ФИЛОСОФИЯ
Методические рекомендации
для студентов, обучающихся по российским образовательным программам
Становление и основные периоды развития
русской философии
Могилев 2013
УДК 1
ББК 87
A 54
Рекомендовано к опубликованию
учебно-методическим управлением
ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет»
Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» «21» мая 2013г.,
протокол № 11
Составитель канд. филос. наук, доц. Г. А. Макаревич
Рецензент канд. филос. наук, доц. Н. А. Силин
В методической разработке анализируется становление и периоды развития русской философии, её своеобразие и самобытность в контексте европейской философской мысли, выделяются основные направления и представители философии XIX – XXвв., используется конкретный историко-философский материал. Методическая разработка предназначена для студентов, обучающихся по российским образовательным программам.
Учебное издание
ФИЛОСОФИЯ
Ответственный за выпуск С. Е. Макарова
Технический редактор Т. А. Рыжикова
Компьютерная верстка
Подписано в печать . Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.
Печать трафаретная. Уст.-печ. л. . Уч.-изд.л. Тираж 56 экз. Заказ .
Издатель и полиграфическое исполнение
Государственное учреждение высшего профессионального образования
«Белорусско-Российский университет»
ЛИ № 02330/375 от 29.06.2004 г.
212000, г. Могилев, пр. Мира, 43
© ГУ ВПО «Белорусско-Российский
университет», 2013
Содержание
1 Становление элементов философствования в Киевской Руси…4
2 Философия эпохи Просвещения………………………………….6
3 Русская философия XIX века …………………………………….8
4 Русская философия конца XIX — начала XX века…………….15
5 Философия всеединства В. С. Соловьева……………………….16
6 Философия русского марксизма……………………………........22
7 Советская и постсоветская философия………………………….25
8 Вопросы для размышления…………………………………….…29
9 Темы индивидуальных заданий и рефератов…………………...29
10 Словарь терминов………………………………..………………30
10 Список литературы……………………..………………….….....31
Русская философия - своеобразное, самобытное явление в мировой философии. Она представляет собой органичную часть всемирной философии и опирается на национальные культурные традиции. Имея исторические корни в процессе христианизации Киевской Руси, русская философия развивалась в контакте с российской культурой, отражая ее особенности от эпохи к эпохе.
Философия эпохи Просвещения
XVII столетие стало заметной вехой в истории русской философии. По сути дела, это было начало русского Просвещения. Значительную роль в становлении философской мысли сыграли Киево-Могилянская академия (основатель - Петр Могила) и Московская Славяно-греко-латинская академия (1687) - первые высшие учебные заведения в России. Они были организованы по образцам католических университетов. Окончившие академию становились государственными служащими, послами, учеными, священниками. Среди самых известных выпускников академий - М. В. Ломоносов, Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович и др. Наряду с богословием, латинским и греческим языками, риторикой, математикой в академиях преподавалась философия. Она имела схоластический характер, опиралась на Аристотеля и делилась на три части: логику, физику, метафизику. В Московской академии философию преподавали греки, они создали первые учебники по философии.
XVIII в. в России стал веком «секуляризации» [2, с. 569]. Общественно-политическая и культурная жизнь постепенно освобождаются от влияния религии и церкви. Формируется самостоятельная светская культура, относительно свободная от жесткой зависимости от религии. Многие молодые люди получали образование в западных университетах, что способствовало приобщению к европейской культуре и философии. Но, отрываясь от традиционного уклада жизни, они некритически относились ко всему западному, что приводило к слепому комически восторженному подражанию.
В 1755 г. был создан Московский университет, в котором философская мысль постепенно освобождается от схоластики, становится более самостоятельной по отношению к религии и продвигается в теоретическом направлении.
В XVIII в. философская мысль в России развивается в двух направлениях.
1 Вольтерианство, объединившее последователей Ф. Вольтера, Ж.-Ж. Руссо и др. французских просветителей. Вольтер, Руссо, Дидро стали символами «нового сознания», которое включало в себя скептицизм, веру во всесилие разума человека, отрицание «чуда» и критику «старины» (в том числе и религиозной).
2 Стремление создать новую национальную философию, основанную на науке и рационализме. Философская мысль постепенно освобождается от религиозной и государственной идеологии, становится более самостоятельной по отношению к западной философской традиции. Соответственно, формируются два течения в философских исследованиях: естественнонаучное и гуманистическое.
Естественнонаучные исследования связаны с деятельностью М. В. Ломоносова (1711–1765). М.В. Ломоносов был прежде всего ученым, естествоиспытателем и занимался философией в связи с решением научных проблем. Будучи деистом, Ломоносов считал, что Бог является творцом мира, но объяснять уже созданный мир следует материалистически. Он писал, что «оным умникам легко быть философами, выуча три слова: Бог так сотворил…» [2, с. 573]. Ломоносов изучал свойства материи. Его философию можно назвать «корпускулярной», он развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества, сформулировал принцип сохранения вещества и движения. Материя вечна и неуничтожима. Природа изначально сотворена во всей своей необходимой полноте, но действует по естественным законам.
Ломоносов выступал против односторонности рационализма и эмпиризма. Он считал, что научное познание должно опираться как на данные органов чувств и опыта, так и на разум человека. И в науке, и в философии он отстаивает свободу мысли. Прогресс общества Ломоносов связывал с просвещением, образованием и развитием ремесел. Он был сторонником светского государства, свободного от диктата церкви.
В лице Ломоносова проявился совершенно новый для России тип философствования, в котором свобода мысли сочетается с религиозными представлениями.
Философско-гуманистические идеи проявились в XVIII в. в творчестве первого русского историка В. Н. Татищева, автора «Истории России с самых древних времен». История, которая в прежние времена трактовалась как осуществление божественного разума, рассматривается на основании естественных законов как «дело человеческого разума и человеческих рук». Н. И. Новиков утверждал человечность в жизненных отношениях: идеальный человек действует разумно и совершает добро. «Он думает, что разум ему дан, чтобы служить государству, богатство, чтобы помогать бедным, и для того родился он человеком, чтобы быть полезным всем людям».
Важную роль в русском Просвещении сыграл А. Н. Радищев (1749–1802). Как и многие русские мыслители, он воспринял новоевропейский рационализм в целом, но не стал при этом сторонником какой-либо одной философской концепции. А. Н. Радищев использует европейскую философию для обоснования собственной позиции.
По мнению А. Н. Радищева, «все должно быть естественным». «Опыт есть основание всего естественного познания», но опыт должен дополняться разумом. Естественная социальность — основа морали. «Человек есть единое существо на Земле, ведающее худое и злое». А. Н. Радищев оправдывает все подлинно естественное в человеке. Он выступает против всякого угнетения «естества» и потому выступает против самодержавия, крепостничества, социального неравенства. Его «Путешествие из Петербурга в Москву» проникнуто радикальной критикой самодержавного строя в России и защитой естественных прав угнетенных. «Я взглянул окрест меня и душа моя страданиями человечества уязвлена стала». А. Н. Радищев утверждает верховный принцип совести в поведении людей. «Если бы закон или государь, или какая бы то ни была другая власть на земле принуждали бы тебя к неправде, к нарушению долга совести, то будь непоколебим» [2, с. 572].
