Марксизм становится популярным в России в последнюю треть XIX в., в XX в. - это одно из наиболее влиятельных течений русской мысли. Он воспринимается (от университетских профессоров до рабочих) как социально-экономическое учение, которое позволит преобразовать Россию в демократическое общество.
Марксизм во многом соответствовал идеям предшествовавших русских мыслителей (революционных демократов, М. А. Бакунина и др.), но вместе с тем он был переосмыслен в соответствии с национальными традициями. Наиболее известные теоретики русского марксизма — Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, А. А. Богданов.
Г. В. Плеханов (1856–1918) родился в семье отставного офицера, учился в горном институте, который не закончил, так как посвятил себя революционной борьбе. Активно участвовал в народничестве, руководил рабочими «кружками». В 1880 г. вынужден был эмигрировать за границу, где создал марксистскую группу «Освобождение труда».
Г. В. Плеханов был видным деятелем международного рабочего движения, крупным теоретиком и пропагандистом марксизма. После второго съезда РСДРП (1903) примкнул к меньшевикам, вследствие чего произошел его идейный разрыв с В. И. Лениным. В 1917 г. Г. В. Плеханов вернулся в Россию, но Октябрьскую революцию не принял.
Основные работы Г. В. Плеханова: «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «Очерки по истории материализма».
По своим философским взглядам Г. В. Плеханов был материалистом. Он считал, что «новый материализм» (марксизм) - закономерный этап развития мировой философии, обогащенной ее достижениями, главное из которых диалектический метод. По мнению Г. В. Плеханова, марксистская философия состоит из трех частей: диалектики как метода и теории развития, философии природы и философии общества.
Основные закономерности диалектики Г. В. Плеханов сформировал в сжатом виде:
- «все конечное таково, что оно само себя снимает, переходит в свою противоположность…»;
- «постепенные количественные изменения... превращаются, в конце концов, в качественные различия. Моменты этого превращения — это моменты скачка, прерыв постепенности» [2, c. 652].
В философии природы Г. В. Плеханов исходил из существования материального мира как объективной реальности, которая находится в постоянном развитии. Материя, природа отражается в сознании человека в виде ощущений, которые он называет «иероглифами» (символами, условными знаками), дающими адекватную информацию о мире, но отличающуюся от самих предметов и по содержанию, и по форме.
Философия истории Г. В. Плеханова базируется на «материалистическом понимании истории» К. Маркса. Г. В. Плеханов исходил из того, что географическая среда определяет характер развития производительных сил (ПС), которые развиваются в рамках соответствующих производственных отношений (ПО), составляющих экономический базис общества (Рисунок 4). На основе экономического базиса вырастает надстройка, включающая в себя социально-политический строй, общественную психологию и идеологию.
Географическая среда |
ПС ↔ ПО Экономический базис |
Надстройка |
Рисунок 4 – Структура общественной жизни
Сила марксисткой философии, по мнению Г. В. Плеханова, в единстве материализма и диалектики. Именно диалектика позволяет логически осмыслить внутреннюю противоречивость мира, обосновать необходимость социальных революций. Для Г. В. Плеханова была несомненной связь между материализмом и социализмом: если материальный мир первичен по отношению к духовному миру, то надо преобразовать общество на социалистических началах, чтобы человек чувствовал себя комфортно и были все условия для развития его сущностных сил.
В. И. Ленин (1870–1924) известен всему миру как создатель большевистской партии, вождь социалистической революции в России, создатель Советского государства. «Пожалуй, нет сегодня людей, равнодушных к В. И. Ленину. Есть его горячие сторонники и не менее решительные противники» [8, c. 514].
В. И. Ленин родился в дворянской семье, после окончания гимназии учился в Казанском университете, откуда был исключен за участие в студенческих беспорядках (1887). С этого времени активно участвовал в революционном движении, за что неоднократно подвергался арестам и ссылкам. В 1891 г. экстерном сдает экзамены по программе юридического факультета Санкт-Петербургского университета. В те же годы становится профессиональным революционером; долгие годы вынужден был жить за границей. В 1917 г. возвращается в Россию; умер, не успев реализовать новые подходы к построению социалистического государства.
Давая оценку взглядам В. И. Ленина, Н. А. Бердяев писал: «Ленин не теоретик марксизма, как Плеханов, а теоретик революции. Все, что он писал, было лишь разработкой теории и практики революции» [9, c. 96].). Философская теория как таковая мало привлекала В. И. Ленина, он интересовался ей в связи с политическими и организационными задачами.
Основная философская работа В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (1908) не является чисто теоретической, философские вопросы в ней решаются в контексте полемики, которая велась с политическими противниками. В данной работе В. И. Ленин дает основательную критику теории познания махизма (эмпириокритицизма) с точки зрения диалектического материализма. Фактически эта критика была задумана для того, чтобы опровергнуть взгляды русских марксистов (А. А. Богданова, Г. В. Плеханова и др.), которые были противниками В. И. Ленина в социал-демократическом движении.
В. И. Ленин был последователем марксизма, но в марксизме его более всего интересовали проблемы революции и диктатуры пролетариата. Он создал русский вариант марксизма, разрабатывая проблемы, которые, по его мнению, соответствовали историческим традициям России и новым реалиям (например, теория империализма как высшая стадия капитализма).
В работах В. И. Ленина немало позитивных моментов, которые легли в основание современной отечественной философии.
1 Переосмысление понятия материи в условиях революции в физике на рубеже XIX–XX вв. Механистическое понимание материи как вещества, состоящего из неделимых атомов, было переосмыслено в связи с открытием физических полей и сложной структурой атома. В современных учебниках «материя» определяется как философская категория для обозначения объективной реальности, т. е. фактически используется ленинское определение, данное в работе «Материализм и эмпириокритицизм», но без ссылки на автора и в более сокращенном виде.
2 Разработка проблем гносеологии (понимание ощущений как субъективного образа объективного мира, абсолютности и относительности истины и т. д.).
3 Конкретизация и использование диалектического метода (основные принципы, законы и категории диалектики).
4 Определение понятий «класс» и «классовая борьба», анализ происхождения и сущности государства, буржуазной демократии, особенностей социалистического переустройства общества (в основном в работе «Государство и революция») и многое другое.
Вместе с тем следует обратить внимание на ряд негативных тенденций в философских взглядах В. И. Ленина: догматизация теории и абсолютизация собственных выводов, отрицание достижений немарксистских философских и политических учений, преувеличение роли насилия и принуждения в политической борьбе, подчинение научного анализа потребностям практики и др.
Наследие В. И. Ленина требует нового осмысления, в котором бы учитывалась его философская концепция в целом, а не давалась идеологическая оценка, далекая от потребностей научного анализа. «Ленин проповедовал жестокую политику, но лично он не был жестоким человеком». «Он был бескорыстный человек, абсолютно преданный идее, он даже не был особенно честолюбивым и властолюбивым человеком, он мало думал о себе. Но исключительная одержимость одной идеей привела к странному сужению сознания,... к допущению совершенно безнравственных средств в борьбе». «Ленин был революционер до мозга костей именно потому, что всю жизнь исповедовал и защищал целостное, тоталитарное миросозерцание, не допуская никаких нарушений этой целостности» [9, c. 97 - 99].
Дата: 2019-11-01, просмотров: 174.