СТАНОВЛЕНИЕ МЕДИЦИНЫ В ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ И КАЗАНСКОМ ХАНСТВЕ (выдержки)
Помимо крайне скудных письменных источников, дающих нам возможность восстановить знания булгар и жителей Казанского ханства, особо важное значение имеют археологические находки, остатки средневековых сооружений, приборы, посуда и т.п.
Изучение гидротехнических сооружений (водопровода, колодцев), реконструкция жилых и общественных зданий позволяют определить санитарное состояние городов.
Археологический материал, помогает выяснить уровень медицинской культуры Булгарии и Казанского ханства. Мифология и устное народное творчество (пословицы, загадки, легенды, предания, приметы) дают материал для исследования истории науки, так как в них под покровом сказочности, поэтических образов скрыт опыт общения с природой.
Ученые Волжской Булгарии и Казанского ханства характеризовались многогранностью и энциклопедичностью знаний, в том числе и медики. Ученый XII в. Бурхан ад-дин Ибрагим ибн Йусуф аль-Булгари, получивший образование в восточных странах. Он создал труды по богословию, риторике и фармакологии (в книге «простых лекарствах» он упоминает о сфероконических сосудах из огнеупорной глины). Его произведение «исале» («Трактат») хранится в институте востоковедения АН Республики Узбекистан.
Булгарский энциклопедист ХП в. Сулейман ибн Дауд ас-Саксини-Сувари назвал кади города Булгар Абул-Аля Хамид ибн Идрис аль-Булгари, написавшего ряд религиозно-дидактических, философских и медицинских сочинений, великим ученым, которому нет равных в различных науках. В его работе, посвященной медицине, имеются сведения по эмбриологии: о возникновении и стадиях развития зародыша в чреве матери.
Развивались различные науки – математика, астрономия, химия, медицина, география, история. Знание химии было необходимо при приготовлении лекарств. Археологические материалы свидетельствуют, что булгары умели добывать и обрабатывать металлы (железо, медь, свинец, олово, ртуть, серебро, золото, серу).
Для хранения ртути и жидкой амальгамы никеля применялись сфероконические сосуды, изготовленные из огнеупорной глины. В сочинении Абу-л-Фазил Тифлиси (XII в.) «Баун ас санат» («Описание технологии») рассказывается о получении и содержании в таких сосудах различных препаратов и снадобий, в том числе лекарств.
На успехи медицины Волжской Булгарии и Казанского ханства во многом влияли традиционные методы народной медицины и труды восточных ученых, особенно Абу Али ибн Сины (латинизированное — Авиценна.). Важнейшее сочинение по медицине – «Канон врачебной науки», своего рода медицинская энциклопедия в 5-ти частях, многократно переводившаяся на многие европейские языки, обобщение опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей. В «Каноне...» изложены теоретические основы медицины, в частности о так называемых соках (крови, лимфе, желчи); описаны различные типы телосложения, анатомия человека; рассмотрены причины болезней, их симптомы, развито учение о рациональном питании. Ученый выдвинул гипотезу о невидимых возбудителях лихорадочных инфекционных заболеваний, передающихся посредством воды и воздуха. Описанные им клинические картины болезней отличаются точностью и полнотой. «Канон …» оказал громадное влияние на развитие медицины. Книга стала неисчерпаемым источником медицинских знаний, но корни популярности Ибн Сины уходят еще в домонгольско-булгарские времена.
Этнографические материалы свидетельствуют о том, что задолго до IX в. в булгарских городах и селах апасу, баксы, бахши, табибы, шаманы – служители культов языческой религии – занимались врачеванием. У русов, проживавших на территории Булгарии, лекарями были жрецы, кудесники.
Врачевали разные «специалисты»: повивальные бабки, резаки, трепанаторы, костоправы, зубодеры, бандажисты, банщики, массажисты, рожечники, кровопускатели, раноприжигатели, травники, корнекопалыцики, зелейщики, в их практике было много рационального.
