру, а по сравнению со стариком и со зрелым человеком – горячую натуру. Старик суше, чем юноша и зрелый человек, по натуре своих основных органов, но влажнее их в отношении посторонней, смачивающей влажности.
Что же касается различия натуры людей разного пола, то женщины по натуре холодней мужчин, поэтому они уступают мужчинам в [крепости] сложения и [их натура] более влажная. Хотя мясо у мужчин рыхлое, но вследствие своей грубости оно сильнее охлаждено, чем проходящие через него сосуды и нити нервов.
У жителей северных стран более влажная [натура]. Люди, работа которых [связана] с водой, влажнее [по натуре], а те, кто противоположен, – наоборот.
Книга третья (частные болезни)
Сохранение зубов здоровыми
Кто хочет сохранить зубы в целости, должен избегать того, чтобы пища и питье постоянно преподано в своем месте. Не следует также постоянно вызывать рвоту, особенно если рвет кислым.
Надлежит избегать жевать все клейкое, особенно сладкое, например, натиф и клейкий инжир, не раскусывать твердого избегать того, что набивает оскомину, избегать всего очень холодного, особенно после горячего, и всего очень горячего особенно после холодного. [Необходимо] также постоянно очищать зубы от того, что в них застревает, не вводя (зубочистку) глубоко и далеко – это приносит вред деснам и мясу, находящемуся между зубами, выдвигая его или расшатывая зубы.
Избегать следует также вещей, вредных для зубов по всему свойству, например, порея — он очень вредит зубам и деснам.
Что же касается зубочистки, то ею следует пользовать с осторожностью и не вводить ее [слишком] далеко, [ибо] это уничтожает эмаль и блеск зубов и предрасполагает их к восприятию истечений и паров, которые поднимаются из желудка и являются причиной опасений. Если же употреблять зубочистку умеренно, это придает зубам блеск, укрепляет их и десны, препятствует образованию дупла и сообщает приятный запах дыханию. Лучшее дерево для зубочисток – такое, которому присущи вяжущие [свойства] и горечь.
Приложение №3
Арнольд из Виллановы
САЛЕРНСКИЙ КОДЕКС ЗДОРОВЬЯ (выдержки)
Школа Салернская так королю англичан написала:
Если ты хочешь здоровье вернуть и не ведать болезней,
Тягость забот отгони и считай недостойным сердиться,
Будешь за этим следить – проживешь ты долго на свете.
Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими
Трое: веселый характер, покой и умеренность в пище.
Руки, проснувшись, омой и глаза водою холодной,
Члены свои, причешись и зубы почисти.
Чтобы спокойно спалось, перед сном наедаться не надо.
Персики, яблоки, груши, сыры, молоко, солонина,
Мясо оленье, и козье, и заячье мясо, и бычье:
Все это черную желчь возбуждает и вредно болящим.
Сыр молодой, молоко и пшеница полнят и питают,
Спелые смоквы и свежие грозди от лоз виноградных.
Красного если вина ты когда-нибудь выпьешь не в меру,
То закрепится живот и нарушится голоса звонкость.
В летний же зной особенный вред от пиршеств чрезмерных.
Рута, а с нею шалфей опьянение винное гонят.
Мучить морская болезнь никого уже больше не сможет,
Если с водою морскою вино перед этим отведать.
После еды омовенье несет наслажденье двойное.
Корку, однако, не ешь, ибо желчь твою высушит корка.
Квашеный хлеб, хорошо пропеченный и в меру соленый,
Вредно весьма запивать то, что ешь за обедом, водою.
Масло мягчит, увлажняет и слабит, но без лихорадки.
Персики вместе с вином молодым берутся по праву.
Так существует обычай орех сочетать с виноградом.
Газов скопленье наружу выводит от фенхеля семя.
Пепел и кровь остановит, и печени пепел отраден;
Надо солонку поставить пред теми, кто трапезой занят,
С ядом справляется соль, а невкусное делает вкусным;
Ведь непригодна еда, что без соли на стол подается.
Соль, коль не в меру она, угнетает и зренье, и семя,
И порождает чесотку, и зуд иль озноб причиняет.
Всем я велю соблюдать им привычную в жизни диету.
В случае крайнем диету лишь только менять допустимо.
Нам Гиппократ говорит, отчего приключается гибель.
Сколько, когда, почему, где, как часто и что применимо –
Суп из капусты мягчит, а капуста сама закрепляет;
Если их вместе подать – подготовят к очистке желудок.
Корни скобленые мальвы бесспорно способствуют стулу
И помогают при родах, и часто для регул полезны.
Не отрекайтесь от мяты за то, что она не поспешно
И лихорадку изгнать, даже острую, он в состоянье.
Кресс с артемизией также – людей параличных лекарство.
Руту зовут благородной; ведь зренье она проясняет.
С помощью руты, о муж, обретешь ты зоркость во взоре.
Страсть у мужчин умеряет она, возбуждает у женщин.
Делает рута воздержным, а разум – и ясным, и быстрым.
Кажется, нет у врачей о луке единого мненья.
Как сообщает Гален, для холериков лук не полезен.
Но для флегматиков лук, говорит он, целебное средство.
Лук приложи – и поможет в леченье собачьих укусов,
Яд изгоняет, рождает слезу, а голову чистит.
Сон посылает больным, прекращает противную рвоту
Семя крапивное с медом и колики лечит надежно.
Примешься пить это средство – и кашель запущенный сдастся.
Холод из легких оно изгоняет и язвы из чрева,
Грудь очищает от флегмы трава, что зовется иссопом.
И говорят, что лицу доставляет он цвет превосходный.
Плющ, если с медом растерт и приложен, полезен при раке;
Выпитый вместе с вином, успокоить он боль в состоянье.