Екатерина II, прочитав «Путешествие…», воскликнула, что автор «бунтовщик хуже Пугачева», и приговорила его к смертной казни, которая была заменена десятилетней ссылкой в Сибирь. В Сибири он написал свой главный философский труд «О человеке, его смертности и бессмертии».
Русская философия XIX в.
XIX в. уникален в истории русской культуры. В условиях отсталых общественных отношений, основанных на самодержавии и крепостничестве, происходит культурный взрыв, охватывающий все стороны социальной жизни. Русская культура обретает свой национальный язык (Н. М. Карамзин, А. С. Пушкин), формируется национальное самосознание и русская интеллигенция, создается классическая литература, искусство, наука.
В общекультурном подъеме России XIX в. важное место занимала философия. Выдвигаются оригинальные философские идеи и учения в контексте тесной связи с западноевропейской философией. Продолжается секуляризация философии, формируется ее самостоятельное предметное поле и методы, и вместе с тем сохраняется зависимость от православных традиций.
Следует обратить внимание на то, что долгое время православие относилось к философии с подозрением, считало ее «источником всяческой крамолы». В этом отношении характерно суждение архиепископа Феофилакта, который утверждал, что «философия Канта заключает в себе двоякую цель: ниспровержение христианства и замещение оного не деизмом, а совершенным безбожием» [1, с. 43]. В 1817 г. министерство народного просвещения было соединено с ведомством духовных дел, которое провозгласило «коренное правило» народного воспитания - «согласие между верою, ве́дением и властью», положившее начало преследованиям «книг, людей, убеждений, намерений». Позднее были упразднены кафедры философии в университетах. В Московском университете предписывалось ограничить преподавание философии логикой и психологией, возложив чтение этих курсов на богословов.
Следует отметить специфические особенности философии XIX в. (Рисунок 1)
1 Сложное переплетение философской и религиозной проблематики.
2 «Новый рационализм» — синтез чувственного опыта, рационального мышления, эстетического, нравственного осмысления, религиозного «откровения» как духовных феноменов рационального.
3 Неразрывная связь с художественной литературой, которая давала ответы на философские вопросы (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и др.).
4 Антропологический характер, разработка проблемы человека, стремление увидеть в человеке «альфу и омегу философского знания».
5 Недостаточная разработка философской теории. Деятельность философов-профессионалов (профессоров и преподавателей философии) была регламентирована официальной идеологией, а идеи философов-непрофессионалов имели практическую направленность на решение социальных проблем.
6 Радикализм, стремление преобразовать общество на началах справедливости и свободы. Радикальная общественно-политическая деятельность (общественные организации, дискуссии по актуальным проблемам, «кружки», революционные настроения и т. д.).
западничество |
практическая направленность |
антропологический характер |
переплетение философской и религиозной проблематики |
космизм |
славянофильство |
народничество |
всеединство |
особый интерес к нравственным проблемам |
радикализм |
связь с художественной литературой |
«новый рационализм» |
Основные направления |
Основные черты |
Рисунок 1 - Основные направления и черты русской философии XIX в.
П. Я. Чаадаев (1794–1856) не принадлежал ни к одному из выше обозначенных направлений, он представил своеобразную концепцию исторического развития России. Выходец из старинного аристократического рода, П. Я. Чаадаев получил образование в Московском университете и в Европе. Его основной труд — «Философические письма», первое из которых было напечатано в журнале «Телескоп». Цензор, давший разрешение напечатать письмо, был смещен с должности, журнал запрещен, редактор сослан, а сам Чаадаев объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест.
«Философические письма» были критическим осмыслением истории России и судьбы русского народа. П. Я. Чаадаев писал, что Россия — громадная страна, расположенная между Западом и Востоком, и могла бы синтезировать положительные стороны двух цивилизаций, но она не восприняла ни того, ни другого и оказалась вне прогрессивного развития. «Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его; мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разума, и все, что нам досталось от этого прогресса, мы исказили» [3, с. 100]. По мнению П. Я. Чаадаева, эта ситуация определяется тем, что в России «нет и в помине» здоровых физических и нравственных условий, «просто благоустроенной жизни», «привычек и навыков» сознания, без которых не может быть нормальной человеческой жизни. Если другие народы пережили бурные эпохи, то «мы живем одним настоящим в тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мертвого застоя» [3, c. 97].
Русская история движется по «заколдованному кругу», в ней ничего принципиально не изменяется. «Сначала дикое варварство, потом грубое невежество, затем свирепое и унизительное чужеземное владычество, дух которого позднее унаследовала наша национальная власть» [3, c. 96]. Будущее для России откроется при условии преодоления рабского начала в человеке, которое порождается и насаждается самодержавием и крепостничеством. По мнению мыслителя, историческая миссия России в том, чтобы преподать отрицательный урок другим народам.
П. Я. Чаадаев считал, что история — воплощение божественного замысла. Божественная идея, определяющая мир, наиболее полно выражена в христианстве. Католицизм сохранил истинные заветы Христа, что и способствовало европейскому развитию. Россия, приняв православие от «дряхлой Византии», обрекла себя на «религиозное обособление» и отсталость. Для успешного развития России ей необходима католическая «прививка».
Философия Чаадаева привела к расколу русской философской мысли XIX в. и возникновению в 30–40 гг. двух противоположных направлений — славянофильства и западничества (Таблица 1). Между ними возникла дискуссия по вопросу об исторической судьбе России, выборе направления дальнейшего развития: следовать западной модели или избрать самобытную модель, соответствующую национальным особенностям и традициям.
При всех различиях западников и славянофилов не следует их рассматривать как абсолютные противоположности. Славянофилы были блестящими знатоками западноевропейской философии (особенно Шеллинга), а западники осознавали историческое своеобразие России.
К ранним славянофилам можно отнести А. С. Хомякова, К. С. Аксакова, И. В. Киреевского, Ю. Ф. Самарина, к поздним — Н. Я. Данилевского, И. С. Аксакова, Ф. И. Тютчева и др.
В западничестве выделяются два направления: левое, радикальное (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев) и правое, либеральное (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, В. П. Боткин, П. В. Анненков и др.).