Народные лекари домонгольской Булгарии знали лечебные свойства многих растений, минералов, пчелиного меда и т.д.
С древних времен для лечебных целей использовались различные травы. Не случайно составитель словаря тюркских наречий Кошгари Махмуд в «Двану лугатит тюрк» дал слову от два значения – трава и лекарство, а слову отачи (лекарь) – травник. Дунайские болгары до сих пор называют лекарственную траву билка, а народных врачевателей — билери.
Еще в домонгольский период были известны целебные свойства парной бани. Булгаро-татарские легенды повествуют о том, как трое иранских врачей при лечении парализованной дочери булгарского царя Тунбике с успехом применяли парную баню и массаж.
Посетивший в 1135 г. Биляр мавританский путешественник Абу Хамид аль-Андалуси аль-Гарнати сообщил, что местное население использует пчелиный мед при лечении простудных заболеваний. Камни из почек и мочевого пузыря удаляли с помощью кусочков вяленого мяса клеста, птицы семейства снегиревых, обитающей в сосновых и еловых лесах. Тело клеста, питающегося в основном семенами хвойных деревьев, до такой степени пропитывается смолой, что после смерти долго не подвергается гниению.
При изготовлении лечебных препаратов использовали «бобровую струю», получаемую из мускусной железы самца речного бобра. Это снадобье пользовалось большим спросом в Средней Азии. Мускус – сильно пахнущее вещество, вырабатываемое железами ондатры, кабарги и некоторых др.
В качестве лекарственного средства применялись белемниты, вымершие морские моллюски класса головоногих, родственные современным сепиям и кальмарам. Окаменевшие останки задней части внутренней раковины, известные под названием «чертов палец» часто встречаются на юге Республики Татарстан в отложениях меловой системы мезозойской эры. С окаменелостей соскабливали остатки перламутра, размельчали в порошок, разводили дождевой водой и принимали внутрь. Сухой порошок использовали для присыпания ран. Белемниты довольно часто встречаются в погребениях и на поселениях (Биляр, Булгар и др.), нередко со следами использования (следы скобления).
При лечении кожных заболеваний и тяжелых ран с давних времен врачи Афганистана, Северной Индии и Иране использовали мазь «чирме» и «булсхар» («булгарская кожа»). Мазь готовили на основе золы, получаемой при сжигании старой кожи. Зольный порошок смешивался с костным мозгом свежезаколотого животного. В лечебных целях применялся красный порошок (растворимый красный камень), в татарских диалектах – кызыл сыр или красный стрептоцид, при лечении воспалительных заболеваний.
С середины X в. в булгарском обществе становится заметной тяга к научной медицине.
Булгарская знать приглашала врачей из Средней Азии, Ирана, Аравии, пользовалась лекарствами, изготовленными в этих странах. Еще до появления в Булгарии багдадского посольства царь Алмыш в письме халифу просил прислать ему лекарство.
Абу Хамид аль-Андалуси в пересказе книги булгарского историка X-XI вв. Йакуба ибн Нугман аль-Булгари сообщал о том, что булгарского царя и его жену излечил от тяжелой болезни врач, приехавший из Бухары. Царю и его жене не помогли ни местные врачи, ни булгарские лекарства.
Медицина в X-XI вв. из народной постепенно превращается в профессиональную, научную. Медицинские знания булгар достигли определенного уровня, появились люди, основным занятием которых стало лечение больных, а также поиски путей лечения заболеваний и систематизация научных медицинских знаний.
Развитию медицины способствовали принятие булгарами ислама и переход письменности на арабскую графику. Это открыло доступ к трудам восточных медиков, воспитавших не одно поколение врачевателей-булгар.
О профессионализме врачевателей Булгарии говорится в знаменитой поэме Кул Гали «Кысса-и Йусуф».
Уже в то время в Булгарии существовали лечебницы, например, Шифаханэдэ.
