Эмпирическое и метафизическое измерение правового существа. Как эмпирическое, правовое существо определено совокупностью конкретных обстоятельств, условиями жизни, сложившимися отношениями, отдельными людьми. Человек являет собой существо, действующее в соответствии с практическими соображениями, т. е. целесообразно. Как метафизическое, правовое существо не определено ничем внешним; оно самоценно, самодостаточно. Оно не практично и не целесообразно, а целеустремленно, и цель – оно само. В своем втором значении правовое существо может быть ассоциировано только с некоторой линией жизни.
Эмпирический срез правового существа – в компетенции юриспруденции, метафизический срез правового существа – в компетенции философии права. Правовое существо может быть понято только в единстве этих срезов.
Негативная определенность – одна из важнейших черт правового существа, принципиально выделяющих его из мира природных, обусловленных существ и делающих его человеком в собственном смысле слова. Собственно человеческое в человеке — то, к чему он устремлен, но чем принципиально не может стать и быть. Человек есть усилие быть человеком, проекция того, что составляет его духовную и душевную ткань. Сутью правового существа, в свете сказанного, может быть признана устремленность, интенциональность человеческого. Само право обретает смысл интенциональности правового существа.
Рефлексивность правового существа. Не сливаясь ни с одним из своих воплощений или даже с их совокупностью, правовое существо всегда дистанцировано от реальности, противопоставлено и ей, и своей собственной истории. Право в какой-то степени оказывается рефлексией правового существа, общим для всех людей контекстом жизненных проектов. Говоря о правовом существе, мы, тем самым, утверждаем о необходимости и возможности перемещения в специфическую реальность, которая существует наряду с множеством других реальностей и осознается как мир в целом: в правовую реальность. Правовое существо мыслимо только в связи с правовой реальностью, и наоборот – правовая реальность не может быть осмыслена вне правового существа.
Обращение к человеку как к правовому существу кардинально меняет познавательную и в целом духовную ситуацию. Мы переключаемся с поисков первоначал, первопричин, исходных оснований права на содержание правового бытия человека. Правовое бытие человека должно быть рассмотрено не только как эмпирически данная реальность, но и как условие и стратегия права.
Подлинность права и правовое существо. Рано или поздно мы должны задаться вопросом о способности правового существа творить право в его подлинности. Природа права в ее связи с правовым существом может быть адекватно раскрыта и истолкована, только если правовое существо реализует себя беспрепятственно, не искаженно, а по сущности.
Эмпирический человек не существует и не проявляет себя в стерильных, идеальных условиях. Присущие ему черты и заданные ему цели он реализует неполноценно, частично. Реальное правовое существо зажато условиями жизни, обстоятельствами, системой ограничений и связываний; оно конфликтно и потому осознает себя как неподлинное. Реальное правовое существо предстает как фрагментарное, функциональное, односторонне-ролевое. Но как право в социальной регуляции должно представать в целом, дабы не опроститься до соображений разовой, временной пользы, простой целесообразности и до средства ради иных целей, так и правовое существо должно представать и реализовывать себя в своей полноте, а не только фрагментарно.
Подлинность связывается правовым существом с цельностью своего проявления в жизни с полнотой выступания в жизни, перед духовным взором других людей. Подлинность – личность, достоинство и право человека. Раскрыть природу правового существа – значит, рассмотреть его в подлинности, в полноте, а не в односторонности.
Конечно, проявление правовым существом себя в полноте и цельности может быть признано лишь как предельный опыт человека. В таком качестве правовое существо выступает лишь в экстремальных, пограничных ситуациях, связанных со смысложизненным выбором. Именно такие ситуации, очищенные от случайного, неважного, дают наиболее правильное представление о сути правового существа. Разумеется, подобные ситуации, за редкими исключениями, могут быть только смоделированы. Поэтому выяснение подлинности, а значит – и природы правового существа, неизбежно является сугубо интеллектуальной операцией, философствованием, которые невозможно подменить наблюдениями, обобщениями, эмпирическими выводами.
Цельность правового существа как его предельный опыт . Конечно, проявление правовым существом себя в полноте и цельности может быть признано лишь как предельный опыт человека. В таком качестве правовое существо выступает лишь в экстремальных, пограничных ситуациях, связанных со смысложизненным выбором и решением, осознаваемых, может быть, как переломный момент в жизни. Такая полнота имплицирует цели поистине смысложизненного масштаба и религиозного характера. И именно такие ситуации, очищенные от случайного, неважного, дают наиболее правильное представление о сути правового существа. Разумеется, подобные ситуации, за редкими исключениями, могут быть только смоделированы. Поэтому выяснение подлинности, а значит – и природы правового существа, неизбежно является сугубо интеллектуальной операцией, теоретизированием, философствованием. Эту деятельность невозможно подменить наблюдениями, обобщениями, эмпирическими выводами.
Проявленность правового существа. Всякое конкретное правовое существо одновременно предстает обобщенно, фрагментарно и индивидуально. Во-первых, оно предстает как правовое существо вообще, как носитель тех свойств, которые присущи и каждому другому правовому существу. Во-вторых, оно предстает лишь в связи с конкретной ситуацией, целью, функцией, односторонне, ограниченно, так, что всегда за его реальностью чувствуется что-то не сводимое к проявленному. Правовое существо всегда есть нечто большее, чем видимое, проявленное, действующее. Значит, оно рассчитано на большее, поэтому по отношению к нему уместны требования и идеалы. В-третьих, правовое существо предстает и проявляется только как индивидуальное, что в полной мере в состоянии учитывать лишь мораль. Только при таком условии по отношению к правовому существу уместны и возможны оценки и соображения достоинства, ценности, ответственности.