Таблица 1 - Характерные черты западников и славянофилов
Славянофилы | Западники |
1 Критика западной цивилизации как «безбожной», бездушной, в которой господствует дух эгоизма, наживы, прагматизма. Россия призвана оздоровить Западную Европу православными идеалами 2 Разработка христианского миропонимания на основе православия и учения отцов восточной церкви 3 Идеализация политического прошлого России (допетровской Руси) и русского национального характера 4 Критика феодально-крепостнических отношений и поддержка самодержавия как традиционной формы правления 5 «Сила власти — царю, сила мнения — народу». Освобождение крестьян «сверху», осуществление свободы слова, созыв земского собрания и т. д. 6 Социальной ячейкой русского общества должна быть патриархальная семья с ее моралью и традициями 7 Идея соборности. Соборность — множество людей, объединенных в свободное органическое единство силой любви, истинной верой и церковью. Соборность противоположна западному индивидуализму 8 Самобытность исторического развития России, опирающегося на три принципа: самодержавие, православие, народность | 1 Выступление за европеизацию страны и развитие общества по капиталистическому пути. Православие по сути своей консервативно и не может способствовать общественному прогрессу 2 Слабый интерес к религии, отрицание достоинств православия, склонность к секуляризму, рационализму, материализму 3 Критика допетровской Руси за отсталость и невежество, высокая оценка реформ Петра I. Идеализация гуманистических учений эпохи Возрождения и Просвещения на Западе, философии Гегеля и Фейербаха 4 Критика самодержавия и крепостного права вплоть до призывов к их радикальному устранению. Требования политической свободы и веры в творческие возможности разума. Освобождение посредством революции 5 Особое внимание личности, «энергетическому меньшинству», которое, отражая интересы народа, может стать катализатором истории 6 Идея «общинного социализма», который в противовес европейскому индивидуализму создает реальные основы для прогресса, развития и справедливости 7 Выбор европейской модели развития, опирающейся на достижения культуры и науки Западной Европы |
В отличие от Европы, где государство возникло на основе насилия и завоеваний, в России оно есть результат естественного развития национальной жизни. В России нет классовой и партийной борьбы, «волнений духа», единым интегрирующим началом являются общинный мир и православие, на Западе — личностная обособленность, «раздвоение духа», разделение на враждебные классы. Поэтому следует сохранить «высшие начала» самобытной русской жизни, коренящиеся в «святой православной церкви» и допетровской Руси. Будущая роль России в истории - показать другим народам перспективный путь развития.
Возникновение западничества было связанно с деятельностью кружка Н. В. Станкевича, созданного в 1831 г. из студентов Московского университета. В кружок Н. В. Станкевича входили В. Г. Белинский, М. Ю. Лермонтов, В. П. Боткин, К. Д. Кавелин, Т. Н. Грановский и др. Все они занимались философией, поэзией, музыкой. В философии особый интерес проявляли к Ф. Шеллингу и Г. Гегелю.
А. И. Герцен (1812–1870), внебрачный сын московского дворянина, учился в Московском университете. В 1847 г. иммигрировал в Европу, открыл «вольную русскую типографию в Лондоне», положив тем самым начало бесцензурной русской печати. Издавал журналы «Полярная звезда» и «Колокол». Основные философские работы - «Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы». В этих работах А. И. Герцен отстаивал материализм, связь философии с естествознанием, диалектику как «алгебру революции».
В центре анализа А. И. Герцена - диалектическое единство бытия и мышления. Исследуя данную проблему, он выделяет два подхода к ее решению: материализм и идеализм. Идеализм в объяснении природы представляется ему неубедительным, т. к. это сфера чистой мысли, «искажение действительности». «Идеализм — не что иное как схоластика протестантского мира» [3, c. 177]. Односторонним Герцен считает так же метафизический материализм, изучающий развитие только как внешний, но не внутренний процесс. Собственную философскую позицию он называет «реализм».
С точки зрения реализма природа объективна и динамична, «она есть процесс», «взаимодействие, борьба бытия и небытия», вечное становление и развитие. Результатом органического развития природы является человек с его мышлением, сознанием.
В гносеологии А. И. Герцен противопоставляет эмпиризм и рационализм, фактически отождествляя их с материализмом и идеализмом. В рамках реализма он пытается преодолеть односторонность одного и другого. «Опыт и умозрение - две необходимые истинные степени одного и того же знания». «Наращение фактов и углубление в смысл нисколько не противоречат друг другу» (там же). По мнению Герцена, наука исходит из эмпирии (опыта), затем переходит к теоретическому объяснению опытного знания. Что касается философии, то она должна отказаться от претензий на абсолютную истину и стать на позицию науки.
Общественную жизнь А. И. Герцен объясняет в основном идеалистически, связывает прогресс общества и человека с «прогрессом содержания мысли». Специфику человека он видит в его разумности. Рассуждая об историческом развитии, высказывает много интересных мыслей: об общественных противоречиях, о конфликте человека и среды, о тупиках деспотизма и самодержавия, о роли народа и личности в истории и т. д. Особое внимание уделяет «энергетическому меньшинству, личностям, которые, отражая интересы народа, становятся катализатором истории, приближают социалистическое будущее». Герцен был сторонником русского общинного социализма, который в отличие от европейского (индивидуалистического) может создать реальные основы для равенства, справедливости, прогресса.
Н. Г. Чернышевский (1828–1889) не принадлежал ни к славянофилам, ни к западникам. Его философские взгляды основаны на антропологической философии Л. Фейербаха. Образование он получил в Петербургском университете. В двадцатилетнем возрасте стал материалистом, атеистом, социалистом. За свою революционную деятельность был арестован в 1862 г., сослан на каторгу в Сибирь, где провел более 20-ти лет.
В основе философии Н. Г. Чернышевского лежит антропологический принцип, «суть которого состоит в том, что на человека надобно смотреть как на одно существо, имеющее только одну натуру» [3, c. 245]. Это означает, что материальные и духовные процессы, происходящие в человеке, следует рассматривать как единое целое, причем единство человеческой природы в ее материальности. Человек, его единая природа - исходный и конечный пункт философского познания.
Н. Г. Чернышевский исследует реальную сферу существования человека - общества. Как общественное существо человек — трудящийся. «Трудовая деятельность приводит к концентрации богатства, сословной поляризации, а затем и к классовой борьбе». В этом процессе «простолюдин всегда оказывается в проигрыше» [2, c. 611].
В XIX в. в России разворачивается движение разночинной интеллигенции, объективно отражавшее антифеодальные интересы крестьянства, - народничество. «Соединяя радикальную буржуазию — демократическую программу с идеями утопического социализма, народничество выступало одновременно и против крепостничества, и против буржуазного развития страны» [5, c. 149]. Теоретическим основанием народничества были идеи А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и др. В 70–80 гг. развивается «практическое народничество», для которого характерны поиски реальных путей изменения политического строя и практическая деятельность. Теория интересовала народников-практиков лишь в той мере, в какой она обосновывала и санкционировала революционную деятельность.
По способу, каким народники предполагали достичь своих целей, их делят на три направления: народники-пропагандисты во главе с П. Л. Лавровым (1823–1900), народники-анархисты во главе с М. А. Бакуниным (1814–1876) и народники-заговорщики во главе с П. Н. Ткачевым. Первые основным средством подготовки народа к революции признавали пропаганду революционных идей. Вторые считали, что народ уже готов к революции и необходимо поднимать его на бунты и восстания. Третьи возлагали надежды на заговорщическую организацию, чтобы взять власть и провести в стране социальные преобразования [5, c. 150].
