Вопрос 1. философия права КАК УЧЕНИЕ, ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ И ТЕОРИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Контексты понятия философии права. Понятие «философия права» имеет несколько относительно са­мостоятельных значений. Прежде всего, философия права трактуется как раздел социальной философии, предметом которого выступает феномен права. Данный подход требует, чтобы право рассматривалось только в контексте отличения от морали, политики, религии и т. д., тогда право может быть проявлено и понято. Сущнос­тью оказывается особенность права, и эта особенность вторична по отношению к тому, что свойственно не только праву. Подход к праву как к фрагменту соци­альной реальности, однако, не позволяет всесторонне и достаточно полно выявить и выразить его природу.

Согласно другому пониманию, философия права является частью общей теории права и сконцентри­рована исключительно на решении проблем методологии. Такой подход в целом нами разделяется. Однако данное толкование философии права имеет определен­ные недостатки: во-первых, оно предполагает только количественное различие между философией права и любой другой юридической наукой, а во-вторых, оно оставляет вне поля зрения ту часть философской мето­дологии, которая не имеет научного характера.

Необходимо выделить и еще одно значение поня­тия философии права: оно предстает как мировоззрен­ческое основание права, как совокупность программ­ных установок конкретной правовой системы, ее credo . В этом значении философия права становится централь­ным элементом правовой идеологии и, тем самым – составной частью всякого правового учения. Но данное значение понятия философии права также не может быть для нас основным.

Наконец, философия права должна быть рассмот­рена как философствование правового субъекта, а точ­нее — отражение феномена права средствами самого же правосознания. Это последнее значение является самым важным; именно оно способно реализовать наш познавательный интерес в полном объеме.

Философия права и юриспруденция. Поскольку философия права имеет своим предметом то же, что и все остальные юридические науки а этим предметом – является право во всем многообразии его аспектов, — постольку философия права также в полной мере дол­жна быть отнесена к юриспруденции, как особая юри­дическая теория. При этом нельзя понимать филосо­фию права только как предельно общий взгляд на право, т. е. отличать ее от теоретико-правового взгляда лишь в количественном аспекте. Согласно нашей по­зиции, во-первых, в рамках юриспруденции филосо­фия права противопоставляется юридической науке, а конкретнее — общей теории права и государства, ко­торая является единственно соразмерной с философи­ей права по масштабности взгляда на предмет. Во-вто­рых, внутренняя связанность философии права и общей теории права полагается совершенно очевид­ной, неустранимой и необходимой. И эта связь реализуется по принципу дополнительности. Вне данной связи общая теория права и государства не в состоя­нии выполнить своей методологической роли по отно­шению к юриспруденции в целом.

Кроме того, каждая из них является особенным ти­пом учения о праве: будучи учением, общая теория права может быть представлена как идейная, мировоз­зренческая программа действительного права; будучи учением, философия права дает предельно широкое понимание природы и сущности права как феномена человеческой жизни.

Подходы к определению предмета философии права. Самым естественным шагом будет признать в качестве предмета философии права само право. Но такое определение не дает никакого представления о специфичности предмета философии права.

С.С. Алексеев полагает, что «философия права предстает как научная дисциплина, которая призвана дать мировоззренческое объяснение права, его смыс­ла и предназначения, обосновать его под углом зре­ния сути человеческого бытия, существующей в нем системы ценностей»4. Очевидно, что автор относит философию права к научным дисциплинам. Кроме того, в сферу философии права попадают наиболее общие, мировоззренческие основы права, т.е. то, что определяет смысл и назначение права, не являясь при этом правом. Такой подход характерен именно для науки, и, как мы выясним позже, не в состоянии ска­зать что-либо о специфичности природы и сущности права, отличное от того, что может сказать и общая теория права. Таким образом, выделенный тип опре­делений предмета философии права страдает недо­статками.