Рвоту обычно он может сдержать и слабый желудок.
Для подреберья весьма девясил капуанский полезен.
Если же сок девясила смешаешь ты с соком из руты –
Средства целебнее их для лечения грыж не отыщешь.
Черную желчь изгоняет порей, с вином поглощенный,
И застарелую он, говорят, унимает подагру.
Соком от кресса волос задержать выпадение можно;
Сок этот силу имеет расправиться с болью зубною.
С медом намазанный вместе, от перхоти он избавляет.
Ивовый сок, если в уши он залит, червей убивает.
Ивовый цвет вместе с соком своим – противник зачатья.
Часто съедаемый, девам порей плодовитость дарует.
Кровотеченье уймешь ты при помощи лука такого.
Черный есть перец, и он растворенью легко поддается.
Предотвратит он еще и холодный озноб лихорадки.
Зубы свои сохранишь, коль порея семян заготовишь.
Не откажись белену вместе с ладаном сжечь благовонным.
Дым заклубится густой, и зубную он боль успокоит.
Помни всегда о тепле, в меру пей и полнее дыши ты.
В глотку – бронхит, а в носу от нее зарождается насморк.
Сложен любой человек из двухсот девятнадцати вместе
Разных костей, а зубов у него двенадцать плюс двадцать.
В теле находятся нашем четыре различные влаги:
Флегма и светлая желчь, кровь и черная желчь.
Каждый сангвиник всегда весельчак и шутник по натуре,
Склонностью он обладает к наукам любым и способен.
Влюбчивый, щедрый, веселый, смеющийся, румянолицый,
Любящий песни, мясистый, поистине смелый и добрый.
Желчь существует, – она необузданным свойственна людям.
Много он ест, превосходно растет и легко восприимчив.
Вечно взъерошен, лукав, раздражителен, смел и несдержан,
Строен и хитрости полон, сухой он и с ликом шафранным.
Флегма лишь скудные силы дает, ширину, малорослость.
Жир порождает она и ленивое крови движенье.
Сну, не занятьям, свои посвящает флегматик досуга.
Лень и сонливость, рассудок тупой и вялость движений.
Всякий флегматик сонлив, и ленив, и с обильной слюною,
Тучен он телом и разумом туп, белолицый обычно.
Только про черную желчь мы еще ничего не сказали;
Странных людей порождает она, молчаливых и мрачных.
Тверды в намереньях, но лишь опасностей ждут отовсюду.
Робки, не чужд им обман, а лицо их землистого цвета.
Крови излишек – краснеет лицо, а глаза выступают,
Пульс отмечается частый и полный, и мягкий, а боли
Жажда, язык иссушен, сновидения, полные крови,
Сладость в слюне, но она же и острого привкус содержит.
Справа болит, шершавый язык, звон в ушах постоянный,
Сон пропадает, а часто и рвота – от желчи избытка;
Сильная жажда и боль в животе, выделенья со слизью,
Горько и сухо во рту, в сновиденьях пылают пожары.
В теле, когда переходит границы законные флегма,
Боли тогда возникают в желудке, затылке и ребрах,
Пульс незаметный и мягкий, не частый и медленный также.
Следом за ложной дремотой идут о воде сновиденья.
Если же в полных телах воцаряется черный осадок,
Жидкою станет моча, пульс же – твердым и темною – кожа.
Чувство тревоги, и страх, и печаль. В сновиденьях кошмары.
Мучает кислым отрыжка и то же в слюне ощущенье.
Кровопусканья пора лишь в семнадцать лет наступает.
Вскрытие вен изгоняет дух буйства чрезмерного в людях,
Тот, что приходит с вином и обличий имеет немало.
Соков потеря не скоро при том восполняется пищей.
Флеботомия нам взор обостряет, а мысли и разум
Делает ясными, костный наш мозг согревает к тому же,
Ясность дает ощущений и сон, тошноту изгоняет,
Голосу, слуху и силам способствует, их укрепляя.
Май, и сентябрь, и апрель для пускания крови пригодны;
Кровопусканье тогда и гусиное мясо запретны.
Старцу иль юноше, если их вены наполнены кровью,
В месяц любой хорошо прибегнуть к кровопусканью.
Май, сентябрь и апрель – вот месяцы кровопусканий.
Выпустишь кровь в это время – и будет тебе долголетье.
Если изнежен чрезмерно, и слаб, и брезглив твой желудок –
Все это значит: тебе не показано кровопусканье.
Мрачным веселье несет и смиряет разгневанных также
Флеботомия; влюбленным дойти не дает до безумства.
Делай обширный разрез осторожно настолько, чтоб быстро
Пар выходил изобильный и кровь вытекала свободней.
Кровопусканье свершив, шесть часов ты бодрствовать должен,
Чтоб испарения сна повредить не сумели бы телу.
Делай разрез неглубокий, чтоб нерв не затронуть разрезом.
Кровопусканье закончив, к еде приступай не тотчас же.
Пищу молочную всю избегать ты тщательно должен.
Тот, кому пущена кровь, и напитков пускай избегает.
Вредно холодное все для свершившего кровопусканье.
Дух веселится его, если ясен безоблачный воздух.
Всякий полезен покой, а движенья весьма вредоносны.
Кровь выпускают, во-первых, при сильных и острых болезнях.
В возрасте среднем свершай ты обильное кровопусканье;
Больше обычного вдвое – весеннее кровопусканье.
Справа – весною и летом; зимою и осенью – слева
Кровь выпускают. Очисти ты голову, сердце и ногу,
Выпустишь кровь селезенки – различные блага получишь:
Флеботомия очистит и боли изгонит из сердца.
Приложение №4
Дата: 2019-11-01, просмотров: 227.