Одним из наиболее известных деятелей народничества был М. А. Бакунин, выходец из старинного дворянского рода. Участвовал в революции 1848 г. в Европе и был приговорен в Германии к смертной казни, но выдан русским властям. Отбывал наказание в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях, был сослан в Сибирь, откуда через Японию и Америку бежал в Европу. Был активным участником европейских революционных организаций, в том числе I Интернационала.
М. А. Бакунин во многом разделял взгляды Гегеля и Маркса, хотя вел борьбу с марксизмом. Сам он разработал «философию анархизма».
Будучи вульгарным материалистом, М. А. Бакунин отождествлял мир материальный и мир идеальный (духовный). Материя, по его мнению, динамична, находится в «безграничном движении без начала и конца», пока не достигает в своем развитии уровня человека и общества. Человек имеет единую материальную природу, он одновременно естественное и общественное существо. «Мир человеческий», его активность и общественная жизнь — предмет философского анализа.
«Философия анархизма» (Рисунок 2) — наука об общих законах общественного развития. Подобно К. Марксу, М. А. Бакунин считал, что определяющим в развитии общества является экономический фактор. Все, что происходит в обществе, в том числе моральные, интеллектуальные, религиозные, юридические изменения, в конечном счете, есть «отражение или неизбежное последствие развития экономических явлений».
Господство «рабочих» классов |
Различные экономические интересы |
Классовая борьба |
Деление общества на классы |
Рисунок 2 Философия анархизма
Объективный ход истории включает три принципа:
– «человеческая животность», где слабое развитие не позволяет познать сущность личности;
– «критическое мышление», при помощи которого человек познает законы своего бытия, главный из которых — освобождение;
– «бунт, в котором реализуется абсолютная свобода личности от авторитарности государства и церкви» [5, c. 622]. Именно бунт преодолевает животность и утверждает человечность, он должен уничтожить государство, основанное на насилии.
Наряду с государством, должна быть уничтожена религия, которая представляет собой «коллективное историческое безумие» и санкционирует подавление свободы личности государством. «Идея бога влечет за собой отречение от человеческого разума и справедливости, она есть самое решительное отрицание человеческой свободы и приводит неизбежно к рабству людей в теории и на практике» [3, c. 554].
Итак, суть «философии анархизма» М. А. Бакунина составляет идея уничтожения государства и религии. Вместо государства Бакунин предлагает деление общества на «коммуны», что само по себе привлекательно, но утопично. Исторический опыт человечества не открыл иной формы общественной организации, чем государство.
Вопросы для размышления
1 Почему изучение истории русской философской мысли начинается со времени принятия Киевской Русью христианства?
2 Что характерно для философии русского Просвещения?
3 Каковы предпосылки возникновения западничества и славянофильства в России?
4 Прокомментируйте слова М. В. Ломоносова: «Оным умникам... легко быть философами, выучась наизусть три слова “Бог так сотворил”, и сие дая в ответ вместо своих причин».
5 Прав ли был Н. А. Бердяев в его отрицательном отношении к технике и техническому прогрессу?
6 Почему А. И. Герцен критически относился к западной цивилизации?
7 Согласно Ф. Ницше, любовь есть «выражение эгоизма». В. С. Соловьев, напротив, считал, что подлинная любовь — перемещение центра «я» в другого, преодоление эгоизма. Кто прав и почему?
Словарь терминов
Анархизм — общественно-политическое течение, провозглашающее своей целью освобождение личности от всех разновидностей власти.
Антиномия — противоречие между противоположностями, каждая из которых признается в одинаковой мере доказуемой; неустранимое противоречие.
Антитеза (антитезис) — положение, суждение, противопоставляемое тезису.
Волюнтаризм — направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия.
Диалектика — учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, а также метод, соответствующий этому учению.
Догма — положение, принимаемое за истину без доказательств и учета конкретных условий.
Догматизм — тип мышления, опирающийся на догмы.
Инструментализм — учение, рассматривающее истину в функциональном плане как нечто обеспечивающее успех в данной ситуации.
Конъюнктура — создавшееся положение в какой-либо области общественной жизни.
Механицизм — философское учение, объясняющее мир, исходя из законов и принципов механики.
Мифология — совокупность сказаний и легенд о богах и героях, созданных народной фантазией.
Ноумен — понятие, обозначающее нечто умопостигаемое, познаваемое разумом в отличие от феномена как объекта чувственного созерцания.
Объективация — понятие для обозначения противостояния, оппозиции объекта субъекту как чего-либо внешнего, самостоятельного.
Отчуждение — социальный процесс, характеризующий превращение деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над человеком и враждебную ему.
Плюрализм — философская концепция, согласно которой основу мира составляет множество независимых и несводимых друг к другу начал.
РАН — Российская академия наук.
Синергетика — междисциплинарное направление в науке, имеющее целью познания общих закономерностей и принципов сложных, самоорганизующихся систем.
Соборность — термин русской религиозной философии, означающий, что в церкви осуществляется добровольное соединение (собор) верующих на основе любви к Богу и друг к другу.
Софи́я (мудрость) — религиозное представление о смысловой (разумной) наполненности и устроенности мира.
Секуляризация — процесс освобождения различных сфер общественной жизни от влияния религии и церкви.
Теодицея — оправдание Бога за зло, существующее в мире.
Теология — богословие, совокупность религиозных учений о сущности и действиях Бога, основанных на «священных» текстах.
Теократия — форма правления, при которой власть в государстве находится в руках главы церкви и духовенства.
Теософия — религиозно-философское учение о возможности «непосредственного постижения Бога» с помощью мистических интуиций и откровений, доступных избранному кругу «посвященных» лиц.
Технократия — социологическая концепция, утверждающая необходимость установления политической власти технических специалистов (менеджеров и инженеров).
Феномен — (см. ноумен) — явление, постигаемое чувственным опытом.
Ценность — термин, обозначающий значимость для человека или общества определенных явлений действительности.
Эзотерический — тайный, скрытый, предназначенный исключительно для «посвященных» (мистические учения, обряды, правила).
Эмпириокритицизм (махизм) — субъективно-идеалистическое направление в философии, разновидность позитивизма. Основные представители - Э. Мах и Р. Авенариус.
Список литературы
1 Шпет, Г. Г. Очерки развития русской философии / Г. Г. Шпет. Сочинения. - М.: Правда, 1989.
2 История философии: учебник / Ч. С. Кирвель [и др.]; под ред. Ч. С. Кирвеля. - Минск: Новое знание, 2001.
3 Антология мировой философии: в 4 т. / Под ред. В. В. Богатова [и др.] - М.: Мысль, 1972. — Т.4.
4 Лосский, Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. - М.: Высш. шк.,1991.
5 Данильян, О. Г. Философия: учебник / О. Г. Данильян, В. М. Тараненко. - М.: ЭКСМО, 2007.
6 Бердяев, Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. - М.: Правда, 1989.
7 Бердяев, Н. А. Человек и машина. / Н. А. Бердяев // Вопросы философии. – 1989. - № 2.