Суть другого подхода состоит в следующем: «В еди­ном объекте (в правовой реальности) заключен и предмет философии права как философской дисцип­лины, исследующей наиболее общие принципы жизнен­ного мира человека и его познания, принципы взаи­модействия повседневной реальности человека с системным миром, всеобщие принципы существования, познания и преобразования правовой реальности». Это толкование предмета философии права также неудачно по той причине, что действительным предметом здесь оказывается не правовая реальность, а принципы со­циальной реальности в целом, и опять право не стано­вится непосредственным предметом философии права.

Более плодотворное определение предмета фило­софии права выработано Ю.В. Тихонравовым: «Фило­софия права есть учение о смысле права, т. е. о том, в результате каких универсальных причин и ради каких универсальных целей человек устанавливает право». Здесь предметом становится учение. Такая трактовка имеет принципиальное значение. Быть учением — зна­чит обладать свойством активно влиять не только «на познавание политической и правовой жизни, но и формировать общественное сознание, нацеливать на социальные преобразования, общественные переуст­ройства, на духовное подвижничество. Кроме того, в качестве предмета принимаются универсальные при­чины и основания права. Такой подход свидетельству­ет о собственно философском понимании предмета изучения. Указание же на то, что человек «устанавли­вает право», — это не философско-правовая, а типич­но юридическая постановка вопроса.

Понимание предмета, в целом вписывающееся в естественно-правовую постановку вопроса, дает В.С. Нерсесянц: «Предметом философии права явля­ется право в его различении и соотношении с зако­ном». Это и подобные ему определения представля­ются излишне узкими. Позитивным же является то, что автор определения указал на качественную отличность философии права от иных подходов к праву.

Небезынтересно, как решается проблема предме­та философии права в западной теории. Французский правовед Ж.-Л. Бержель понимает философию права как юридическую метафизику, которая «стремится освободить право от его технического аппарата под тем предлогом, что за счет этого ей удастся добраться до сущности права и увидеть метаюридическое значение права и ценности, которые это право должно отстаи­вать, а также смысл права относительно полного виде­ния человека и мира». Сходной позиции придержива­ется С.П. Синха, указывая, что философия права рассматривает такие вопросы, как «что такое природа права, сущность справедливости, правонарушение и наказание, права личности и т. д.». Такое понимание предмета философии права очень похоже на простое признание, что юрист-теоретик порой философствует по поводу отдельных вопросов своей теории.

Таким образом, ни один из подходов к определе­нию предмета философии права нас в полной мере не удовлетворил. Каков же выход из сложившегося поло­жения? Чтобы определиться с искомым предметом, необходимо вновь обратиться к выделенным ранее контекстам в понимании философии права.

Бытие права как предмет философии права. Категория бытия, с одной стороны, позволяет сформи­ровать понимание права в предельной глубине, а с другой стороны, предоставляет возможность принци­пиально различить философское и нефилософское (в том числе, и научное) видение права. Чтобы понять это, надо различить категории бытия и существования.

Существование можно представить как имение ве­щью места, как явленность вещи и как ее наличность. Это значит, во-первых, что существование вещи есть конкретность не только ее содержания — оно всегда кон­кретно, — но и формы; во-вторых, в своем существова­нии вещь не просто явление, ибо за явлением всегда кроется сущность (явление существенно), а видимость, т. е. то, в чем существенное и несущественное «спаяны» не необходимым образом; в-третьих, существование вещи определенно, т. е. ограниченно и конечно. Исходя из общей идеи противопоставленности бытия и существо­вания, мы должны утверждать, во-первых, что бытие есть неконкретность формы, т. е. ее всеобщность и всеобъемлемость, а значит — единственность; во-вторых, что бытие вещи есть ее сущность; в-третьих, что бытие есть нео­пределенность, неограниченность и бесконечность.

