То обстоятельство, что философия права обладает весьма существенной спецификой в системе философского знания, дает повод некоторым исследователям считать эту дисциплину не чем иным, как методологической частью теории права. Можно сказать, что эта позиция разделяется большинством современных отечественных правоведов; формулируется следующим образом: «философия служит теоретическим и методологическим ориентиром для всех юридических и в целом общественных наук. Вот почему осмысление правовой жизни с философской точки зрения необходимой предпосылкой творческого развития юридической науки, дальнейшего совершенствования действующего законодательства, укрепления законности. На основе достижений философской (мировоззренческой) науки могут быть вскрыты сущность права и государства, определенные закономерности их трансформации, механизма функционирования, форма их регулирующего воздействия на общественные отношения. На базе философии разрабатываются основные категории юридических наук». Эта, так сказать, общая формулировка, служит основанием для двух версий. Согласно, первой, ведущим представителем которой является «главный философ права» нашей страны А.Д.Керимов, теория права состоит из двух частей - философии и социологии права; согласно второй, ведущим представителем которой является «главный теоретик права» нашей страны С.С.Алексеев, теория права состоит из трех частей - философии и социологии права, а также специально-юридической теории.
По мнению А.Д.Керимова, «общая теория права включает в себя две основные части: социологию права и философию права, водораздел между которыми проходит, условно говоря, по линии онтологического и гносеологического познания правовых явлений». Эта линия, действительно, носит условный характер, прежде всего потому, что не может быть онтологии вне гносеологии, равно как и наоборот. И именно поэтому и социология, и философия права являются составными частями одной науки - общей теории права...философия права является по отношению к общей философии специальной наукой, но вместе с тем она выступает в качестве общей науки, выполняющей методологическую роль по отношению к более узким разделам правоведения, то есть к отраслевым юридическим наукам. Подобно тому как, например, общая биология, опираясь на философию, вооружает общими подходами и методами исследования все разделы биологической науки (ботанику, зоологию и т.д.), так и философия права разрабатывает методологические проблемы правоведения, вооружает общими методами исследования все отраслевые юридические науки.
Итак, философия права выступает в качества фундаментального основания любого правового исследования
– выдвигает общую философию как теоретический плацдарм и отправную систему методов в правовых исследованиях
– позволяет применять общенаучные положения и выводы, образованные междисциплинарными исследованиями и используемые в познании правовой реальности;
– ориентирует на широкое использование в ходе правового исследования частнонаучных методов как самостоятельно выработанных, так и тех, которые разработаны другими специальными науками (в случае необходимости и возможности).
– акцентирует внимание на том важном моменте, который обычно игнорируется в литературе, а именно: на переходе от научно-познавательной к непосредственно практической деятельности, тем самым доводя методологическую проблематику до ее логической завершенности - превращения субъективного в объективное, абстрактного – в конкретное, правовой теории в юридическую практику.
Без этого важного момента философия права оказывается замкнутой в самой себе. Между тем ее смысл и назначение в обслуживании познавательной деятельности всех и юридической науки, их «выхода» на совершенствование юридической практики.
Главное отличие версии Керимова от версии Алексеева в том, что А.Д.Керимов и его последователи отождествляют теорию права с социологией.