8 История философии: учебник для вузов. / Под ред. В. П. Кохановского. – Ростов на/Д.: Феникс, 1999.
9 Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н. А. Бердяев. - М.: Наука, 1990.
10 Философия: учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. - М.: Норма, 2008.
ФИЛОСОФИЯ
Методические рекомендации
для студентов, обучающихся по российским образовательным программам
Становление и основные периоды развития
русской философии
Могилев 2013
УДК 1
ББК 87
A 54
Рекомендовано к опубликованию
учебно-методическим управлением
ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет»
Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» «21» мая 2013г.,
протокол № 11
Составитель канд. филос. наук, доц. Г. А. Макаревич
Рецензент канд. филос. наук, доц. Н. А. Силин
В методической разработке анализируется становление и периоды развития русской философии, её своеобразие и самобытность в контексте европейской философской мысли, выделяются основные направления и представители философии XIX – XXвв., используется конкретный историко-философский материал. Методическая разработка предназначена для студентов, обучающихся по российским образовательным программам.
Учебное издание
ФИЛОСОФИЯ
Ответственный за выпуск С. Е. Макарова
Технический редактор Т. А. Рыжикова
Компьютерная верстка
Подписано в печать . Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.
Печать трафаретная. Уст.-печ. л. . Уч.-изд.л. Тираж 56 экз. Заказ .
Издатель и полиграфическое исполнение
Государственное учреждение высшего профессионального образования
«Белорусско-Российский университет»
ЛИ № 02330/375 от 29.06.2004 г.
212000, г. Могилев, пр. Мира, 43
© ГУ ВПО «Белорусско-Российский
университет», 2013
Содержание
1 Становление элементов философствования в Киевской Руси…4
2 Философия эпохи Просвещения………………………………….6
3 Русская философия XIX века …………………………………….8
4 Русская философия конца XIX — начала XX века…………….15
5 Философия всеединства В. С. Соловьева……………………….16
6 Философия русского марксизма……………………………........22
7 Советская и постсоветская философия………………………….25
8 Вопросы для размышления…………………………………….…29
9 Темы индивидуальных заданий и рефератов…………………...29
10 Словарь терминов………………………………..………………30
10 Список литературы……………………..………………….….....31
Русская философия - своеобразное, самобытное явление в мировой философии. Она представляет собой органичную часть всемирной философии и опирается на национальные культурные традиции. Имея исторические корни в процессе христианизации Киевской Руси, русская философия развивалась в контакте с российской культурой, отражая ее особенности от эпохи к эпохе.
Становление элементов философствования в Киевской Руси
Можно отметить, по меньшей мере, две культурные предпосылки, определившие возможность возникновения и распространения философских идей на Руси: создание славянской азбуки Кириллом и Мефодием (IX в.) и появление письменности, а также принятие Русью христианства из Византии (988). Соответственно, в XI–XII вв. появляется древнерусская литература, переводная и оригинальная. Переводились библейские тексты, сочинения отцов церкви, богослужебные книги, а также некоторые работы античных и средневековых авторов. Среди них — сборник «Пчела», составленный из фрагментов произведений Платона, Аристотеля, Пифагора и других мыслителей.
Из оригинальных сочинений древнерусских авторов можно выделить «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (XI в.). «Слово» состоит из трех частей. Первая — «историко-философское введение», где выражена идея равенства всех народов перед Благодатью христианства, которое противопоставляется ограниченному национальными рамками иудаизму. Во второй части прославляется Русь, которой предсказывается великое будущее. В третьей части воздается хвала князю Владимиру, его отцу Святославу и сыну Ярославу.
К основным памятникам письменной культуры Киевской Руси, в которых рассматриваются мировоззренческие и этические вопросы, относятся также произведения Кирилла Туровского («Притча о человеческой душе и теле», «Златоуст»), Феодосия Печерского («Слово о терпении и любви»), Владимира Мономаха («Поучение») и др. Литературным памятником и источником философских идей периода становления государственности восточных славян было «Слово о полку Игореве» (1187).
Особенности философствования в Киевской Руси:
1) теистичность, религиозность;
2) синкретизм, нерасчлененность истории, религии, философии, литературы;
3) особый интерес к этическим проблемам.
Любые вопросы рассматривались с позиции этики - через конфликт добрых и злых сил. Древнерусские мыслители пытались ответить на следующие вопросы: «Откуда пошла земля русская?», «Как и из чего создан мир?», «Что такое человек?», «Как соотносятся душа и тело?» и т. д.
Дальнейший распад Киевского государства, междоусобицы, татаро-монгольское иго отрицательно повлияли на развитие духовной культуры Руси. Расцвет русской религиозной культуры начинается в XV–XVI вв., когда образовалось Российское государство и сложилась русская народность. Однако источниками образованности и культуры продолжали быть монастыри, в которых учили грамоте, составляли летописи, переписывали и сохраняли рукописи. Как писал русский философ Г. Г. Шпет, «русская элементарная грамотность не далеко выходила за пределы самой церкви, двора и государственных канцелярий», «науки у нас не было вплоть до XVII в., а была «книжность», которая должна была удовлетворять только религиозным потребностям» [1, с. 20].
В XV–XVI вв. в Российском государстве началось противоборство политических группировок, соперничество идейных тенденций — это полемика нестяжателей и иосифлян. Первые (Нил Сорский, Максим Грек) выступали за отказ монастырей от права владения землей, за ведение монахами аскетического образа жизни, за невмешательство церкви в дела государства. Вторые (Иосиф Волоцкий), напротив, требовали сохранения церковной земельной собственности, поддерживали союз церкви и государства.
Под влиянием иосифлянства монах Филофей в XVI в. выдвинул теорию «Москва — третий Рим», которая обосновывала притязания Москвы на роль великой державы и особое место в мире. «Внимай, благочестивый царь, — обращался Филофей к князю Василию III, — тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать».
Крупнейшим религиозным мыслителем XVI в. был Максим Грек, прибывший в Россию в 1518 г. по приглашению великого князя Василия III. Будучи европейски образованным человеком, он соединил в своем творчестве античные, византийские и древнерусские традиции. Подобно Платону, он писал диалоги, в которых утверждал предназначение человека к духовной деятельности. По мнению Максима Грека, процесс познания — пиршество духа, достойная человека трапеза, где ему подносят «злату чашу», полную «нектара небесного». Ум человека «самовластен», но он должен научиться управлять душой и телом. В посланиях вступающему на престол Ивану IV (1548) Максим писал, что повелевать другими может тот, кто обуздал в себе три великих греха: «славолюбие, сластолюбие и сребролюбие». «Велику власть принимающему велик подобает ум иметь» [2, с. 564]. В трактате «Беседа души и ума» ум выступает ведущим началом.