Правовое существо идентично . Возникая из взаимосвязи общества и индивида, сама идентичность, во-первых, выступает формой обособления индивидуального правового существа из общества, среды, обстоятельств. Во-вторых, она выступает формой самоутверждения, достоинства, настояния на себе, на своих желаниях, запросах, целях. В-третьих, она выступает способом противопоставления правового существа, с одной стороны, текучести, индивидуальности, случайности обстоятельств и актов жизни, а с другой стороны — способом противопоставления правового существа тому, чем он оказывается в своих проявлениях, и отстранения от них. Идентификация есть способ осознания человеком себя в качестве правового существа, осознания того, что предзадано реальности, предшествует всему конкретному, отдельному и противопоставлено, отличено от всего свершающегося правовым существом.
Важнейшая форма идентичности правового существа – его незаменимость, самостоятельность. Право в этом контексте – не дар и не добыча, а то, что присуще человеку как его естественное состояние и потому не может быть не признано. Но такая идентичность возможна лишь в том случае, когда человек оказывается способным осмыслить себя в системе жизненно важных ценностных решений и стремится к тому, чтобы обрести возможность и смелость предстать как лицо перед любой инстанцией.
Предзаданность правового существа. В методологическом смысле в каждый конкретный момент теоретического анализа правовое существо должно быть воспринято как заданность любой конкретной ситуации, не творимое ею, а творящее ее. Всякое действительное право есть то, что узнается правовым существом в реальности, ибо это право уже предзадано ему. Правовые вопросы возникают в человеке сами собой, проистекая не от реальности, а из глубочайших основ человеческого духа. Реальность дает лишь толчок этим вопросам.
Правовому существу предзадана, конечно, не чистая идея, а то, что пропущено через «фильтр» конкретной культуры, эпохи, социальной истории. Предзадано не право вообще, а реальное право. Эта предзаданность — и есть сущность правового существа.
Эмоциональность правового существа . Наконец, за правовым существом следует признать и более утонченные движители к жизни в социальном пространстве. Например, таковым следует признать правовое вдохновение, воодушевление. Вне этого эмоционально-духовного механизма трудно себе представить, за счет чего преодолеваются препятствия, реализуется достоинство, отстаивается честь, вообще крепится вера в справедливость, в неотъемлемость прав и т. п.
Таким образом, без обращения к природе правового существа вопрос о природе права не решить. Природа правового существа не является самостоятельным предметом нашего исследования. Мы выявили ее лишь в основе, изложили наиболее убедительные решения эскизно и только с одной целью: настоять на мысли, что постижение природы права, возможно, только как бы «изнутри», чувствами, мыслью, духовным настроем самого правового существа.
Источник активности правового существа. Обретая, осознавая свою цельность, правовое существо оказывается в реальном праве. В противном случае, человек, находясь в правовой действительности, субъективно оказывается как бы вне ее, отличенным от нее принципиально. Непосредственность проявления своего правового существа позволяет человеку оказаться в правовом измерении социально-духовного бытия. Существенная активность правового существа имеет не реактивную природу. Источник активности находится внутри человека. Конкретные индивиды всегда, в конечном счете, оказываются теми, кто определяет своими устремлениями и действиями правовую реальность.
Значимость утонченных форм взаимодействий людей. Реальность права нельзя понять, различая только практически целесообразную, принимающую простые, шаблонные формы деятельность людей. Поскольку природа права (и сущность конкретного права) может быть понята только при условии, что право действительно лишь в своей полноте, цельности, постольку мы должны пристально вглядеться именно в утонченные формы взаимодействия людей не как носителей потребностей и интересов, но как носителей неких возвышающих, собственно человеческих идей, целей, ценностей.
Простые, ситуативные взаимодействия конкретных правовых субъектов легко наблюдаемы, их практичность лежит на поверхности. Но сложные, утонченные взаимодействия правовых существ как носителей духовного начала трудно различимы. Они невидимы, но предположимы, предвосхитимы потому, что мы вступаем в эти взаимодействия как правовые существа. Без этих взаимодействий не может быть полноты, а значит, и действительности права.
Природа правопослушания. Необходимо находить источник права в самом правовом существе. Если этого нет, то мы, в частности, никогда не поймем, почему человек подчиняется закону. Конечно, мы в состоянии каждый раз указать на то, что принуждает его следовать общественным требованиям. Это могут быть наличие санкции, угроза наказания, лишения, ущерба, страдания и т. п., а также соображения целесообразности и практической пользы или еще что-нибудь. Но убедительно объяснить, не упрощая и не огрубляя, феномен правопослушания, способность подчинения закону невозможно, если не признать присущую правовому существу способность уважать закон как таковой. Это – в природе правового существа. И если правовая свобода возможна только при условии способности и склонности человека к самоограничению, то свобода оказывается и следствием послушания. В основе права лежит не способность к самоограничению, а зависимость от общества, от других людей, от внутреннего импульса. Отношение зависимости — по природе своей правовое отношение. Если мы рассматриваем все другие формы социальной жизни в контексте зависимости, то рассматриваем их как формы права. А независимость – скорее политический феномен.
Способность к самоограничению. Материальная основа самоограничения — соображения целесообразности, возможность реализовать свой интерес, удовлетворять свои потребности с расчетом на других людей. Духовная основа самоограничения проистекает из любви к праву. Право живет не только вследствие возникающих потребностей, но и потому, что является неустранимым импульсом жизни правового существа.
Самоограничение – это идеализированное выражение фактической ограниченности возможностей человека. Ограниченность выявляется тогда, когда интересы и потребности человека превышают его возможности. Она оседает в правовой мере и подпитывает право. Ограниченность является основой послушания; послушание – основа самоограничения; самоограничение – основа правовой свободы; свобода – условие действительного права.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 286.