Русская философия конца XIX — начала XX вв.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Конец XIX — начало XX вв. часто называют духовным ренессансом в истории русской философии. В этот период действуют различные философские направления (интуитивизм, персонализм, позитивизм, космизм и др.), издаются философские журналы и многообразная философская литература. Среди известных философов можно выделить Л. И. Шестова, Н. Ф. Федорова,  С. Л. Франка, А. Ф. Лосева, П. А. Сорокина и др. Это была преимущественно религиозная философия, она опиралась на теологию и впервые существовала отдельно от литературы и литературной критики, имела гуманистический характер.

Остановимся на характеристике русского космизма, в котором были проанализированы проблемы единства человека и космоса, космической природы человека и его деятельности. В русском космизме были представлены две тенденции: религиозно-мистическая и естественно-научная.

Новизна русского космизма в том, что в нем были осознаны недостатки техногенной цивилизации, основанной на инструментализме. Инструментализм - концепция, согласно которой ценность теории или идеи — в ее полезности, т. е. может ли она служить инструментом действия, «обеспечивать успех в данной ситуации». По мнению русских космистов, надо перейти от технократических ценностей к гуманистическим. Конечная цель деятельности людей не в достижении материальных благ, а в совершенствовании личности и развитии культуры.

Представитель религиозно-мистического космизма Н. Ф. Федоров  (1828–1903) видел ограниченность техногенной цивилизации и подверг критике классическую рациональность. Он считал, что рационализм в понимании Декарта ведет к созданию общества, где производство, вещь является большей ценностью, чем человек. В таком обществе нарушается связь человека с природой. Безудержная эксплуатация природы имеет разрушительные последствия: гибель лесов, наступление пустынь и т. д. Особую опасность представляет милитаризация общества, когда интеллект и практика направлены на создание все более мощных средств истребления разумной жизни.

Всё учение Н. Ф. Федорова пронизывает идея о глубинном тождестве человека и космоса. Человек появился на земле в результате «крайне редкого совпадения определенных природных обстоятельств», и без природы его жизнь невозможна. Существует генетическая, структурная и функциональная связь человека с миром. Человек не должен противопоставлять себя природе, а жить в согласии с ней. В будущем он научится использовать солнечную энергию, электромагнитную энергию земного шара, управлять погодой и др. Для этого необходимо «единство людей без слияния и уникальность каждого без вражды».

Главной целью, достижению которой должно быть подчинено познание природы, является воскрешение всех наших предков. «Нужно жить не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а с каждым и для каждого; это союз живущих (сыновей) для воскрешения мертвых (отцов)»         [4, c. 108]. Разложение тела и полное исчезновение его частиц не является абсолютным, так как частицы тела сами по себе сохраняются и воплощаются в какую-либо иную телесную форму. Н. Ф. Федоров объединил в своей философии религиозные и натуралистические идеи.

Естественнонаучная тенденция в русском космизме была связана с прогрессом естествознания и развивалась естествоиспытателями (В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский).

В. И. Вернадский (1863–1945) - создатель антропокосмизма, учения о единстве природной (космической) и человеческой (социальной) сторон объективной реальности. Использовал понятия «биосфера» и «ноосфера». Биосфера - «живое вещество», совокупность всех живых организмов Земли. Ноосфера - сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная деятельность человека становится определяющим фактором развития. Ноосфера как «мыслящая» оболочка Земли изменяет биосферу, постоянно расширяется и превращается в структурный элемент космоса. Ноосфера - разумная организация взаимодействия общества и природы, противостоящая стихийному, хищническому отношению к ней.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 177.