Философия эпохи Просвещения
XVII столетие стало заметной вехой в истории русской философии. По сути дела, это было начало русского Просвещения. Значительную роль в становлении философской мысли сыграли Киево-Могилянская академия (основатель - Петр Могила) и Московская Славяно-греко-латинская академия (1687) - первые высшие учебные заведения в России. Они были организованы по образцам католических университетов. Окончившие академию становились государственными служащими, послами, учеными, священниками. Среди самых известных выпускников академий - М. В. Ломоносов, Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович и др. Наряду с богословием, латинским и греческим языками, риторикой, математикой в академиях преподавалась философия. Она имела схоластический характер, опиралась на Аристотеля и делилась на три части: логику, физику, метафизику. В Московской академии философию преподавали греки, они создали первые учебники по философии.
XVIII в. в России стал веком «секуляризации» [2, с. 569]. Общественно-политическая и культурная жизнь постепенно освобождаются от влияния религии и церкви. Формируется самостоятельная светская культура, относительно свободная от жесткой зависимости от религии. Многие молодые люди получали образование в западных университетах, что способствовало приобщению к европейской культуре и философии. Но, отрываясь от традиционного уклада жизни, они некритически относились ко всему западному, что приводило к слепому комически восторженному подражанию.
В 1755 г. был создан Московский университет, в котором философская мысль постепенно освобождается от схоластики, становится более самостоятельной по отношению к религии и продвигается в теоретическом направлении.
В XVIII в. философская мысль в России развивается в двух направлениях.
1 Вольтерианство, объединившее последователей Ф. Вольтера, Ж.-Ж. Руссо и др. французских просветителей. Вольтер, Руссо, Дидро стали символами «нового сознания», которое включало в себя скептицизм, веру во всесилие разума человека, отрицание «чуда» и критику «старины» (в том числе и религиозной).
2 Стремление создать новую национальную философию, основанную на науке и рационализме. Философская мысль постепенно освобождается от религиозной и государственной идеологии, становится более самостоятельной по отношению к западной философской традиции. Соответственно, формируются два течения в философских исследованиях: естественнонаучное и гуманистическое.
Естественнонаучные исследования связаны с деятельностью М. В. Ломоносова (1711–1765). М.В. Ломоносов был прежде всего ученым, естествоиспытателем и занимался философией в связи с решением научных проблем. Будучи деистом, Ломоносов считал, что Бог является творцом мира, но объяснять уже созданный мир следует материалистически. Он писал, что «оным умникам легко быть философами, выуча три слова: Бог так сотворил…» [2, с. 573]. Ломоносов изучал свойства материи. Его философию можно назвать «корпускулярной», он развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества, сформулировал принцип сохранения вещества и движения. Материя вечна и неуничтожима. Природа изначально сотворена во всей своей необходимой полноте, но действует по естественным законам.
Ломоносов выступал против односторонности рационализма и эмпиризма. Он считал, что научное познание должно опираться как на данные органов чувств и опыта, так и на разум человека. И в науке, и в философии он отстаивает свободу мысли. Прогресс общества Ломоносов связывал с просвещением, образованием и развитием ремесел. Он был сторонником светского государства, свободного от диктата церкви.
В лице Ломоносова проявился совершенно новый для России тип философствования, в котором свобода мысли сочетается с религиозными представлениями.
Философско-гуманистические идеи проявились в XVIII в. в творчестве первого русского историка В. Н. Татищева, автора «Истории России с самых древних времен». История, которая в прежние времена трактовалась как осуществление божественного разума, рассматривается на основании естественных законов как «дело человеческого разума и человеческих рук». Н. И. Новиков утверждал человечность в жизненных отношениях: идеальный человек действует разумно и совершает добро. «Он думает, что разум ему дан, чтобы служить государству, богатство, чтобы помогать бедным, и для того родился он человеком, чтобы быть полезным всем людям».
Важную роль в русском Просвещении сыграл А. Н. Радищев (1749–1802). Как и многие русские мыслители, он воспринял новоевропейский рационализм в целом, но не стал при этом сторонником какой-либо одной философской концепции. А. Н. Радищев использует европейскую философию для обоснования собственной позиции.
По мнению А. Н. Радищева, «все должно быть естественным». «Опыт есть основание всего естественного познания», но опыт должен дополняться разумом. Естественная социальность — основа морали. «Человек есть единое существо на Земле, ведающее худое и злое». А. Н. Радищев оправдывает все подлинно естественное в человеке. Он выступает против всякого угнетения «естества» и потому выступает против самодержавия, крепостничества, социального неравенства. Его «Путешествие из Петербурга в Москву» проникнуто радикальной критикой самодержавного строя в России и защитой естественных прав угнетенных. «Я взглянул окрест меня и душа моя страданиями человечества уязвлена стала». А. Н. Радищев утверждает верховный принцип совести в поведении людей. «Если бы закон или государь, или какая бы то ни была другая власть на земле принуждали бы тебя к неправде, к нарушению долга совести, то будь непоколебим» [2, с. 572].
Екатерина II, прочитав «Путешествие…», воскликнула, что автор «бунтовщик хуже Пугачева», и приговорила его к смертной казни, которая была заменена десятилетней ссылкой в Сибирь. В Сибири он написал свой главный философский труд «О человеке, его смертности и бессмертии».
Русская философия XIX в.
XIX в. уникален в истории русской культуры. В условиях отсталых общественных отношений, основанных на самодержавии и крепостничестве, происходит культурный взрыв, охватывающий все стороны социальной жизни. Русская культура обретает свой национальный язык (Н. М. Карамзин, А. С. Пушкин), формируется национальное самосознание и русская интеллигенция, создается классическая литература, искусство, наука.
В общекультурном подъеме России XIX в. важное место занимала философия. Выдвигаются оригинальные философские идеи и учения в контексте тесной связи с западноевропейской философией. Продолжается секуляризация философии, формируется ее самостоятельное предметное поле и методы, и вместе с тем сохраняется зависимость от православных традиций.
Следует обратить внимание на то, что долгое время православие относилось к философии с подозрением, считало ее «источником всяческой крамолы». В этом отношении характерно суждение архиепископа Феофилакта, который утверждал, что «философия Канта заключает в себе двоякую цель: ниспровержение христианства и замещение оного не деизмом, а совершенным безбожием» [1, с. 43]. В 1817 г. министерство народного просвещения было соединено с ведомством духовных дел, которое провозгласило «коренное правило» народного воспитания - «согласие между верою, ве́дением и властью», положившее начало преследованиям «книг, людей, убеждений, намерений». Позднее были упразднены кафедры философии в университетах. В Московском университете предписывалось ограничить преподавание философии логикой и психологией, возложив чтение этих курсов на богословов.
Следует отметить специфические особенности философии XIX в. (Рисунок 1)
1 Сложное переплетение философской и религиозной проблематики.
2 «Новый рационализм» — синтез чувственного опыта, рационального мышления, эстетического, нравственного осмысления, религиозного «откровения» как духовных феноменов рационального.
3 Неразрывная связь с художественной литературой, которая давала ответы на философские вопросы (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и др.).
4 Антропологический характер, разработка проблемы человека, стремление увидеть в человеке «альфу и омегу философского знания».
