Оперативная акватория включает гавани, ковши, широкие бассейны. Размеры определяются, исходя из условий безопасности и удобства маневрирования при швартовных операциях и обработке судов.
Минимальная ширина широкого бассейна, допускающего разворот судна
. (12)
Ширина прилегающей к причалам акватории, измеряется по нормали от линии кордона до границы транзитного судового хода или до гидротехнических сооружений (ГТС) и принимается при швартовке лагом (бортом)
, (13)
где п – коэффициент, изменяющийся от 2 до 4 в зависимости от типа причала (бассейн, пирс, набережная);
D В –запас ширины равный от 60 до 90 м в зависимости от грузоподъемности судна.
Внутренние судовые ходы. Ширина внутренних судовых ходов зависит от допустимой скорости движения судов и интенсивности движения, и составляет от 30 до 150 м.
Границы маневрового рейда, внутренних судовых ходов, оперативных акваторий и рейдов для отстоя судов располагают от ГТС с учетом зоны безопасности.
При швартовке кормой
. (14)
При швартовке лагом
. (15)
Размер зоны безопасности до сооружений, не используемых для швартовки судов
. (16)
Размер зоны безопасности между отдельными рейдами для отстоя судов
. (17)
Размеры акватории рейдовых причалов определяются с учетом способа постановки судна на рейде: на одном якоре, на одиночном буе, на двух и более якорях или на причальных бочках, у рейдовых палов.
Рис. 3. Схемы постановки судов на рейде
Длина якорного каната lk определяется в зависимости от расчетной глубины в порту Н.
При глубине Н £ 20 м, lk =8Н, а при Н > 20 м, lk =6Н.
Длина швартовного каната:
· У одиночного буя или пала l ш = 25 ¸ 60 м.
· На двух буях или палах l ш = 25 м.
Внешний рейд. Глубина площадь акватории внешнего рейда должны обеспечивать безопасную стоянку расчетного типа судов и их маневрирование при расчетной волне. Наиболее удобная глубина для устройства внешнего рейда 20 ¸ 30 м.
Размеры акватории внешнего рейда зависят
I. При использовании для отстоя судов:
а) от способа постановки судна на рейде;
б) от размера рейдовых стоянок;
в) от числа судовых мест.
II. При использовании для перегрузочных работ:
а) от числа рейдовых причалов;
б) от способа перегрузочных работ.
На перегрузочных рейдах производится перевалка грузов с морских судов на речные суда, баржи, лихтеры и на оборот, а также подъем и снятие лихтеров с лихтеровозов.
Вход в порт должен быть удобным и безопасным для прохода судов, через него не должны проникать на акваторию порта опасные волны.
В порту может быть один или два входа в порт – это облегчает маневрирование судов и противопожарную безопасность. Входы имеют разные размеры и предназначены для судов различного тоннажа. Вход размещают в глубоководной части акватории и в наибольшем удалении от берега.
Рис. 4. Схема расположения и направления входа в порт.
Где 1 – Ось входа, 2 – оградительные сооружения, 3 – направление господствующего ветра, 4 – линия входа, Вн – ширина входа.
Требования, предъявляемые к оси входа
1. По навигационным условиям ось входа должна быть направлена под углом a = 450 ¸ 750 к направлению господствующего ветра и волнения.
2. Для устранения выброса судна на берег угол b между осью входа в порт и направлением береговой линии должен быть больше 300.
Требования, предъявляемые к ширине входа
1. Удобство входа и выхода судов в штормовую погоду.
2 . Минимальное проникновение волн через ворота порта на внутреннюю акваторию.
Ширина входа в порт определяется по формуле
, (18)
где Вс – ширина расчетного судна, м;
v д – скорость сноса судна под действием течения и ветрового дрейфа, м/с;
v с – скорость хода судна на входе в порт, м/с;
tp – время рыскания судна, сек;
b – угол рыскания, град;
D В – запас ширины, принимаемый воизбежание соприкосновения судна с оградительными сооружениями или откосами канала, м.
, (19)
где a з – коэффициент запаса равный 0,5 ¸ 2,0.
Полученное по формуле (18) расчетное значение ширины входа в порт сравнивается с допустимым значением
. (20)
Если значение Вн < 0,8 × Lc , то ширину входа принимается, равной длине расчетного судна.
Рис. 5 схемы расположения ворот порта.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 416.