Контексты понятия философии права. Понятие «философия права» имеет несколько относительно самостоятельных значений. Прежде всего, философия права трактуется как раздел социальной философии, предметом которого выступает феномен права. Данный подход требует, чтобы право рассматривалось только в контексте отличения от морали, политики, религии и т. д., тогда право может быть проявлено и понято. Сущностью оказывается особенность права, и эта особенность вторична по отношению к тому, что свойственно не только праву. Подход к праву как к фрагменту социальной реальности, однако, не позволяет всесторонне и достаточно полно выявить и выразить его природу.
Согласно другому пониманию, философия права является частью общей теории права и сконцентрирована исключительно на решении проблем методологии. Такой подход в целом нами разделяется. Однако данное толкование философии права имеет определенные недостатки: во-первых, оно предполагает только количественное различие между философией права и любой другой юридической наукой, а во-вторых, оно оставляет вне поля зрения ту часть философской методологии, которая не имеет научного характера.
Необходимо выделить и еще одно значение понятия философии права: оно предстает как мировоззренческое основание права, как совокупность программных установок конкретной правовой системы, ее credo . В этом значении философия права становится центральным элементом правовой идеологии и, тем самым – составной частью всякого правового учения. Но данное значение понятия философии права также не может быть для нас основным.
Наконец, философия права должна быть рассмотрена как философствование правового субъекта, а точнее — отражение феномена права средствами самого же правосознания. Это последнее значение является самым важным; именно оно способно реализовать наш познавательный интерес в полном объеме.
Философия права и юриспруденция. Поскольку философия права имеет своим предметом то же, что и все остальные юридические науки а этим предметом – является право во всем многообразии его аспектов, — постольку философия права также в полной мере должна быть отнесена к юриспруденции, как особая юридическая теория. При этом нельзя понимать философию права только как предельно общий взгляд на право, т. е. отличать ее от теоретико-правового взгляда лишь в количественном аспекте. Согласно нашей позиции, во-первых, в рамках юриспруденции философия права противопоставляется юридической науке, а конкретнее — общей теории права и государства, которая является единственно соразмерной с философией права по масштабности взгляда на предмет. Во-вторых, внутренняя связанность философии права и общей теории права полагается совершенно очевидной, неустранимой и необходимой. И эта связь реализуется по принципу дополнительности. Вне данной связи общая теория права и государства не в состоянии выполнить своей методологической роли по отношению к юриспруденции в целом.
Кроме того, каждая из них является особенным типом учения о праве: будучи учением, общая теория права может быть представлена как идейная, мировоззренческая программа действительного права; будучи учением, философия права дает предельно широкое понимание природы и сущности права как феномена человеческой жизни.
Подходы к определению предмета философии права. Самым естественным шагом будет признать в качестве предмета философии права само право. Но такое определение не дает никакого представления о специфичности предмета философии права.
С.С. Алексеев полагает, что «философия права предстает как научная дисциплина, которая призвана дать мировоззренческое объяснение права, его смысла и предназначения, обосновать его под углом зрения сути человеческого бытия, существующей в нем системы ценностей»4. Очевидно, что автор относит философию права к научным дисциплинам. Кроме того, в сферу философии права попадают наиболее общие, мировоззренческие основы права, т.е. то, что определяет смысл и назначение права, не являясь при этом правом. Такой подход характерен именно для науки, и, как мы выясним позже, не в состоянии сказать что-либо о специфичности природы и сущности права, отличное от того, что может сказать и общая теория права. Таким образом, выделенный тип определений предмета философии права страдает недостатками.
Суть другого подхода состоит в следующем: «В едином объекте (в правовой реальности) заключен и предмет философии права как философской дисциплины, исследующей наиболее общие принципы жизненного мира человека и его познания, принципы взаимодействия повседневной реальности человека с системным миром, всеобщие принципы существования, познания и преобразования правовой реальности». Это толкование предмета философии права также неудачно по той причине, что действительным предметом здесь оказывается не правовая реальность, а принципы социальной реальности в целом, и опять право не становится непосредственным предметом философии права.
Более плодотворное определение предмета философии права выработано Ю.В. Тихонравовым: «Философия права есть учение о смысле права, т. е. о том, в результате каких универсальных причин и ради каких универсальных целей человек устанавливает право». Здесь предметом становится учение. Такая трактовка имеет принципиальное значение. Быть учением — значит обладать свойством активно влиять не только «на познавание политической и правовой жизни, но и формировать общественное сознание, нацеливать на социальные преобразования, общественные переустройства, на духовное подвижничество. Кроме того, в качестве предмета принимаются универсальные причины и основания права. Такой подход свидетельствует о собственно философском понимании предмета изучения. Указание же на то, что человек «устанавливает право», — это не философско-правовая, а типично юридическая постановка вопроса.
Понимание предмета, в целом вписывающееся в естественно-правовую постановку вопроса, дает В.С. Нерсесянц: «Предметом философии права является право в его различении и соотношении с законом». Это и подобные ему определения представляются излишне узкими. Позитивным же является то, что автор определения указал на качественную отличность философии права от иных подходов к праву.