5 Недостаточная разработка философской теории. Деятельность философов-профессионалов (профессоров и преподавателей философии) была регламентирована официальной идеологией, а идеи философов-непрофессионалов имели практическую направленность на решение социальных проблем.
6 Радикализм, стремление преобразовать общество на началах справедливости и свободы. Радикальная общественно-политическая деятельность (общественные организации, дискуссии по актуальным проблемам, «кружки», революционные настроения и т. д.).
западничество |
практическая направленность |
антропологический характер |
переплетение философской и религиозной проблематики |
космизм |
славянофильство |
народничество |
всеединство |
особый интерес к нравственным проблемам |
радикализм |
связь с художественной литературой |
«новый рационализм» |
Основные направления |
Основные черты |
Рисунок 1 - Основные направления и черты русской философии XIX в.
П. Я. Чаадаев (1794–1856) не принадлежал ни к одному из выше обозначенных направлений, он представил своеобразную концепцию исторического развития России. Выходец из старинного аристократического рода, П. Я. Чаадаев получил образование в Московском университете и в Европе. Его основной труд — «Философические письма», первое из которых было напечатано в журнале «Телескоп». Цензор, давший разрешение напечатать письмо, был смещен с должности, журнал запрещен, редактор сослан, а сам Чаадаев объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест.
«Философические письма» были критическим осмыслением истории России и судьбы русского народа. П. Я. Чаадаев писал, что Россия — громадная страна, расположенная между Западом и Востоком, и могла бы синтезировать положительные стороны двух цивилизаций, но она не восприняла ни того, ни другого и оказалась вне прогрессивного развития. «Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его; мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разума, и все, что нам досталось от этого прогресса, мы исказили» [3, с. 100]. По мнению П. Я. Чаадаева, эта ситуация определяется тем, что в России «нет и в помине» здоровых физических и нравственных условий, «просто благоустроенной жизни», «привычек и навыков» сознания, без которых не может быть нормальной человеческой жизни. Если другие народы пережили бурные эпохи, то «мы живем одним настоящим в тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мертвого застоя» [3, c. 97].
Русская история движется по «заколдованному кругу», в ней ничего принципиально не изменяется. «Сначала дикое варварство, потом грубое невежество, затем свирепое и унизительное чужеземное владычество, дух которого позднее унаследовала наша национальная власть» [3, c. 96]. Будущее для России откроется при условии преодоления рабского начала в человеке, которое порождается и насаждается самодержавием и крепостничеством. По мнению мыслителя, историческая миссия России в том, чтобы преподать отрицательный урок другим народам.
П. Я. Чаадаев считал, что история — воплощение божественного замысла. Божественная идея, определяющая мир, наиболее полно выражена в христианстве. Католицизм сохранил истинные заветы Христа, что и способствовало европейскому развитию. Россия, приняв православие от «дряхлой Византии», обрекла себя на «религиозное обособление» и отсталость. Для успешного развития России ей необходима католическая «прививка».
Философия Чаадаева привела к расколу русской философской мысли XIX в. и возникновению в 30–40 гг. двух противоположных направлений — славянофильства и западничества (Таблица 1). Между ними возникла дискуссия по вопросу об исторической судьбе России, выборе направления дальнейшего развития: следовать западной модели или избрать самобытную модель, соответствующую национальным особенностям и традициям.
При всех различиях западников и славянофилов не следует их рассматривать как абсолютные противоположности. Славянофилы были блестящими знатоками западноевропейской философии (особенно Шеллинга), а западники осознавали историческое своеобразие России.
К ранним славянофилам можно отнести А. С. Хомякова, К. С. Аксакова, И. В. Киреевского, Ю. Ф. Самарина, к поздним — Н. Я. Данилевского, И. С. Аксакова, Ф. И. Тютчева и др.
В западничестве выделяются два направления: левое, радикальное (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев) и правое, либеральное (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, В. П. Боткин, П. В. Анненков и др.).
Таблица 1 - Характерные черты западников и славянофилов
Славянофилы | Западники |
1 Критика западной цивилизации как «безбожной», бездушной, в которой господствует дух эгоизма, наживы, прагматизма. Россия призвана оздоровить Западную Европу православными идеалами 2 Разработка христианского миропонимания на основе православия и учения отцов восточной церкви 3 Идеализация политического прошлого России (допетровской Руси) и русского национального характера 4 Критика феодально-крепостнических отношений и поддержка самодержавия как традиционной формы правления 5 «Сила власти — царю, сила мнения — народу». Освобождение крестьян «сверху», осуществление свободы слова, созыв земского собрания и т. д. 6 Социальной ячейкой русского общества должна быть патриархальная семья с ее моралью и традициями 7 Идея соборности. Соборность — множество людей, объединенных в свободное органическое единство силой любви, истинной верой и церковью. Соборность противоположна западному индивидуализму 8 Самобытность исторического развития России, опирающегося на три принципа: самодержавие, православие, народность | 1 Выступление за европеизацию страны и развитие общества по капиталистическому пути. Православие по сути своей консервативно и не может способствовать общественному прогрессу 2 Слабый интерес к религии, отрицание достоинств православия, склонность к секуляризму, рационализму, материализму 3 Критика допетровской Руси за отсталость и невежество, высокая оценка реформ Петра I. Идеализация гуманистических учений эпохи Возрождения и Просвещения на Западе, философии Гегеля и Фейербаха 4 Критика самодержавия и крепостного права вплоть до призывов к их радикальному устранению. Требования политической свободы и веры в творческие возможности разума. Освобождение посредством революции 5 Особое внимание личности, «энергетическому меньшинству», которое, отражая интересы народа, может стать катализатором истории 6 Идея «общинного социализма», который в противовес европейскому индивидуализму создает реальные основы для прогресса, развития и справедливости 7 Выбор европейской модели развития, опирающейся на достижения культуры и науки Западной Европы |
В отличие от Европы, где государство возникло на основе насилия и завоеваний, в России оно есть результат естественного развития национальной жизни. В России нет классовой и партийной борьбы, «волнений духа», единым интегрирующим началом являются общинный мир и православие, на Западе — личностная обособленность, «раздвоение духа», разделение на враждебные классы. Поэтому следует сохранить «высшие начала» самобытной русской жизни, коренящиеся в «святой православной церкви» и допетровской Руси. Будущая роль России в истории - показать другим народам перспективный путь развития.
Возникновение западничества было связанно с деятельностью кружка Н. В. Станкевича, созданного в 1831 г. из студентов Московского университета. В кружок Н. В. Станкевича входили В. Г. Белинский, М. Ю. Лермонтов, В. П. Боткин, К. Д. Кавелин, Т. Н. Грановский и др. Все они занимались философией, поэзией, музыкой. В философии особый интерес проявляли к Ф. Шеллингу и Г. Гегелю.