Категория бытия в философии исследуется в диа­лектической связи с категорией «ничто», т. е. с тем, что снимается существованием. Тогда бытие — лишь по­зитивность вообще, безотносительно к чему-либо кон­кретному, и значит, оно — всеобщее условие существо­вания вещей, горизонт существования всего, о чем мы только в состоянии мыслить.

Что же мы можем знать о бытии и как можем его понимать? «Сама задача исследования мира как непо­нятного впервые появляется с философией». Таким образом, проблема бытия права как предмета филосо­фии права с необходимостью предстает как проблема понимания. Таким образом, поставив задачу выявления философско-правового взгляда на предмет, мы долж­ны кардинально поменять и саму постановку вопроса о природе и сущности права, и их понимание.

Обращение к столь высокому уровню философ­ствования принципиально важно потому, что мы дол­жны все-таки выйти на уровень философии как спе­цифической формы духовного бытия человека, а не считать, что философия права — это лишь другой уро­вень обобщений в сравнении с теорией права.

Методология как предмет философии права. Если понимать философию права как методологичес­кую основу юридической теории, в таком случае ее действительным предметом оказывается методология постижения права как в его бытии, так и в его суще­ствовании. При таком условии перед философией пра­ва возникают две узловые задачи. Первая из них — по­иск, описание и приведение в действие методологии, позволяющей дать адекватный взгляд на предмет. Вто­рая из них — поиск, описание и приведение в действие методологии, способной обеспечить связь философс­кой методологии с общенаучной методологией, лежа­щей в основе правовой теории.

Социальная реальность как предмет философии права. Приняв философию права в качестве системы программных установок действительного права, мы с необходимостью должны признать ее предметом соци­альную реальность, взятую в трех ее аспектах: аксиологическом (посредством выявления, описания и иде­ологического кодирования общезначимых ценностей), телеологическом (посредством выявления, описания и идейного обоснования связанности социальных целей) и праксеологическом (посредством выявления, описа­ния и предписания оптимального инструментария дей-ствования в социальной реальности). При этом цент­ральным моментом оказываются принципы, характер и формы связи права с другими формами обществен­ной жизни людей.

В свете сказанного ранее о бытии как о предмете философии права, мы должны признать, что социальная реальность в нашем случае выступает иначе, чем она представлена научному взгляду или юридическому мыш­лению. Философия права предстает в качестве учения.

Правосознание как предмет философии права. Делая акцент на понимании философии права как философской рефлексии правосознания, мы должны принять в качестве единственного предмета само пра­восознание. Правосознание интересует философию права не в его отражательной способности, более или менее подробно раскрытой в отечественной социаль­но-философской и правовой теории, а в качестве ду­ховного бытия права.

Успешно решить современную задачу преодоления ограниченностей юридико-позитивистского понимания природы и сущности права можно только в том случае, если органично соединить изучение и описание пра­вовой реальности с постижением внутреннего строе­ния и узловых механизмов бытия права в его духовной ипостаси, т. е. в правосознании.

Философствование как предмет философии пра­ва. Таким образом, предмет философии права имеет сложное строение, та или иная сторона которого выс­тупает на первый план в зависимости от избираемого контекста понимания самой философии права. Разу­меется, все эти контексты взаимно совместимы. Пред­ставляется очевидным, что определяющую роль в структуре предмета играет связанность бытия права с пониманием и выражением его в смысловом каркасе правосознания. Тем самым, синтезирующим все выде­ляемые аспекты предметом философии права должен стать сам акт философствования о праве, а именно, с одной стороны, его природа, а с другой стороны, усло­вия его актуализации. Иными словами, предметом философии права должно стать духовное бытие право­вого существа. Раскрытию смысла данного утвержде­ния будет посвящена основная часть лекций.

Итак, мы определили предмет философии права в позитивном ключе. Но существует и другая сторона вопроса о предмете философии права, высвечиваемая уже в негативном ключе. Перейдем к ее рассмотрению.

 



Дата: 2019-11-01, просмотров: 583.