Современное состояние общей теорий права предстает перед нами в виде социологического истолкования правовых явлений, поскольку в основном онтологически изображает объективную диалектику их реального развития, изменения образования. Но со временем общая теория права все в большей мере стала интересоваться тем, какими путями, методами и способами происходит самопознание правовых явлений, какова их гносеологическая природа. Это вполне естественный процесс в историческом развитии любой науки, когда периоды, характеризующиеся преимущественно накоплением онтологического материала, неизбежно дополняются периодами гносеологического его осмысления и обобщения. Именно благодаря этим периодам наука приобретает способность «взглянуть на себя со стороны», проверить, отточить и обогатить ее познавательный арсенал и тем самым создавать предпосылки для перехода на качественно новую ступень освоения изучаемой действительности. То же самое происходит и с общей теорией права: постепенно, шаг за шагом -происходит зарождение и становление нового направления в лоне самой общей теории права - философии права, которую можно охарактеризовать как разработку логики, диалектики и теории познания правового бытия. Это направление имеет не только тот важный смысл, что раскрывает механизм регуляции познавательной деятельности ученого, направляет по правильному пути исследовательский процесс, оптимизирует и рационализирует его, но и в контексте исторически развивающейся культуры является показателем достигнутого уровня самосознания общей теории права и ее познавательный потенций. Философия права, таким образом, выступает, с одной стороны, предпосылкой исследования, определяющей движение мысли к истине правового бытия, а с другой - сама является итогом работы познавательной мысли, результатом исследований этого бытия. При этом оказывается, что гносеологическое содержание философии права отнюдь не менее ценно, чем добытые социологией права конкретные онтологические знания реального бытия права
Вторая версия получила более широкую поддержку в литературе по общей теории права. Согласно этой точке зрения, «в рамках этой единой теории есть относительно обособившиеся группы проблем, которые могут быть обозначены как вопросы «философии права», «социологии права», «специально-юридической теории (общей позитивной теории)». Философию права составляют методологические проблемы правоведения, в социологию права входят вопросы эффективного действия законодательства, условий и ни правонарушений, социальной структуры и уровня правового сознания населения. Специально-юридическая теория включает в себя проблемы источников права, классификацию юридических норм, юридических факиров, коллизии норм, приемов толкования и применение юридических норм.
Необходимо отметить что, и версия Керимова, и версия Алексеева, по сути, восходят, к господствующей вот уже в время в отечественной науке позитивистской концепции Г.Ф. Шершеневича, выдвинутой еще в начале века. Г.Ф. Шершеневич рассматривает общую теорию права в единстве с философией права. Он утверждает, что научная философия должна строить свои общие понятия только на положительном праве. Она не может «подставлять» под реальные понятия свои идеальные представления, выдавать за право то, что, по ее мнению, должно правом. Философия права решает не только теоретические, но и практические задачи. Устранение практической задачи нарушило бы соответствие между философией права и юридическими науками, высшим синтезом которых она должна служить, потому что каждая юридическая паука не только изучает установленные нормы права, но и указывает на их желательное изменение.
Перечисленные точки зрения, при всех различиях между ними стремятся отождествить философию права с какой-нибудь чисто юридической дисциплиной. Существует, однако, и принципиально иная точка зрения, отстаивающая самостоятельность философии права. Эта позиция представлена и в современной правоведческой литературе: Водораздел между философией права и теорией права (при некотором пересечении объектов их исследований), все же оказывается достаточно высоким и четким. Теории права остается немало, она изучает право как реальный социальный институт, философия права - проявление в праве лишь отдельных, хотя и фундаментальных аспектов бытия: соотношение материального и духовного, свободы воли человека и ее материальной, духовной предопределенности (воли человека и божественной воли - в религиозных системах), содержание общественного сознания и т.п."
Определив, таким образом, в чем заключается специфика философско-правового осмысления реальности, следует остановиться на вопросе о практическом значении философско-правовой подготовки юриста.
Юридическая деятельность, представляя собой особый вид профессионального труда, нацеленного на организацию и обеспечение правотворчества, правореализации, правоохраны и правовосстановления, осуществляется в строгом соответствии с регулирующими ее нормами права, в порядке и формах, определенных действующим законодательством. Вместе с тем, поскольку осуществляющие такую деятельность субъекты не являются бездумными функционерами, постольку она всегда предполагает мысленное осознание требующей своего решения ситуации, выработку собственного к ней отношения.
Ключом к осмыслению значимой с правовой точки зрения ситуации лишь в теории выступает властная воля, находящая свое выражение в тех нормах, на основе которых осуществляется юридическая деятельность. В действительности такое осмысление предстает как личностный выбор, в основе которого лежит не только правовой опыт юриста, но и его собственное понимание права.
С учетом указанных обстоятельств способность юриста философски обосновать для самого себя принимаемое решение как собственный личностный выбор оказывается важнейшим условием предупреждения профессиональной деформации, правовой дезориентации и нигилизма.
Изучение философии права не только способствует формированию и развитию философско-правового мышления, умения философско-правового анализа юридически значимых проблем; оно также способствует формированию умения осознать гуманистический смысл деятельности юриста, желания и способности самосовершенствоваться, накапливать правовой опыт, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать профессиональные умения.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 398.