Небезынтересно, как решается проблема предмета философии права в западной теории. Французский правовед Ж.-Л. Бержель понимает философию права как юридическую метафизику, которая «стремится освободить право от его технического аппарата под тем предлогом, что за счет этого ей удастся добраться до сущности права и увидеть метаюридическое значение права и ценности, которые это право должно отстаивать, а также смысл права относительно полного видения человека и мира». Сходной позиции придерживается С.П. Синха, указывая, что философия права рассматривает такие вопросы, как «что такое природа права, сущность справедливости, правонарушение и наказание, права личности и т. д.». Такое понимание предмета философии права очень похоже на простое признание, что юрист-теоретик порой философствует по поводу отдельных вопросов своей теории.
Таким образом, ни один из подходов к определению предмета философии права нас в полной мере не удовлетворил. Каков же выход из сложившегося положения? Чтобы определиться с искомым предметом, необходимо вновь обратиться к выделенным ранее контекстам в понимании философии права.
Бытие права как предмет философии права. Категория бытия, с одной стороны, позволяет сформировать понимание права в предельной глубине, а с другой стороны, предоставляет возможность принципиально различить философское и нефилософское (в том числе, и научное) видение права. Чтобы понять это, надо различить категории бытия и существования.
Существование можно представить как имение вещью места, как явленность вещи и как ее наличность. Это значит, во-первых, что существование вещи есть конкретность не только ее содержания — оно всегда конкретно, — но и формы; во-вторых, в своем существовании вещь не просто явление, ибо за явлением всегда кроется сущность (явление существенно), а видимость, т. е. то, в чем существенное и несущественное «спаяны» не необходимым образом; в-третьих, существование вещи определенно, т. е. ограниченно и конечно. Исходя из общей идеи противопоставленности бытия и существования, мы должны утверждать, во-первых, что бытие есть неконкретность формы, т. е. ее всеобщность и всеобъемлемость, а значит — единственность; во-вторых, что бытие вещи есть ее сущность; в-третьих, что бытие есть неопределенность, неограниченность и бесконечность.
Категория бытия в философии исследуется в диалектической связи с категорией «ничто», т. е. с тем, что снимается существованием. Тогда бытие — лишь позитивность вообще, безотносительно к чему-либо конкретному, и значит, оно — всеобщее условие существования вещей, горизонт существования всего, о чем мы только в состоянии мыслить.
Что же мы можем знать о бытии и как можем его понимать? «Сама задача исследования мира как непонятного впервые появляется с философией». Таким образом, проблема бытия права как предмета философии права с необходимостью предстает как проблема понимания. Таким образом, поставив задачу выявления философско-правового взгляда на предмет, мы должны кардинально поменять и саму постановку вопроса о природе и сущности права, и их понимание.
Обращение к столь высокому уровню философствования принципиально важно потому, что мы должны все-таки выйти на уровень философии как специфической формы духовного бытия человека, а не считать, что философия права — это лишь другой уровень обобщений в сравнении с теорией права.
Методология как предмет философии права. Если понимать философию права как методологическую основу юридической теории, в таком случае ее действительным предметом оказывается методология постижения права как в его бытии, так и в его существовании. При таком условии перед философией права возникают две узловые задачи. Первая из них — поиск, описание и приведение в действие методологии, позволяющей дать адекватный взгляд на предмет. Вторая из них — поиск, описание и приведение в действие методологии, способной обеспечить связь философской методологии с общенаучной методологией, лежащей в основе правовой теории.
Социальная реальность как предмет философии права. Приняв философию права в качестве системы программных установок действительного права, мы с необходимостью должны признать ее предметом социальную реальность, взятую в трех ее аспектах: аксиологическом (посредством выявления, описания и идеологического кодирования общезначимых ценностей), телеологическом (посредством выявления, описания и идейного обоснования связанности социальных целей) и праксеологическом (посредством выявления, описания и предписания оптимального инструментария дей-ствования в социальной реальности). При этом центральным моментом оказываются принципы, характер и формы связи права с другими формами общественной жизни людей.
В свете сказанного ранее о бытии как о предмете философии права, мы должны признать, что социальная реальность в нашем случае выступает иначе, чем она представлена научному взгляду или юридическому мышлению. Философия права предстает в качестве учения.
Правосознание как предмет философии права. Делая акцент на понимании философии права как философской рефлексии правосознания, мы должны принять в качестве единственного предмета само правосознание. Правосознание интересует философию права не в его отражательной способности, более или менее подробно раскрытой в отечественной социально-философской и правовой теории, а в качестве духовного бытия права.
Успешно решить современную задачу преодоления ограниченностей юридико-позитивистского понимания природы и сущности права можно только в том случае, если органично соединить изучение и описание правовой реальности с постижением внутреннего строения и узловых механизмов бытия права в его духовной ипостаси, т. е. в правосознании.
Философствование как предмет философии права. Таким образом, предмет философии права имеет сложное строение, та или иная сторона которого выступает на первый план в зависимости от избираемого контекста понимания самой философии права. Разумеется, все эти контексты взаимно совместимы. Представляется очевидным, что определяющую роль в структуре предмета играет связанность бытия права с пониманием и выражением его в смысловом каркасе правосознания. Тем самым, синтезирующим все выделяемые аспекты предметом философии права должен стать сам акт философствования о праве, а именно, с одной стороны, его природа, а с другой стороны, условия его актуализации. Иными словами, предметом философии права должно стать духовное бытие правового существа. Раскрытию смысла данного утверждения будет посвящена основная часть лекций.
Итак, мы определили предмет философии права в позитивном ключе. Но существует и другая сторона вопроса о предмете философии права, высвечиваемая уже в негативном ключе. Перейдем к ее рассмотрению.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 579.