Одним из основных способов постановки диагноза было прощупывание пульса больного. Прощупыванию пульса восточная медицина придавала исключительное значение. Об этой методике были написаны специальные медицинские трактаты. У мусульман большой популярностью пользовалась «Китабы набз» («Книга о пульсе»). Тибетская медицина насчитывает более 70 разновидностей пульса.
В поэме упоминается и медицинский инструмент для вскрытия вен, предок современного ланцета.
Универсальным средством лечения еще со средневековья было кровопускание. Кровь пускали из вены левой руки. Вены вскрывали небольшими ножами (пэке) с двусторонним лезвием.
Кропусканием занимались цирюльники, поэтому в русском переводе вместо врач (табиб) или лекарь стоит цирюльник.
Цирюльник – парикмахер, владеющий приемами врачевания.
Маленькие ножички-ланцеты с двусторонними лезвиями встречаются и в билярской коллекции. Кроме того, во врачебной практике использовались пинцеты. В Танкеевском могильнике найдены флакончики-тюбики из тонкого листового серебра: один из них – с деревянной пробкой, рядом с ним лежал бронзовый пинцет с расширяющимися концами.
В лечебно-гигиенических целях булгары пользовались банями, в том числе общественными. О наличии трех таких бань в столице Булгарии городе Биляр писал Абу Хамид аль-Гарнати. Во время архитектурных раскопок, проводимых в Великих Булгарах, найдены фундаменты пяти бань, разрушенных во время монгольского нашествия; в золотоордынское время была восстановлена только одна. Эта баня, названная по цвету стен Красной палатой, — характерный тип древних восточных бань.
Главным помещением была моечная. В центре зала и в середине каждой из трех стен – четырех ветвей креста – находились каменные водоемы. Четыре раздевальни с каменными скамьями по периметру стен располагались между перпендикулярными друг другу отделениями моечной.
К комплексу помещений, перекрытых сводами, примыкали служебные помещения с цистернами для холодной воды, медным котлом для горячей, топкой и т.д. Стены снаружи и внутри были покрыты штукатуркой, полы выстланы хорошо подогнанными плитами с желобками для отвода воды в канализационные трубы, расположенные под плитами, под водонепроницаемым полом располагались каналы отопительной системы. Горячая и холодная вода подавалась в каменные чаши водоемов по керамическим трубам, вмурованным в стены. Бани выполняли также роль своеобразных клубов: здесь отдыхали, играли в шашки и шахматы. При раскопках бань были найдены шашки, шахматные фигуры, фрагменты чаш, ваз, чайников, осколки дорогой китайской, хорезмской, персидской и кавказской посуды.
Дошедшие до нас сообщения о булгарских ученых медиках представляют большой интерес. Их труды были популярны на Востоке. Уже в конце XI в. арабский врач Серапион младший (по прозвищу ибн Сераби), написавший в начале XII в. «Учение о лекарственных веществах», упоминал в своих работах о булгарских врачах. О них писал и известный арабский ученый Ибн аль Бейтар Дхия Ходжа Хальфа в «Энциклопедическом лексиконе» описал врача, ученого, уроженца Булгарии Бурхан ад-дина Ибрагима Ибн Йусуф аль-Булгари.
К XI в. столица Булгарии город Биляр (на реке Черемшан) насчитывала около 150 тысяч жителей, В городе практиковали профессиональные врачи, которые пользовались у жителей и даже царя большим уважением. Ахмед ибн Фадлан писал в путевых заметках, что «среди них врачи, имеющие такое влияние на царя, как будто они начальники ему».
Абу Хам ид аль Андалуси, посетив в 1135 г. город Биляр, записал одно народное предание, повествующее о том, что город был назван в честь «благочестивого целителя» и сподвижника Махмуда Боляра, исцелившего жену булгарского царя. Разные варианты этой легенды дошли до наших дней.