А. И. Герцен (1812–1870), внебрачный сын московского дворянина, учился в Московском университете. В 1847 г. иммигрировал в Европу, открыл «вольную русскую типографию в Лондоне», положив тем самым начало бесцензурной русской печати. Издавал журналы «Полярная звезда» и «Колокол». Основные философские работы - «Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы». В этих работах А. И. Герцен отстаивал материализм, связь философии с естествознанием, диалектику как «алгебру революции».
В центре анализа А. И. Герцена - диалектическое единство бытия и мышления. Исследуя данную проблему, он выделяет два подхода к ее решению: материализм и идеализм. Идеализм в объяснении природы представляется ему неубедительным, т. к. это сфера чистой мысли, «искажение действительности». «Идеализм — не что иное как схоластика протестантского мира» [3, c. 177]. Односторонним Герцен считает так же метафизический материализм, изучающий развитие только как внешний, но не внутренний процесс. Собственную философскую позицию он называет «реализм».
С точки зрения реализма природа объективна и динамична, «она есть процесс», «взаимодействие, борьба бытия и небытия», вечное становление и развитие. Результатом органического развития природы является человек с его мышлением, сознанием.
В гносеологии А. И. Герцен противопоставляет эмпиризм и рационализм, фактически отождествляя их с материализмом и идеализмом. В рамках реализма он пытается преодолеть односторонность одного и другого. «Опыт и умозрение - две необходимые истинные степени одного и того же знания». «Наращение фактов и углубление в смысл нисколько не противоречат друг другу» (там же). По мнению Герцена, наука исходит из эмпирии (опыта), затем переходит к теоретическому объяснению опытного знания. Что касается философии, то она должна отказаться от претензий на абсолютную истину и стать на позицию науки.
Общественную жизнь А. И. Герцен объясняет в основном идеалистически, связывает прогресс общества и человека с «прогрессом содержания мысли». Специфику человека он видит в его разумности. Рассуждая об историческом развитии, высказывает много интересных мыслей: об общественных противоречиях, о конфликте человека и среды, о тупиках деспотизма и самодержавия, о роли народа и личности в истории и т. д. Особое внимание уделяет «энергетическому меньшинству, личностям, которые, отражая интересы народа, становятся катализатором истории, приближают социалистическое будущее». Герцен был сторонником русского общинного социализма, который в отличие от европейского (индивидуалистического) может создать реальные основы для равенства, справедливости, прогресса.
Н. Г. Чернышевский (1828–1889) не принадлежал ни к славянофилам, ни к западникам. Его философские взгляды основаны на антропологической философии Л. Фейербаха. Образование он получил в Петербургском университете. В двадцатилетнем возрасте стал материалистом, атеистом, социалистом. За свою революционную деятельность был арестован в 1862 г., сослан на каторгу в Сибирь, где провел более 20-ти лет.
В основе философии Н. Г. Чернышевского лежит антропологический принцип, «суть которого состоит в том, что на человека надобно смотреть как на одно существо, имеющее только одну натуру» [3, c. 245]. Это означает, что материальные и духовные процессы, происходящие в человеке, следует рассматривать как единое целое, причем единство человеческой природы в ее материальности. Человек, его единая природа - исходный и конечный пункт философского познания.
Н. Г. Чернышевский исследует реальную сферу существования человека - общества. Как общественное существо человек — трудящийся. «Трудовая деятельность приводит к концентрации богатства, сословной поляризации, а затем и к классовой борьбе». В этом процессе «простолюдин всегда оказывается в проигрыше» [2, c. 611].
В XIX в. в России разворачивается движение разночинной интеллигенции, объективно отражавшее антифеодальные интересы крестьянства, - народничество. «Соединяя радикальную буржуазию — демократическую программу с идеями утопического социализма, народничество выступало одновременно и против крепостничества, и против буржуазного развития страны» [5, c. 149]. Теоретическим основанием народничества были идеи А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и др. В 70–80 гг. развивается «практическое народничество», для которого характерны поиски реальных путей изменения политического строя и практическая деятельность. Теория интересовала народников-практиков лишь в той мере, в какой она обосновывала и санкционировала революционную деятельность.
По способу, каким народники предполагали достичь своих целей, их делят на три направления: народники-пропагандисты во главе с П. Л. Лавровым (1823–1900), народники-анархисты во главе с М. А. Бакуниным (1814–1876) и народники-заговорщики во главе с П. Н. Ткачевым. Первые основным средством подготовки народа к революции признавали пропаганду революционных идей. Вторые считали, что народ уже готов к революции и необходимо поднимать его на бунты и восстания. Третьи возлагали надежды на заговорщическую организацию, чтобы взять власть и провести в стране социальные преобразования [5, c. 150].
Одним из наиболее известных деятелей народничества был М. А. Бакунин, выходец из старинного дворянского рода. Участвовал в революции 1848 г. в Европе и был приговорен в Германии к смертной казни, но выдан русским властям. Отбывал наказание в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях, был сослан в Сибирь, откуда через Японию и Америку бежал в Европу. Был активным участником европейских революционных организаций, в том числе I Интернационала.
М. А. Бакунин во многом разделял взгляды Гегеля и Маркса, хотя вел борьбу с марксизмом. Сам он разработал «философию анархизма».
Будучи вульгарным материалистом, М. А. Бакунин отождествлял мир материальный и мир идеальный (духовный). Материя, по его мнению, динамична, находится в «безграничном движении без начала и конца», пока не достигает в своем развитии уровня человека и общества. Человек имеет единую материальную природу, он одновременно естественное и общественное существо. «Мир человеческий», его активность и общественная жизнь — предмет философского анализа.
«Философия анархизма» (Рисунок 2) — наука об общих законах общественного развития. Подобно К. Марксу, М. А. Бакунин считал, что определяющим в развитии общества является экономический фактор. Все, что происходит в обществе, в том числе моральные, интеллектуальные, религиозные, юридические изменения, в конечном счете, есть «отражение или неизбежное последствие развития экономических явлений».
Господство «рабочих» классов |
Различные экономические интересы |
Классовая борьба |
Деление общества на классы |
Рисунок 2 Философия анархизма
Объективный ход истории включает три принципа:
– «человеческая животность», где слабое развитие не позволяет познать сущность личности;
– «критическое мышление», при помощи которого человек познает законы своего бытия, главный из которых — освобождение;
– «бунт, в котором реализуется абсолютная свобода личности от авторитарности государства и церкви» [5, c. 622]. Именно бунт преодолевает животность и утверждает человечность, он должен уничтожить государство, основанное на насилии.
Наряду с государством, должна быть уничтожена религия, которая представляет собой «коллективное историческое безумие» и санкционирует подавление свободы личности государством. «Идея бога влечет за собой отречение от человеческого разума и справедливости, она есть самое решительное отрицание человеческой свободы и приводит неизбежно к рабству людей в теории и на практике» [3, c. 554].
Итак, суть «философии анархизма» М. А. Бакунина составляет идея уничтожения государства и религии. Вместо государства Бакунин предлагает деление общества на «коммуны», что само по себе привлекательно, но утопично. Исторический опыт человечества не открыл иной формы общественной организации, чем государство.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 191.