Большой интерес представляют сообщения о двух булгарских ученых медиках, труды которых были популярны на Востоке. Это братья: старший Гадж ад-дин ибн Йунус аль-Булгари и младший Хасан ибн Йунус аль-Булгари. Старший, врач-фармаколог, учился и жил в Мосуле (Ирак). Его труды по фармакологии: «Ат-тирйакъ ал-кабир» («Лучшее лекарство от отравления») и «Филадвий-этелмафридст» («Возможности лекарственных трав»). Младший брат по просьбе известного врача того Бремени Бадр-ад-дина Махмуда ибн Усмана переписал трактат «Лучшее лекарство от отравления». Копия трактата хранится в библиотеке Меджлиса в Иране. Сочинение о противоядиях написано обстоятельно, его высоко оценили, но только булгарские врачи.
В мусульманском мире пользовался популярностью медицинский трактат по фармакологии «О простых лекарствах» Бурхан ад-дина Ибрагима ибн Йусуфа аль-Булгари.
В Булгарии, Средней Азии и на Востоке был известен врачеватель Ходжи Булгари из Газни. О нем ходили легенды. Персидский поэт мистической школы Суфи Хаким Санаи (Абу-л-Мадждуд ибн Адам Санаи, 1070–ок. 1140 г.) взял Ходжи Булгари под свое покровительство и усыновил его. Ходжа Булгари умер в 39-летнем возрасте, Хаким Санаи похоронил его, поставил надгробие. Хаким Санаи воспел Ходжу Булгари в своих стихах. Ходжу Булгари похоронили в поселке Рауда, в 5 км от центра города Газни, рядом с развалинами султанского дворца. Здесь находится источник минеральной воды Ходжи Булгари, построены купальни и гостиница. В 1971 г. у источника был воздвигнут мавзолей из белого мрамора. Многочисленные сведения позволяют отождествить Ходжу Булгари с Ходжой Ахметом аль-Булгари, шейхом, ученым богословом, знатоком канонов шариата, сторонником суннитского толка ислама, учителем султана Махмуда I Газневи. Ходжа Ахмед, аль-Булгари – автор книг по риторике, богословию, фармакологии, наиболее известны «Эл-жа-миг» («Всеобъемлющий»), «Фэванд ал-жаваhир» («Полезные сущности»), «Тарикан Быргырия» («Булгарский путь») и др.
В городе Газни работал еще один «пришелец с Волжской Булгарии» – народный врачеватель Ходжа Абу Ба-кер Балхи бин Булгари. По свидетельству афганского историка Устад Галам Джалани, он был религиозным, старался искать истину, был справедлив и выдержан. Умер в 964 г., похоронен в городе Газни на кладбище Сардаратлиз. В 3 км от города Биляр, на горе Балынгуз в древности был захоронен Ходжа Аскар, по поверью творивший чудеса при лечении больных.
Согласно народным преданиям и записям булгарского ученого, жителя города Биляр Шераф ад-дина Хусама ад дина Булгари, два врачевателя – Ходжа Шаам и Ходжа Шебели – получили образование в Багдаде. Вернувшись в Булгарию, они успешно лечили больных минеральной водой, вытекающей из источника. После их смерти источник стал местом паломничества. До сих пор к нему приезжают (за «шифалы су») татары, чуваши, башкиры.
Исследователи Булгарского городища (историки И. Березин, Ф. Эрдман, П. Кафтанников и др.) считают, что возле малого минарета в городе Булгар располагалось кладбище. Сюда приходили на поклонение, чтобы «испросить исцеления от разных болезней и недугов». На одном могильном камне высечены следующие слова: «Хайбемли Мухамед Дженский почтенный, великодушный, воспитатель ученых, брат бедных и сирот, помощник слабых». Вероятнее всего, человек этот был врачом, создателем приюта для престарелых.
Приложение №5
Дата: 2019-11-01, просмотров: 240.